Мировой рынок услуг по лизингу оборудования

А. Малышев

В 1995 – 2000 гг. мировой объем операций по лизингу оборудования рос со среднегодовыми темпами 4,1% и приблизился к $0,5 трлн. Прирост отмечался ежегодно, за исключением 1997 г., когда из-за азиатского финансового кризиса резко сократились объемы лизинговых сделок в странах Азии и Eвропы.

В 2000 – 2002 гг. из-за процессов спада в экономике США спрос на лизинговые услуги в этой стране снизился, что привело к ухудшению финансового положения многих компаний. Только в 2000 г. о своем банкротстве объявили девять крупных американских лизинговых компаний, 13 выставлялись на продажу и 46 были приобретены конкурентами. А в 2001 г. через поглощение или банкротство ушли из бизнеса еще 17 фирм.

Крупнейшим регионом по совокупному объему лизинговых сделок является Северная Америка, на долю которой в 2000 г. приходилось 55% мирового рынка лизинговых услуг (против 41% в 1996 г.). Среднегодовые темпы прироста объема лизинговых услуг в этом регионе в 1995 – 2000 гг. составляли 10,0%. Из-за финансового кризиса удельный вес азиатских стран сократился на 24,2% в 1997 г. по сравнению с предыдущим годом, и еще на 6,9% в 1998 г. Несмотря на рост объема лизинговых операций до $78,3 млрд. в 2000 г. страны Азии так и не достигли по данному показателю предкризисного уровня.

В 2000 г. 89% мирового объема лизинговых операций пришлось на долю 10 стран мира, и составили $445,1 млрд. Причем из этого объема свыше 80% всех операций проводились в США, Японии, ФРГ, Великобритании и Франции, т.е. всего в пяти странах.

Уровень развития лизинговых отношений считается своеобразным показателем динамичности всей экономики государства и гибкости его хозяйственного механизма. Так, в США лизинг является важнейшим инвестиционным инструментом, на долю которого на протяжении многих лет приходится более 40% инвестиций в машины и оборудование. В большинстве промышленно развитых стран этот показатель превышает 25%.

Ежегодное увеличение количества новых лизинговых сделок отражает склонность инвесторов к аренде нового оборудования, а не к приобретению его в собственность. Среди европейских стран наивысший показатель в 2001 г. отмечался у Швеции (26%), при этом средневзвешенные данные по европейскому региону составили 17,5%.

В России удельный вес инвестиций в лизинг за 2002 г. составил менее 3% (в 1999 г. 1,5%). По объемам лизинговых сделок с новым оборудованием за прошедший год официальные данные отсутствуют, однако по оценке экспертов Международной финансовой корпорации, в нашей стране эта цифра составила $2,2 млрд., т.е. меньше, чем в Дании. В 2003 г. ожидается рост этого показателя до $2,8 млрд.

Значительные различия наблюдаются и в отраслевой структуре лизинга оборудования. Так, если в США крупнейшим предметом лизинга являются транспортные средства, то в Японии – средства информатики. В России наиболее популярным объектом лизинга стало телекоммуникационное оборудование (2001 г. 28% рынка), за ним следовало оборудование для машиностроительных предприятий (27%), специальное оборудование (14,7%) и автотранспортные средства (14,1%).

По данным 1998 г. во всем мире почти 50% совокупного объема лизинговых операций пришлось на долю автотранспортных средств, 25,5% – на промышленное оборудование, 12,5% – на средства информатики и 5,3% – на речные и морские суда, летательные аппараты и железнодорожный подвижной состав. В Европе доля автотранспортных средств также составила 50% (33% легковые автомобили, 17% грузовики и автобусы), промышленное оборудование – 25%, средства информатики и конторское оборудование – 14%, а водный, воздушный и железнодорожный транспорт – 4%. Однако все эти данные относятся уже к 2001 г. Доля лизинга легковых автомобилей колеблется очень сильно: от 3,1% в Польше до 65,1% в Швейцарии. Легковые автомобили являются основным объектом лизинга в ФРГ, Франции, странах Бенилюкса и Скандинавского полуострова. В остальных государствах европейского региона лидирует промышленное оборудование.

Лизинговые контракты заключаются по большей части на срок от 2 до 5 лет. Согласно данным 2001 г. доля операций с такими сроками в европейских странах приблизилась к 77%. Фирмы, выступающие на лизинговом рынке в роли арендодателей, можно подразделить на четыре основные группы: филиалы банков, филиалы промышленных компаний, лизинговые компании, работающие по договору и независимые фирмы.

Лизинговые филиалы коммерческих банков, обеспечивающие как прямое финансирование закупок оборудования, так и предоставление собственно лизинговых услуг, обычно контролируют большую часть лизингового рынка (в США 32%). Первоначально коммерческие банки рассматривали лизинг оборудования как конкурента своему основному бизнесу. Но покупатели оборудования искали пути уменьшения своего налогового бремени, и банки изменили свою позицию, начав создавать специализированные филиалы.

К группе филиалов промышленных компаний относятся лизинговые фирмы, не специализирующиеся на сдаче в аренду продукции материнских фирм. На американском рынке лизинга оборудования их доля в 2001 г. составляла 27%.

Лизинговые компании, работающие по договору с фирмами-изготовителями оборудования, финансируются ими же. Доля таких лизинговых операций с оборудованием в 2001 г. достигла в США 22,5%, а в ФРГ – 38,6%. Подобные организации предлагают гибкие, выгодные для покупателя условия аренды, что и стало главной причиной их успеха на мировом лизинговом рынке.

В группу «независимых» лизинговых компаний входят самые различные фирмы, не имеющие поддержки производителя. Это могут быть финансовые, страховые, арендные компании и др.

Основную массу клиентов лизинговых организаций составляют компании сферы услуг (51% общеевропейского объема лизинговых сделок в 2001 г.), а также компании обрабатывающей промышленности и строительства. В том же 2001 г. доля клиентов государственного сектора в общей стоимости лизинговых активов составила в среднем 5,0%, несмотря на то, что в некоторых странах она в несколько раз выше (в Финляндии – 23,9%, в Швеции – 15,9%).

Сегодня крупнейшим экспортером лизинговых услуг в мире являются США. В период 1990 – 2000 гг. среднегодовой прирост в этой сфере деятельности составил 13% и достиг $2,7 млрд. Однако, по мнению американских экспертов, в ближайшие годы этот показатель может сократиться. Гармонизация налогового и гражданского законодательства, а также систем бухгалтерской отчетности в разных странах мира ведет к снижению налоговых стимулов.

Развитие международных лизинговых операций поставило на повестку дня проблему их международного регулирования и гармонизации соответствующей нормативно-правовой базы в разных странах. Актуальность этой проблемы обусловлена сложностью трансграничных лизинговых сделок (сделок, стороны которых находятся в разных странах, и предусматривающих перемещение предмета лизинга через национальные границы), чреватых коллизиями из-за различий в нормах национальных законодательств. Так, контракт на продажу оборудования, предшествующий передаче его в лизинг, регулируется национальным законодательством страны, резидентом которой является арендодатель, в то время как собственно международный лизинговый контракт подпадает под юрисдикцию обеих стран.

Важнейшим направлением международной гармонизации налогового законодательства, регулирующего лизинговые отношения, является повышение «прозрачности» в деятельности отрасли. По мнению западных экспертов, это облегчит трансграничные сделки, а также улучшит доступ инвесторов, арендаторов и арендодателей к необходимой информации о зарубежных рынках. С этой целью еще в 1988 г. в рамках Международного института по унификации частного права (Institut International pour l’Unification du Droit Privеe – UNIDROIT) была подготовлена и открыта для подписания конвенция по международному финансовому лизингу. Конвенция делает упор на упрощение и более четкое определение правовых норм и не налагает на подписавшие ее государства обязательств по внесению специальных изменений в национальное налоговое законодательство, регулирующее лизинговые отношения. По состоянию на середину 2002 г. конвенцию подписали 18 государств, но ратифицировали только девять. Россия и Белоруссия ратифицировали конвенцию в 1998 г.

Специалисты выделяют ряд факторов, заставляющих государства воздерживаться от подписания конвенции. Во-первых, это незначительные объемы трансграничных лизинговых сделок в большинстве стран мира. Например, среди ратифицировавших конвенцию стран только во Франции и Италии объемы таких операций достаточно велики. Тот факт, что большинство стран, присоединившихся к конвенции, имеют небольшой объем операций по лизингу оборудования на внутреннем рынке, свидетельствует о том, что они рассматривают подписание конвенции как инструмент для усиления своего присутствия на мировом лизинговом рынке. Во-вторых, многие экспортеры лизинговых услуг скептически настроены по отношению к конвенции, поскольку значительная часть прибыли от трансграничных лизинговых операций образуется как раз за счет различий в налоговом законодательстве отдельных стран, т.е. присоединение к конвенции может повлечь за собой исчезновение ряда экономических стимулов к лизингу.