Системы топливной безопасности для транспорта. Кто лучший?

К. Cамусевич

Топливные ресурсы – причина конфликтов, больших и не очень. Крупные и мелкие компании заботятся о своей топливной безопасности. В первую очередь это транспортные организации и управления, где топливо является основной стать­ей расходов. Для тех, кто хочет положительно решить эту проблему и больше никогда не задаваться вопросом: «Куда уходит топливо?!», сегодня предлагаются вполне цивилизованные способы. В разных странах уже с десяток лет разрабатывают и производят системы контроля расхода топлива для автомобилей и спецтехники, которые вызывают естественный интерес у руководителей и инженеров эксплуатирующих организаций.

Одними из первых эту тематику освоила немецкая фирма Kienzle Automotive GmbH, которая выпустила прибор EDM 1403. В его основе – расходомер кольцевого типа с двумя рабочими камерами и электронный блок. EDM позволяет учитывать динамику мгновенного расхода и суммарно израсходованное топливо. Однако, учитывая немецкий менталитет, конструкцию EDM 1403 и погрешность измерения – около 5%, этот прибор на 99% используется как индикатор текущего расхода или, говоря простым языком, экономайзер, ведь за счет правильно выбранного режима движения можно сэкономить 5...10% дизельного топлива.

Девять лет назад в Москве создано предприятие ООО «Омникомм Технологии», разработавшее оригинальное устройство, ориентированное как на российский, так и на мировой рынок. Небольшой электронный блок подключается к высокоточному датчику уровня топлива (точность показаний которого составляет 0,1%!), разработанному ООО «Омникомм Технологии», и после тарировки топливного бака записывает в память такие важные для руководства данные, как сливы, заправки, расход топлива на 100 км, моточасы работы двигателя, пробег, скоростные режимы и многое другое. Эти данные математически рассчитываются и с помощью программного обеспечения вся информация распечатывается и отображается в виде отчетов и графиков. Приборы вызвали заслуженный интерес у транспортников, которые прозвали его «черным ящиком».

Не так давно компания совместно с центром ИТС МАДИ (ГТУ) разработала на базе системы расхода топлива FMS (Fuel Monitor System) так называемую интеллектуальную транспортную систему, которая позволяет серьезно корректировать нормы расхода топлива с учетом многочисленных сопутствующих факторов.

В 2002 году о себе заявило минское СП «Технотон». Это предприятие сделало ставку на разработку высокотехнологичных систем автомобильной бортовой электроники. Их основные отличия от аналогичных систем – магистральный расходомер ДРТ (погрешность измерения расхода топлива – 1%) и широкая линейка электронных блоков. Клиент может выбрать от самого простого и недорогого варианта оборудования для учета топлива и параметров работы до систем СКРТ с GPS-позиционированием и автоматической беспроводной передачей данных. В прайс-листе «Технотона» более 30 наименований продукции. Бортовая система контроля и диагностики (БСКД) сегодня успешно эксплуатируется на автомобилях Минского автомобильного завода с двигателями Euro 2 и Euro 3.

Установка систем контроля топлива на автобусы «Мострансавто»

Для работы со сложной техникой нефтяных компаний производится специальная версия СКРТ-Т для контроля технологического оборудования. А одна из последних разработок СП «Технотон» позволяет контролировать маршрут движения и расход топлива в режиме on-line с помощью GPRS-технологий.

Два-три года назад на рынке данной продукции появились екатеринбургская система «Экспограф» и санкт-петербургская «Трасса». «Экспограф» – это электронный прибор, устанавливаемый непосредственно на автомобиль. В его функциях ничего нового: измерение количества топлива в баке автомобиля, измерение пройденного автомобилем пути, накопление результатов измерений за время поездки. Питерская система контроля расхода топлива и движения автомобиля «Трасса» предназначена для непрерывного контроля расхода топлива в емкости в реальном времени и сохранения данных в памяти прибора. Объем памяти прибора позволяет непрерывно записывать информацию о расходе топлива (с интервалом 1 мин) в течение 37 суток.

Ничего нового эти разработки не привнесли: все тот же контроль расхода топлива по уровню в баке, с той разницей, что питерцы используют свой датчик уровня топлива, а прибор «Экспо­граф» подключается к штатному «поплавку».

ФГУП «Почта России» применяет системы контроля топлива FMS

Из всего вышеописанного можно заключить, что сегодня на постсоветском пространстве на ведущих ролях популяризации оборудования, контролирующего расход топлива, два предприятия: московское ООО «Омникомм Технологии» и минское СП »Технотон». Оба имеют развитую дилерскую сеть и большое число клиентов. Москвичи были первыми, кто заявил о таких системах, а также един­ственными, кто разработал высокоточный емкостнoй датчик уровня топлива, позволяющий устанавливать оборудование на любой транспорт и спецтехнику. СП «Технотон» также заслуживает внимания благодаря своему оборудованию и широкому ассортименту.

Этот рынок продолжает развиваться, его стимулирует постоянное повышение цен на топливо и наведение законодательного порядка в экономике.