«Чтобы прогнозы сбывались, надо их делать часто»

Д. Абдюшев
Эта статья посвящена прогнозу развития в 2009-м и последующих годах рынков легких транспортных средств и вилочных погрузчиков в США. Несомненно, условия развития рынков этих машин в России существенно отличаются от американских. Тем не менее общие для любых рынков факторы существуют.
На них мы и сосредоточим внимание.
 
ЛТС очень удобны, когда стройка ведется в стесненных условиях
 
Это ЛВТС можно использовать и для активного отдыха, и для работы, например в коммунальном хозяйстве
 
Такой легкий мини-автомобиль вывезет мусор и отходы, не испортив покрытия двора

Один известный экономист сказал: «Чтобы прогнозы сбывались, нужно их делать часто».

Год 2008-й во многих отношениях был очень тяжелым. Кризис кредитной системы, первые признаки которого наблюдались в США еще во второй половине 2006 г., теперь перешел в сектор реальной экономики. Безработица растет. Автомобильная и строительная отрасли переживают катастрофический спад. Меры, предпринимаемые правительством, сдерживают коллапс финансового рынка, однако не могут изменить общей негативной тенденции. Недостаток кредитования больно отзывается на экономике, и все попытки улучшить положение финансовой системы не могут остановить падения в этой сфере. В качестве позитива на фоне этой мрачной картины американские экономисты отмечают укрепление доллара.

Каков же прогноз американских экономистов? Падение в реальном секторе экономики, отмеченное в последнем квартале 2008 г., продолжится в первой половине 2009 г. Тем не менее в целом на этот год в США предсказывают небольшой, менее 1%, рост в реальном секторе экономики и рост в последующие годы порядка 3%.

Главный стимул развития рынка – инвестиции

В западной технической литературе эти машины называют LPT – Light Portage and Transport vehicles. Это целый класс компактных транспортных средств, для обозначения которых в отечественных специализированных СМИ устойчивого термина пока не сложилось, по-видимому, из-за того, что эти машины пока используются в России не так широко, как на Западе. LPT называют и «сервисными транспортными средствами», и «подсобными машинами». Их широко используют как для отдыха – для передвижения по полям для гольфа, в студенческих городках, так и на производстве для самых разнообразных вспомогательных работ, будь то перевозка строительных материалов и отходов, мусора, торфа для газонов и многого, многого другого. Мы выбрали термин «легкие транспортные средства» (ЛТС), не утверждая тем не менее, что он самый правильный. Существуют также легкие внедорожные транспортные средства (ЛВТС) – эта категория включает в себя транспортные средства повышенной проходимости для парковых работ. Бо’льшая часть легких транспортных средств создается на базе гольф-каров или на модернизированных рамах гольф-каров.

Главный стимул развития и на рынке ЛТС, и на рынке вилочных погрузчиков – это инвестиции конечного пользователя. Компании, производящие различные товары, планируют капиталовложения в обновление и расширение своих машинных парков в зависимости от того, как, по их мнению, будут развиваться рынки их собственной продукции, ведь ЛТС и вилочные погрузчики – это только средства, которые фирмы вкладывают в производство и дистрибуцию собственной продукции. Когда снижается активность на рынках этих продуктов, соответственно падает спрос на подъемно-транспортное оборудование.

Таким образом, в контексте пессимистичного, но реалистичного прогноза развития экономики, озвученного выше, последующие годы вряд ли будут удачными для рынков ЛТС и вилочных погрузчиков. И все же есть факторы, противодействующие негативным тенденциям.

Ужесточение экологических норм

    На следующие нескольких лет прогнозируется, что в рыночном сегменте ЛТС будут происходить циклические спады, однако будут действовать и положительные факторы, например:
  • замена дорожных транспортных средств на шасси больших автомобилей легкими транспортными средствами в качестве мер экономии (несмотря на недавнее падение цен на газ, низкий расход топлива у ЛТС все равно обеспечивает экономию на топливе по сравнению с дорожными автомобилями – пикапами и автофургонами, поэтому, когда приходит время заменять списанный пикап, часто приобретают ЛТС);
  • ужесточение экологических норм и в связи с этим переход ряда компаний на более «экологичные» виды транспорта (несомненно, объем вредных выбросов ЛТС значительно меньше, чем полноразмерного автомобиля).

Эти факторы должны привести к заметному росту рынка ЛТС начиная с 2010 г. после умеренного понижения в этом году.

Рынок машин для парковых работ, которые производят такие компании, как John Deere и Kubota, похоже, находится в состоянии стагнации, а в течение следующих четырех лет, вероятно, будет падать.

Следует заметить, что большинство этих транспортных средств оснащают двигателями внутреннего сгорания. Возможно применение и биотоплива, и сжатого природного газа. Такие силовые установки составят более сильную конкуренцию обычным транспортным средствам, чем ЛТС на электрической тяге.

Популярность легких внедорожных транспортных средств (ЛВТС) на рынке автомобилей повышенной проходимости – и коммерческих, и легковых продолжает расти. Поскольку изначально ЛВТС ведут происхождение от транспортных средств для активного отдыха – квадроциклов, успех ЛВТС отчасти тоже следствие широкой популярности квадроциклов. Прогноз по данному рынку на 2009 г. остается положительным: предполагается умеренный рост 3,0%. Прогноз на период после 2009 г. обещает рост приблизительно 5…6%.

Отрицательным фактором развития ЛВТС является то, что бо’льшую их часть оборудуют двигателями внутреннего сгорания. Следовательно, рано или поздно у производителей ЛВТС возникнут трудности, связанные с ужесточением экологических норм по вредным выбросам. Адаптация двигателей к использованию биотоплива приведет к повышению их стоимости. Ведущие компании этого сегмента, такие как Yamaha и Kawasaki, неохотно идут на разработку моделей ЛВТС с электрическим приводом. В то же время небольшие, но прогрессивные компании, например Imaginative Manufacturing и HuntVe, смело осваивают новые типы техники – электрические ЛВТС.

Вилочные погрузчики

Из всех промышленных транспортных средств именно в секторе вилочных погрузчиков более четко прослеживается цикличность инвестиционных расходов. На графике 1 представлены изменения объема валовых частных капиталовложений внутри страны с 1987-го по 2007 г. В этот период было два спада и одно замедление темпа роста, в 2007 г. С изменениями объема капиталовложений полностью совпадает кривая изменения объема продаж вилочных погрузчиков, но у последней более широкая амплитуда взлетов и падений. Эта особенность отчетливо видна на графике 2.

Исходя из этой тенденции прогноз для производства вилочных погрузчиков с большой вероятностью предсказывает вслед за падением в 8% в 2008 г. дальнейшее сокращение до 15,0% в 2009 г. Однако вслед за увеличением инвестиций в производство в 2010–2012 гг. можно довольно уверенно предсказать рост спроса на вилочные погрузчики.

* * *

Так что могут почерпнуть для себя российские читатели в этой статье? Компаниям, использующим на коммунальных и городских ремонтно-строительных работах «большие» автомобили, следует рассмотреть возможность замены их на ЛТС или ЛВТС. Возможно, это позволит сэкономить немалые средства на эксплуатационных расходах.

Рынок промышленного подъемно-транспортного оборудования зависит от инвестиций в реальный сектор экономики. Когда начнется поступление инвестиций в развитие производства в нашей стране, возникнет спрос и на подъемно-транспортное оборудование. О конкретных сроках в России (в отличие от США) сейчас не может ответственно сказать ни один экономист.

По материалам журнала Industrial Utility Vehicle & Mobile Equipment, January/ February, 2009