Как ни кинь – всё клин. Способы приобретения подвижного состава для международных автомобильных перевозок

В. Захаров, А. Виноградов

В апрельском номере нашего журнала мы рассмотрели стоимость эксплуатации автопоездов для международных перевозок. В рамках одной статьи мы не смогли рассмотреть все тягачи, предлагаемые сегодня на российском рынке, однако и этой информации достаточно, чтобы сориентироваться. Теперь мы намерены рассмотреть тот же вопрос в другой плоскости – показать, как влияет на стоимость перевозок способ приобретения подвижного состава.

Сегодня грузовые автомобили можно приобрести двумя способами: купить, единовременно оплачивая их из собственных средств или с помощью займа, или взять в лизинг. Есть еще немало вариантов с взаимозачетами, однако их мы рассматривать не будем, поскольку международными перевозчиками такая форма почти не используется. Несмотря на заметное улучшение дел в российской экономике, общее положение предприятий продолжает оставаться напряженным. Оно достаточно полно описывается фразой: «Долги наши тяжкие...» А потому о приобретении нового автомобиля с полной и единовременной его оплатой большинство транспортников не может даже и мечтать. Таким образом, сама жизнь ограничивает наш выбор тремя наиболее реальными вариантами, дающими достаточное представление о ситуации на рынке. Это: приобретение нового автомобиля в лизинг (3 года), приобретение в лизинг трехлетней машины и единовременная покупка семилетнего тягача.

Поскольку мы не в состоянии опубликовать данные сразу по нескольким маркам, остановимся на одной – Mercedes-Benz, хорошо известной российским автотранспортникам. Конкурировать с нею в этом отношении могла бы, пожалуй, только одна европейская фирма – Volvo, однако две марки для одной статьи – это слишком много. Таким образом, мы рассматриваем варианты приобретения автопоезда с тягачом Mercedes-Benz 1840 и полуприцепом Sommer Novtruck SP240 с объемом кузова 84 кубометра.

Некоторые изменения, по сравнению с предыдущей публикацией претерпел и маршрут. Теперь это не какой-то «среднестатистический», который хоть и отражает усредненные показатели работы, но пролегает неизвестно где, а вполне реальный «Москва – Гамбург – Москва» длиной 5 678 км, наиболее близкий к среднестатистическому. На нем пробег с грузом составляет 4849 км. Осредненная цена топлива за кругорейс 0,25 DM/км. Продолжительность его выполнения – 17,78 дня, а средняя скорость движения – 77,43 км/ч.

В расчетах использована реальная статистика увеличения затрат на ремонт и времени простоя в нем подвижного состава по мере его старения. Поэтому для каждого возраста принято собственное число кругорейсов. Мы считали, что автопоезд обслуживается двумя водителями, соответственно время в наряде составляет 14 часов. Автомобиле-часы работы водителей за кругорейс составляют 248,89, а время непосредственной езды – 55 часов. Число дней в году принято равным 365. Здесь же назовем некоторые общие для всех случаев параметры. Так, ходимость шин тягача принята равной 160 000 км, а для прицепа эта величина составляет 180 000 км; осредненная цена шины – 750 DM.

По сравнению с предшествующей публикацией мы сочли возможным несколько увеличить число приведенных параметров, и таким образом, таблицы стали более подробными.

Анализ расходов показывает, что стоимость перевозок, выполненных с использованием нового подвижного состава, взятого в лизинг весьма высока. А потому они могут быть рентабельными лишь при очень дорогом фрахте. Фактически только на четвертом и пятом годах эксплуатации затраты на перевозку (с учетом коэффициента использования пробега, равного 0,85) становятся ниже среднестатистической стоимости фрахта (1,53 DM/км), а на седьмом-восьмом годах работа машин снова становится убыточной.

Покупка трехлетней подержанной машины уже дает заметно лучшие экономические результаты. Рентабельность перевозок составляет 2,6% в первый год эксплуатации и соответственно 16,8 и 11,7% в два последующих. Начиная с четвертого года, затраты начинают превышать среднюю стоимость фрахта. Заметим, что такая ситуация не позволяет создать полноценный финансовый задел для отказа от лизинга.

Покупка семилетнего автомобиля обеспечивает хорошую прибыльность его работы на протяжении четырехлетнего срока. Однако заметим, что этот подход чреват возникновением проблем с экологическим контролем, поскольку в последние годы идет интенсивное ужесточение законодательства в этой области. Кроме того, за рамками наших расчетов остался фактор надежности перевозок, а применение столь старого подвижного состава чревато его отказами на линии, которые в свою очередь повлекут за собой существенное разрастание графы «Дополнительные расходы»...

Как видите, каждый из рассмотренных способов приобретения подвижного состава не лишен недостатков, если угодно, «как ни кинь – всё клин». Однако жить нужно, а это значит, что каждый перевозчик по мере возможности сокращает расходную часть.