Рис. 1. Автомобиль НАМИ-1 со снимка № К31125 из архива НАМИ

По следам НАМИ-1

Почти детективная история

Сотрудники «Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института» (НАМИ) еще в 1957 г. на страницах институтской многотиражки «За передовую технику» выражали уверенность, что важный вопрос создания в стране Государственного автомобильного музея СССР назрел. Музей НАМИ не располагал даже автомобилем НАМИ-1 [1] (рис.1).

Шли годы. В 1974 г. исполнялось 50 лет с даты постройки в СССР первых десяти автомобилей АМО-Ф15, считающейся днем рождения советского автомобилестроения. Еще в 1973 г. Министерство автомобильной промышленности СССР приступило к организации грандиозной автомобильной выставки, посвященной этому юбилею.

Журнал «За рулём» на своих страницах открыл юбилейную рубрику «К 50-летию советского автомобилестроения». В феврале 1974 г. журнал в этой рубрике опубликовал заметку: «НАМИ-1, советская малолитражка». В ней говорилось: «Однажды в редакцию пришло письмо с фотографиями: К.А. Шарапов делился своими сведениями о том, что в Иркутске и Свердловске сохранились экземпляры автомобиля НАМИ-1, сегодня представляющие собой историческую ценность и музейную редкость. Впоследствии удалось передать одну из этих машин в Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), где ей вернули первоначальный вид» [2].

Рис. 2. Снимок № 61192 из архива НАМИ

В № 10 журнала «За рулём» за 1974 г., в заметке «Экспонируется НАМИ», говорилось, что нашли уникальный экземпляр первого советского малолитражного легкового автомобиля работники отдела автотракторной техники Политехнического музея с помощью сотрудников ГАИ СССР. Автомобиль находился в Иркутске, был укомплектован целиком оригинальными деталями и сохранял первоначальный внешний вид, но нуждался в солидном ремонте. За эту работу взялся коллектив НАМИ – института, в стенах которого была спроектирована эта машина и который дал ей имя [3].

Начальник ГАИ г. Иркутска получил от Политехнического музея просьбу о помощи в поиске владельца автомобиля НАМИ-1 еще в октябре 1966 г. [4]. Он отнесся с пониманием: уже в декабре 1966 г. из Политехнического музея владельцу НАМИ-1 Иннокентию Александровичу Могилёву было направлено письмо, сообщающее о том, что музей заинтересован в приобретении принадлежащего ему автомобиля НАМИ-1 для готовящейся экспозиции по истории отечественного автомобилестроения. В письме содержалась просьба сообщить о возможностях и условиях покупки этого автомобиля.

В письме подчеркивалось, что музей может купить только исправный автомобиль без замененных заводских агрегатов и деталей и, что особенно важно, с ненарушенным внешним видом [5]. Из этого можно сделать вывод, что никаких фотографий автомобиля сотрудники музея не видели.

Рис. 3. Изображение автомобиля НАМИ-1 с номером «иг 26-55» № КП 029795/8

Созданием экспозиции по истории отечественного автомобилестроения Политехнический музей вплотную занялся во второй половине 1950-х годов: обращался к руководству автомобильной промышленности [6], обратился и в Научный автомоторный институт НАМИ с предложением о передаче ему образцов автомобильной техники [7].

С руководством НАМИ Политехническому музею повезло. Не повезло музею НАМИ – он был ликвидирован. Ряд автомобилей отечественного производства из музея НАМИ передали в Политехнический музей, а зарубежные уничтожили.

Такого подарка Политехнический музей явно не ожидал. «Несколько лет назад дирекция нашего института, ссылаясь на затруднения с площадями и невозможность широкого показа исторических автомобилей, передала их Московскому политехническому музею. Однако руководство музея не намерено показывать натурные образцы исторических машин и другие экспонаты и ограничивается демонстрацией плакатов, таблиц, макетов. Переданные институтом ценные исторические машины небрежно, без всякого наблюдения некоторое время хранились на 2-й автобазе Мостранса около Савеловского вокзала. Часть уникальных автомобилей находились в плохо оборудованном сарае на Потылихе (Потылиха – район Москвы вблизи устья р. Сетунь, Мосфильмовская ул.)», – писал в многотиражку НАМИ Ю.А. Долматовский в конце 1966 г. [8].

Владелец автомобиля НАМИ-1 И.А. Могилёв оказался механиком гаража Иркутского облисполкома. Он приобрел автомобиль в начале 30-х годов после списания его в «Союззолото» после двух лет эксплуатации в изношенном состоянии, и сам отремонтировал [9]. С И.А. Могилёвым сотрудникам отдела фондов Политехнического музея удалось достичь договоренности о возможности обмена НАМИ-1 на отечественный легковой автомобиль. Дело осталось за малым – найти такой автомобиль. Музей располагал для этого совсем скромными возможностями.

Рис. 4. НАМИ-1 на выставке «Автопром – 50 лет». Фото из архива НАМИ

В мае 1967 г. директор Политехнического музея Г. Козлов писал заместителю председателя Всесоюзного общества «Знание» В.И. Снастину: «Политехнический музей располагает уникальными коллекциями советских автомобилей Московского, Горьковского и др. автомобильных заводов. В связи с подготовкой к 50-летию Советской власти музеем ведется большая работа по пополнению коллекций и реставрации экспонатов. Приобретен ряд исторических экземпляров отечественных автомобилей. Однако в коллекции до сих пор отсутствует основной экспонат – первый советский легковой автомобиль НАМИ-1. Управлением милиции было установлено, что этот редчайший автомобиль находится в г. Иркутске и принадлежит частному владельцу. Отдел фондов музея в течение восьми лет вел переговоры с ним о приобретении НАМИ-1, и в настоящее время достигнута договоренность о передаче автомобиля музею при условии обмена на любой легковой автомобиль отечественного производства.

В фондах музея имеется переходная модель микролитражного автомобиля «Запорожец-966», которая не представляет собой музейной ценности. Основная модель этого автомобиля «Запорожец-966В» в апреле этого года сошла с конвейера завода «Коммунар» и должна поступить в фонд музея. В связи с этим прошу Вас разрешить передать автомобиль «Запорожец-966» в обмен на автомобиль НАМИ-1» [10].

Рис. 5. Николай Борисович Сварчевский

Однако обмен не состоялся, редчайший «Запорожец-966» остался в музее. Информация о восьмилетних переговорах с И.А. Могилёвым противоречит письмам, направленным начальнику ГАИ и И.А. Могилёву. Борьба за приобретение НАМИ-1 музеем продолжалась. В выпуске IX «Материалы по технической пропаганде» Научно-исследовательского института информации автомобильной промышленности (НИИНавтопром) от 1969 г. «Развитие автомобилестроения СССР в 1918 – 1929 гг. Л.М. Шугуров писал: «В Иркутске до сих пор (1969 г.) совершает регулярные поездки автомобиль с шасси № 107 (т.е. постройки 1929 г.). На нем сохранился первоначальный двигатель, который позволяет достичь скорости 70 км/ч» [11]. Так информация о сохранившемся автомобиле НАМИ-1 вышла на отраслевой уровень.

В газете НАМИ «За передовую технику» отсутствует информация об успешном розыске автомобиля НАМИ-1, что, в принципе, соответствует духу администрации института, ликвидировавшей музей НАМИ ради расширения договорных работ с заводами отрасли. Однако в НАМИ хранится снимок № 61192, поступивший в архив в 1967 г. На снимке № 61192 запечатлен мужчина возле автомобиля НАМИ-1 с регистрационным знаком «иг 26-55» образца 1946–1959 гг. На заднем плане находятся будка с печным отоплением, деревянные ворота и переход между зданиями. Таким образом, снимок сделан не позднее 1967 г., а судя по фону, лет на 10–15 раньше (рис. 2).

В собрании Политехнического музея имеется фотография под номером КП 029795/8 (рис. 3). На ней изображен мужчина в годах, сидящий за рулем НАМИ-1. Автомобиль находится на улице советского города в конце 60-х – начале 70-х годов. Мужчина похож на человека на снимке № 61192. Хорошо видны балка переднего моста и поворотный кулак, конструктивно схожие с соответствующими узлами автомобиля ГАЗ-А.

В начале 1974 г. автомобиль И.А. Могилёва НАМИ-1 № 107 был обменен на «Москвич-408». НАМИ в соответствии с нарядом Минавтопрома иногда передавал в другие организации автомобили, прошедшие цикл испытаний в институте.

НАМИ-1 № 107 привезли в институт. После восстановления НАМИ-1 под управлением В. Герасимова и в сопровождении «Жигулей», управляемых В. Локтионовым, перегнали в Политехнический музей. НАМИ-1 демонстрировался на выставке «Автопром – 50 лет» (рис. 4).

По словам сотрудника НАМИ Г.К. Арафелянса, которого привлекали к восстановлению автомобиля, ремонт длился более полугода. Никаких документальных сведений о восстановлении НАМИ-1 в институте на обнаружено, нет даже заметки в институтской многотиражке «За передовую технику».

Изображение, соответствующее негативу № 61192, помещено в журнале «Техника – молодёжи» № 4 за 2004 г. как иллюстрация к статье О.В. Курихина «Конструктор первых советских малолитражек». Фотография имеет подпись: «Механик гаража Иркутского облисполкома И. Могилёв и его НАМИ-1, 1970 г.» [12]. Указанная на снимке дата, конечно, не может соответствовать действительности. Автомобиль НАМИ-1 «иг 26-55» на снимках, как и автомобиль НАМИ-1 из коллекции Политехнического музея (№ 107), объединяет одна характерная деталь – балка переднего моста прямая, состоящая из соединенных половин, тогда как балка серийных автомобилей НАМИ-1 имеет прогиб в центральной части.

Передний мост автомобиля НАМИ-1 № 107 изготовлен из переднего моста автомобиля ГАЗ-А. К балке наварены площадки для крепления к концам рессор. Изменены поворотные рычаги и сошка: у автомобиля НАМИ-1 поворотные рычаги закреплялись снизу поворотного кулака, у ГАЗ-А сверху, из-за чего рычаги изогнули вниз. На автомобиле НАМИ-1 «иг 26-55» стояли колеса от автомобиля другой модели. Эти же колеса НАМИ-1 № 107 при реставрации автомобиля в НАМИ закрыли колпаками, напоминающими колеса серийного автомобиля НАМИ-1. При реставрации автомобиля НАМИ-1 № 107 на правую подножку у переднего крыла установили деревянный ящик, которого на автомобиле не было.

Рис. 6. Автомобиль НАМИ-1 Н.Б. Сварчевского

В фильме «1927 год» историко-документального цикла «Наша биография», вышедшего в эфир центрального телевидения, научный сотрудник Политехнического музея Ю.П. Сбромирский говорит, что в музее хранится только один автомобиль НАМИ-1, который нашли в Иркутске у владельца Могилёва, примерно 40 лет эксплуатирующего его. Юлиан Петрович уверенно говорит, что в стране имеются еще такие автомобили, и обращается к телезрителям с просьбой сообщить о них в музей, поскольку иметь в музее второй экземпляр НАМИ-1 очень важно [13].

Необходимо отметить, что в Иркутске долгое время проживал умелец Н.Б. Сварчевский (работая в научном институте травматологии и ортопедии г. Иркутска, он делал сложные конструкции для инвалидов и для проведения исследований НИИ). Николай Борисович общался с А.О. Баракиным – местным жителем, большим энтузиастом автостарины, которому рассказал про «забирание» (он так выразился) в Москву автомобилей НАМИ-1.

По словам Н.Б. Сварчевского, у него на момент «забирания» НАМИ-1 в Москву была разобранная машина и еще «рама» от НАМИ-1. За них также предложили «Москвич». У Могилёва была машина на ходу, ему тоже дали «Москвич». Таким образом, фактически в Политехнический музей уехали две с половиной машины – одна «официально», а вторая разобранная плюс «рама» – в запасники. Николай Борисович рассказывал, что очень удивлялся тому, что, когда он был в Политехническом музее, следы его машины и остатков рамы пропали и о них никто нигде не упоминал.

Автомобиль НАМИ-1 Н.Б. Сварчевского с государственным регистрационным знаком «ид 13-22», подвергся существенным переделкам, но имел оригинальную балку переднего моста, как это явствует из изображений, присланных А.О. Баракиным (рис. 6, 7). Из этих фотографий нельзя сделать вывод, была ли у Н.Б. Сварчевского еще и «рама» НАМИ-1, но видны шасси и отдельно стоящий кузов, а также другие автомобили и кузова.

О.В. Курихин, который работал в Политехническом музее старшим научным сотрудником, упоминал в 1995 г., что в Политехническом музее есть еще шасси автомобиля НАМИ-1.

В настоящее время в Политехническом музее хранится экспонат № КП 5791 «Двигатель автомобиля «НАМИ-1» с элементами передней подвески», представляющий собой силовой агрегат без навесного оборудования с передними рессорами, на концах которых закреплен передний мост в сборе. На картере коробки передач смонтирован рулевой механизм. Сохранились рулевые тяги. Вентилятор охлаждения, представленный одной секцией лопастей, имеет следы изменения конструкции. Детали силового агрегата покрыты эксплуатационными загрязнениями, имеют следы механического удаления загрязнений (рис. 8).

Рис.  7. Автомобиль НАМИ-1 Н.Б. Сварчевского

Документально установлено, что в 1980 г. из отделов фондов на хранение поступил двигатель автомобиля НАМИ в сборе с передним мостом, который числился как шасси. Необходимо подчеркнуть, что экспонат № КП 5791, несомненно, является уникальным памятником истории техники, дошедшим до нас. Но дошел ли этот экспонат до нас благодаря энтузиасту из Иркутска? Обнаруженные документы свидетельствуют: 27 сентября 1948 г. от зав. отделом Автопромышленности А.С. Исаева в отдел фондов Политехнического музея поступила докладная записка с просьбой принять и зарегистрировать как постоянный экспонат шасси автомобиля НАМИ-1, собранное из дефектных деталей артелью «Культ­пром» [14]. На следующий день был составлен Акт № 301/1444, которым шасси автомобиля НАМИ-1 (собранное из дефектных деталей) получило временный инвентарный номер 5791 [15]. Под этим номером до нас дошла только передняя часть шасси, полученная Политехническим музеем 74 года назад.

В 1995 г. О.В. Курихин, ссылаясь на Л.М. Шугурова, сообщал, что «автомобиль (НАМИ-1) сохраняется на территории Сормовского завода, являющегося засекреченным предприятием. Проверка этой легенды потребует немалых поисковых усилий и значительного времени». Может ли этот автомобиль быть НАМИ-1 Н.Б. Сварчевского? Нет. В связи с созданием в 1975 г. музея истории и трудовой славы ПКО «Гидромаш» (г. Горький) автомобиль НАМИ-1 с двигателем № 375 был обменен на находящийся в эксплуатации ПКО «Гидромаш» автомобиль ГАЗ-69, 1970 года выпуска, имевшим пробег 150 123 км. НАМИ-1 находился в личном пользовании гр. В. Е. Суслова в г. Троицке Челябинской области. После обращения ПКО «Гидромаш» к зам. министра авиационной промышленности и начальнику ГАИ СССР автомобиль НАМИ-1 был снят с учета и направлен в г. Горький по указанию начальника ЦРЭБ при МВД СССР 6 мая 1976 г.

Рис. 8. Экспонат музея № КП 5791

Когда в ПКО «Гидромаш» встал вопрос о восстановлении автомобиля НАМИ-1, состоялся визит работников этого предприятия в НАМИ для получения консультации по проведению реставрации. Какую именно консультацию дали сотрудники НАМИ, не известно, но автомобиль НАМИ-1 «Гидромаша» и автомобиль НАМИ-1 из Политехнического музея имеют 6-лопастные вентиляторы охлаждения, не имеющие ничего общего с конструкцией этого автомобиля.

В 1988 г. НАМИ-1 № 107 вновь оказался в институте в связи с подготовкой всесоюзной выставки «Автодизайн-88», на которой автомобиль должен был экспонироваться. НАМИ-1 пришлось извлекать из полуподвального помещения Политехнического музея, где располагалась экспозиция, через окно. В институте автомобиль получил логотип «НАМИ», с которым экспонировался на выставке (рис. 9).

23 июня 1988 г. директор Политехнического музея Г.Г. Григорян писал директору НАМИ В.Ф. Кутенёву: «В соответствии с просьбой и.о. начальника Главного научного управления А.И. Титкова об участии автомобиля НАМИ-1, принадлежащего нашему музею, в экспозиции выставки «Автодизайн-88», просим в порядке оказания помощи произвести ремонтно-реставрационные работы дисков колес автомобиля АМО-Ф-15». Соответствующее письмо было отправлено А.И. Титкову [16].

Музей просил НАМИ:

  1. Восстановить деформированные кромки ободов шести колес в соответствии с размером шины (шина прилагалась).
  2. Изготовить одну копию колеса.
  3. Изготовить четыре переходных диска по образцу.

Было бы символично, если бы эту работу сделал ЗИЛ, а не НАМИ, но, как говорится, выбирать музею не приходилось, а приходилось использовать любую возможность для восстановления своих бесценных экспонатов.

Рис. 9. Автомобиль НАМИ-1 на стенде НАМИ на выставке «Автодизайн-88»

Источники и литература

  1. Лаптев С. Автомобильный музей необходим// За передовую технику. 1957. № 12. – С. 2.
  2. НАМИ-1, советская малолитражка// За рулём. 1974. № 2. – С. 34.
  3. Экспонируется НАМИ// За рулём. – 1974. – № 10. – С. 12.
  4. Научный архив Политехнического музея (НАПМ)Ф.1. Оп. 1. Д. 78. Л. 65.
  5. Научный архив Политехнического музея (НАПМ)Ф.1. Оп.1. Д.78. Л. 84.
  6. Политехнический музей. Отдел письменных источников. Ф. 100. Оп. 12. Ед. хр. 256.
  7. Ещё раз об автомобильном музее (по следам неопубликованных писем)// За передовую технику. – 1962. №  49 (250). – С. 2.
  8. Долматовский Ю.А. Ещё раз о музее// За передовую технику. – 1967. № 3 (374). – С. 3.
  9. Баракин А.О. Иркутяне за рулём. Иркутск. ПринтЛайн. – 2020. с. 550 ил.
  10. Научный архив Политехнического музея (НАПМ) Ф. 1. Оп. 1. Д. 100. Л. 21.
  11. Шугуров Л.М. Развитие автомобилестроения СССР в 1918–1929 гг.// Материалы по технической пропаганде. НИИНавтопром, 1969. С. 46.
  12. Курихин О.В. Конструктор первых советских малолитражек// Техника – молодёжи. 2004. № 4. – С. 21.
  13. Год 1927// Наша биография. Цикл фильмов. 1976.
  14. Акт на прием и выдачу музейных предметов ПМ. Оп. 2. Д. 14. Л. 103.
  15. Акт на прием и выдачу музейных предметов ПМ. Оп. 2. Д. 14. Л. 104.
  16. Научный архив Политехнического музея (НАПМ) Ф. 1. Оп. 1. Д. 568. Л. 81–83.