Некоторые аспекты выбора мусоросборочной машины

Николай Протасов
Вопросы сбора и утилизации бытовых и производственных отходов в настоящий период, особенно в странах Европы и США, считаются важнейшими в области сохранения и улучшения состояния окружающей среды. Пристальное внимание к этой проблеме порождает новые конструкции, смелые идеи. Подтверждением этому может служить рынок коммунальной техники. Разнообразие технических решений приводит к тому, что потребителю сложно сориентироваться в ассортименте транспортных средств для сбора и вывоза отходов и мусора, выбрать оптимальный вариант оборудования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Главные элементы

Транспортные средства для беспылевого сбора, уплотнения и вывоза мусора и отходов относятся к категории уборочных машин и называются у нас собирательно мусоросборочными. К основным элементам данных машин относятся: кузов, внутри которого накапливается собранный мусор, выталкивающая плита, находящаяся внутри кузова, приемный бункер с загрузочной емкостью, в которую непосредственно попадает первоначально мусор из уличных мусоро­сборников. Справедливости ради надо отметить, что сегодня на рынке представлены мусоровозы и без приемного бункера. Также к основным элементам устройства относятся сгребающая, или подающая, плита, прессующая плита, а также устройство для выгрузки содержимого коммунальных мусорных контейнеров.

Кроме основных элементов сегодня большинство машин комплектуется дополнительным оборудованием, поскольку использование некоторых функций может существенно облегчить работу оператора, увеличить ресурс машины, помочь обойти конкурентов, не имеющих возможности выполнить данные работы.

В рамках дополнительной комплектации устанавливают автоматические системы центральной смазки (АЦСС), монтируют модули навигации GPRS/ ГЛОНАСС, которые в свете существующих тенденций, скорее всего, скоро будут обязательным пунктом комплектации для уборочных машин. Из допоборудования еще можно упомянуть устройства взвешивания. Системы взвешивания могут фиксировать как массу мусора, загружаемого в машину из определенного уличного контейнера, так и контролировать массу транспортируемых отходов. В некоторых случаях функция взвешивания необходима, например, когда вывоз мусора оплачивается из расчета массы вывезенных отходов.

В качестве дополнительного покупателям также может быть предложено оборудование, которое с помощью струи воды, подающейся под высоким давлением, дезинфицирует и моет после разгрузки внутреннюю поверхность кузова. Изготовителями предлагаются также системы для быстрой смены надстроек, значительно расширяющие спектр использования автошасси, и установка системы, позволяющей обезвоживать собранный мусор. Поскольку данный вид транспорта работает в основном в густонаселенных районах, для повышения безопасности работ покупателям мусоровозов предлагают комплектацию машин камерами заднего вида с мониторами, фотоэлементами, различными датчиками движения, чтобы оператор легко и точно мог подъехать к контейнеру.

Об отдельных частях – подробнее

Основной кузов, называемый еще основным резервуаром, служит для сбора и подпрессовки собранного мусора. В нашей стране наиболее часто можно встретить мусоросборочные машины с кузовом квадратного или прямоугольного сечения. Для усиления прямоугольной конструкции стенки кузова делают рифлеными, а сам кузов укрепляют, армируя конструкцией из металлопроката.

Но сегодня нередко можно встретить кузова овальной формы, в которых, по крайней мере, две стенки имеют округлую форму. Все большее распространение получают цилиндрические, округлые кузова.

Выталкивающая плита в соответствии с названием предназначена для полного освобождения загрузочного бункера от собранного мусора путем выталкивания. Плита движется вдоль грузового отсека по направляющим, закрепленным на боковых стенках, либо ее направление фиксирует рельс, смонтированный на полу грузового бункера.

Еще один ответственный элемент – приемный бункер с емкостью. После выгрузки мусора из уличного контейнера он попадает в емкость, откуда и выгребает его подающая плита. Корпус приемного бункера служит защитой от внешнего воздействия для ряда устройств, участвующих в постоянной загрузке мусорных контейнеров. В различных моделях машин приемный бункер может отличаться объемом приемной емкости, качеством использованного покрытия и т. д. Стенки этого узла, на которых закреплены направляющие прессующей плиты, бывают как гладкими, так и рифлеными.

Прессующую плиту, которую еще называют толкающей, двигают 2 гидроцилиндра двойного действия, установленные по ее краям. Причем возможно исполнение, когда гидроцилиндры установлены не внутри, а снаружи кузова. Обычно с помощью петель прессующая плита со­единена с несущей плитой, представляя с ней один конструктивный элемент.

Устройство для выгрузки контейнеров и других емкостей при сборе отходов и мусора захватывает, поднимает и с элементом вращения высыпает отходы в емкость для приема мусора. В устройстве выгрузки чаще всего задействованы гидроцилиндры, питающиеся от гидросистемы машины, но есть примеры использования в этом узле электропривода. В этом случае механизм выгрузки приводится в действие посредством механических передач.

Практически все ведущие производители мусоровозов постоянно вносят свои коррективы в существующие конструкции, изобретают свои подходы к решению тех или иных технических проблем, у каждого такого принципиального решения есть свои критики и сторонники.

Какой тип мусоросборника предпочтительней?

В России на протяжении многих лет имеет место отток сельских жителей и жителей небольших городков в крупные города. Параллельно с этим фирмы, ответственные за вывоз мусора, укрупняются и территориально увеличивают зоны своего обслуживания. Это увеличение происходит в основном за счет малонаселенных территорий. В такой ситуации, безусловно по экономическим и логистическим причинам, наиболее оптимальным решением будет мусоровоз, характеризующийся относительно большим объемом перевозимого мусора.

Иная ситуация на территориях густонаселенных. В мегаполисе от мусоросборочной машины требуются маневренность и компактность. Соответственно решением в такой ситуации будет приобретение машин, укомплектованных относительно небольшими надстройками. Эти машины могут быть автономными, т. е. и собирать, и вывозить непосредственно в места утилизации собранный мусор, либо же они могут выполнять только функцию сбора мусора, а затем отвозить его в определенную, недалеко от обслуживаемой территории расположенную точку и выгружать в кузов большой машины или в контейнер. Загруженные до краев, большегрузные кузова или контейнеры, в которых умещается по нескольку небольших мусоровозов, вывозят коммунальные отходы порой на значительные расстояния.

Впечатляюще больший объем мусора могут транспортировать мусоровозы, представляющие собой 3-осные полуприцепы. Приблизительный объем бункера в таком полуприцепе раза в три превышает вместимость кузовов наиболее часто встречающихся у нас 16-метровых полуприцепов. Подобные полуприцепы-мусоровозы FARID SuperBOE поставляет в Россию компания ЗАО «Коминвест-АКМТ». Объем контейнера для вывоза мусора – 40 м3, а г/п – 24,5 т. При этом коэффициент уплотнения, обеспечиваемый прессующей установкой, очень высокий – 6! Экономия налицо, по крайней мере в расходе топлива, в заработной плате и в обслуживании техники. Особенно актуально ее использование тогда, когда на большом расстоянии имеется необходимость в вывозе мусора относительно низкой плотности и небольшой массы. Однако такого рода полуприцепы не получили сегодня значительного распространения. Хотя ситуация вполне может измениться, и огромные полуприцепы-мусоровозы станут востребованы.

Отдельной темой является сбор промышленных и крупногабаритных отходов. В этом сегменте рынка отходов уже много лет используют контейнеры, с которыми работают тягачи, оснащенные установками типа «мультилифт», либо же бункеровозы. Отличный выбор «мультилифтов» отечественного производства с гидравлическим или тросовым типом привода исполнительных механизмов, а также бункеровозы на отечественном и иностранном шасси предлагает московское предприятие «Коминвест-АКМТ».

Перспективной альтернативой являются огромные надстройки, позволяющие собирать мусор и отходы из типовых мусорных резервуаров любых размеров, не превышающих размеры самого мусоровоза. Инновационные мусоровозные надстройки способны загрузить и вывезти в своем основном резервуаре содержимое нескольких евроконтейнеров или закрытых бункеров-накопителей объемом 8 м3. Эти и множество других видов контейнеров и бункеров производит ОАО «Михневский РМЗ». Один подобный мусоровоз в состоянии обслужить трассу, с которой прежде вывозили мусор несколько «мультилифтов» или бункеровозов.

Постоянно развивающимся направлением в индустрии утилизации отходов является селективное разделение мусора. Для вывоза отсортированных отходов используются многокамерные мусоровозы. Это надстройки, по крайней мере с двумя отделениями, в которые можно грузить разные фракции мусора. Такие мусоросборочные машины, например FARID Selecto, имеют два отделения в мусоросборочном кузове и соответственно два загрузочных бункера.

Таким образом, для принятия правильного решения о покупке мусоровоза следует проанализировать все факторы, необходимые для эффективного сбора мусора приобретенной машиной: размеры обслуживаемой территории, количество точек сбора мусора, их удаленность от места разгрузки, количество и основные свойства собираемых отходов и т. п. параметры.

Какой основной резервуар выбрать?

Как отмечалось выше, наиболее привычной у нас формой основного резервуара мусоровоза является прямоугольная. В резервуарах такой формы уплотнение мусора реализуется с помощью сжатия его между прессовой и выгружающей плитами. Степень сжатия характеризуется коэффициентом сжатия, он колеблется в мусоровозах от 2,5 до 6 единиц.

Многолетнее использование этого дизайна, наряду с достаточно надежной работой машин с прямоугольными кузовами, вызывает само по себе доверие покупателей.

Однако у такой схемы кузова есть много недостатков, по сравнению с более современными конфигурациями. Так, разница в массе прямоугольного кузова мусоровоза и овального при той же емкости составляет 0,5 т, а если посчитать, что в день машина делает не один, а 3–4 рейса, то это потеря в 2 т. В течение месяца возникает существенная разница в показателях перевезенных отходов при сравнении машин с различными кузовами. А с точки зрения экономики несколько рейсов по перевозке мусора машина с прямоугольной формой кузова попросту не выполняет, нанося убыток компании.

Недостатком надстроек этого типа является большое число сварных соединений и наличие ребер, чего нет в «гладкой» конструкции овальной или круглой формы. Практика показывает, что именно места сварки наиболее подвержены коррозии, а ребра являются самыми нагруженными участками кузова. Поэтому таким проблемным зонам требуется особое внимание со стороны оператора. Подобные места являются чаще других причиной возникновения ремонтных работ.

Еще одним недостатком рифленой поверхности и многочисленных ребер у надстроек прямоугольной формы являются сложности с нанесением рекламных материалов на стенки надстройки. Но у нас, пожалуй, острота подобной проблемы в отличие от Запада не так ощущается. А вот современные формы мусоровозных кузовов овальной формы для рекламы подходят значительно лучше.

Другим минусом прямо­угольной формы кузова является то, что нижний лист кузова, являющийся полом, представляет собой совершенно ровную плоскость. А пол – это наиболее изнашиваемый элемент грузового бункера, и износ происходит не только в результате трения. На внутреннюю поверхность пола попадают все жидкие субстанции отходов, часто весьма агрессивные. Интенсивные процессы коррозии могут существенно сократить срок службы металла пола.

Интересные и технологичные решения предлагает испанский производитель мусоворовозов Ros Roca S.A., которого представляет российская компания «Инфраструктурный проект». Надстройки Ros Roca имеют пол килевой формы и специальный отсек для сбора жидкости. Килевой пол выполняет сразу две функции, усиливает конструкцию надстройки, т. е. придает дополнительную жесткость и служит каналом для стекания жидкости. Жидкость не задерживается на полу, а поступает в специальный отсек, откуда может быть удалена в местах выгрузки или любых других местах на усмотрение оператора/ водителя. Таким образом, надстройки Ros Roca менее подвержены коррозии и имеют более длительный срок службы.

Овальная форма кузова, в которой боковые стенки имеют полукруглую форму, в дополнительном усилении не нуждается. Процессы загрузки и выгрузки в этой конструкции такие же, как и в надстройках с прямоугольными кузовами, а сама машина имеет привлекательный современный вид.

Особую популярность подобная форма кузова получила у коммунальщиков: кузов имеет относительно небольшой по сравнению с рифленым вес, поэтому появляется возможность транспортировать больший объем отходов. Среди недостатков можно отметить большую вероятность возникновения трещин в местах соединения сваркой боковых стенок с полом и потолком, если таковые соединения имеются, т. к. их может и не быть. Кроме того, потенциальный покупатель зачастую предвзято, с недоверием относится к не проверенному длительной эксплуатацией кузову и все-таки отдает предпочтение традиционным и испытанным формам кузова.

Еще одной разработкой новой формы являются округлые бункеры, или кузова барабанного типа. Они изготавливаются в форме цилиндра и имеют ротационную систему уплотнения. Эти современные модели надстроек уплотняют мусорные массы практически с тем же коэффициентом, что и прессовая плита. Низкая собственная масса по сравнению с кузовом прямо­угольной формы является, безусловно, преимуществом. Особенно удачна данная конструкция при обслуживании коммунальных объектов. Среди недостатков можно отметить следующие. Уплотнение отходов с помощью прессовой плиты очень эффективно, усилие уплотнения легко регулируется, и коэффициент уплотнения можно задать предварительно. А вот в мусоровозных надстройках барабанного типа регулировка усилия сжатия отсутствует.

Принцип работы мусоровозной машины Faun Rotopress напоминает мясорубку. Собираемый мусор грузится в бункер конической формы с помощью загрузчика-кантователя или же вручную. Затем мусор, вращаясь по часовой стрелке, уминается, равномерно перемешивается, а вся масса перемещается к передней стенке кузова, на которой установлены режущие кромки, измельчающие практически весь мусор.

При выгрузке задний борт поднимается, а кузов начинает вращаться в противоположную загрузке сторону. Мусор подается назад по направляющим ребрам лабиринтного уплотнителя.

Как уже говорилось выше, существует особый вид надстроек, предназначенных для транспортировки отсортированных отходов. Эти надстройки имеют все свойства обычных бункеров. Главный резервуар используется прямоугольной или овальной формы, но делится внутри на два, три, а иногда и на четыре сегмента. Каждое отделение предназначено для сбора определенного вида отходов. Надстройки такого типа используются в районах с большим разнообразием фракций собираемого мусора и относительно небольшим количеством разновидностей утилизируемых материалов, например, таким образом собирают раздельно бумагу и стекло.

Останавливая свой выбор на надстройках этого типа, следует, однако, учитывать большие затраты на приобретение, которые объясняются комплектацией транспортного средства большим количеством ключевых элементов, дающих возможность осуществлять селективный подход.

Часто встречается такое технологическое решение, как монтаж на мусоросборочные машины КМУ. Крановая установка может монтироваться как за кабиной, так и за главным мусоросборником. С помощью крана удобно грузить бункеры и контейнеры самых разных видов и объемов – от 1,1 до 35 м3, причем стоящие как на земле, так и ниже уровня земли, помещенные в специальные колодцы. Выгрузка мусора из контейнеров в кузов осуществляется с помощью манипулятора, смонтированного за кабиной.

Мусоровозы с КМУ для работы с заглубленными контейнерами производит уже упоминавшаяся ведущая компания в сфере снабжения коммунальной и дорожно-строительной техникой «Коминвест-АКМТ». На базовом шасси КамАЗ-6520 устанавливается бункер с загрузочно-уплотняющим механизмом. Бункер предназначен для сбора ТБО, его объем – 20 м3. КМУ устанавливается Atlas Terex с максимальным вылетом стрелы 8,9–10,1 м и г/п 1,11–1,13 т. Мусоровозы рассчитаны на работу с заглубленными контейнерами Silo-Citybin российско-финского производства.

При выборе мусоровоза в таком исполнении покупателю следует обратить внимание на максимальный вылет стрелы крановой установки, и прежде всего выяснить, как меняется предельная г/п на конце стрелы при выдвижении каждого следующего звена. Полезная опция при работе с КМУ – дистанционное радио­управление. Использование пульта ДУ добавляет комфорта в работе оператора, а также повышает уровень безопасности работ.

 
 
 

Азнакаевский завод «Нефтемаш» приступил к выпуску тросового самопогрузчика МСК

Тросовый самопогрузчик МСК предназначен для механизированной погрузки кузовов на себя, транспортировки их и механизированного снятия на землю, а также для освобождения кузова от груза самосвальным способом. Данный вид спецтехники может быть использован для перевозки кузова для снега, сыпучих материалов, контейнера для мусора, пескоразбрасывающего оборудования и т. п.  

С контейнером для мусора К-20, К-27 машина работает в качестве мусоровоза и осуществляет вывоз мусора с места загрузки (перегрузки) и выгрузку его самосвальным способом в местах утилизации. С кузовом для снега тросовый самопогрузчик МСК используется в качестве снеговоза, осуществляя вывоз снега и механизированную выгрузку его на свалках. С другими кузовами (оборудованием) тросовый самопогрузчик МСК применяют по назначению данного кузова (оборудования): платформа, цистерна, пескоразбрасыватель, фургон и т. п.

компании по теме статьи
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin
компании по теме статьи