Олень, устремленный ввысь
Посещение завода и штаб-квартиры корпорации Deere & Company
В июне Deere & Company пригласила в США группу представителей российских СМИ, в числе которых был и главный редактор журнала «Основные Средства», посетить штаб-квартиру корпорации в г. Молин (шт. Иллинойс), завод в г. Давенпорт (шт. Айова) и полигон в Угольной Долине. Гостей познакомили с новинками оборудования и планами компании.
Deere & Company – история и современность
Джон Дир – легендарный основатель компании – на портретах выглядит суровым человеком, и это можно понять: у него была нелегкая жизнь, полная тягот и потерь. Выжить и добиться успеха ему помогли сильная воля, энергия, упорство и недюжинный ум. В 4 года он потерял отца. В 17 лет поступил учеником к кузнецу, успешно освоил эту нелегкую профессию, женился, но работа не давала достаточно средств для содержания растущей семьи. Как обычно в то время, дети рождались один за другим, и многие из них умирали, все это пришлось пережить и Джону Диру.
Молодой энергичный кузнец поехал на вновь осваиваемые земли, в штат Иллинойс. Здесь не хватало кузнецов, и у Джона появилось много клиентов, благосостояние семьи постепенно стало поправляться. Однако природа дала Джону Диру не только крепкие руки и неукротимую энергию, но и пытливый ум. Кузнец заметил, что плуги традиционной конструкции, деревянные с чугунным сошником, вполне успешно работающие на песчаных почвах Восточного побережья, не справляются с глинистыми почвами прерий. Труд фермеров на пашне был очень тяжелым, производительность крайне низкой.
Путем многих проб и ошибок он изобрел стальной плуг с полированным стальным сошником. Такой плуг резал почву намного легче и самостоятельно очищался от глины. Слава об изобретении быстро распространилась по округе, и спрос на новые плуги стал расти. Дир постоянно стремился улучшить конструкцию плуга, изобретая все новые варианты. Позже у плуга появились колеса и сиденье – пахарю не нужно было идти за плугом, с силой налегая на него – он просто сидел и управлял лошадьми.
В настоящее время Deere & Company – глобальная корпорация, один из мировых лидеров по производству и обслуживанию сельскохозяйственного, лесозаготовительного, строительного оборудования. Ее продукция реализуется в 130 странах мира. В России у корпорации есть производственные мощности в Домодедово Московской обл. и в Оренбурге.
Каждый рабочий день корпорация инвестирует более $0,5 млн. в научные исследования и разработки. Это один из самых высоких уровней отчислений от прибыли в науку среди компаний, работающих в тех же областях.
Посещение завода в г. Давенпорт
Завод в г. Давенпорт начал работать в 1974 г. Сейчас площадь его крытых площадей превышает 4 км2. На этом современном предприятии работает 1200 человек, они изготавливают линейки строительных машин: автогрейдеров, сочлененных самосвалов, фронтальных колесных погрузчиков и компактных погрузчиков с бортовым поворотом, а также три линейки лесозаготовительных машин. В каждой линейке – от 2 до 11 моделей. Также изготавливаются кабины для всех этих машин и для техники, которая производится на других заводах Deere & Company.
Осуществляется полный цикл производства: от заготовки до сборки. Заготовки деталей с высокой точностью вырезаются под слоем воды из листовой стали толщиной до 19 мм с помощью двух лазерных установок. Полезное использование листа стали составляет до 80%. Также используется плазменная установка, способная резать металл до 50 мм толщиной.
Далее из деталей свариваются металлоконструкции. На заводе имеется 39 сварочных роботов, существенно повышающих производительность и качество производства. Например, сварка кузова самосвала вручную занимает 40 ч, а робот справляется с той же работой всего за 16 ч, причем с более высоким качеством. После сварки и охлаждения металлоконструкции подвергаются механической обработке с помощью обрабатывающих центров.
Затем производится антикоррозионная обработка путем напыления фосфатирующего состава. Недавно на заводе введена в строй автоматическая окрасочная линия, в составе которой 6 роботов. Ранее окраска кузова самосвала вручную занимала у двух человек час времени, теперь один робот выполняет ту же работу за 6 минут.
На заводе работает несколько сборочных линий техники. На линии сборки погрузчиков собирают 37 видов машин. Для различных рынков погрузчики оснащают двигателями экологических классов Tier 2, Tier 3 и Tier 4. Утверждается, что на сборочной линии кабин можно собирать свыше 1000 комбинаций изделий. Ответственные детали, такие как компоненты гидросистем, в основном производятся самой Deere & Company. Наименее важные детали закупаются в Китае и Восточной Европе. Готовая продукция подвергается тщательному контролю. Имеется камера проверки герметичности кабин с дождевальной установкой.
За последние пять лет в реконструкцию завода инвестировано около $150 млн. Процесс модернизации продолжается и в настоящее время. В цехах монтируется новое оборудование. На сегодняшний день план модернизации выполнен на 80%, и в результате производительность завода увеличилась на 15%. На заводе ведутся также исследовательские работы: мы видели фронтальный погрузчик одной из конкурирующих компаний, который детально изучали местные инженеры.
Новинки техники John Deere
На знаменитом полигоне корпорации Deere & Company в Угольной Долине (Coal Valley) гостей познакомили с новинками и наиболее перспективным оборудованием John Deere.
Осенью 2013 г. на российский рынок была выведена специальная версия гусеничных экскаваторов серии Е, соответствующая требованиям местных потребителей. Начали с мод. Е210 LC и Е240 LC эксплуатационной массой 23,3 и 26,3 т и мощностью 118 и 144 кВт соответственно.
Основные особенности и преимущества новых экскаваторов: более простая, но усовершенствованная электроника с расширенными диагностическими возможностями; 4 режима работы, что способствует экономии топлива, а также функция «форсажа» – кратковременного повышения давления и производительности гидравлической системы; функция автоматического режима холостого хода cнижает обороты двигателя, когда гидравлическая система не используется, чтобы уменьшить уровень шума и потребление топлива; для того, чтобы потреблять российское дизтопливо, на экскаваторах установлены три топливных фильтра и два влагоотделителя: дополнительный фильтр с влагоотделителем, грубой очистки с влагоотделителем (первичный) и тонкой очистки.
В настоящее время эти экскаваторы поступают только в Россию и в Китай, но в будущем планируется продавать их и на других рынках. В ближайших планах компании представить на российском рынке еще три модели экскаваторов эксплуатационной массой 30,3; 33,81 и 36,76 т, а в дальнейшем расширять эту линейку.
В 2013–2014 гг. Deere & Company выпустила ряд моделей компактных погрузчиков новой серии Е. В состав российской линейки входят два колесных погрузчика с бортовым поворотом. Погрузчики серии Е оснащаются дизельными двигателями экологических классов EPA Interim Tier 4/EU Stage IIIA. Мощность двигателей увеличена в среднем на 10% по сравнению с моделями предыдущей серии. Кабина имеет плоский пол, пространство для ног оператора увеличилось на 25%. Предлагается два типа управления: традиционное педалями и рычагами и электрогидравлическое джойстиками. Возможно оснащение машины системой переключения между двумя схемами управления. Конструкция стрелы оптимизирована, благодаря чему увеличено вырывное усилие, как утверждается, самое большое среди аналогичных моделей этого класса. Траектория подъема ковша вертикальная. Имеется весь набор оборудования современных погрузчиков: система «демпфирования стрелы» (ride control) для уменьшения просыпания материала при движении погрузчика по неровной поверхности и выполнении погрузочно-разгрузочных работ, герметичная кабина с избыточным давлением, автоматическая система холостого хода, гидравлический вентилятор системы охлаждения с функцией реверса. К погрузчикам предлагается большой ассортимент сменного навесного оборудования Worksite Pro.
Серия G 3-осных автогрейдеров на сочлененной раме John Deere пополнилась дизелями класса Tier 2 (для американского рынка поставляются с двигателями класса Tier 4F). В линейке модели с тандемным (6х4) и полным отключаемым (6х6) приводом. У полноприводных моделей тяговое усилие на отвале выше на 30%.
По сравнению с автогрейдерами предыдущего поколения модели серии G оснащены более высокой кабиной нового дизайна, отвалом и тяговой рамой модернизированной конструкции, автоматизированной трансмиссией (8/ 8 передач переднего/ заднего хода), включающей оптимальные передачи в зависимости от нагрузки и скорости движения и не позволяющей двигателю заглохнуть от перегрузки, гидросистемой с пропорциональной приоритетной компенсацией давления в контурах и регулированием производительности в зависимости от нагрузки, гидроконтуры трансмиссии и рабочего оборудования разделены. Органы управления предлагаются на выбор: традиционные с рулем и рычагами либо джойстики на подлокотниках сиденья (только для американского рынка). Камера заднего вида усовершенствована.
Сочлененные самосвалы John Deere серии Е – новинка для российского рынка. Машины отличаются рядом инновационных особенностей, способствующих повышению производительности и экономической эффективности. Функция автоматического отключения выключает двигатель по истечении установленного владельцем времени бездействия и помогает экономить топливо. Трансмиссия ZF имеет мощный тормоз-замедлитель, 8/ 4 передач переднего/ заднего хода. Усиленные мосты оснащены механизмом блокировки дифференциала под нагрузкой во время движения, который можно задействовать на любой скорости в ручном или автоматическом режиме. Имеется система контроля температуры и давления воздуха в шинах. Новая адаптивная система управления подвеской Adaptive Suspension Control System улучшает устойчивость и увеличивает производительность самосвала. Камера заднего вида автоматически включается при движении самосвала задним ходом, а вручную может быть включена постоянно. Шарнир поворота кузова необслуживаемый, нужно только менять пластиковый бандаж на сальнике через 2000 моточасов. Угол подъема кузова может быть ограничен водителем. Бортовая система взвешивания OBW может даже ограничить скорость движения машины после достижения определенного веса, способствуя продлению срока службы шин и ходовой части. Все данные доступны не только на информационных экранах машин, но и в телематической системе JDLink. На заказ предлагается реверсивный вентилятор системы охлаждения. Все ежедневное обслуживание выполняется с уровня земли, достаточно открыть одну панель. Всего восемь точек обслуживания и проверки, в то время как у конкурентов, как утверждается, по 26–30 точек контроля.
Фронтальные колесные погрузчики серии К выпускаются с 2008 г. Линейка включает в себя множество моделей в вариантах с вертикальной и радиальной траекториями подъема ковша. Специально для российского рынка машины комплектуются двигателями экологического класса Tier 2, в то время как для американского рынка с 2014 г. они комплектуются новыми двигателями класса EPA Final Tier 4/ EU Stage IV. Управление осуществляется и джойстиком, и рулевым колесом. Трансмиссия автоматическая с гидротрансформатором 4-ступенчатая с переключением под нагрузкой. По заказу предлагается 5-ступенчатая трансмиссия с блокируемым ГДТ. Периодичность техобслуживания гидросистемы увеличена до 4000 моточасов. В 2013 г. в американскую линейку были добавлены компактные «низкопрофильные» модели 204К и 304К.
В апреле в России был представлен новый погрузчик серии К мод. 844К-ll, предназначенный для работы в тяжелых условиях. Машина массой 34 т комплектуется на выбор традиционным рулевым управлением или джойстиком, двигателем мощностью 280 кВт, 5-ступенчатой трансмиссией SmartShift и мощными мостами с автоматически блокирующимися дифференциалами. Возможна установка низкопрофильных шин, увеличивающих устойчивость и тяговое усилие машины, а также бортовой системы взвешивания (только для американского рынка) и камеры заднего вида. Имеются функции запоминания положений стрелы при погрузке, «демпфирования стрелы», реверсивного вращения вентилятора системы охлаждения. Все операции ежедневного обслуживания можно выполнить с уровня земли с одной стороны машины. К тому же используются трансмиссионное и гидравлическое масла типа Hy-Gard, благодаря которым интервалы замены масла увеличились до 2000 моточасов.
Бульдозеры John Deere серии К выпускаются с 2012 г., а самая первая модель этой серии 840К – с 2011 г. И именно эта модель недавно была модернизирована первой в линейке – оснащена двигателем класса Tier 4F. На российском рынке линейка бульдозеров John Deere представлена предыдущей серией J. Различие между ними состоит лишь в экологичности силового агрегата, на бульдозерах серии J устанавливаются двигатели класса Tier 2. Одним из главных преимуществ бульдозеров John Deere является двухконтурная гидростатическая трансмиссия, автоматически и бесступенчато регулирующая мощность и скорость машины в зависимости от рабочей нагрузки и позволяющая выполнять разворот противовращением гусениц. Кабина установлена на масляные амортизаторы, благодаря чему уровень внутреннего шума уменьшен на 45%. Сиденье оператора имеет пневмоподвеску. Утверждается, что с места оператора обеспечивается лучший в своем классе обзор отвала. Двигатель обеспечивает достаточно мощности для поддержания расхода в системе гидростатического привода при работе машины на уклоне до 45°. Вентилятор системы охлаждения приводится гидромуфтой и включается по потребности, имеет функцию реверсивного вращения. Положение отвала регулируется по шести направлениям. Бульдозеры серии К оснащаются системой телематики JDLink Ultimate, архивирующей и передающей на центральный компьютер данные о работе машины и обладающей функцией диагностики. Модернизированная мод. 850К предлагается в шести исполнениях: с траками увеличенной ширины, удлиненной ходовой частью, увеличенной колеей и т. д.
В серии К экскаваторов-погрузчиков John Deere насчитывается 6 моделей, из них в Россию поставляется наиболее востребованная модель 710К и недавние новинки линейки – модернизированные модели 315SK и 325SK. В электронной системе управления машин имеется функция автоматического холостого хода и выключения двигателя при бездействии машины в течение заданного времени. Также имеется функция самодиагностики. Трансмиссия Powershift 5-ступенчатая, с переключением под нагрузкой. В стандартной комплектации машины полноприводные, но можно заказать и неполноприводную модель. Транспортная скорость – до 40 км/ч. Место оператора поворачивается на 180°. Одно из преимуществ серии SK – телескопическая стрела с внешней выдвигаемой частью. В стандартную комплектацию для России включена каретка бокового смещения экскаваторной стрелы до 542 мм. Рама цельная, сварная, с высоким сопротивлением скручивающим и ударным нагрузкам.
Deere & Company разработала ряд средств управления парком техники, в том числе пакет услуг Ultimate Uptime, который в зависимости от желания клиента может включать в себя расширенную гарантию, сервисные контракты, регулярный анализ технических жидкостей, предпродажную и послепродажную подготовку и др.
Также предлагается пакет телематических систем John Deere WorkSight, в состав которого входят:
- система удаленного мониторинга состояния техники JDLink™, с помощью которой владелец техники из офиса может в реальном времени контролировать местоположение всех машин, определять, работает строительное оборудование или простаивает, вести графики техобслуживания, анализировать данные по производительности техники, например время использования системы торможения, уровень нагрузки на двигатель, расход топлива, а также предупреждения о неисправностях; данные обо всем парке доступны через единый веб-интерфейс;
- удаленная диагностика и программирование, которые позволяют удаленно считывать и обновлять диагностические коды, перепрограммировать контроллеры и т. д.;
- бортовая система взвешивания;
- система нивелирования.
На российском рынке хорошие позиции сейчас занимают автогрейдеры, экскаваторы-погрузчики и фронтальные погрузчики премиум-класса John Deere. В ближайшие 5–10 лет компания планирует расширять дилерскую сеть и продуктовую линейку на российском рынке, в том числе за счет бульдозеров и сочлененных самосвалов. Также компания работает над проблемой локализации производства в России.
В 2000 г. Deere & Company объявила об очень символичном изменении логотипа: скачущий олень теперь изображен прыгающим вверх. Руководство компании сочло, что эта версия лучше отображает стремление корпорации быть первой в своей сфере деятельности по всему миру, и это стремление нисколько не уменьшилось после 177 лет существования.