Рынок строительных машин и запапсных частей к ним

А. Рикошинский

В настоящее время строительство является одной из самых машиноемких отраслей хозяйства. Так, российский парк основных строительных машин насчитывает 28,4 тыс. экскаваторов, 27,8 тыс. башенных кранов. Отечественная техника составляет около 85% от общей численности, причем степень ее износа превысила все допустимые нормы – во многих подрядных организациях доля машин с истекшим сроком службы доходит до 50 – 60%. Особенно велик этот показатель по гусеничным, башенным и пневмоколесным кранам.

Такой огромный и столь изношенный парк машин требует рациональной организации высокоиндустриальной системы ремонта и технического обслуживания, а эффективность использования строительной техники в значительной степени зависит от ее обеспечения запасными частями. Очевидно, что между спросом на машины и спросом на запчасти и техническое обслуживание существует взаимосвязь: спрос на запасные части зависит от спроса на строительные машины, а спрос на строительные машины зависит от уровня их обеспечения запчастями.

Перечисленные причины делают рынок запасных частей одним из наиболее перспективных и прибыльных сегментов не только рынка сервисного обслуживания строительных машин, но и российского рынка промышленной продукции в целом. По экспертным оценкам, его стоимостный объем составляет приблизительно четверть от объема рынка строительных машин. При этом потенциальная емкость рынка запчастей к строительной технике больше, чем его реальная емкость. Из-за чего этот рынок представляется весьма значительным и перспективным.

Структура и спрос рынка запасных частей строительных машин и механизмов определяется, кроме условий эксплуатации, следующими факторами:

– финансовым состоянием строительных организаций;

– удельным весом импортных машин;

– сроком эксплуатации машин.

В настоящее время в строительном комплексе функционирует около 150 тыс. организаций, а выполненный объем работ по договорам строительного подряда в 2000 г. составил 530,3 млрд. руб., что составляет 111,5% к уровню 1999 г.

Территориальная картина насыщенности строительной техникой выглядит весьма контрастно. Более 50% всех имеющихся механизмов сосредоточено в 15 субъектах Федерации. В то же время 43 региона имеют менее 1% техники. Также сильно различна по территориям и обеспеченность машинами на одного строителя: лучше всего оснащены Курская и Мурманская области, к среднему показателю близки Свердловская, Ленинградская, Кемеровская области, Чувашская Республика и Москва. В 90-е годы из-за неплатежеспособности заказчиков строительные организации были вынуждены направлять едва ли не все заработанные средства на удовлетворение своих текущих потребностей.

Поэтому сейчас им трудно обновлять парк за счет собственных средств. Однако в последнее время произошли позитивные изменения: прибыль строительных организаций в 2000 г. составила 175% к уровню 1999 г. Это нашло свое отражение в росте производства строительной техники на отечественных предприятиях. За 2000 г. было изготовлено 2 252 крана на автомобильном ходу – 178,6% к 1999 г., погрузчиков строительных – 2 299 шт. (118,9%), экскаваторов – 3 303 шт. (127,1%), бульдозеров – 3 029 шт. (124,5%).

Вообще в последние годы структура парка строительных машин достаточно стабильна, отмечается только некоторый рост доли передвижных кранов.

Кроме количественного роста в отечественном производстве строительной техники происходят и качественные изменения. Сейчас в России реализуется программа структурной перестройки парка строительных машин и выпуска современного механизированного инструмента с привлечением научно-технического и производственного потенциала конверсионных предприятий. В последнее время на рынке появилась новая российская техника – самомонтирующиеся башенные краны для малоэтажного строительства, малые гусеничные экскаваторы, универсальные мини-погрузчики с бортовым поворотом (типа «Бобкэт»), освоено производство экскаваторов-планировщиков на автомобильном шасси, выпускаются телескопические погрузчики, освоен выпуск ряда автогидроподъемников с высотой подъема до 70 м.

В парке строительных машин доля иностранной техники заметна. Так, для скреперов и кранов на гусеничном ходу она превышает 30%. Рынок импортных машин достаточно объемен и стабилен, причем нам поставляется не только новая, но и подержанная техника. Это создает устойчивую базу для поставки запчастей и развития как импорта, так и производства их отечественных аналогов.

Касаясь ближайших перспектив, можно ожидать, что некоторое оживление инвестиционной активности потребителей строительной продукции, рост прибыли строительных организаций и конкурентоспособности отечественной техники по критерию «цена – качество» приведет к некоторому сокращению доли импортной строительной техники на российском рынке.

Однако, несмотря на позитивные изменения, изношенность парка строительных машин остается на критическом уровне. Удельный вес машин с истекшим сроком службы (по состоянию на конец 2000 г.) составил: для экскаваторов – 42,5%, для бульдозеров – 51,4, для скреперов – 55,7, для передвижных кранов – 50,7%. Средний срок службы машин, находящихся в эксплуатации, достаточно сильно различается по регионам, что, в сочетании с наличием в регионе соответствующей техники, оказывает определяющее влияние на емкость регионального рынка запчастей.

В настоящее время просматриваются положительные тенденции. Появились организации, освоившие новые перспективные виды ремонта, лизинговую форму обновления парка, расширяется аренда и прокат машин. Генподрядные работы выполняются трестами механизации, а техобслуживание и ремонт строительной техники – заводами-изготовителями.

В соответствии с современными производственными нормами фирмы-изготовители обеспечивают послепродажное обслуживание и снабжение покупателей и арендаторов своей техники запчастями. Изготовители стремятся к тому, чтобы хорошо отлаженная система техобслуживания и поставок запчастей закрепляла уже имеющихся и привлекала к ним новых клиентов.

Развивается и такое направление, как использование в качестве комплектующих, а также запасных частей, импортных узлов и агрегатов, что повышает технико-экономические показатели машин и, в первую очередь, их надежность.