
Альтернативы им нет
Спецтехника на автомобильных шасси для нефтегазовой отрасли
Данные статистики на весну 2022 года свидетельствуют о том, что в секторе оборудования для нефтегазовой отрасли до 90% техники поступало по импорту. После принятия 48 недружественными государствами ряда санкций и запрета на поставки оборудования в страну ситуация на рынке спецтехники для нефтегазовой промышленности стала быстро меняться в пользу отечественных производителей, а также компаний из Китая.
Во многих отраслях санкции стали хорошим импульсом к развитию отечественных производителей. А как обстоят дела в случае с автомобильной спецтехникой в нефтегазовой отрасли? Давайте хотя бы вкратце познакомимся, какую продукцию в этом секторе рынка предлагают ведущие отечественные предприятия.
«АвтоСпецВан»
ООО «АвтоСпецВан» (Челябинская обл., г. Миасс) выпускает технику для нефтегазовой отрасли на полноприводных шасси отечественных и белорусских автомобилей.
Это паропромысловые установки серий ППУ и ППУА, осуществляющие нагрев технологической жидкости и подачу насыщенного пара при работах на гидроразрыве пластов, с питательным насосом 1.1 ПТ25 или 2,3ПТ, на шасси КАМАЗ (8х8, 6х6), УРАЛ (6х6) и ГАЗ (4х4). Система управления – аналого-цифровая. Форсунки парового котла – Danfoss.
В ассортименте агрегат депарафинизации скважин серии АДПМ на шасси УРАЛ (6х6). Нагреваемая среда – нефть. Паропроизводительность – 12 м3/ч. Максимальная температура нефти 150 °С. Подача насоса – 8 м3/ч при давлении 16 МПа.
Агрегаты цементировочные: СИН-35 на шасси «УРАЛ Next» (6х6, вместимость емкости 6 м3, к.п.д. установки составляет не менее 80%, максимальная подача 16,6–25,7 л/с в зависимости от диаметра плунжера.
Установка насосная передвижного типа серии УНБ для цементирования, опрессовки и проведения промывочно-продавочных работ на нефтяных и газовых скважинах с трехплунжерным насосом СИН-32 с редуктором (по ГОСТ 28922, аналог ЦА 320) на шасси УРАЛ (6х6) и КАМАЗ (6х6).
И наконец, установка насосная для цементирования скважин СИН 35.64 на шасси МАЗ (6х6), назначение которой цементирование, опрессовка и проведение промывочно-продавочных работ на нефтяных и газовых скважинах. Возможна комплектация электронным регистратором выходных параметров.
Все шасси оснащены механическими коробками передач.

«Пермский завод грузовой техники»
АО «Пермский завод грузовой техники» («ПЗГТ», Пермский край, г. Краснокамск) изготавливает двухнасосные цементировочные агрегаты для нефтегазовой отрасли, застроенные на новом полноприводном облегченном шасси автомобилей с колесной формулой 8х8 и 10х10 или на новом 3-осном шасси полуприцепов производства АО «ПЗГТ». Агрегаты производства АО «ПЗГТ» по габаритно-весовым характеристикам допускаются для передвижения по дорогам общего пользования до 10 т без пропусков.
Агрегаты предназначены для цементирования скважин, промывочно-продавочных работ, а также для капитального ремонта скважин. Цементировочный агрегат обеспечивает приготовление цементного раствора с заданными параметрами (объем, плотность) в автоматическом и ручном режимах; закачку полученной смеси в скважину под высоким давлением с помощью плунжерных насосов; непрерывный контроль параметров раствора с помощью встроенной системы управления.
Для сокращения срока реализации проекта, исключения лишних затрат заказчика и повышения надежности оборудования специалистами НИЦ «ПЕРМЯК» и ПЗГТ разработана технология изготовления нового цементировочного агрегата с использованием давальческих компонентов. В результате заказчик получает новый агрегат со встроенными в него давальческими компонентами. Агрегаты рассчитаны на работу при температурах окружающего воздуха от –40 до +40 °C.
Кроме того, ПЗГТ предоставляет услуги по ребилдингу (восстановлению оборудования до необходимого уровня производительности) и модернизации цементировочных агрегатов и агрегатов гидравлического разрыва пласта.

«Большегрузная техника»
В производственной линейке ООО «Большегрузная техника» (Республика Татарстан, г. Набережные Челны) имеется обширный список спецтехники для нефтегазодобывающей отрасли на шасси автомобилей КАМАЗ (6х6 и 8х8), за исключением одного – на шасси FAW. Все машины адаптированы для эксплуатации в условиях сурового климата и бездорожья.
Это агрегат для сбора нефтяного конденсата АКНС-10 на шасси FAW (6х6, односкатная ошиновка) с 10-ступенчатой механической КП, кабиной со спальным местом и цистерной емкостью 9,25 м3. Универсальный моторный подогреватель УМП-400, предназначенный для обогрева двигателей и различного технологического оборудования при температурах окружающего воздуха от +10 до –55 °С. Агрегат для депарафинизации скважин (АДПМ) с устройством горелочным, оборудованным двумя форсунками Danfoss. Паропромысловая установка ППУА 1600/100 с цистерной вместимостью до 6,0 м3; контейнеровоз-булитовоз для перевозки пустых емкостей (булитов) для спецжидкостей с лебедкой, развивающей усилие 30 т. Автомобиль-проппантовоз для работы по гидроразрыву пластов: для точной порционной подачи проппанта в приемное устройство смесительной машины. Самосвал-шламовоз для перевозки бурового шлама и отходов от нефтяных промыслов и кислотный агрегат СИН-35 для транспортировки и нагнетания растворов соляной кислоты – данные агрегаты могут использоваться совместно с цементировочными агрегатами при бурении нефтяных скважин.

ЕлАЗ
АО «ПО ЕлАЗ» (Татарстан, г. Елабуга) выпускает более 40 моделей спецтехники для нефтегазовой отрасли на базе шасси автомобилей, самоходных шасси и полуприцепов. Оборудование предназначено для работы при температурах воздуха от –45 до +40 °С.
Это установки подъемные передвижные для ремонта и бурения скважин УПРБ на шасси БАЗ, МЗКТ (12х12) и УПР-100 на самоходном шасси ППС-5, МЗКТ (10х8, односкатная ошиновка), РКР (8х8), предназначенные для бурения скважин глубиной до 2700 м.
Агрегаты подъемные для ремонта и бурения скважин: самоходный АПР-80С (10х8 односкатная ошиновка, 8х8) и АПР-80 на шасси КАМАЗ, РКР (6х6), МЗКТ (8х8) в различных вариантах исполнения, рабочими операциями можно управлять из кабины оператора и с поста бурильщика. Установка разведочного бурения УРБ-30 на шасси КАМАЗ или УРАЛ (6х6) с вспомогательной гидравлической лебедкой, развивающей тяговое усилие 3 т.
Ремонтная колтюбинговая установка для наклонно-направленных скважин РКУ-25/45 на шасси МЗКТ (10х10), предназначенная для восстановления нефтяных и газовых скважин. Агрегаты цементировочные на шасси УРАЛ, КАМАЗ, РКР (6х4, 6х6, 8х8) для нагнетания жидких сред при цементировочных работах в процессе бурения и ремонта скважин. Установки смесительные УС на шасси КАМАЗ (8х8, 6х6) для транспортировки порошкообразных материалов и приготовления тампонажных растворов при цементировании нефтяных и газовых скважин. Вакуумный нефтесборщик АКН-10 на шасси КАМАЗ (6х6) для сбора разлитых нефтепродуктов и газового конденсата и их транспортировки к местам утилизации.
Практически все перечисленные модели оборудования предлагаются также на базе полуприцепов.

«Азнакаевский завод Нефтемаш»
В ассортименте спецтехники для нефтегазодобывающей отрасли АО «Азнакаевский завод Нефтемаш» (Татарстан, г. Азнакаево) обширный список машин на автомобильных шасси КАМАЗ и УРАЛ. Вся техника адаптирована для эксплуатации в суровых климатических условиях (от –40 до +40 °С) и при бездорожье.
Прежде всего в производственной линейке представлены агрегаты для ремонта и обслуживания инфраструктуры нефтегазодобычи: агрегат ремонтно-сварочный АРС с дизельной электростанцией на 100 кВт; агрегат для обслуживания электротехнического оборудования АОЭ-3949 с утепленным кузовом-фургоном на три человека, КМУ грузоподъемностью до 4 т и съемной люлькой с высотой подъема на 12 м; агрегат для ремонта магистральных трубопроводов АРМТ-38394М с фургоном и набором оборудования и агрегат для ремонта и обслуживания станков-качалок АРОК-3938 с фургоном, КМУ на 4 т и оборудованием.
Также завод выпускает агрегаты для транспортировки оборудования: агрегат для перевозки штанг АПШ-54071 с КМУ грузоподъемностью 4 т и полуприцепом НЕФАЗ длиной 10–12 м и промысловый самопогрузчик ПС-1,6 для перевозки штанговых насосов и пр. с КМУ грузоподъемностью 990 кг.

«НовТек Новые Технологии»
ООО «НовТек Новые Технологии» (Башкортостан, Уфимский район, село Нижегородка) специализируется на разработке и изготовлении мобильной техники для геофизического и нефтегазового сервиса.
Компания производит более восьми моделей каротажных подъемников, предназначенных для спуска и подъема приборов и аппаратуры для геофизических исследований нефтегазовых скважин. Техника комплектуется основными узлами собственного производства и от ведущих мировых и отечественных фирм. Используются шасси высокой проходимости КАМАЗ, УРАЛ и АМТ NV (6х6).
На кабелеукладчике реализована автоматическая принудительная укладка кабеля на барабан с возможностью ручной корректировки с пульта машиниста. Кузов разделен на операторский, лебедочный и силовой отсеки. Лебедка оснащается гидравлическим или электрическим приводом, который обеспечивает плавность хода, широкий диапазон скоростей. Тормозная система лебедки из ленточного и гидравлического тормозов гарантирует плавное торможение при спуске и надежное удержание при остановках. Ряд функций управления работой лебедки автоматизированы.
Кроме того, «НовТек» производит лаборатории перфораторной станции ЛПС и ЛС для выполнения взрывных работ в скважинах при гидроразрыве пласта, в том числе на больших глубинах. Предлагается несколько вариантов исполнения лабораторий. Лаборатории позволяют перевозить взрывчатые вещества и средства инициирования к местам взрывных работ.

Итак, мы можем с удовлетворением констатировать: в секторе специальной техники на автомобильных шасси для нефтегазовой промышленности преобладают отечественные компании.
Уже концу 2024 года, по данным Минпромторга, доля российского оборудования на рынке нефтегазовой отрасли достигла 70%. Хочется надеяться, что курс на импортозамещение с запланированной финансовой поддержкой правительства принесет результаты и, как ожидается, к 2030 году в нефтегазовом машиностроении отечественная продукция займет не менее 90%.

















