В поисках альтернативы

Новая техника для вывоза мусора

И. Варывдин
Как бы ни были удобны в применении мусоровозы с задней загрузкой, большинство компаний – изготовителей коммунальной техники активно продвигает на российский рынок иные конструкционные решения, ориентированные под различные способы сбора твердых бытовых отходов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Разумеется, такое название мусоровозов – «с боковой загрузкой» – весьма условно, загрузочный бункер кроме заднего свеса можно расположить только в передней части машины, за кабиной. В последнем случае в зависимости от расположения и устройства подъемных механизмов забор мусора может осуществляться спереди, сзади и с обеих сторон, по бокам, но непосредственная погрузка в кузов накопителя будет всегда сверху. У всех этих мусоровозов «с верхней загрузкой» налицо один существенный недостаток – практически отсутствует возможность ручной погрузки, что как раз неудивительно, ведь основной задачей их разработки было избавить оператора не просто от ручного труда, а от непосредственного контакта с мусором, а сам сбор ТБО сделать максимально автоматизированным. Поэтому называть привычные еще с советских времен мусоровозы с боковым расположением манипулятора устаревшими, мягко говоря, преждевременно. Их надоевшая коммунальщикам слабина – частые поломки стрелы, причем не только ее гидравлической части, как прямое следствие эксплуатации, ведь вес брутто стального бака вместимостью 0,75 м3 зачастую превышает расчетные 500…700 кг грузоподъемности манипулятора. Неслучайно на Западе мусоровозы такой конструкции поднимают «ведра» максимум 240 л.

Например, машины финской компании NTM серии ОМ. Боковой погрузчик достает контейнеры на расстоянии до 2,4 м от кузова, всем процессом погрузки водитель управляет из кабины. Такая автоматизация позволяет собирать в день до 1000 «евробачков», что эквивалентно 240 м3 неспрессованного мусора. Загрузочная камера с механизмом прессования выполнена раздельно от кузова-накопителя, разгрузка самосвальная, при этом пресс-камера остается на месте. Эта схема позволяет комплектовать мусоровоз широким выбором кузовов-накопителей для разных шасси, вместимостью от 14 до 24 м3, а также допускает установку сменных кузовов. Правда, для эффективного применения подобного мусоровоза требуется соответствующая инфраструктура, а именно обширные районы одноэтажной застройки без заборов и с прямыми широкими улицами; такое по разным причинам в России трудно представить даже в отдаленной перспективе.

На Казанском электромеханическом заводе мусоровоз модели МКА22 на шасси КамАЗ-65115 сконструировали по классической схеме, однако спрос на него будет не только до тех пор, пока не исчезнут «советские железные баки»: машина выполнена как для эксплуатации в условиях российской действительности, так и на перспективу. На сегодня это «щипцы» грузоподъемностью (г/п) 500 кг для баков 0,75 м3, на завтра – сменные захваты для «евроконтейнеров». Масса усиленного вертикальными ребрами кузова при большом объеме (22 м3) относительно небольшая – 3,5 т. Прессующая плита изогнутой формы используется здесь как для уплотнения мусора, так и для его выгрузки на полигоне. Отсутствие самосвальной разгрузки упрощает обслуживание и уменьшает количество узлов износа. В итоге общая низкая собственная масса мусоровоза производства КЭМЗ позволила добиться рекордных показателей грузоподъемности. Масса вывозимого мусора достигает здесь 10 т! Не стоит забывать, что, как бы хороши ни были мусоровозы с задней загрузкой, в России всегда остается много мест, куда с низко висящим приемным ковшом в заднем свесе нельзя подъехать даже в сухую погоду, не говоря уже о том, каким балластным весом наделяет машину эта «гарнитура».

А в перспективе конструкция казанского мусоровоза позволит без особых переделок превратить его даже во «фронтлоудер»! Такой, например, как еще до кризиса предложила для России компания «Экопресс Групп»: очередной способ оптимизации затрат и улучшения условий работы оператора при вывозе ТБО. «Фронтлоудеры» славятся своими размерами загрузочной камеры, у модели F28 она целых 8 м3, как раз под объем соответствующего контейнера, а вместе с бункером накопителя общий полезный объем составляет 28 м3. Здесь выгрузка осуществляется самосвальным способом, масса оборудования, конечно, немалая – 7,2 т, поэтому даже на шасси КамАЗ-6520 легко превысить допустимую нагрузку на ось. Но для отходов небольшой плотности, особенно сортированных или промышленных, такой автомобиль идеален. Согласитесь, что далеко не каждый торговый центр может позволить себе завести пресс-компактор для высвобождающейся гофротары. Для них «фронтлоудер», работающий с 8-кубовыми контейнерами с крышками, окажется незаменимым средством. А расходы на вывоз картона или полиэтилена можно просчитать с точностью до копейки. Что особенно примечательно – в компании «Экопресс» даже это громоздкое оборудование в сборе умудрились установить на раме для системы крюкового захвата типа «мультилифт». Конечно, мусоровоз не та машина, которую берут для частичной занятости, но видится вполне оправданный вариант замены «фронтлоудера» на ломовоз, два этих кузова можно очень эффективно эксплуатировать на одном носителе. Другой случай – у предприятия уже есть мало используемый или вовсе не задействованный из-за кризиса грузовик с крюком – вот вам и диверсификация без какой-либо модернизации!

В Европе и США, где профсоюзы реально, а не декларативно защищают права рабочих, «фронтлоудеры» применяются широко, но там их используют преимущественно крупные рециклинговые компании, такие, например, как финская Lassila & Tikanoja. В развитых странах в пользу этих машин говорит то, что всю работу выполняет один человек, прессование происходит во время передвижения между контейнерами, да и меньшее количество подъемов по сравнению с мусоровозами с задней загрузкой также в их пользу. Никакой «рециклер» с порталом и ковшом максимум 2 м3 не «съест» 8-кубовую «лодочку» за один прием, как это делает «фронтлоудер» с аналогичным по объему баком. А если на площадке для сбора ТБО стояло 10 «советских» баков 0,75 м3, есть ли смысл их менять на 7 «евроконтейнеров» по 1,1 м3 или поставить один бак объемом 8 м3 при условии, что отходы там все равно не сортируют? Еще один плюс, правда, не очень нам понятный: водитель работает, не выходя из кабины, нет необходимости применять кабину типа bus-cab, что снижает стоимость машины.

Финская NTM Group на модели FL-P предлагает кузов до 36 м3 для четырехосного шасси. Ее конструкция модульная, похожая на модель с боковой загрузкой ОМ, при разгрузке опрокидывается только кузов-накопитель. Отличные от европейских американские шасси и правила позволяют те же объемы перевозить на трехосниках. Так, на моделях серии Half/ Pack американской компании Heil Environmental Ltd размер только приемной камеры составляет 11 м3. «Фронтлоудеры» производства итальянской фирмы Farid продвигает в России компания ЗАО «Коминвест-АКМТ»: это модель FL4 Series II на четырехосном шасси Volvo общей вместимостью 33,8 м3, включая 8,8 м3 загрузочной камеры.

Еще одна разновидность мусоровозов «с боковой загрузкой», пока не получивших у нас признания, это машины, работающие с контейнерами большого объема сбоку, обычно со стороны, обращенной к тротуару. Принцип их действия следующий. Сначала манипулятор захватывает контейнер и подкатывает его вплотную к автомобилю, затем кантователь лифтового типа поднимает и опрокидывает контейнер в загрузочную камеру. Вместимость бака – до 3,2 м3, материал – пластик для снижения веса. Пресс-камера примерно наполовину ниже уровня верхней стенки кузова, так что поднимать тяжелый контейнер на запредельную высоту не потребуется. Такой мусоровоз доступен и в России. ЗАО «Коминвест-АКМТ», например, предлагает итальянский Farid модели FMO на трехосном шасси IVECO или аналогов. Кроме максимально автоматизированного процесса сбора мусора и оплаты труда одного оператора вместо двух-трех человек в зачете у FMO меньшее число подъемов за счет большего размера контейнера, а значит, меньше время простоя под загрузкой.

Конечно, про стандартные «евроконтейнеры» тоже никто не забыл. Примером модели для работы с баками от 0,06 до 1,1 м3 может служить очередной продукт глобализации, оборудование американской фирмы Heil на специальном шасси с низкой кабиной немецкого производства SA 7000. Эти машины в Россию поставляет немецкая же компания Schmidt Kommunalfahrzeuge. Принципиально конструкция похожа на предыдущую модель, только к лифтовому кантователю крепится «еврогребенка» и пресс-камера относительно меньших размеров. К числу преимуществ перед классическими мусоровозами с задней загрузкой относится то, что оператору здесь надо меньше ходить, катая баки под разгрузку и обратно, удобный вход-выход в кабине «автобусного типа», нет «катания на подножках», что небезопасно и требует установки замедлителя хода. Немаловажен и тот факт, что получить в случае наезда травму оператору, работающему стоя на тротуаре, справа от машины, сложнее, чем тому, кто находится сзади от нее. Вдобавок в этом мусоровозе не исключается в принципе ручная погрузка в случае особой необходимости.

В производственной линейке упоминавшейся в предыдущей статье немецкой фирмы Husmann Umwelt-Technik, специализирующейся на выпуске мобильных и стационарных пресс-компакторов для перевозки бытовых и промышленных отходов, решения для подхватывания баков сбоку, разумеется, тоже есть. Собственно, располагать съемный бункер-накопитель позади пресс-камеры даже проще, удобнее и заменять один кузов другим. Кроме того, некоторые варианты компакторов Husmann позволяют строить из них мусоровоз хоть с боковой, хоть с задней загрузкой, для этого надо лишь установить соответствующий подъемный механизм на пресс-компактор, носителем же его будет служить любой подходящий по размерам грузовик с тросовым или крюковым «мультилифтом». И хотя разгрузка «евроконтейнеров» на высоте под 4 м не проходит так же чисто, как на классическом мусоровозе, многофункциональность техники тоже немалого стоит, особенно там, где ТБО, прежде чем бросить в бак, тщательно упаковывают в пакеты.

Ну и, разумеется, обзор альтернативных способов сбора отходов будет неполным без упоминания о заглубленных контейнерах и мусоровозах с КМУ для работы с таковыми. На сегодняшний день производители коммунальной техники адаптировали под «чулки» три основных конструкционных варианта современных рециклеров. Машины с задней загрузкой, с боковой и самый универсальный – на основе автомобиля с крюковым погрузчиком и пресс-компактором. И хотя существуют разные способы установки крана, подробнее остановимся лучше на тех моделях, у которых КМУ большой мощности крепится на раме, позади кабины. Примеры своего рода конверсии, когда манипулятор монтируется на крышу кузова или сбоку на самом приемном ковше, бесспорно, хороши, позволяя расширить сферу применения мусоровоза и обойтись сравнительно небольшими затратами. Однако если уж кто-то решил плотно «подсесть на заглубленку», лучше брать машину с большим краном: не будет ограничений при работе ни по размерам «носков», ни по расстоянию до них. Готовые решения трех известных в РФ поставщиков коммунальной техники – компаний «Коминвест-АКМТ», «РГ-техно» и «Экопресс» уже давно не новинки, но по-прежнему заслуживают внимания российских перевозчиков. Это машина, построенная на базе дорожного «Урал-63685» с применением крюкового погрузчика Multilift LHS250.49, крана-манипулятора Hiab 144B-2CLX и съемного кузова – пресс-компактора Ecopress вместимостью 20 м3 с увеличенной приемной камерой при очень удачном сочетании цены и качества. Плюс к этому благодаря «крюку» этот автомобиль настоящий универсал. Грузоподъемность КМУ – от 4600 кг при вылете 2,9 м до 1660 кг при вылете 8,1 м позволяет поднимать полипропиленовые мешки любого размера, а выгрузка собранных ТБО проводится самосвальным способом. Следующий мусоровоз марки Zoeller с кузовом XL с задней загрузкой объемом 19 м3, КМУ HMF 1310K2 (Дания), г/п 780 кг расположен за кабиной. Управление защищающим от просыпания кожухом гидравлическое. Шасси – Scania серии Р с колесной формулой 6х2. Ну и два хита от «Коминвест-АКМТ». Один на основе итальянского Farid T1M-20 UG с кузовом на 20 м3, кран-манипулятор TerexAtlas на шасси MAN TGA 26. Второй – бюджетный мусоровоз-универсал МСТ-6963-40 на шасси КамАЗ-6520 с длинной базой. Кузов Ряжского АРЗ МКЗ-40 вместимостью 19,5 м3 оборудован кантователем для «евроконтейнеров» от 0,12 до 1,1 м3, за кабиной установлена КМУ TerexAtlas 135.2-10 грузоподъемностью 1,13 т при вылете 10,1 м. При дополнительной установке портального погрузчика машина кроме работы с заглубленными контейнерами сможет собирать отходы и из 8-кубовых «лодочек».

компании по теме статьи
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin
компании по теме статьи