Как правильно подобрать автомобиль для строительства
Идеи и рекомендации

Не секрет, что одной из важных составляющих успеха бизнеса в строительной сфере является наличие правильно подобранной техники. На первый взгляд все кажется простым и понятным: например, вам определенно нужны самосвалы. Но при более углубленном подходе вопросы становятся все сложнее. Какой объем кузова нужен, какая колесная формула наиболее предпочтительна для конкретных задач, двигатель какой мощности будет самым оптимальным? И конечно же вы должны быть уверены в том, что ситуации с непредвиденным отказом техники не возникнет. А для этого придется разобраться с особенностями конструкции, которые напрямую влияют на качество и надежность.

Технические особенности самосвалов

Одним из главных технических параметров самосвала является вместимость его кузова. С точки зрения потребителя это то количество груза, которое самосвал может транспортировать. В зависимости от типа перевозимого груза и его плотности конструкция и емкость кузова могут различаться. В среднем же для трехосных автомобилей это 16 м3, а для самосвалов в четырехосном исполнении – 20 м3.

Очевидно, что конструкция самого шасси также должна быть выполнена с учетом особенностей транспортной задачи. Здесь особое внимание нужно уделить полной массе автомобиля, то есть сумме снаряженной массы самого самосвала и массы перевозимого груза. В свою очередь увеличение полной массы и как следствие грузоподъемности автомобиля достигается усилением конструкции рамы и элементов ходовой части. Особое внимание следует уделить допустимым нагрузкам на оси, рессорам и шинам. Ведь если хотя бы один из компонентов этой конструкционной цепи имеет невысокую несущую способность, то усиление остальных элементов теряет смысл.

Выбирая мощность двигателя, следует также исходить из полной массы автомобиля, возможности его использования с прицепом и рельефа местности на планируемом маршруте. Недостаточная мощность приведет к тому, что двигатель будет постоянно работать в условиях высоких нагрузок, что станет причиной повышенного расхода топлива и уменьшения ресурса агрегата. В то же время двигатель с избыточной мощностью может стать причиной высокой начальной стоимости автомобиля и увеличить затраты на топливо вследствие недоиспользования мощностных ресурсов.

Передавать крутящий момент двигателя к ведущим колесам – задача трансмиссии, которая тоже должна гармонично соответствовать характеристикам остальных узлов автомобиля и условиям его эксплуатации. Для снижения износа сцепления при трогании, как правило, применяется конструкция сцепления с двумя ведомыми дисками. Это увеличивает общую площадь поверхности фрикционных накладок и обеспечивает более продолжительную работоспособность узла.

Коробка передач расширяет короткий диапазон рабочих оборотов двигателя и обеспечивает требуемые тяговые характеристики ведущих колес. Таким образом, большее количество передач позволяет более гибко и оптимально использовать мощность двигателя. Переключение передач может быть реализовано чисто механическим способом или с применением электронно-пневматических систем. Неоспоримым преимуществом последних является отсутствие жесткой механической связи органа управления и элементов, осуществляющих непосредственное включение зубчатых пар. Это позволяет исключить возможность включения передачи, которая не соответствует данному режиму движения, и привести к поломке двигателя и коробки передач. Кроме того, электроника существенно облегчает условия труда водителя, позволяя ему уделять большее внимание дорожной обстановке, что непосредственно сказывается на общей безопасности эксплуатации автомобиля.

Следующим важным узлом конструкции грузового автомобиля являются ведущие мосты и главная передача, которая у строительных грузовиков часто бывает двухступенчатой. Первая ступень преобразования крутящего момента – коническая зубчатая передача находится в центральной части картера ведущего моста. Затем величина крутящего момента повышается в колесном бортовом редукторе планетарного типа. Это позволяет снизить величину крутящего момента, передаваемого компонентами, а за счет этого уменьшить металлоемкость конструкции и повысить ресурс и надежность деталей.

Для замедления и остановки автомобиля применяются тормозные системы различных типов. Как правило, привод тормозной системы является пневматическим. Именно давление воздуха, находящегося в пневматических ресиверах, создает рабочие усилия в тормозных механизмах. Но управление тормозной системой может быть электронным. В этом случае сигнал, сообщенный водителем через тормозную педаль, обрабатывается электронным блоком управления. Система анализирует текущий режим движения автомобиля, скорость нажатия педали, ее положение и мгновенно дает команду на открытие пневматических клапанов, находящихся вблизи от колесных тормозных механизмов. Таким образом, сигнал на включение тормозов передается практически мгновенно, а величина тормозного усилия всегда оптимальна для имеющихся условий движения. Сокращение тормозного пути при использовании электронно-пневматических систем составляет до 20% по сравнению с традиционной тормозной системой.

Экономические аспекты

Приобретая такой инструмент бизнеса, как грузовой автомобиль, неизбежно придется задуматься о стоимости владения данной техникой. Это целый комплекс расходов, среди которых различные дорожные сборы и налоги, заработная плата водителя и множество других статей.

Существует ряд важных пунктов расходов, связанных с техническим состоянием автомобиля. Расходы на техническое обслуживание и ремонт автомобиля зависят от величины межсервисных интервалов, рекомендуемых производителем для данной модели автомобиля в определенных условиях эксплуатации. Так как бизнес каждого клиента имеет свои исключительные особенности, производители вынуждены давать общие рекомендации по периодичности ТО, в результате в некоторых случаях период между ТО будет меньше возможного в данных условиях. А это в свою очередь приведет к неоправданному повышению расходов на обслуживание и снижению экономической эффективности автомобиля из-за более частых плановых простоев. Решением данного вопроса является применение бортовой информационно-диагностической системы, способной анализировать множество параметров работы автомобиля и давать информацию о пробеге, оставшемся до очередного ТО. Система учитывает, на каких режимах работает двигатель, с какой полной массой эксплуатируется автомобиль, какое количество пусков двигателя и при какой температуре осуществлялось, какого качества топливо израсходовано. На основании этих данных система рассчитывает и отображает примерную дату прохождения очередного ТО, что безусловно упрощает процесс планирования обслуживания парка. Рекомендуется убедиться в наличии сервисной станции вблизи места эксплуатации и доступности запчастей.

Следующим важным пунктом, отражающим в том числе и надежность автомобиля, являются гарантийные условия производителя. Как правило, общая гарантия на весь автомобиль у многих производителей одинакова и составляет 1 год. Но есть еще так называемая расширенная гарантия на силовую линию, которая у разных производителей может различаться по временно’й продолжительности и по пробегу. Кроме того, стоит уделить особое внимание перечню компонентов, входящих в понятие силовой линии у автомобилей разных марок. Это могут быть лишь некоторые детали двигателя и трансмиссии, которые практически невозможно вывести из строя при правильной эксплуатации. А может быть и весь список деталей, участвующих в процессе передачи крутящего момента, включая навесное оборудование двигателя, коробку отбора мощности и карданные передачи.

Основные особенности самосвальной техники Mercedes-Benz
  • Электронно-пневматическая система переключения передач.
  • Электронно-пневматическая тормозная система Telligent.
  • По высокоскоростной CAN-шине электронный сигнал мгновенно передается к тормозным механизмам, обеспе­чивая высокую скорость срабатывания и высокую безопасность.
  • Противооткатная система является интегрированной функцией электронно-пневматической тормозной системы Telligent. Обеспечивает простоту трогания с места автомобиля на подъеме.
  • Информационно-диагностическая система Telligent позволяет провести диагностику всех систем автомобиля и получить подробную информацию о техническом состоянии транспортного средства. Система анализирует условия и режимы эксплуатации и определяет оставшийся пробег до ТО.
  • Расширенная гарантия на силовую линию 3 года/ 250 тыс. км для строительных и развозных грузовиков и 450 тыс. км для магистральных автомобилей. Объем элементов, покрываемых расширенной гарантией, включает в себя двигатель и все навесное оборудование, коробку передач, включая компоненты электронно-пневматического переключения, коробку отбора мощности, ретардер, раздаточную коробку, карданную передачу, все детали ведущих мостов, включая главную передачу и колесные планетарные редукторы.
  • Увеличенные межсервисные интервалы. Электронная система управления двигателем Telligent, конструктивные особенности поршневой группы и высокая согласованность работы двигателя и трансмиссии позволяют увеличить интервалы между периодическими ТО. Меньшее количество ТО за период эксплуатации снижает расходы на содержание автомобиля. Кроме того, увеличение интервалов ТО уменьшает время простоя автомобиля и как следствие снижает потери возможной прибыли.
  • Высокое расположение агрегатов. Надежность строительных автомобилей Mercedes-Benz обеспечивается в том числе и высоким расположением узлов и агрегатов. Высокий уровень адаптации шасси для условий строительных работ способствует улучшению проходимости и общей экономической эффективности автомобилей.
 

Приведенные примеры и рекомендации являются лишь небольшой частью информации, которая так необходима для правильного подбора инструмента вашего бизнеса. Современный грузовой автомобиль является высокотехнологичным изделием и прослужит долго и безотказно, нужно только ответственно отнестись к его выбору и учесть всю специфику его конструкции и предстоящих условий эксплуатации.