Рынок запасных частей к грузовым автомобилям

В. Салыгин

Рынок запасных частей, являясь составной частью общего автомобильного рынка, обладает, вместе с тем, относительной самостоятельностью и имеет ряд своих особенностей. Это обусловлено, прежде всего, наличием значительного количества заводов и предприятий, производящих запасные части и комплектующие, большой подвижностью широкой сети посредников, осуществляющих их сбыт (кто у нас только не продает запчасти!), а также отсутствием достаточно полной и оперативной информации о номенклатуре производимых запчастей, их наличии в продаже и ценах на них.

Что касается ценовой ситуации на рынке запасных частей, то рыночные цены, как показывает статистика, более инертны, чем цены на сами автомобили, более локальны (различны по регионам) и имеют весьма значительный разброс. По отдельным изделиям (ремкомплектам, резинотехническим изделиям, подшипникам, электрооборудованию и др.) он достигает 70 – 80%. На цене, помимо качества изделий, зависящего от производителя, существенно сказывается удаленность от завода-изготовителя, а также уровень деловой активности в регионе.

Цены на запасные части в целом в меньшей степени подвержены воздействию таких макроэкономических факторов, как девальвация рубля, финансовые кризисы, резкие скачки инфляции. В то же время рыночные цены весьма чувствительны к сезонности, активизации деятельности в регионе (проведение сельскохозяйственных работ, дорожного и гражданского строительства, лесозаготовительных и других работ).

Процесс формирования рыночных отношений в стране оказал решающее воздействие как на производство, так и на сбыт запасных частей. Если раньше основные показатели в этой отрасли определялись в плановом порядке, то к настоящему времени можно с уверенностью сказать, что главную роль здесь играет потребительский спрос. Отсутствие достаточно полной и надежной статистики не позволяет произвести точную оценку спроса. Вместе с тем уже сейчас представляется возможным дать его общую, в основном качественную, характеристику. На структуру спроса наиболее существенное влияние оказывают такие факторы, как распределение (по маркам) общего парка грузовых автомобилей, надежность автомобиля (средняя наработка на отказ), условия и интенсивность эксплуатации машины (дорожно-климатические условия, годовой пробег), периодичность и качество технического обслуживания.

Структура потребительского спроса показывает, что наиболее часто продаются запасные части к грузовикам Горьковского автозавода (от 35 до 40% в зависимости от региона). Наибольшую потребность в них испытывают Центральный, Поволжский, Западно-Сибирский, Уральский регионы, где на ГАЗы приходится 13 – 15% парка грузовых автомобилей. Второе место по количеству «потребляемых» запасных частей занимают автомобили ЗИЛ (от 17 до 25%). Наибольший спрос отмечается в Московском регионе, где их доля в общем парке превышает 20%. Преимущественному спросу на запчасти к ЗИЛам способствует и невысокая надежность последних. По данным 21 НИИИАТ, осуществляющего подконтрольную (лидерную) эксплуатацию автотехники, их надежность ниже автомобилей Ульяновского, Горьковского и Уральского автомобильных заводов. средняя наработка на отказ составляет 5,7 – 10,4 тыс. км.

Если говорить о спросе на запчасти по агрегатам, то преобладают группы 10 (двигатель) и 11 (система питания). Затем идут группы 13 и 16 (сцепление и коробка передач), группа 13 (система охлаждения). Меньшим спросом пользуются запчасти групп 50 – 57 (элементы кабины).

О том, что в целом предложение на рынке запчастей удовлетворяет спрос, свидетельствует относительно стабильная ценовая ситуация, существовавшая в течение 1997 и первой половине 1998 года, вплоть до августовского финансового кризиса. В последующем цены на запасные части к грузовым автомобилям росли значительно медленнее, чем цены на автомобили. Их ежемесячный прирост составлял 6 – 8%, в то время как скачки рыночных цен на автотранспортные средства достигали 15 – 20%. В целом годовой рост цен на запасные части составил 30 – 60%.

Следует отметить, что если по номенклатуре предлагаемых изделий рынок запасных частей в большинстве регионов страны удовлетворяет требования потребителя, то их качество вызывает серьезные нарекания. Рост числа предприятий, изготовляющих запчасти, сопровождался снижением качества продукции, так как диверсификация предприятий происходила, как правило, в условиях дефицита денежных средств, а также при полном отсутствии поддержки и контроля со стороны государства. Рынок, безусловно, отреагировал на это.

Покупатели двигателей к автомобилям КамАЗ предпочитают брать агрегаты завода «Камдизель» (г. Набережные Челны). Владельцы автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ выбирают приборы освещения и сигнализации АО «Завод Автосвет» (г. Киржач Владимирской обл.). Однако в суровых условиях российской действительности сохранить достигнутый уровень качества продукции весьма не просто. Один из последних примеров – ярцевский завод «Двигатель» в прошлом году снизил качество выпускаемых двигателей ЗИЛ-645, а затем вынужден был совсем остановить их производство.

Согласно данным Госкомстата РФ к настоящему времени в составе парка грузовых автомобилей в эксплуатации находится более 110 тыс. машин (более 2%) зарубежного производства (без учета автомобилей МАЗ и КрАЗ). Основная часть иномарок сосредоточена в Уральском и Западно-Сибирском регионах (преимущественно самосвалы и специальная автомобильная техника), а также в Московском регионе (седельные тягачи, строительная и другая техника). Поставка запчастей к ним осуществляется централизованно, через специализированные центры технического обслуживания. Так, отделение грузовых автомобилей фирмы «Вольво» («Вольво-трак») имеет в России 13 сервисных центров, концерн «ИВЕКО» – 15, «МАН Нутцфарцойге»–9, «Мерседес-Бенц АГ» – 7, «РЕНО В.И.» – 6. Свои станции технического обслуживания с достаточно широким ассортиментом запасных частей имеют «ТАТРА», «ДАФ», «Скания», «Хендэ мотор». Качество запасных частей к иномаркам, как и цены на них, под стать самим автомобилям. Однако затраты на запасные части (в процентах от стоимости автомобиля без капремонта), по оценке специалистов, в 1,5–2 раза ниже соответствующих затрат по отечественным автомобилям.

Что касается ближайших перспектив развития рынка запасных частей и комплектующих, то положение здесь будет во многом зависеть от общего состояния российской экономики. Чем быстрее удастся ликвидировать дефицит денежных оборотных средств предприятий и их взаимные неплатежи, устранить непропорциональный рост цен на сырье, материалы, электроэнергию с одной стороны, и на конечную продукцию – с другой, тем раньше станут актуальными вопросы расширения номенклатуры производимых запчастей, повышения их качества и снижения себестоимости, а значит, и снижения рыночных цен.

По мере оздоровления экономики страны следует ожидать возрастания роли автоцентров (КамАЗ, Урал, ЗИЛ и ГАЗ) как в сфере технического обслуживания отечественных грузовых автомобилей, так и в области снабжения запасными частями.

Развитию рынка запасных частей в значительной мере будет способствовать формирование автомобилестроительными предприятиями разветвленных дилерских сетей (как региональных, так и глобальных), осуществляющих оптовую и розничную продажу запчастей к той или иной марке грузовой машины.

В условиях здоровой конкуренции, видимо, выживут те фирмы-посредники, которые наиболее успешно смогут решать такие вопросы, как поиск новых надежных партнеров, налаживание гибкой системы платежей, совершенствование учета движения товарно-материальных ценностей, доведение складских запасов до оптимальных, обеспечение широкой номенклатуры запчастей, грамотная оценка конъюнктуры рынка и проведение продуманной ценовой политики.