Мусоровозы, компакторы или рециклеры? (ч.1)
Обзор техники для вывоза ТБО
Специальную автотехнику для вывоза мусора не отнесешь к той группе, что радует публику ежегодными премьерами и новинками. Тем более в России. Рынок мусоровозов у нас не то чтобы далек от насыщения, он находится в стадии формирования и технического перевооружения, которое происходит порой революционными темпами. Какие же изменения произошли в этой сфере за последний год и что сегодня предлагают коммунальщикам ведущие отечественные и работающие в РФ иностранные производители?
Мусоровоз Mitsubishi FUSO R8 – 8 м3 от компании «ЭКОПРЕСС»
КМУ HIAB от компании «Кама» c пресс-контейнером 20 м3 от компании «ЭКОПРЕСС»
Мусоровоз Zoeller с КМУ на шасси Scania. «РГ»
«Спецтранс»
КМУ HIAB от компании «Кама»
Мусоровоз Zoeller с КМУ на шасси Scania от компании «РГ»
Мусоровоз от компании «ЭКОПРЕСС»
КМУ Palfinger
Вряд ли кто-то еще не заметил, как в окрестных дворах вырастают как грибы чем-то даже похожие на них заглубленные контейнеры для бытовых отходов. Опрятный внешний вид, наружная часть бункера может быть оформлена сочетанием с пластиком таких материалов, как алюминий и дерево, полная защита от атмосферных осадков (выпуклая крышка контейнера крепится жестко, ее нельзя открыть, что может произойти с другими вариантами мусорных баков). Отходы в такое «ведро» попадают через небольшое отверстие по размеру мусорного пакета, так что ни, к примеру, унитаз, ни умывальник туда не попадут. Летом отходы хранятся при более низкой температуре, это препятствует гниению и распространению запахов, зимой же более высокая температура подземелья предотвращает примерзание ТБО к стенкам «чулка». Больше половины объема таких контейнеров находится под землей, экономия места очевидна, но при всех их достоинствах они беззащитны перед вандалами. По этой причине в основном они востребованы на охраняемых территориях, жильцы обнесенных заборами многоэтажек с удовольствием отказываются от источающих дурные ароматы мусоропроводов в пользу неприметных округлых конструкций, занимающих во дворе меньше одного машиноместа. Сам же кондоминиум сокращает расходы на вывоз, ведь вместо методичных ежедневных погрузок у каждого подъезда мусоровоз достаточно подавать один-два раза в неделю. Альтернативой заглубленным контейнерам являются металлические контейнеры производства компании «ЭКОПРЕСС» вместимостью до 5 м3, которые также опустошаются мусоровозами с КМУ. При этом металлические контейнеры меньше подвержены нападениям вандалов и намного дешевле в приобретении и установке на площадке ввиду отсутствия работ по заглублению. Какие же решения существуют для работы с заглубленными контейнерами? В списке лидеров – продукция производственной компании ЗАО «Коминвест-АКМТ», активно продвигающей на рынок эту перспективную технологию сбора ТБО. Машины представляют собой доработанный мусоровоз на трехосном шасси с задней загрузкой и установленный за кабиной кран-манипулятор. «Доработка» заключается в том, что объем загрузочного бункера увеличивается за счет съемного кожуха в виде воронки. Это позволяет опустошать в него «чулок» за один раз (для справки: вместимость мешка может достигать 5 м3, а размеры заднего ковша – меньше 2 м3). Кроме заглубленных контейнеров такой автомобиль может работать и со стандартными «евробаками», а при наличии портального погрузчика и с 8-кубовыми «лодочками». Правда, надставной «кузовок» хотя и быстросъемный, в один маршрут баки разного типа не внесешь, придется заезжать на базу. Кстати, в Европе это не проблема, ведь отходы там чаще свозят на заводы по переработке или на мусороперегрузочные станции, а не на полигоны, как у нас. Мусоровозы в «Коминвест-АКМТ» выпускаются по принципу крупноузловой сборки из оборудования итальянской компании Farid и Ряжского АРЗ, дилерами которых является компания. Для модели T1UG за основу взята апеннинская установка серии Т1 с кузовом 19 м3. Загрузочный бункер с приставным кожухом составляет 9,7 м3. На выбор покупателя различные варианты КМУ и шасси, и предпочтение отдается заграничным маркам. Это, так сказать, мусоровоз премиум-класса, даже собранный в России, он далеко не всем по карману. Зато в экономсегменте ЗАО «Коминвест-АКМТ» одним из первых в РФ разработало бюджетный мусоровоз-универсал МСТ-6963-40, предлагаемый в двух основных вариантах. Первый выполнен на шасси КамАЗ-6520 с длинной базой, ряжский кузов МКЗ-40 объемом 19,5 м3 оборудован кантователем для евроконтейнеров размером от 0,12 до 1,1 м3, за кабиной установлена КМУ TerexAtlas 135.2-10 грузоподъемностью 1,13 т при вылете 10,1 м. Вторая модификация еще более универсальна. На шасси КамАЗ-65115 со стандартной базой установлен короткий кузов МКЗ-35 объемом 18 м3, с кантователем и портальным механизмом для бункеров 7,5…8 м3, производства РАРЗ. КМУ TerexAtlas 105.2-9 имеет г/п 1,11 т при вылете 8,9 м. Портальный погрузчик максимально расширяет возможности машины, и так как у этого оборудования под бункером предусмотрены дополнительные опоры, для работы с заглубленными контейнерами он даже предпочтительнее. Кроме указанных марок КМУ возможно применение по желанию заказчика кранов других производителей, включая отечественных, с подходящими характеристиками. Также мусоровоз можно построить на любом другом похожем шасси, в том числе и на давальческом. Развивая тему переоборудования, ООО «Кама» – дилер концернов PALFINGER и HIAB предлагает клиентам приспособить для обслуживания контейнеров заглубленного типа практически любой мусоровоз. Для этого краноманипуляторная установка закрепляется через систему усилителей непосредственно на крыше кузова-накопителя. Разумеется, способности применяемых здесь КМУ гораздо скромнее, но в то же время увеличивается полезный объем компактора, так как его можно установить сразу за кабиной автомобиля. Так, максимальная грузоподъемность, например, модели EPSILON C70G77 – 1,75 т достигается лишь на вылете 3 м, на максимальном вылете 7,7 м – только 880 кг, а у V-3 на вылете 7 м – всего 400 кг. Это обстоятельство несколько ограничивает ассортимент обрабатываемых «чулок», придется отказаться от самых больших, вместимостью до 5 м3. К тому же опустошение заполненного до краев гиганта может вызвать ряд затруднений, ведь установка дополнительных кожухов не предусмотрена, особенно у мусоровозов с боковой загрузкой, которые также легко подвергаются конверсии. А скромные размеры их загрузочных бункеров, выполненных отдельно от накопителя пресс-камер, известны. Но так как средняя плотность не сортированных ТБО примерно равна 0,2 т/м3, то 3-кубовый «мешок» потянет на 600…700 кг. С этим весом малые КМУ вполне справляются на вылете до 5 м, а EPSILON C70G77 способен поднять и на максимальном вылете. Более того, C70G77 имеет гидрофикацию оголовка стрелы и позволяет работать с дополнительным подвесным оборудованием, например, с полип-грейфером, что позволит осуществлять сбор мусора, даже находящегося на земле. Еще ими легко можно поднять стальные наземные урны объемом до кубометра округлой или квадратной формы. Но главное в том, что в стране сегодня огромный парк мусоровозов с боковой загрузкой (по сути, с верхним люком и боковым манипулятором). Такие модели выпускали многие отечественные предприятия еще с советских времен для работы со стальными квадратными баками на 0,75 м3 (некоторые все еще выпускают). И перспектива превратить морально устаревший, но еще работоспособный автомобиль в средство обслуживания модной инфраструктуры всего за 1…1,5 млн. руб. многим покажется заманчивой. У приобретающих у нас все большую популярность шведских марок Norba и Joab после налаживания сборки Scania и Volvo устанавливать небольшую КМУ на кузов мусоровоза с задней загрузкой в порядке вещей. Коммунальное же предприятие получает при этом универсальную машину за меньшую доплату, чем при монтаже мощного крана за кабиной. К тому же манипулятор в виде удочки, нависающей над загрузочным бункером, как уже было упомянуто, позволяет получить при той же длине шасси кузов большего размера. Так, например, на стандартной для России Scania P270 6х2 задняя ось подъемная и подруливающая, полная масса ТС – 26,1 т, устанавливается оборудование Norba RL300 с полезным объемом до 22 м3. Кроме КМУ на крыше располагается лебедка для подъема 8-кубовых контейнеров-«лодочек». И если покупать дорогой мусоровоз, то только такой «навороченный», особенно сегодня, когда перевозчику приходится сталкиваться с разными системами сбора ТБО. С такой машиной в один маршрутный лист можно внести и элитный коттеджный поселок с «евроведрами», и неблагополучный район, где кроме антивандального бункера ничего не поставишь, а еще собрать упакованный в пакеты мусор вручную. Что касается ограничений по максимальному размеру заглубленных контейнеров, ничто не мешает предложить клиентам «чулки» меньшего объема, да и лучше уж три-четыре раза помахать краном на точке, чем отказываться от трех-четырех кубов полезного места в кузове! Однако наши Ряжский авторемонтный завод и компания «Экомтех» тоже не отстают от «иностранцев», устанавливая на крышу своего нового оборудования МКЗ-4709 из гнутого листа объемом 20 м3 с задней загрузкой тот же КМУ, что и скандинавы, – HIAB 3600XG г/п 990 кг на вылете 3,9 м. Другое решение для работы с подземными контейнерами ООО «Кама» и концерн HIAB предложили еще в 2009 г. За основу взяли дорожный «Урал-63685», на который установили крюковый погрузчик Multilift LHS250.49 и кран-манипулятор HIAB 144B-2CLX. Съемный кузов – пресс-компактор объемом 20 м3 с увеличенной приемной камерой, производства компании «ЭКОПРЕСС». Автомобиль успешно прошел испытания с контейнерами производства ООО «Дубровицы». Характеристики КМУ (г/п от 4600 кг при вылете 2,9 м до 1660 кг при вылете 8,1 м) позволяют вытаскивать из земли полипропиленовые мешки любого размера, пресс-компактор при этом ставится на кузов пресс-камерой к кабине, это позволяет выгружать собранные ТБО простым самосвальным способом без дополнительного перекладывания кузова задом наперед. Хотя дублирующий крюк на задней стенке и есть, но он служит для того, чтобы подкатывать компактор вплотную к стене здания для сбора производственных отходов. Мусоровоз, конечно, получается узкоспециализированный, обслуживать на нем другие места сбора кроме «подземных ведер» нереально. Поэтому он прежде всего заинтересует тех, у кого подобной инфраструктуры в клиентской базе достаточно, чтобы загрузить машину работой «по полной». Если способности по сбору ТБО у автомобиля слегка урезаны, «мультилифт» на раме и КМУ за кабиной делают его прочие возможности безграничными. Разумеется, в зависимости от набора дополнительных сменных кузовов. Так, бункер открытого типа вместимостью до 30…32 м3 позволит вывозить строительный мусор, лом и любые сыпучие грузы низкой плотности, а открытая платформа – перевозить малую строительную технику и негабаритные бетонные плиты. В общем, это уже не столько касается темы, чем вывозить мусор, сколько того, зачем покупать КМУ с бортовой платформой или «мультилифт» без КМУ. На таком агрегате с набором всего из трех сменных кузовов остаться без контракта – это постараться надо. Впрочем, можно предложить еще один вариант: как на такой «мусоровоз-мультилифт»-технике существенно снизить расходы по вывозу ТБО. В том случае, если полигон или мусороперегрузочная станция находятся далеко от мест сбора, есть смысл использовать подобный спецавтомобиль в комплекте с двумя пресс-компакторами. Собрав отходы в один пресс-компактор, погрузить его на прицеп во дворе своей базы, затем, подобрав второй, заполнить его, заехать за прицепом с установленным первым компактором и уже в составе автопоезда отправляться за город. Тем более что серийный выпуск двух- и трехосных прицепов для сменных кузовов с пневмо- или гидрозамками для разных климатических зон еще в 2009 г. освоил МЗОК, а компания «ЭКОПРЕСС» производит и поставляет различные модификации прицепов уже с 2005 г. Необходимость и оправданность таких решений была подтверждена последующей их проверкой в деле в нескольких компаниях, занимающихся эксплуатацией оборудования для систем погрузки типа «мультилифт». Если постараться, то в кипе ОТТС предприятия МЗОК можно отыскать аналогичные автомобили с крюковым погрузчиком и КМУ, в частности на шасси КамАЗ-65115, -65117. Правда, здесь их как ТС для новомодных «подземных носков» никто не анонсировал. Также как не одни только перечисленные выше компании конструируют готовые машины из деталей и агрегатов разного происхождения. Так мы постепенно переходим на принятую в других развитых и не очень странах схему, когда непосредственно перевозчик заказывает себе средство получения прибыли из набора доступных компонентов, а такого понятия, как серийный мусоровоз, выпускаемый сотнями единиц по единой номенклатуре, не существует в принципе. Десятки и сотни одинаковых спецмашин могут появиться, если их закажет крупный перевозчик. А пока у нас на рынке сохраняется стихийное развитие без конкретной общепринятой концепции. Производители КМУ и «мультилифтов», автомобильных шасси, бункеров с механизмами уплотнения и без таковых, ну и, конечно, заглубленных контейнеров заняты продвижением прежде всего своей продукции. Замечу, что изначально пресс-компакторы создавались не в качестве альтернативы мусоровозам со стационарными кузовами, а для сбора промышленных отходов непосредственно на производстве и для сортированного мусора на мусороперегрузочных станциях. В РФ представлено большое число изготовителей пресс-контейнеров, для перевозки которых нужны автомобили с крюковым погрузчиком, и сертифицированных моделей таковых становится с каждым днем все больше. Их разрабатывают на шасси отечественного и зарубежного производства. В качестве примера можно привести последние новинки ООО «Автосистемы», выпущенные как носители для мобильных компакторов Hyvapress. Модель АС-9 вызывает некоторые сомнения: зачем на шасси КамАЗ-43253 г/п 7 т установлен МПР-1 г/п 14 т? Да и со взгроможденным контейнером она выглядит анекдотично – это скорее демонстрация возможностей «мультилифта», ведь представить, как в реальности эксплуатировать машину, у которой весь накопитель свисает за задней осью, невозможно. То же относится и к бункерам открытого типа «…до 27 м3», и это при базе 4200 мм?! Более логичным решением кажется автомобиль производства компании «ЭКОПРЕСС» на базе КамАЗ-53605 г/п 13 т с крюковой системой КС10/4000, которая способна работать с контейнерами до 27 м3 (длина 5 м, ширина 2,5 м, высота 2,3 м). А вот новая машина с 26-тонным крюком HyvaLift 26-65-S выглядит вполне логичным продолжением серии четырехосников, у которых все в порядке и с длиной, и с грузоподъемностью. Компанию прежним разработкам на КамАЗ-65201 и МАЗ-6516А8 составил Mercedes-Benz Actros 4141. Полная масса «немца-голландца» – 41 000 кг. Поклонников немецкой школы в ближайшем будущем ждет приятный сюрприз. Группа компаний «РГ», партнер концерна Zoeller, готова представить в РФ новую модель мусоровоза для заглубленных контейнеров всех типов и размеров. Машина выполнена по классической схеме «КМУ за кабиной», оборудование – кузов XL с задней загрузкой объемом 20 м3. Интересной особенностью, выгодно отличающей Zoeller от продукции других производителей, является управляемый гидравликой кожух. Благодаря этому, чтобы работать и с евробаками, и с «финскими носками», его не надо демонтировать. Второй момент, хорошо заметный на снимке: «цойлеровский» накопитель прикрыт декоративными фальшпанелями из алюминия, придающими изрезанному хребтами ребер жесткости кузову более элегантный вид. Кроме изображенного шасси Scania серии Р 6х2 допускаются другие аналоги с короткой («дневной») кабиной 6х2 или 6х4. А вот установку оборудования из Германии на отечественные шасси в компании «РГ-техно» не приветствуют, несмотря на большую доступность для клиента. Причин тому много, но главная, думается, в вопросе престижа. Россия знает немало примеров, когда носитель подрывал имидж производителя навесного оборудования или, наоборот, неудачная навеска портила впечатление о марке автомобиля. Новинками от компании «ЭКОПРЕСС» являются мусоровозы объемом 13 м3 с установленной на крыше КМУ для работы с заглубленными контейнерами и мини-«мусорки» на 8 м3 шириной меньше 2,2 м на базе Mitsubishi Fuso, способные выполнять опустошение как пластиковых, так и металлических евроконтейнеров от 120 до 1100 л. Мусоровоз на базе Volvo 13 м3 хорошо зарекомендовал себя в работе в зимних условиях на узких заснеженных улицах Санкт-Петербурга. А самый маленький мусоровоз задней загрузки на 8 м3 кроме габаритов легковой машины обладает большими преимуществами в работе на подземных паркингах, газонах парковых зон, в частном секторе и, конечно, в центре города, куда обычные мусоровозы добраться не могут. При этом такая машина г/п 7,5 т работает почти бесшумно, а расход топлива в разы меньше, чем даже у среднетоннажных автомобилей. |