Самосвал с кузовом KROMANN Half-Pipe

Самосвальные надстройки
Классификация самосвальных настроек

Заказывая самосвал, транспортная компания может выбрать не только тип самосвальной установки, которая будет смонтирована на шасси, но и проголосовать рублем за того или иного производителя оборудования.

Каждая покупка самосвала должна производиться с учетом транспортных задач, которые он будет выполнять. Это касается как силовой линии, ходовой части и подвески, так и самосвальной установки, которая будет смонтирована на шасси грузовика. Именно она зачастую задает основную характеристику машины. Если брать в расчет такой параметр, как емкость кузова, то будет очевидным, что, чем он меньше, тем тяжелее грузы в нем можно перевозить. В данном случае мы предполагаем идентичность шасси по грузоподъемности.

К тяжелым грузам относятся различные скальные породы, имеющие высокую плотность, тяжелые каменистые грунты или же бой кирпича, лом железобетонных конструкций, который остается при сносе различных строений. Лом металлоконструкций самосвалами перевозится реже, но все-таки и такую работу они периодически выполняют. Если речь идет о металле, то скорее это будет стружка, остающаяся после механической обработки на машиностроительных производствах. Кузова большой емкости, напротив, применяются при перевозке легких, имеющих относительно невысокую плотность грузов: опилок, щепы или стружки – продуктов деятельности деревообрабатывающих комбинатов. К легким материалам относится также и керамзит, который самосвальными автопоездами доставляют на заводы железобетонных изделий. Сюда же можно отнести и перевозку зерна, картофеля, свеклы, иных сельскохозяйственных культур. Замечено, что сколь большими и объемистыми ни были бы в данном случае заводские кузова, их борта непременно наваривают для увеличения вместимости.

Самосвал с кузовом KROMANN Hard

Теперь поговорим о строении самосвальных кузовов. Они могут иметь прямоугольное сечение или же полукруглое («полутруба», Half-Pipe). Задний борт кузова подвешивается на верхних петлях (большинство моделей), либо откидывается на нижних, или же может вовсе отсутствовать (карьерная техника). В последнем случае речь идет о так называемых кузовах типа «ковш» или «совок». Отдельным сегментом представлены кузова с возможностью боковой разгрузки. В основном такие конструкции используются на автопоездах с классическим прицепом и грузовиком с самосвальной установкой в качестве тягача. Кузова (установки) с боковой разгрузкой существенно дороже и поэтому востребованы мало по сравнению с моделями с задней разгрузкой. Кузова, у которых зад­ний борт открывается, вернее, распахивается наподобие двери, в России малочисленны. Контейнеры, которые могут служить самосвальным кузовом для машин с крюковым гидравлическим погрузчиком, мы не рассматриваем и потому речь о них вести не будем.

Компания ООО «Грузавтомаркет» предлагает российскому рынку самосвальные надстройки KROMANN. Главной особенностью кузовов является продуманная конструкция и применение высокопрочных, устойчивых к истиранию шведских сталей Hardox и Domex, что позволяет увеличить срок службы и снизить массу надстройки. Кузова задней разгрузки прямоугольного сечения типа Classic предназначены для стройки, имеют большой объем и наклонные усилители по бортам. Для работы со скальными породами, гранитным щебнем, камнем, боем железобетона предлагаются кузова Hard, полностью выполненные из стали Hardox. Они имеют специальный усиленный задний гидравлический борт, состоящий из верхней и нижней частей. Жесткая конструкция, сравнительно малый вес и большой объем повышают эффективность их использования в каменоломнях и карьерах. Для переброски значительных объемов навалочных грузов предназначены объемные кузова Half Pipe. Овальная форма и наклонный передний борт предотвращают залипание груза, удлинитель заднего борта облегчает точную выгрузку (например, в асфальтоприемник), а несколько его фиксированных положений позволяют самосвалу, медленно двигаясь, равномерно ссыпать груз на дорожное полотно. Кузова Tipper с задней и боковой разгрузкой более универсальны. Применяются они в сельском хозяйстве. В исполнении с боковым гидробортом работают на отсыпке обочин дорог, а оборудованные гидроманипулятором с ковшом используются на точечных строительных работах.

При проектировании самосвальных установок инженеры особое внимание уделяют вопросам крепления их к раме грузовика. С одной стороны, надрамник должен обеспечивать возможность упругой деформации рамы, которая наблюдается при проезде неровных участков дорог. Такими, например, могут быть не­оборудованные подъезды к стройплощадке или разбитая техникой дорога к карьеру. С другой стороны, именно надрамник увеличивает несущую способность рамы шасси, а также равномерно распределяет нагрузку от самосвальной установки. Кстати, именно грамотное сочетание рамы и надрамника сохраняет геометрию силового остова самосвала при его заваливании на бок в момент разгрузки. Часто такое происходит из-за налипания перевозимого груза. Гидроцилиндр поднимает кузов, центр тяжести смещается в зону недостаточной устойчивости машины, и если под ее колесами поплывет грунт, то падения не избежать. Каждая из компаний-производителей имеет свои особенности конструкции надрамника. Например, конструкция компании KROMANN благодаря прочному, устойчивому к кручению подрамнику с коробчатым сечением и крестообразным усилителем в задней части обеспечивает высокую стабилизацию кузова при его разгрузке.

Долговечность самосвального кузова во многом зависит от материалов, из которых он сваривается. Так, производители надстроек широко применяют такие виды высокопрочной стали, как Hardox, Weldox, Ruukki, Raex, Domex, Docol. Удешевить установку можно применением более дешевой и доступной марки стали 09Г2С или ее аналогов. При этом в одном кузове могут сочетаться листы из разного по толщине и сорту проката стали. Например, кузов со­члененного самосвала Volvo A40F сварен из листов стали марки HB 400, обладающей устойчивостью к деформации 1000 H/мм2 и усилием на разрыв 1250 H/мм2. При этом толщина пластин, применяемых для изготовления передней и боковых стенок, составляет 8 и 12 мм, а на дно и задний борт идут 16-миллиметровые листы.

Другой характерный пример – самосвальная установка карьерных самосвалов Scania P 420 CB8X4ENZ, которые поставлялись в Россию, имела кузов совкового типа с задней разгрузкой объемом 23,4 м3 польской компании KH-Kipper. Конструкцию отличает цельное дно и мощные полые усилители, по которым идут отработавшие газы, отдавая тепло для обогрева кузова и предотвращения намерзания на его внутренних стенках перевозимого грунта. Козырек, стенки, пол кузова изготовлены из высокопрочной стали Hardox. Причем если на стенки идет прокат толщиной 8 мм, то на пол – 15 мм. При этом элементы, придающие кузову жесткость, изготавливаются из профилей стали Domex.

 

Интересное решение для самосвалов строительного сегмента есть у компании KROMANN. Так, выпускаемые ею кузова Classic с задней разгрузкой отлично подходят для разных шасси и предназначены для работ в тяжелых условиях. Кузов легко узнать по наклонным усилителям бортов. Такие элементы придают конструкции дополнительную жесткость. В качестве материалов, из которых свариваются кузова, использована высокопрочная сталь марок Hardox и Domex. Для достижения оптимального веса надстройки при обеспечении долговечности пол изготавливается из листов толщиной 7–8 мм, а на борта и переднюю стенку идет 5–6-миллиметровый прокат. Само собой разумеется, самосвальные кузова от всех производителей имеют защиту из покрытий современными лакокрасочными материалами. Как правило, «пироги», которые защищают металл от воздействия агрессивной внешней среды, многослойные – состоят из нескольких слоев грунтов и эмали, суммарной толщиной покрытие превосходит 200 мкм.

Существенной деталью при выборе самосвальной установки является тип привода гидравлической системы. Самый распространенный вариант, встречающийся на самосвалах, работающих в России, это привод гидронасоса от коробки передач. В агрегатах КП, которыми оснащаются самосвалы и иная спецтехника, требующая отбора мощности для привода гидравлического оборудования (в нашем случае гидропривода подъема/ опускания самосвального кузова), имеется специальный лючок. Он и открывает доступ к шестерне промежуточного вала, с которого снимается крутящий момент на привод гидравлического насоса. Примечательно, что у выпускаемых для европейского рынка машин привод установки очень часто выполнен от «гитары» шестерен привода газораспределительного механизма. При данной схеме не только имеется возможность отбора большего крутящего момента, но и разгружается сцепление.

Самой замысловатой и сложной является схема, при которой отбор мощности производится за счет установки на основную коробку передач дополнительной КОМ, которая в свою очередь передает мощность на насос посредством короткого карданного вала. Такой привод гидросистемы характерен для некоторых самосвалов китайского производства.

 (Продолжение следует)

компании по теме статьи
компании по теме статьи