Что может быть важнее?
Финал X Национального чемпионата «Молодые профессионалы» – 2022
Участники конкурса «Молодые профессионалы» – это в основном учащиеся 3-го (изредка 4-го) курса колледжей, прошедшие горнило региональных отборочных соревнований. В нынешнем году первенство проводилось в распределенном формате, то есть очно и дистанционно. Почти 1000 молодых профессионалов, представляющих 85 регионов страны, демонстрировали свои умения и навыки по 66 компетенциям семи направлений: строительство и строительные технологии; информационные и коммуникационные технологии; творчество и дизайн; производство и инженерные технологии; сфера услуг; транспорт и логистика; образование.
Непосредственно в Саранск приехали 310 молодых профессионалов, которые продемонстрировали свое мастерство в 25 компетенциях. Их работу оценивала команда из 200 экспертов.
Около 720 конкурсантов дистанционно участвовали в соревнованиях по 41 профессиональному направлению. Они выполняли задания на площадках при видеофиксации процесса. Свыше 1000 экспертов наблюдали за их работой также в режиме онлайн, находясь в своих регионах.
«Два в одном»
Международное сотрудничество необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать стандарты подготовки кадров и обновлять инфраструктурную и технологическую базу, системы подготовки кадров предприятий в нашей стране. Совершенствование технологий профессионального обучения невозможно без обмена опытом с другими странами и учета их достижений.
В этом году в рамках Х Национального чемпионата состоялся Евразийский чемпионат по 27 основным и 1 презентационной компетенциям. Более 300 участников из 14 стран-соорганизаторов международного первенства выполняли конкурсные задания на 250 распределенных площадках. На Евразийский чемпионат в Саранск приехали почти 100 молодых профессионалов-участников и представителей экспертного сообщества из стран евразийского пространства: Армении, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана, чтобы соревноваться по 12 компетенциям. Более 200 конкурсантов из Азербайджана, Индии, Ирана, Индонезии, Казахстана, Киргизии, Китая и Малайзии присоединились к первенству дистанционно, соревнуясь по 22 компетенциям. К тому же вне зачета к соревнованиям подключились участники из Бразилии и Ганы. Все участники Евразийского чемпионата по итогам соревнований получили скиллс-паспорт – специальный документ, подтверждающий уровень владения практическими навыками.
Немного истории и почему произошло переформатирование
Движение WorldSkills зародилось в 1946 г. в Испании и за несколько десятков лет в него влились национальные организации почти 80-ти стран. Одной из основных целей движения было развитие среднего профессионального образования. Россия присоединилась к WorldSkills в 2012 г.
С самого начала российское движение «Ворлдскиллс Россия» принимало самое активное участие в работе WorldSkills и международных чемпионатах. Однако уже через несколько лет российской организации стало тесновато в рамках международной WorldSkills. Цель нашего российского движения изначально состояла не столько в конкуренции или победе в первенствах, сколько в создании новой системы подготовки профессиональных кадров. У «Ворлдскиллс Россия» появилось много собственных инициатив (например, переобучение предпенсионеров), которые международная организация не принимала. К тому же в нашей стране очень разные регионы, и единый европейский стандарт профессионального обучения нам неудобен и непригоден.
Финальной точкой стало 25 февраля 2022 г., когда WorldSkills приостановила членство нашей национальной организации в международном движении. Это привело «Ворлдскиллс Россия» к давно назревшему решению: идти дальше своим путем, развивать профессиональное обучение в своей стране, а также налаживать сотрудничество и проводить чемпионаты профессионального мастерства с дружественными странами.
Х Нацфинал – последний чемпионат, который проводится в прежнем формате. Далее подобные чемпионаты в нашей стране переходят в ведомство Министерства просвещения РФ. В связи с кардинальным изменением функций движение «Ворлдскиллс Россия» изменило название на Агентство развития навыков и профессий. Отныне оно сосредоточится в большей степени на работе напрямую с производством, с промышленными предприятиями, берет на себя подготовку по ряду инженерных компетенций, организацию отраслевых соревнований профессионального мастерства и гармонизацию образовательных стандартов с международными. Будут разрабатываться также и другие форматы, способствующие повышению уровня подготовки специалистов под задачи экономики регионов.
Планируется создать новую международную организацию по развитию подготовки средних профессиональных кадров со странами ЕАЭС (Евразийский экономический союз). Эта идея также вызвала интерес в Иране, Египте и странах БРИКС.
Соревнования в Саранске
В ходе первенства участники из разных регионов страны должны выявить и устранить заложенные экспертами неисправности техники, типичные для реальной эксплуатации. На выполнение каждого задания участнику давалось три часа. Конкурсант мог взять перерыв, на время перерыва отсчет времени приостанавливается.
Эксперты, которые судили соревнования, также все из разных регионов России, причем эксперт никогда не оценивал работу участников из своего региона.
Количество баллов, оценки участников подсчитывала электронная программа – в нее заносились все оценки, сделанные экспертами во время выполнения заданий конкурсантами. Оценивалось, насколько точно молодой профессионал соблюдает все правила и требования технологий на всех этапах выполнения конкурсных заданий. Человеческий фактор при вынесении оценки стремились свести к минимуму.
С соревнованиями по некоторым компетенциям я познакомился подробнее.
Компетенция «Эксплуатация сельскохозяйственной техники»
Главный эксперт по компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственной техники» рассказал мне, что в данной специализации соревнуются 6 участников в возрасте от 16 до 22 лет, представляющих различные регионы страны. Соревнования шли по нескольким модулям (или разделам).
Молодые люди выполняли задания по поиску неисправностей электрооборудования и электроники тракторов (российского и белорусского производства), проверку электронных компонентов и систем диагностическим оборудованием, по настройке и работе с системами точного земледелия; поиску и устранению неисправностей топливной системы; сборке-разборке двигателей; обслуживанию и ремонту гидравлических систем.
Конкурсанты должны показать свои диагностические и аналитические навыки, уметь работать со специальным инструментом в соответствии с техническими условиями производителей и требованиями законодательства, правильно выполнять все операции. Ребята работали почти под открытым небом (лишь навес стадиона предохранял их от дождя), как в реальных условиях эксплуатации. Главный эксперт с гордостью подчеркнул, что эти молодые специалисты уже приучены работать по-современному: они не станут ремонтировать системы сельскохозяйственной машины грязными руками и обязательно вымоют руки перед работой. Результаты работы участников конкурса оценивались по объективным критериям: «выполнил» – «не выполнил».
Компетенция «Окраска автомобиля»
В этом году конкурсное задание было составлено с учетом потребностей автопредприятий. Шестерым участникам из разных регионов страны предлагалось нанести лакокрасочное покрытие на новые детали и выполнить ремонт поврежденных кузовных деталей путем шпатлевки, шлифовки, подбора цвета и закрашивания отремонтированного места. Также участники должны были нанести на кузовные детали дизайнерский рисунок и виниловую аппликацию. Итоговая оценка каждого конкурсанта складывалась из оценок экспертов правильности выполнения каждой операции.
В нынешнем году в соревнованиях впервые использовались лакокрасочные материалы не от ведущих мировых брендов, а от российских производителей. И по результатам соревнований уже можно сказать, что ряд отечественных материалов зарекомендовал себя достойно.
Компетенция «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей»
Понятно, что в эту компетенцию входит и обслуживание легких коммерческих автомобилей (LCV). Шесть юных участников этих соревнований из разных регионов России и Белоруссии должны были уметь применять современное диагностическое оборудование для обнаружения неисправностей, выполнять разборку и сборку двигателя и коробки передач, проводить диагностику и испытания систем рулевого управления, тормозов и подвески, а кроме того, правильно выбирать инструмент и оборудование для работы и грамотно пользоваться технической литературой.
Компетенция «Кузовной ремонт»
Как рассказал мне главный эксперт по данной компетенции, если участники моложе 16 лет, они работали командой – парой. Более старшие ребята работали по одному.
Конкурсанты должны были выполнить измерения геометрических размеров и параметров кузова различными видами измерительных систем, произвести дефектовку и составить предварительный заказ-наряд, затем выполнить ремонт силового каркаса кузова или отдельных его элементов. Выполнить ремонт металлических съемных панелей, оперения кузова. Восстановить съемный неметаллический элемент кузова (бампер, молдинги и пр.). И наконец, выполнить шпатлевание поверхности элемента кузова, придать отремонтированной поверхности первоначальную форму.
В ходе работ участники должны были продемонстрировать знание технологических процессов, навыки чтения чертежей, выполнения разметки, правильно использовать инструкцию по ремонту от производителя, диагностировать и выявлять повреждения кузова, а также заменять детали кузова, используя сварку, mig пайку, клепку и склеивание.
Деловая и обучающая программа, профориентация школьников
Чемпионат состоял отнюдь не только из соревнований. Организаторы подготовили широкую деловую и обучающую программу.
В аудиториях Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева ежедневно проходили многочисленные конференции и семинары, на которых руководители и активисты движения, как очно, так и онлайн, делились опытом и результатами проделанной за 10 лет работы, рассказывали об успешно реализованных проектах, региональных практиках и достижениях.
Традиционно на подобных чемпионатах для школьников проводят многочисленные экскурсии, демонстрации и консультации, на которых знакомят с различными востребованными и перспективными профессиями. Не стал исключением и нынешний Х Нацфинал. В профориентационной зоне ребята могли пройти онлайн-диагностику для определения своих профессиональных интересов и сами попробовать поработать сварщиком, фитнес-тренером, детским вожатым, модельером и портным одежды, и т.д.
На соревновательных площадках для гостей чемпионата были представлены активности в формате Try-a-skill – каждый посетитель мог попробовать свои силы в 13 компетенциях: «Сварочные технологии», «Мобильная робототехника», «Кузовной ремонт», «Аддитивное производство», «Промышленная робототехника», «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «Окраска автомобиля», «Сантехника и отопление», «Электромонтаж», «ИТ-решения для бизнеса на платформе 1С:Предприятие», «Агротехническое обслуживание футбольного поля», а также в таких необычных направлениях, как «Валяние валенок» и «Тавлинская игрушка. Резьба по дереву».
Подготовка инструкторов по обучению операторов БПЛА для нужд российской армии
В рамках деятельности по подготовке профессиональных кадров Агентством развития навыков и профессий оперативно организована подготовка инструкторов по обучению операторов БПЛА для нужд российской армии. За основу методики обучения взят опыт подготовки операторов БПЛА для МЧС.
Для гражданских целей у агентства разработано 4 компетенции, относящиеся к управлению БПЛА: «Тяжелые БПЛА», «Средние БПЛА», «Системы машинного зрения» и «Автоматизированные системы». Из всего этого материала был скомбинирован курс подготовки инструкторов по обучению операторов военных БПЛА. Как пояснили нам представители агентства, опыт контроля состояния лесных массивов, например, переносится на контроль действий противника: расхитители лесных богатств быстро меняют свои приемы работы, и оператор должен уметь отслеживать их действия, то же относится и к контролю за действиями противника.
Опыт участия в движении Worldskills научил готовить специалистов быстро, и когда есть такая необходимость, как сейчас, Агентство развития навыков и профессий применяет данный опыт для подготовки инструкторов обучения операторов военных БПЛА.
Повышение престижа среднего профессионального образования является одной из целей проведения чемпионата «Молодые профессионалы». Ведь как верно заметила председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко: «Без высококвалифицированных рабочих кадров невозможно решение актуальных задач по обеспечению технологического прорыва и импортонезависимости нашей страны».
Роберт Уразов, генеральный директор Агентства развития навыков и профессий, директор дивизиона «Кадровый потенциал» Агентства стратегических инициатив (АСИ), добавил: «Чемпионат – это публичная проверка стандартов профессионального мастерства, созданных нами, а также проверка качества подготовки специалистов».
Молодые профессиональные кадры – это будущее страны, ее надежда на независимое развитие и процветание. А что может быть важнее?