Гусеничные бульдозеры средней категории

В. Ковригин, Юрий Петров

(Продолжение. Начало в ОС № 5, 2004 г.)

В отличие от бульдозеров легкой категории, бульдозеры средней категории, как правило, выпускают на базе гусеничных тракторов промышленного назначения. Базовые тракторы в зависимости от назначения оснащают различными бульдозерными отвалами для выполнения землеройных и планировочных работ, для перемещения угля на складах, проведения рекультивационных работ, а также для работы на грунтах с пониженной несущей способностью и на местах захоронения промышленных и строительных отходов.

Caterpillar D6M LGP (140 л. с., 19 т) для работы на тропиках и вязких грунтах. Его оснащают отвалом VPAT и GPS-приёмникам

К средней категории отнесены бульдозерно-рыхлительные агрегаты рабочей массой от 10 до 30 т и мощностью в диапазоне 100...300 л.с., и эта группа тракторов остается самой востребованной. Средние бульдозеры предназначены для выполнения широкого комплекса земляных работ на грунтах I...IV категорий, в том числе на грунтах сезонного промерзания, трещиноватых и скальных породах, в промышленном, гидротехническом, дорожном строительстве, в мелиорации и горнодобывающей отрасли.

Производители

В отечественном тракторостроении основными производителями промышленных бульдозеров средней категории являются ОАО «ЧТЗ-Уралтрак» и ОАО «Промтрактор». Их машины при различной комплектации рассчитаны на эксплуатацию в условиях холодного, умеренного и тропического климата.

ОАО «ЧТЗ-Уралтрак» в средней категории бульдозеров выпускает две базовые модели классов 10 и 15. В последнее время челябинские машиностроители провели модернизацию и изменили кодировку машин. Сейчас бульдозеры ЧТЗ остаются самыми популярными на рынке СНГ благодаря не только своей многофункциональности и универсальности, но и числу модификаций (болотоходные тракторы, для лесной промышленности, погрузчики, трубоукладчики). На базе тракторов выпускают бульдозеры Очерский (ДЗ-182.1), Октябрьский (ДЗ-182, ДЗ-182.2) и Уральский заводы (УРБ-170). До недавнего времени навесное оборудование ДЗ-171.1 выпускал ЧЗК (ныне ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины»). На тракторах ЧТЗ применяют дизели Д-160 и Д-180, агрегатированные с механической или гидромеханической КП. На втором месте по популярности в России стоит чебоксарское ОАО «Промтрактор» (бывший ЧЗПТ), которое выпускает бульдозеры тяговых классов 11, 15 и 20 и стремится вывести на рынок серию машин нового поколения под маркой «Четра». ЗАО «ЧСДМ» помимо бульдозерного оборудования для ЧТЗ выпускало бульдозерно-рыхлительный агрегат ДЗ-240 тягового класса 10. Недавно появился совершенно новый агрегат ТС-10, который, как и предшественник, оснащен 180-сильным дизелем ЯМЗ-236М2-4 (по заказу монтируют дизель Cummins).

Модификатор продукции ОАО «ЧТЗ-Уралтрак»

 

1 – Тип машины: «Т» – трактор без оборудования; «Б» – трактор c бульдозерным и рыхлительным оборудованием.

2 – Тяговый класс трактора: «10» или «15».

3 – Служебный префикс: «М» – модернизированный; «Б» – для работы на грунтах с пониженной несущей способностью.

4 – Мощность двигателя: «0» – 180 л.с.; «1» – 170 л.с.; «2» – 140 л.с.

5 – Тип трансмиссии: «0» – гидромеханическая, «1» – механическая КП; «2» – гидромеханическая с механизмом поворота, работающим в масляной ванне; «3» – механическая с механизмом поворота, работающим в масляной ванне.

6 – Тип ходовой системы: «0» – с шестью катками, «1» – с пятью катками; «2» – с семью катками; «3» – облегченная с пятью катками; «4» – облегченная с шестью катками.

7 – Исполнение машины: «0» – запуск двигателя электростартером, «1» – запуск пусковым двигателем П-23У; «2» – северное исполнение; «3» – предпусковой подогреватель двигателя.

8 – Агрегатирование трактора: «0» – без прицепного устройства, «1» – с жестким прицепным устройством; «2» – с маятниковым прицепным устройством; «5» – базовый трактор для трубоукладчика; «6» – двойного назначения для сельскохозяйственного производства с задней с.-х. навесной системой; «7» – двойного назначения для с.-х. производства с подъемно-прицепным устройством; «8» – двойного назначения для с.-х. производства с маятниковым прицепным устройством; «9» – база под погрузчик; «10» – база под траншейный цепной экскаватор с бульдозерным оборудованием; «11» – с маятниковым прицепным устройством без бульдозерного оборудования с 6-ступенчатой КП; «12» – с жестким прицепным устройством и валом для привода вала отбора мощности; «13» – база под траншейный цепной экскаватор без бульдозерного оборудования; «14» – база под подъемный кран КП-25; «15» – с тяговой лебедкой ЛТ-16.

Подъемная кабина агрегата ТС-10 (180 л. с., 12 т) обеспечивает удобное обслуживание трансмиссии

9 – Тип бульдозерного оборудования: «Е» – полусферический отвал с механизмом гидроперекоса; «В» – косой неповоротный отвал с механизмом гидроперекоса; «В1» – прямой неповоротный отвал без механизма гидроперекоса; «В4» – прямой неповоротный отвал без механизма гидроперекоса для тракторов с пониженным удельным давлением на опорную поверхность; «Д» – поворотный отвал; «К» – сферический отвал для угля.

10 – Тип рыхлительного оборудования: «Р» – трехзубый параллелограммный рыхлитель; «Н» – однозубый параллелограммный рыхлитель; «Н2» – однозубый рыхлитель радиального типа.

 

Все перечисленные модели выполнены по традиционной схеме: двигатель спереди, кабина сзади, а модели ОАО «Промтрактор» и ЗАО «ЧСДМ» оснащены гидростатической трансмиссией. Ходовая часть – полужесткого типа с вынесенной осью качания тележек.

Меньше всего продается «узкопрофессиональных» лесохозяйственных и трелевочных тракторов Алттрак ТТ-4М, «Онежец» серий ТДТ, ЛХТ и ТЛТ, оборудуемых бульдозерным отвалом, с помощью которого возможны разработка, перемещение и планировка грунтов I...II категорий, обустройство волоков, погрузочных площадок, подъездных путей, стоянок, расчистка дорог, прокладка зимников.

Учитывая, что тракторы «Онежец» и Алттрак создавались как лесопромышленные (и в первую очередь для трелёвки леса), компоновка оставалась прежней (переднее расположение кабины, а в задней части смонтирован погрузочный щит, кузов, гидроманипулятор и другое оборудование).

Промышленный бульдозерно-рыхлительный агрегат Komatsu D65E-12 (190 л. с., 15,8 т), предлагаемый в России

За рубежом бульдозеры средней категории выпускают более 20 производителей. Бессменные лидеры на этом рынке – широко известные в России Caterpillar и Komatsu, которые имеют свои заводы в Японии, Индии, США, Южной Америке и Европе. Помимо этих производителей на рынке СНГ представлены бульдозеры Case, Liebherr и Dressta (в том числе в лице Huta Stalowa Wola). По лицензии Liebherr бульдозеры выпускают компании Bell и John Deere. Примечательно, что техника всех названных производителей предназначается практически на все случаи жизни: для работы на болотах (тип LGP или PX) и угольных складах, для дорожно-строительных работ, захоронения промышленных отходов и ТБО (WHA). Большинство производителей выпускают машины с увеличенной шириной колеи или увеличенной базой. К характерным особенностям некоторых моделей Caterpillar и Hindustan следует отнести применение треугольного гусеничного обвода с высоко поднятым ведущим колесом, расположенным между передним и задним натяжными колесами. Такое техническое решение предотвращает повышенный износ венцов ведущих колес и исключает непосредственный контакт с абразивными материалами и влажной средой. До недавнего времени бульдозерно-рыхлительные агрегаты Т-330 с задним расположением двигателя с 1975 года производил завод ЧЗПТ. Ныне машины такой компоновки выпускает Харьковский завод им. В.А. Малышева (инженерная машина БГ-1).

Кабина бульдозера Caterpillar D7R (230 л. с., 24,8 т)

Обозначения отвалов в таблице: S – прямой (тяжелые материалы); U – универсальный с большими уширительными косынками (с перекосом, что улучшает способность к рытью траншей и вскрышным работам, может также быть использован для рекультивации земель); SU – полууниверсальный с короткими боковыми косынками (при наличии буферной плиты эффективен для толкания скреперов на погрузке); A – поворотный, идентичный по форме S-отвалам (для скальных и тяжелых работ); P – с изменяемым под нагрузкой углом перекоса, VP (VPAT-отвал) – с регулируемыми высотой подъема, опускания, углом поворота и перекоса; RC – рекультивационный универсальный; WC – для угольной щепы; CL – угольный; HU – мощный универсальный; LF – мусорный для захоронения отходов, с увеличенным объемом «чаши»; TW – отвал для работы в двух направлениях – толкание/ волочение (очистка трюмов судов); CU – буферный с амортизацией для толкания скреперов (для профилирования толкания скреперов на погрузке); CPB – толкающий блок с амортизацией для толкания скреперов (для профилирования толкания скреперов на погрузке); CB – угольный бульдозерный; VR – с изменяемым радиусом. Кроме этого применяют отвалы: СD – нагружаемый отвал с «ковшовой» формой (липкие материалы); VR – с изменяемым радиусом (рекультивационные и планировочные работы); V – вальщик деревьев, корчеватель пней;
K/G – кусторез для расчистки территорий; «грабли» – для расчистки территории.

 

Оборудование

Поскольку гусеничные бульдозеры средней категории занимают основную долю рынка всех гусеничных тракторов, выбор устанавливаемого оборудования тоже крайне широк. Всего в мире бульдозерное и рыхлительное оборудование для гусеничных тракторов выпускают около 100 компаний. Например, Caterpillar помимо собственных использует бульдозерные отвалы Balderson, Bateman Mfg, Rimco, Rome, Weldco-Beales. Схожая ситуация наблюдается у других производителей. К числу продуцентов оснастки также можно отнести и независимых производителей, выпускающих оборудование для моделей, снятых с производства.

Бульдозерные отвалы имеют свои ограничения по типу применения и, как правило, связаны с возможностями трактора. Для наглядности мы приводим таблицы применяемости к некоторым тракторам.

 

компании по теме статьи
компании по теме статьи