Автомобиль на выставке «Автомобильная промышленность», ВВЦ, 2014 г.

«Синяя птица» гаммы TRUE BLUE

Почти полвека назад, летом 1974 г., отремонтированный в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте – НАМИ автомобиль НАМИ-1 № 107 приехал своим ходом в Политехнический музей [1]. При выполнении ремонтных работ, проводимых без должной научной основы [2], автомобиль был окрашен в неяркий синий цвет краской с неглубоким блеском, вероятно распространенной в автомобилестроении СССР, эмалью ПФ-115.
А. Карасев, к.т.н., научный сотрудник ИИЕТ им. С.И. Вавилова РАН, 
М. Карташев, старший научный сотрудник Политехнического музея

В статье «Конструктор первых советских малолитражек», опубликованной в журнале «Техника – молодежи» № 4 за 2004 г., О.В. Курихин сообщает, что москвичи называли малолитражку НАМИ-1, выкрашенную в ультрамариновый цвет, «синей птицей» [3].

Цвет ультрамарин получается при добавлении в синий пигмент красного. Откуда О.В. Курихин узнал про ультрамариновый цвет, неизвестно, но в такой цвет после восстановительных работ был окрашен кузов автомобиля НАМИ-1 № 375, находящийся в музее НАО «Гидромаш». Фотография этого автомобиля помещалась в статье О.В. Курихина.

Автомобиль НАМИ-1 № 375, июнь 2003 г., Н. Новгород (Фото М. Шелепенкова)

Птица цвета ультрамарин фигурирует в песне А. Макаревича, исполненной рок-группой «Машина времени» в 1979 г. Правда, группа сообщает: «Говорят, что за эти годы синей птицы пропал и след. Что в анналах родной природы этой твари в помине нет». Конечно, последнее – это к орнитологам, но любой житель средней полосы подтвердит, что не видел в природе птицу цвета ультрамарин. Так в какой цвет красили кузова «синий птицы» НАМИ-1? Или это только метафора, хоть и «примус», лишь бы колеса крутились?

Различные исследователи признают, что революцию в цвете автомобильных кузовов совершила фирма DuPont [4]. Компания была основана в 1802 г. в США как предприятие по производству пороха [5]. Еще в 1904 г. DuPont начала бизнес по производству лаков, купив компании Internationallessless Powder и Solvents Company, а в 1915 г. – компанию Arlington Company.

Лаки, изготовленные путем растворения нитроцеллюлозы в амилацетате с образованием сиропообразного раствора, в течение некоторого времени использовались для нанесения покрытия на небольшие предметы окунанием. При испарении растворителя образовывалась стойкая пленка. Основным препятствием, ограничивающим использование таких лаков, было то, что они содержали лишь около 6% нитроцеллюлозы. При более высоких концентрациях раствор становился настолько густым, что невозможно было получить гладкое и ровное покрытие. Разбавленные же лаки приходилось наносить в несколько слоев, чтобы образовалась достаточно толстая пленка, поэтому использование нитроцеллюлозных лаков было трудоемким и дорогостоящим, поскольку большое количество растворителя амилацетата терялось в результате сушки.

Автомобиль Oakland с кузовом Tourer, окрашенным Duco True Blue

Поиск метода получения удовлетворительного лака с более высоким содержанием нитроцеллюлозы был ключом к расширению ее применения. С этой целью исследователи в 1910-х годах использовали различные химические и физические средства для разложения нитроцеллюлозы так, чтобы вязкость при любой заданной концентрации твердого вещества была намного ниже, чем у имевшихся растворов. Им это удалось, но полученные лаки давали лишь хрупкие пленки. Вскоре стало широко распространено мнение, что лаки с низкой вязкостью бесперспективны. В DuPont разделяли это мнение.

Еще один продукт, который хотела выпускать компания DuPont, была нитроцеллюлозная кинопленка. Исследователи из лаборатории Redpath в Парлине, штат Нью-Джерси, пытались создать коммерчески приемлемую пленку с 1915 г. Лак Duco был изобретен в отделе целлюлозных продуктов DuPont летом 1920 г. в результате неудачных экспериментов. Когда химики пытались исправить дефект в своих пленках, они обнаружили, что изменение молярного соотношение групп NO2 в основной цепи целлюлозы позволит получить лаковую смолу с низкой вязкостью.

Автомобиль Oakland с кузовом Tourer, окрашенным Duco True Blue

Как это часто бывает с новыми материалами, первое использование лака Duco не было успешным. В январе 1921 г., примерно после шести месяцев опытно-исследовательских работ, DuPont начала продавать новый лак под названием Viscolac для традиционного применения. Дальнейшие испытания Duco показали, что лак обладает исключительной долговечностью. Летом 1923 г. фирма Oakland Motor Car Company, принадлежащая General Motors, решила его использовать и за сравнительно короткое время на­училась эффективно наносить новое лакокрасочное покрытие на кузова своих автомобилей.

Duco не только был более долговечным, чем существующие цветные покрытия, но также его можно было наносить гораздо быстрее и с меньшими трудозатратами, чем обычные краски и лаки. Раньше наносилось пять различных видов покрытий в течение одной-двух недель. Сначала наносился грунт; затем наносились поверхностный, цветной и затирочный слои; затем следовал финишный слой. Окрашивание и шлифование были самыми слабыми звеньями в системе окраски, и Duco заменила их. Это сократило количество этапов окраски на треть и устранило три 24-часовых периода сушки. Трудозатраты, необходимые для завершения кузова, сократились лишь на 15% [6].

Журнал Automotive Indust­ries в сентябре 1923 г. писал: «Если не учитывать более высокую оплату квалифицированных рабочих, наносящих лак кистью, затраты на рабочую силу в расчете на единицу кузова сокращаются почти на 50%».

Автомобили НАМИ-1 с кузовами светлого тона в сборочном цеху 2-го автозавода

Высокая экономия достигается за счет использования Duco Finish в открытом цехе покраски кузовов в Окленде. Экономия времени, труда и площади после внедрения этой отделки делает возможным производство 300 кузовов в день на том же заводе, который раньше был доведен до предела при графике в 175 кузовов. Увеличение мощности сопровождается существенным снижением потребности в рабочей силе. Теперь есть свободная площадь. Обработка сведена к минимуму, и все операции от приемной платформы до линии окончательной сборки выполняются плавно и непрерывно. Вместе с этими производственными преимуществами идут и благоприятные характеристики отделки. Хотя эта компания приняла для текущих моделей два оттенка синего, доступен неограниченный диапазон выбора цвета [7].

Окраска True Blue дебютировала в Окленде на Нью-Йоркской автомобильной выставке в декабре 1923 г. Кузова автомобилей получили два оттенка синего с акцентными полосами красного или оранжевого цвета.

В начале 1924 г. заказы хлынули в автосалоны GM. Duco стал настолько популярен, что клиенты стали его требовать. Однако Duco не хватало только одного: высокого блеска традиционных лаков. Одним из решений было использование стандартного финишного лака поверх Duco. Однако это добавило дополнительный шаг, а внешнее покрытие служило менее года. В качестве альтернативы Oakland отказалась от финишного лака и вместо этого стала шлифовать Duco. Чтобы добиться как можно большего блеска, часто наносили восковую отделку. Но восторженная реакция общественности убедила многих в GM, что зеркальный блеск не является абсолютной необходимостью лакокрасочного покрытия кузова автомобиля.

Автомобили НАМИ-1 с кузовами светлого тона в сборочном цеху 2-го автозавода

В рекламе DuPont, размещенной в журнале Motor Age, вышедшем в мае 1924 г. сообщалось, что Cadillac, Cleveland Six, Franklin, Lexington, Marmon и Moon уже завершили подготовку своих автомобилей к использованию Duco [8]. В статье Finishing and Refinishing Approaching High Engineering Standard говорилось, что производители Duco разработали подходящие пироксилиновые грунтовки, так что при желании можно обойтись без базовых слоев на льняном масле [9].

В январе 1925 г. журнал Automotive Industries писал: «Некоторые крупные производители по-прежнему предлагают черные кузова, но доля цветных значительно увеличилась. Даже Chevrolet отказался от черной эмали, которая была стандартной в течение нескольких лет, в пользу Duco. Новый автобус Dodge будет покрыт синим лаком, и почти все модели Studebaker также будут иметь нитроцеллюлозное покрытие» [10].

В середине 1925 г. Duco стала поставляться 14 автопроизводителям. В 1930 г. насчитывалось около 250 производителей лаков типа Duco. В СССР производство нитроэмалей Ярославский завод треста «Лакокраска» освоил в 1928 г., в рекламе треста появились металлические краски.

На черно-белых фотографиях автомобилей НАМИ-1 видно, что их кузова имеют два тона: темный и светлый. Большинство кузовов окрашено в темный цвет, практически неотличимый от черного цвета корпусов фар, и небольшое количество окрашено краской светлого тона. Таким образом, цветов у «синей птицы» было два, темный и светлый, что соответствует цветовой гамме True Blue.

На фотографиях автомобилей НАМИ-1 с кузовами светлого тона видно, что стойки и рамка ветрового стекла окрашены в черный цвет, как и крылья. Также в черный цвет окрашена деревянная панель под стеклом.

Автомобиль с кузовом светлого цвета на старте пробега. Предположительно 22 июня 1929 г., когда старт скоростному пробегу Москва–Нижний Новгород–Москва был дан в 4 часа утра

В книге «Очерки истории Нижегородского открытого акционерного общества «Гидромаш» (1805–2005) приведена фотография автомобиля, приобретенного для музея «Гидромаш» у В.Е. Суслова, с регистрационным номерным знаком «43-73 чею» в 1976 г. [11].

На фотографии изображен открытый автомобиль светлого тона. Имеется изображение автомобиля НАМИ-1 музея «Гидромаш» на улице, по случаю дня города Нижний Новгород. Фотография сделана в 1996 г. На ней автомобиль окрашен в светло-голубой цвет.

Фотография автомобиля НАМИ-1 В.Е. Суслова, вероятно сделанная весной 1976 г. при осмотре автомобиля сотрудниками «Гидромаш»

Автомобиль НАМИ-1 музея «Гидромаш» был окрашен до восстановительных работ в светло-голубой цвет не случайно. Даже после перекрашивания кузова автомобиля цветом ультрамарин моторная перегородка осталась окрашенной первоначальной краской, цвет которой соответствовал светлому тону палитры True Blue.

Всё вышесказанное позволяет предположить, что кузова автомобилей НАМИ-1 окрашивали синей нитрокраской, вероятно, производства треста «Лакокраска», имеющей цвета, соответствующие гамме True Blue.

Автомобиль НАМИ-1 № 375 «Музея Гидромаш» на улице Н. Новгорода по случаю празднования дня города в 1996 г.

Первый опыт окраски автомобильных кузовов был не совсем удачным. В статье «Имеет ли право на существование и развитие машина «НАМИ», опубликованной в журнале «За рулём» № 15 за 1929 г., А.А. Липгарт, говоря о нареканиях потребителей на автомобиль НАМИ-1, писал: «Ряд справедливых нареканий вызывает кузовная часть. Отскакивает краска с крыльев...» [12].

Участок кузова автомобиля НАМИ-1 № 375

Как было показано выше, получение качественного лакокрасочного покрытия на автомобильном кузове требовало целой системы операций и, конечно, тщательности, которая не была замечена при производстве автомобилей НАМИ-1. «Кто и что, например, мешает плотно пригонять пол шоферского сиденья?» – писал А.А. Липгарт.

Синие цвета True Blue

Источники и литература

  1. Карасев А., Карташев М. По следам НАМИ-1// Основные Средства. 2023. № 5. – С.  60–63.
  2. Карасев А., Карташев М. НАМИ-1 в деталях// Основные Средства. 2023. № 2.  – С. 62–64.
  3. Курихин О. Конструктор первых советских малолитражек// Техника – молодёжи. 2004. № 4. – С. 19.
  4. Blaszczyk, Regina Lee. The color revolution Cambridge, Mass.: MIT Press in association with the Lemelson Center, Smithsonian Institution 2012. 380 p.
  5. Dutton, William S. DuPont; One hundred and forty years. New York. Scribner. 1942. P. 2.
  6. Hounshell, David A. Science and corporate strategy: Du Pont R&D, 1902–1980. N Y Cambridge University Press, 1988. P. 140.
  7. Labor Costs Halved by Use of Duco in Finishing Oakland Bodies// Automotive Industries. – 1923. Vol 49 Iss 11. Page 524–525.
  8. Motor Age 1924. – May 22. Vol 45 Iss 21. P. 24.
  9. Finishing and Refinishing Approaching High Engineering Standard// Motor Age 1924. – May 22. Vol 50 Iss 2. P. 1134.
  10. Herbert Chase. Fewer black bodies used in models announced before show opening// Automotive Industries. 1925. January 1. P. 2.
  11. Карпенко В.Ф. От кареты до ракеты: очерки истории Нижегородского открытого акционерного общества «Гидромаш» (1805–2005)/ В.Ф. Карпенко, Л.Е. Козлова, Г.Л. Нелидов. – Нижний Новгород, Автохтон, 2005. С. 90.
  12. Липгарт А. Имеет ли право на существование и развитие машина «НАМИ»// За рулём. – 1929. № 15. – С. 5.