Чистый город
Летние заботы
МДК-433362 производства СААЗ на шасси ЗИЛ поливает и подметает
«Мини-пылесос» Hako скучает без «собратьев»
Эконом-щетка для Bucher
Кабина КамАЗ-Bucher походит на рубку космического корабля!
ПУМ ЭД-244КМ с установкой Bucher
Преимущества отечественной техники не в низкой цене, а в возможности отремонтировать ее своими силами
Так выглядит навесная щетка для Bobcat ...
... а так ее дорабатывают подрядчики
Передняя навесная щетка Tuchel для тракторов типа МТЗ
Грейдер от «Дормаша» заменят еще не скоро ...
... а грейдер Terex и погрузчик Hyundai тем более
Зимой на КО-823 навешивают отвал для снега ...
... а летом ее используют для полива улиц
МТЗ с задней подвесной щеткой
Шведская прицепная подметально-уборочная машина Scandia на улицах Перми
|
В октябре в Перми, как и во многих других российских городах, заканчивается летний период работ по содержанию улично-дорожной сети. Несмотря на кризис, благоустройством, как и прежде, приходится заниматься: мусора меньше не становится. Эта статья продолжает знакомить с опытом работы по уборке городских территорий на примере пермских подрядных организаций. Основная летняя забота, пожалуй, это очистка дорожного полотна от земли, песка, опавшей листвы и мелкого мусора, так называемого смета. Бо’льшая часть дорожной инфраструктуры, оставшейся современной России с советских времен, не развита и не соответствует требованиям дня. То есть на наших улицах в основном грунтовая обочина, многие внутриквартальные проезды не имеют асфальтового покрытия, а системы ливневой канализации местами напрочь отсутствуют, а потому песок на дороги попадает не только после зимней противогололедной обработки. С таких улиц грязь попросту сметают на обочину, и для этого нельзя придумать более подходящей техники, чем дорожная машина с щеткой в базе и цистерной для воды на раме. Например, недорогая в обслуживании МДК-433362 на шасси ЗИЛ производства СААЗ. Полив одновременно с подметанием проводят редко, машина идет правой половиной по обочине, и запаса воды в 6-кубовой бочке хватает надолго. И все-таки количество КДМ на шасси ЗИЛ в парках пермских дорожных служб постепенно сокращается, предпочтение отдается более мощному трехосному шасси КамАЗ, например, как у «коммашевских» КО-823, на шасси КамАЗ-53215 с цистерной вдвое большей вместимости. Зимой на них монтируют передний отвал для сгребания снега. Так что в СМУ-34 «зилов» уже совсем не осталось. Скопившийся на обочине смет разравнивают грейдерами или собирают фронтальными колесными погрузчиками и вывозят. Невозможно представить ни одну дорожную организацию без такой техники. Грейдеры на работах по летнему содержанию используются редко, их задача прежде всего – строительство дорог, зато погрузчики нещадно эксплуатируются круглогодично. Полюбившиеся пермякам белорусские «Амкодор», китайские LuiGong и Foton, реже встречающиеся польские Dressta и Hyundai – все они в целом хорошо себя зарекомендовали, однако на пути новичков пермского рынка Hitachi и JCB встал преградой финансовый кризис, на них льготная государственная лизинговая программа обновления коммунального автопарка не распространяется. Техническое перевооружение подрядных компаний, занятых благоустройством, преследует цель помимо повышения качества работ и снижения затрат если не исключить, то хотя бы сократить малоэффективный и тяжелый ручной труд. Сегодня на рынке немало современных подметально-уборочных машин, каждая из которых может заменить целую роту гастарбайтеров с метлой. В Перми таких машин пока только два вида: смоленские вакуумные ПУМ ЭД-244КМ производства ООО «Меркатор Холдинг» на двухосном шасси КамАЗ-53605 с установкой Bu..cher, работающие в филиале «Пермдорстроя» СМУ-34 и в компании ДПМК, и шведская прицепная, буксируемая грузовиком Scandia, которую используют для уборки в ООО «Камаснаб». Каждая из этих моделей имеет свои плюсы и минусы, учитывая которые, эксплуатационники и выбирали ту или другую. У подметально-уборочной машины Scandia производства BRODD Sweden AB нет собственного бункера – боковые лотковые щетки подают смет на щетку-подборщик, и далее по транспортеру он перебрасывается в кузов буксирующего машину самосвала. Это в «Камаснабе» считают большим плюсом – объем собираемого смета ограничен лишь вместимостью тягача. Все приводы работают от собственного двигателя Kubota мощностью 68 л.с., для смачивания смета предусмотрен бак на 1150 л воды. Пермяки подметают полосу шириной 2,5 м со скоростью 5...10 км/ч (при технически допустимых до 3 м и до 25 км/ч соответственно). Scandia не боится засорения, расходы за весь период эксплуатации идут только на топливо да на щетки, которые, как отмечают специалисты компании, относительно дорогие. Для повышения эффективности работы этот подметальный прицеп работает в звене с двумя самосвалами, второй подхватывает «эстафету» у первого по заполнении его кузова. Ну а в зависимости от уровня загрязненности проезжей части за рабочий день собирают от 15 до 60 куб.м смета. Минус у шведской чудо-техники, пожалуй, только один – громоздкость сцепки для узких или запруженных городских улиц. Сейчас отечественные предприятия, выпускающие коммунально-дорожную технику, устанавливают на шасси КамАЗ различные импортные вакуумные подметально-уборочные машины. Курганский КЗДМ также освоил производство своей модели «Вихрь». Но пермякам пока удалось тесно пообщаться только с «вакуумником» марки Bu..cher. Принципиальное отличие такой машины от обычных подметальных – забор смета под давлением с помощью вакуумного насоса, ведь простого смачивания при подметании недостаточно для борьбы с пылью, а здесь достигается полностью беспылевая уборка. Это несомненное достоинство такой техники для горожан и фильтров проезжающих автомобилей. Вместимость саморазгружающегося бункера для смета – 5 м3, но в реальной эксплуатации его количество ограничено вместимостью бака для воды – 1500 л, и обычно «бухеры» не привозят больше 2…3 куб.м. Несмотря на низкую рабочую скорость – 2...5 км/ч (КамАЗ для этого оборудован ходоуменьшителем), они обслуживают большие территории и делают за день по 5...6 рейсов. В основном их используют на дорогах 1-й эксплуатационной категории, ширина обработки полосы – 2,5 м. Эта установка боится сырой листвы, особенно перемешанной с грязью, и, как и Scandia, работает только на асфальте по краям оборудованных бордюрным камнем разделительных газонов и тротуаров, при температуре не ниже –5 °С. Кроме экологичности процесса уборки у ВПУМ Bu..cher есть еще несколько плюсов: небольшие размеры, комфортные условия работы для водителя-оператора (кабина такого КамАЗа обилием тумблеров и удобным креслом напоминает космический корабль, даже прямая связь со спутниками системы слежения есть) и наше «ноу-хау» – эконом-щетка: фанерный диск с отверстиями, в которые работники с помощью молотка устанавливают нарезанные по размеру стальные полоски. Просто, эффективно и выгодно! Для уборки тротуаров, пешеходных дорожек и парковочных карманов требуется мини-техника. К тому же парковки постоянно забиты машинами, а парадные переделанных наспех в магазины квартир выходят на тротуар и не совпадают с ним по высоте. Все это делает механизированную уборку невозможной. Да и подходящей техники пермским подрядным организациям катастрофически не хватает. Одинокий компактный «пылесос» Hako по сути является той же вакуумной ПУМ, только его щеточное и всасывающее оборудование расположено не в базе, а впереди автомобиля. Емкость для воды рассчитана на 100 л, масса собираемого смета – до 300 кг. Ширина рабочей зоны – до 1,75 м, а шланг из пластиковой гофры позволяет чистить между рядами машин и в других труднодоступных местах, а также собирать мусор из урн. Планы по увеличению парка таких компактных ВПУМ также перечеркнул финансовый кризис. Сегодня пермские подрядные организации забыли не только о приобретении современных ТС, но даже об обновлении изношенных самосвалов. И дело не в том, что мечтают они только об импортных машинах. Брали бы и отечественные, да только не по карману предприятиям даже льготный гослизинг, когда бюджетные ассигнования на благоустройство тают на глазах! Цена отечественного «мини-пылесоса» несколько миллионов, для эффективной их работы с максимально возможным отказом от ручного труда требуется не только приличный парк таких машин, но и специальные места для временного хранения смета с последующим его вывозом на полигон, ведь гонять такие «мини-кары» с тремя сотнями килограммов песка через весь город экономически невыгодно. Вот и получается, что вся техника – это метла, совковая лопата, погрузчик, а затем самосвал для вывоза, типичный портрет которого в современных экономических реалиях – КамАЗ с максимально наращенными бортами. Конечно, на летних работах по благоустройству пермские подрядчики не обходятся без мини-погрузчиков и дорожной техники на базе МТЗ. Однако их навесные щетки хороши зимой, летом же они поднимают много пыли. В компании ДПМК, например, приспособились дорабатывать щетку для мини-погрузчика Bobcat, закрепляя к ней кустарным способом дополнительный щиток. А для тракторов хорошо себя показывает навесное оборудование Tuchel, цепляемое впереди вместо ковша погрузчика. Щетка плотно прикрыта козырьком, есть бак для смачивания, а метет она себе же в ковш. Эти машины используют и для других летних операций. Навесная дробилка, превращающая срезанные ветки в техническую щепу, позволяет снизить расходы на вывоз. А вот механизированная стрижка городских газонов в Перми не применяется, поскольку высока вероятность повреждения той же косилкой на МТЗ малых архитектурных форм, поэтому машины применяют только для окашивания откосов на обочинах, а на газоне используют лишь средства малой механизации – бензотриммеры. Еще один вид работ, где ручной труд исключить нельзя, это сбор и вывоз мусора. Методично кланяясь фантикам, рабочие собирают их в пакеты, которые затем грузят в самосвал. Трудно сказать, какая обстановка в других городах, но по пермскому опыту кажется, что после начала организованных работ по сбору и вывозу мусора местные неряхи стали сорить еще больше, чем до этого. Мало того, что кидают из машин пустые стаканчики и сигаретные пачки прямо под ноги рабочим, так еще и пакеты с бытовыми отходами выносят на проезжую часть: «Убирают ведь!» Видимо, их лозунг – «Рабы – не мы!», хотя и господами этим горожанам называть себя преждевременно. Окончание летнего периода работ – это и подготовка к очередной зиме, и сегодня подрядные организации готовятся к новому сезону. Запасают противогололедные реагенты, чинят свои «кэдээмы», ведь этой зимой рассчитывать придется только на уже имеющийся парк техники, ну а известный плюс отечественных шасси не столько в цене, сколько в их ремонтопригодности. Собственная ремзона для дорожных компаний у нас еще долго будет необходимостью. И даже если первые заморозки придут раньше установленного муниципальным контрактом срока, монтаж песчаного бункера не займет больше двух часов, и пермские дороги будут соответствовать требованиям обеспечения безопасных условий движения. |