Крановая линия Sennebogen

Леонид Малютин

Строительная отрасль развивается поразительными темпами и помимо доступных по цене массовых продуктов – автомобильных кранов разной грузоподъемности, с производством которых вполне справляется отечественное машиностроение, начинает требовать все больше техники высокого функционального и качественного уровня, а также специализированных машин. Немецкая компания Sennebogen уже полвека поставляет строителям грузоподъемную технику высокого класса, в том числе телескопические краны на автомобильном шасси, строительные краны с телескопической стрелой, среди которых есть модели с уникальными свойствами.

Автокран НРС 40

Автомобильные краны грузоподъемностью (г/ п) 35 и 40 т – НРС 35 и НРС 40 совмещают отличные грузовысотные характеристики и управляемость крановой установки с высокой мощью, ресурсом и комфортабельностью шасси. Для монтажа крановой установки используются адаптированные шасси ведущих европейских марок – Mercedes-Benz, MAN, Volvo, IVECO и др. с колесной формулой 6х4, 6х6, 8х4, 8х6, 8х8. Конструктивно крановые установки г/п 35 и 40 т идентичны и различаются настройками системы безопасности и массой противовеса. У НРС 40 масса противовеса 4 т, у НРС 35 – 2 т, а кроме того, этот кран может работать без противовеса, но, разумеется, с более легкими грузами. Плиты противовеса подвешивают под опору стрелы с помощью гидрофицированного механизма. Одну-две плиты автокран перевозит установленными на штатное место, остальные – на специальной площадке за кабиной шасси. В транспортном положении крюк крепится перед кабиной шасси.

На шасси монтируют верхнюю раму с опорно-поворотным устройством и выдвижными опорами. При полностью выдвинутых опорах опорный контур составляет 6700х5800 мм. Предусмотрена возможность работы на опорах, выдвинутых наполовину, с опорным контуром 6280х4020 мм. Телескопическая четырехсекционная стрела длиной 9...30 м плюс решетчатый гусек длиной 7,5 м позволяют поднимать груз на высоту до 37 м.

Кран 608 М с лебедкой

Максимальная грузоподъемность достигается на полностью втянутой основной стреле на вылете 1 м. Гусек устанавливают в двух положениях – соосно стреле и под углом 40°. Установка гуська производится легко и быстро, без применения дополнительных средств. Если гусек не используют, его крепят на боковой стороне первой секции стрелы. Размещение лебедки традиционное – на тыльной плоскости поворотной рамы. Лебедка приводится гидромотором через планетарный редуктор с маслоохлаждаемым многодисковым тормозом.

На поворотной раме установлен автономный двигатель Deutz мощностью 75 кВт с водяным охлаждением, приводящий насосы гидросистемы крана. Совмещенное или раздельное выполнение рабочих операций, а также режим высокоточного функционирования обеспечивают регулируемые аксиально-поршневые насосы. Гидроконтур механизма поворота выполнен отдельным для точного управления поворотом независимо от нагрузки на крюке. Скорость вращения поворотной рамы – до 2 мин-1. Радиатор гидросистемы большой вместимости поддерживает требуемую температуру рабочей жидкости. Управление рабочими операциями и дополнительными функциями осуществляется джойстиками, выполненными по стандарту ISO.

Кран 683 М

Рабочее место крановщика устроено с немецким тщанием, предусмотрительностью и экономичностью. Практически полностью выполненная из тонированного безопасного стекла кабина – только пол непрозрачный – обеспечивает почти сферический обзор. Кабина установлена на упругой подвеске, хорошо изолирована, оборудована системами вентиляции, отопления и кондиционирования. Эргономичное сиденье на упругой подвеске регулируется по массе крановщика, высоте, глубине и углу наклона. Регулируемая поясничная опора, широкие регулируемые подлокотники, удобная, легко читаемая панель управления дополняют список средств, призванных сохранять бодрость крановщика в течение всей смены.

О строительном кране 608 М можно уверенно сказать: мал золотник, да дорог. Эта очень компактная, пожалуй, даже миниатюрная машина максимальной г/п 8000 кг уникальна благодаря ее многофункциональности. При габаритных размерах 7650х2550х3000 мм и массе 19 300 кг она несет пятисекционную телескопическую стрелу, раздвигаемую на 20 м. На верхней, пятой секции стрелы устроен оголовок, придающий сходство со стрелой телескопического погрузчика и оканчивающийся механизмом быстрой смены. Близость конструкции к телескопическому погрузчику заметна и потому, что у 608 М нет своей грузовой лебедки, а крановые операции он выполняет с помощью навесной лебедки или гуська, оснащенного лебедкой. Для подключения гидромотора лебедки к механизму быстрой смены подведены рукава высокого давления.

Кран 613 М

Компоновка крана 608 М выполнена по тем же принципам, что и у «старших» моделей – 613 М, 643 М и 683 М, т. е. на короткобазное колесное шасси с опорно-поворотным устройством водружена поворотная рама. Опорный контур при полностью выдвинутых опорах почти квадратный – 4860х4600 мм, и в этом положении грузовысотная характеристика не зависит от угла поворота крановой установки. Кран может работать и на сокращенном опорном контуре 4860х3400 мм, и на опорах только одной стороны, при этом машину можно поставить достаточно близко к стенке – на 2 м от оси вращения поворотной рамы, а также и в безопорном положении, но только в продольной плоскости ходовой части. Гидросистему крана приводит в действие двигатель Deutz мощностью 90 кВт с водяным охлаждением.

Шасси двухосное с гидростатическим приводом обоих мостов. Маневренность крана обеспечена короткой базой шасси 2750 мм и тремя режимами рулевого управления – передними колесами, согласованно передними и задними колесами, а также диагональным ходом. Минимальный радиус поворота по внешнему колесу – 4961 мм, по опоре – 5344 мм.

Метаморфозы крана 608 М

Для крана разработан набор навесного оборудования. С грузовыми вилами максимальная г/ п крана 6 т, паллету массой 3 т кран способен поднять на 20 м. Для обработки непакетированных грузов применяют метровую кран-балку г/п 5 т, телескопический гусек с лебедкой или навесную лебедку г/п 8 т. Телескопический гусек раздвигается на длину 7 м и может устанавливаться как горизонтально, так и параллельно стреле, в этом случае высота подъема крюка составляет около 26 м. Кран также работает с подъемной платформой и ковшом для насыпных грузов. Механизм быстрой смены оснащен двумя крюками для подъема груза массой до 8 т и движения с 6-тонным грузом. Для удобства грузовых операций кабина выполнена подъемной.

Тему многофункциональности продолжает модель 613 М. Для нее предусмотрены два варианта трехсекционных телескопических стрел разной длины – 6,1...14,6 м и 7,5...18,8 м. В первом случае максимальная г/п крана 16 т, а при полностью выдвинутой стреле и минимальном вылете 4 м – 6,5 т, во втором случае максимальная г/п 15 т, а при полном выдвижении и вылете 5,5 м – 4,5 т. Опорный контур 4210х4000 мм дает независимость грузовысотной характеристики от поворота крановой установки, т. е. на любом угле поворота грузоподъемность остается неизменной. В отличие от предыдущей модели 608 М у этого крана опоры не выдвижные, а откидные, и соответственно характеристики на сокращенном опорном контуре для него нет.

Лебедки крана 643 М

Высоту подъема можно увеличить, установив 5-метровый гусек соосно стреле либо под углом 45°. В оборудование, расширяющее функциональность крана, входят грузовые вилы и подъемная платформа. Кран также поставляют в специальных исполнениях – с грейферным оборудованием, с приподнятой на пьедестал поворотной рамой. На кран 613 М установлен двигатель Deutz мощностью 75 кВт, подъемной кабиной комплектуют по заказу.

Следующую в линейке строительных кранов модель 643 М также выпускают в двух версиях – с короткой стрелой 7,4...23,4 м и с длинной 9...30 м, а также с одно- или двускатной ошиновкой. У обоих вариантов стрел максимальная грузоподъемность при полностью вложенной стреле и на минимальном вылете составляет 40 т. Кран комплектуют двухсекционным решетчатым гуськом длиной 6,5...13 м, который монтируют соосно стреле либо под углом 40°. В эту машину конструкторы заложили максимальную скорость 30 км/ч, подразумевая, что кран может самостоятельно перемещаться между объектами. Однако его габаритная ширина пусть ненамного, но превышает установленную Правилами дорожного движения.

Шасси оснащено выдвижными опорами, для него предусмотрены характеристики на полном опорном контуре, на сокращенном контуре и на колесах. С 30-метровой стрелой на сокращенном контуре, т. е. с опорами, выдвинутыми наполовину, максимальная г/п составляет 35 т, на колесах – 21,6 т. При работе без опор блокируют передний балансирный мост. Оба моста этой модели ведущие и управляемые.

Кран 643 М

Стрела четырехсекционная коробчатого сечения со скругленной нижней поверхностью. Механизм телескопирования состоит из двухсекционного гидроцилиндра и системы несущих (выдвигающих) и возвратных тросов с полиспастами. Гидроцилиндр выдвигает первую телескопируемую секцию, а несущие тросы синхронно выдвигают вторую и третью секции. Втягивание секций происходит обратным порядком двумя возвратными тросами. Интересная особенность этой модели – расположение лебедки: на верхней поверхности базовой секции стрелы. Лебедка гуська смонтирована рядом, а чтобы тросы не пересекались, лебедку гуська приподнимают гидроцилиндром. Кран поставляют укомплектованным железобетонным противовесом. Механизм поворота с внешним зацеплением включает гидромотор, планетарный редуктор и тормоз. Двигатель – 4-цилиндровый дизель Deutz мощностью 135 кВт с водяным охлаждением расположен по левому борту платформы. Основной аксиально-поршневой насос соединен с маховиком двигателя, четыре шестеренных насоса установлены на картере маховика. Насосы обеспечивают работу оборудования стрелы и ходовой части. Один из шестеренных насосов поддерживает постоянную циркуляцию рабочей жидкости через фильтр, обеспечивая тем самым ее чистоту. Гидромотор хода установлен на раздаточной коробке, соединенной с главными передачами мостов карданными валами. Гидромотор двухскоростной и обеспечивает два диапазона – рабочий и транспортный до 30 км/ч.

Наклонная кабина крана 683 М

Для подъема в кабину сделана откидная подножка, которую при транспортировке поднимают и фиксируют. Кабина со сдвижной дверью отличается очень большой площадью остекления. Правая стенка практически целиком стеклянная, ветровое стекло во всю высоту кабины разделено и верхняя его часть открывается. В крыше проделано большое окно, снабженное стеклоочистителем. Для удобства наблюдения за стрелой и грузом кабина сделана наклонной. Управляют наклоном с помощью переключателя на панели. Лаконичный дизайн интерьера оставляет приятное впечатление. Органы управления включают два джойстика, педали «газа», тормоза шасси, тормоза поворота платформы и направления движения шасси.

Кран 683 М выглядит более внушительно. Этот кран сугубо строительный. С его габаритами можно передвигаться только по строительной площадке. Из этих соображений скорость ограничена 10 км/ч и функция рулевого колеса передана многофункциональному джойстику. Односкоростные гидромоторы хода агрегатированы непосредственно с главными передачами. Оба моста ведущие, но управляемый только передний. Пятисекционная стрела выдвигается на всю длину четырехсекционным гидроцилиндром, при этом секции выдвигаются поочередно. Под основанием стрелы расположена лебедка с возвратным тросом, помогающая стреле втягиваться. Набор противовесов навешивают с помощью другого крана. По заказу устанавливают гидроцилиндры для самостоятельного монтажа противовесов.

Кран 608 М работает с ковшом

Двигатель – 6-цилиндровый Deutz с водяным охлаждением приводит основной аксиально-поршневой насос и несколько шестеренных насосов. Предусмотрен подогрев бака рабочей жидкости с питанием от городской электросети напряжением 220 В, розетка которого установлена на кабине.

Кабина с распашной дверью отличается просторными размерами и практически полным остеклением. Кабина наклонная, механизм наклона состоит из двух гидроцилиндров. По заказу устанавливают подъемную кабину.

Особенность линейки строительных кранов Sennebogen в том, что их поставляют как на колесном, так и на гусеничном шасси.