Эвакуаторы для грузовиков и автобусов
Эвакуация грузовиков существенно отличается от аналогичного процесса, связанного с перевозкой легковых автомобилей или легких грузовиков, микроавтобусов. А все потому, что масса и габариты того же самосвала или бортового грузовика намного больше даже самого тяжелого джипа. Кроме того, эвакуация часто требуется не просто грузовому автомобилю, а целому автопоезду, и не порожнему, а груженому – то есть полная масса транспортного средства часто переваливает за 40 т. Увы, но авария или сход с дороги часто не позволяет автомобилю продолжить движение самостоятельно, даже если его ставят на колеса и перетаскивают на твердую поверхность. Именно в таких, скажем так, непростых случаях и требуется вызывать специализированный эвакуатор.
Где искать помощь?
Перво-наперво нужно знать, где искать квалифицированную(!) помощь. На слове «квалифицированную» мы специально акцентировали ваше внимание, так как в процессе эвакуации при нарушении ее правил могут возникнуть ситуации, при которых транспортное средство получит дополнительные повреждения. Следовательно, и перевозчику автоматически грозят намного бо’льшие расходы, связанные с восстановлением грузовика.
Оптимальный вариант – если водитель терпящего бедствие автомобиля свяжется с ближайшим фирменным сервисным центром марки и получит помощь от официальной компании. Как правило, крупные СТО имеют в своем распоряжении соответствующий эвакуатор, обслуживающий определенную область. Поскольку техника тяжелого класса весьма и весьма дорогая, то одна спецмашина выполняет заказы сразу нескольких, объединенных одним договором станций технического обслуживания. Тем самым достигается приемлемая стоимость эвакуации и, что важно, гарантируется загрузка эвакуатора. Для осуществления лизинговых платежей (а стоят эвакуаторы очень дорого), необходимо, чтобы техника постоянно работала и приносила прибыль. Второй путь – обращение в специализированные компании, которые оказывают услуги по эвакуации грузовиков. Увы, но в их арсенале крупных, мощных, вооруженных лебедками и прочим арсеналом спецмашин может просто не оказаться. В лучшем случае на помощь терпящему бедствие автомобилю выйдет трехосный тягач с простейшей гидравлической навеской для захвата одной из осей грузовика и лебедкой с посредственными характеристиками. В этом случае поднять лежащее на боку или сошедшее с трассы транспортное средство, увы, не удастся. Именно поэтому в ряде случаев на помощь эвакуатору отправляют дополнительно и автокран. Тогда расходы на эвакуацию могут удвоиться! Положительным примером того, как должен быть организован бизнес на эвакуации грузовиков, является работа компании «Спецбуксир», которая помимо собственно услуг по эвакуации также осуществляет и продажу спецмашин.
Свой-чужой
Теперь о том, какой тягач может приобрести компания для того, чтобы расширить собственный бизнес. Разумеется, выбор должен быть прежде всего продиктован экономическими соображениями. А они упираются в стоимость комплектной машины. На конечную цену большое влияние оказывает происхождение шасси. Среди российских образцов техники наибольшее число эвакуаторов собирается на шасси «КамАЗ». Минские грузовики и украинские КрАЗы пользуются существенно меньшим спросом. Последние вообще практически сошли с «российской сцены». Импортные аналоги представлены большей частью представителями европейской «большой семерки», из которой чаще всего используются шасси Volvo, Mercedes-Benz, Scania и MAN. Импортные грузовики в условиях резкого подорожания валюты сильно сдали позиции, однако надеемся, что кризис скоро закончится и продажи иномарок вновь пойдут вверх. Заметим, что благодаря российской сборке указанных марок цену в ряде случаев удается немного снизить, правда, вследствие невысокой локализации цена собранных в России машин отличается от европейских несущественно, если вообще разнится. Проблема еще и в том, что цены для конкретного региона диктуют из европейских офисов.
Поскольку эвакуатор – товар штучный, заказчик имеет возможность выбора шасси для своей будущей спецмашины. Кому отдать предпочтение? Если с финансами, что называется, не густо, то альтернативы КамАЗу нет. Заметим, что челнинские грузовики имеют и самую широкую сервисную сеть в России, а это означает, что обслужить и отремонтировать шасси можно практически на всей территории бывшего СНГ. С «иностранцами» вопрос более сложный: количество фирменных СТО значительно меньше, чем у КамАЗа. Правда, выход из положения в виде мультибрендовых станций технического обслуживания все-таки есть. Тем не менее при выборе шасси ориентируйтесь прежде всего на близость фирменных сервисных точек. Гонять дорогущую машину на ТО или ремонт за сотни километров от парка базирования – неоправданная роскошь.
Теперь о том, каким должно быть шасси под эвакуатор с точки зрения колесной формулы. Вариантов, по сути, не так много, как кажется. Во-первых, это трехосные грузовики с колесной формулой 6х4 и 6х6 или же четырехосные шасси 8х4 и 8х8. В каждом отдельном случае выбор между полноприводными вездеходами и дорожными версиями с ведущей задней тележкой должен делаться на основании наиболее частых ситуаций, в которых работают эвакуаторы. Так, в ряде случаев только лишь мощной лебедки может оказаться недостаточно для того, чтобы развить требуемое тяговое усилие для вызволения машины. Здесь «полноприводник», тянущий за собой жестко закрепленный трос, оказывается в выигрыше, так как чем больше колес, тем больший момент можно реализовать на опорной поверхности без пробуксовки шин и, следовательно, тем выше будет усилие на тросе. Разумеется, мы рассматриваем машины, имеющие балласт, то есть их ведущие колеса априори загружены для обеспечения требуемого момента. С другой стороны, бывают и случаи, когда эвакуатор вынужден уходить с трассы для того, чтобы, например, вызволить севший на мосты самосвал или иную закопавшуюся в грунт машину. Случаи, когда эвакуаторы участвуют в спасательных операциях, связанных с вытаскиванием тяжелой спецтехники, также нельзя упускать из виду. Операции, когда машины-богатыри вызволяли из ила тракторы или бульдозеры, практике известны. Если же ваш круг задач ограничен лишь работой по спасению машин на дорогах общего пользования, то и шасси можно выбрать попроще. Колесные формулы 6х4 и 8х4 будут в самый раз. И цена приемлемая, и расход топлива относительно невысок, и на обслуживании сэкономите.
Прежде чем мы приступим к обзору товарных машин, предлагаемых к продаже на российском рынке, отметим несколько особенностей эвакуаторов, которые выгодно отличают технику «с изюминкой» от более простых конкурентов.
Свой кран
Часто для того, чтобы облегчить постановку машины на дорогу (транспортное средство ушло в кювет или выскочило с насыпи), ее кузов освобождают от груза, то есть максимально облегчают сам грузовик и тем самым снижают нагрузку на тяговую лебедку, которой и будет выполняться вытягивание грузовика. Поскольку машины могут довольно далеко уходить от трассы (сход на скорости), то у эвакуатора должен быть кран-манипулятор с длинной стрелой. Какие есть варианты? Например, у эвакуатора КамАЗ-63501 с эвакуационным оборудованием Оmars-110Т и КМУ-130.2.1 с радиоуправлением, предлагаемым на рынке компанией «Спецбуксир», на вылете 12,1 м «удочка» способна поднимать груз массой 1100 кг. Заметим, что если вдруг длина стрелы окажется недостаточной, то оператор эвакуатора может съехать с дороги и расположить спецмашину поближе к эвакуируемому автомобилю, так как полноприводное четырехосное шасси челнинского грузовика позволяет без труда передвигаться по бездорожью. Здесь мы опять возвращаемся к вопросу определения колесной формулы.
Другой пример, на этот раз от компании «Чайка-Сервис»: специальный автомобиль-эвакуатор мод. 2784GT, который, как и в предыдущем варианте, базируется на четырехосном шасси «КамАЗ». Только в нашем случае модификация челнинского грузовика иная – 65201. Его колесная формула 8х4, которая, увы, не позволяет с легкостью передвигаться по бездорожью, например, спускаться к сошедшему с трассы грузовику. Зато в отличие от полноприводной машины предприятие имеет возможность экономить на топливе и техническом обслуживании, о чем мы также говорили выше. Так вот одной из особенностей спецмашины 2784GT является ее оснащение помимо основной грузоподъемной стрелы также и мощной краноманипуляторной установкой Amco Veba 936 2s. Грузоподъемность на максимальном вылете, который составляет 7,80 м, равна 3980 кг. А если брать минимальный вылет (4,18 м), то возможности установки в поднятии грузов существенно возрастают – 7450 кг. Разумеется, как и в любом случае применения крана-манипулятора, спецмашина должна иметь дополнительные опоры – аутригеры.
А теперь ответим на вопрос: что делать, если груз терпящего бедствие автомобиля перевозился в закрытом кузове, например, в изотермическом полуприцепе, имеющем только задние ворота? Шторники, которые позволяют добраться до содержимого кузова, в данном случае мы не рассматриваем. Так вот, чтобы поднять лежащее на боку транспортное средство и поставить его на колеса с целью дальнейшей буксировки (вытягивание) с помощью лебедки или иным другим методом, можно использовать так называемые пневматические домкраты. Они представляют собой наполняемые воздухом от компрессора пневматической системы спецэвакуатора подушки. Последние имеют толстые стенки, а их материал армирован. Разумеется, армирование не дает гарантии того, что подушку нельзя проколоть острыми предметами. Следовательно, подкладывая пневмодомкраты, необходимо осмотреть поверхность – куда они лягут. Также упомянем, что данная услуга предоставляется на сегодняшний день компанией «Спецбуксир». Она применяет специальные воздушные домкраты, грузоподъемность каждого из которых составляет от 10 до 25 т.