Состояние в меру критическое
Обзор российского рынка коммерческого транспорта

 

С. Яворский, коммерческий директор ООО «Скания-Русь»

По данным компании «Автостат Инфо», за двенадцать месяцев 2015 г. объем рынка новых грузовых автомобилей составил 51,2 тыс. шт., что на 41,9% меньше показателя 2014 г. В различных сегментах спецтехники ситуация на сегодняшний день, в сущности, похожая

 

Карьерная автотехника

Сокращение спроса на карьерную автотехнику началось уже в конце 2011 г., и с каждым годом его темпы по снижению только увеличивались. C одной стороны, эта динамика объясняется тем, что на протяжении последних пяти лет постепенно снижается стоимость сырьевых ресурсов и полезных ископаемых. Разработка множества новых месторождений в 2007–2010 гг. на фоне скрытой стагнации в мировой экономике привела к тому, что спрос попросту не успевал за постоянно растущим предложением. В прошлом году российская добывающая отрасль, несмотря на экономическую конъюнктуру, показывала все-таки положительную динамику. Однако это мало отразилось на рынке карьерной автотехники, по большей части из-за проблем на рынке кредитования: недоступность дешевого кредита и волатильность рубля заставляют бизнес более осторожно относиться к покупке автомобиля, что затормаживает амортизационные процессы компаний и, следовательно, развитие авторынка.

Показатели продаж на рынке карьерной техники по итогам 2015 г. были немного лучше общерыночных: сокращение составило примерно 30%. Я не прогнозирую дальнейшее падение рынка, объемы продаж в 2016 г., вероятно, останутся на уровне 2015-го. В то же время нужно понимать, что даже временная стабилизация, подразумевающая отсутствие резких скачков курса валют и стоимости энергоресурсов, откроет автопроизводителям хорошие перспективы и обеспечит рост рынка до 20–30% относительно показателей 2015 г. Этот результат может быть достигнут за счет того, что у добывающих компаний накопился достаточно большой объем отложенного спроса. Так, дополнительные доходы, полученные компаниями сырьевой группы от валютной выручки, теоретически должны были быть потрачены на развитие, в том числе и на обновление автопарков. Но на практике, учитывая экономическую ситуацию, эти расходы компании откладывают до лучших времен.

Нужно отметить, что экономические факторы – это не единственная причина наблюдаемой на рынке карьерной техники динамики. Дополнительные преграды для автопроизводителей также создаются из-за несоразмерного утилизационного сбора для некоторых видов автотехники, эксплуатация которой значительно снизила бы издержки добывающих компаний. Например, для самосвала с колесной формулой 10x4 полной массой свыше 50 т, который был разработан с учетом эксплуатации в условиях низких температур Сибирского региона, размер утилизационного сбора составляет примерно 4 млн руб., что на 3 млн руб. больше сбора, который взимается с автомобиля с колесной формулой 8x4. Непропорциональность этих сумм, тем более в тяжелых экономических условиях, вызывает искреннее непонимание у производителей.

Строительная автотехника

Что касается сегмента строительной техники, то на него влияют многие из уже упомянутых экономических факторов. В 2015 г. рынок продолжил свое падение, наблюдаемое уже несколько лет подряд. Резкое сокращение объема продаж напрямую связано с падением объемов строительства и промышленного производства. Годовые объемы для всех марок в сегменте строительной техники за период с января по октябрь 2015 г. составили 9431 единицу. В то же время доля сегмента строительной техники всех марок составила 39,9%, что не так сильно разнится с 2012 и 2013 гг., когда доля держалась в диапазоне 38,8–40,6%. По рынку европейской семерки производителей показатель количества регистраций за 12 месяцев 2015 г. приближается к значениям предыдущего кризиса 2009 г. Вполне закономерно, что доля российских производителей вышла на максимальный уровень с кризиса 2009 г.

Если говорить о поведении клиентов, то они, конечно, обеспокоены экономической ситуацией и предпочитают выжидать, откладывая на будущее любые решения об инвестициях. Все это приводит к сокращению объема предложений и заказов. Одновременно с этим наблюдается стремление к приобретению более бюджетных и наиболее универсальных автомобилей, переориентация на российскую технику. На вторичном рынке повышенным спросом пользуется техника европейского производства, поскольку здесь высок спрос на технику с высокой остаточной стоимостью, экономичностью и высокой производительностью. Давать прогноз по этому сегменту затруднительно в силу его особенностей: он всегда рассматривался как направление повышенного риска. И риск этот заключался в снижении инвестиций в строительство как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов. В 2016 г. отсутствие регулярного инвестиционного потока наверняка приведет к многочисленным сбоям в оплате конечным исполнителям работ и банкротству некоторых строительных компаний.

 

Коммунальный сегмент

Положение дел в коммунальном сегменте мало отличается от ситуации в других грузовых сегментах. Продажи коммунальной автотехники российских производителей в 2015 г. сократились в среднем на 20–30%, падение продаж у производителей европейской семерки составило от 50 до 80%. Основной проблемой этого рынка помимо экономических предпосылок стали новые стандарты в правилах перевозок, вступившие в силу с 1 июля 2015 г. Эти нововведения сильнее всего затронули компании, которые владеют парками большегрузных мусоровозов. Чаще всего пункты весового контроля расположены на границе городов, которую мусоровозы регулярно пересекают для выезда на полигоны и свалки. В связи с этим и европейские, и российские автопроизводители начали работу по модернизации своих модельных рядов, их основная задача – облегчение агрегатов ТС и мусоровозного оборудования. Важно отметить, что на рынке строительной автотехники из-за новых правил перевозок также стали появляться модели самосвалов и тягачей с облегченными мостами и другими агрегатами шасси.

 

Общее состояние рынка можно охарактеризовать как в меру критическое. Напомню о такой важной закономерности: объем российского авторынка на протяжении последних 15 лет полностью коррелируется со стоимостью нефти. В периоды низких цен на энергоресурсы отмечалась стагнация авторынка, в том числе и по сегментам коммерческой спецтехники, рост рынка в 2004–2008 гг. полностью совпал с ростом нефтяных котировок и т. д. К сожалению, такова объективная картина, однако производителей не пугают внешние факторы, они находятся в постоянном диалоге с клиентами, ищут новые рыночные возможности, разрабатывают новые технологии. Можно с уверенностью сказать, что из этого кризиса рынок коммерческой автотехники вместе с отраслевыми компаниями и экономикой в целом выйдет полностью обновленным, вооруженным огромным опытом и потенциалом развития.

Первичная информация по базам данных «Регистрации/ Импорт/ Экспорт/ Производство» предоставлена российским статистическим агентством ООО «ЭВИТОС ИНФОРМ». В расчетных цифрах учитываются только грузовые автомобили полной массой свыше 16 т, исключая тяжелые многоосные краны, карьерную и специальную дорожную технику, как, например, карьерные самосвалы БЕЛАЗ, дорожные грейдеры и т. п.