Полевой погрузчик GMG 2,5

Уникальный вилочный погрузчик для армии

Вилочный погрузчик высокой проходимости военного назначения из бывшей ГДР

Х.-П. Цинке, канд. техн. наук (Dr. Ing.), Германия
Точность, пунктуальность, надежность и высокая проходимость – вот качества, которыми должны обладать армейские машины. В статье описывается вилочный погрузчик GMG 2,5 уникальной конструкции, предназначенный для работы в вооруженных силах, способный на дорогах общего пользования в составе колонны колесной военной техники передвигаться со скоростью 80 км/ч, а во время работы в полевых условиях развивающий грузоподъемность 2,5 т и скорость до 20 км/ч. Конструкция погрузчика позволяет ему передвигаться в сложных дорожных условиях, что чрезвычайно важно для работы в армейских подразделениях тылового обеспечения.

Погрузчики в военной логистике весьма полезные машины. Обычные погрузчики не приспособлены для движения в колонне из-за их низкой скорости, не превышающей 25 км/ч, то есть на марше их нужно грузить на другой вид техники. Именно поэтому возникла идея разработать погрузчик, который был бы способен передвигаться со скоростью автомобильной колонны, составляющей около 80 км/ч, и выполнять погрузочные работы в труднопроходимой местности. Помимо этого, такая машина должна служить тягачом прицепов и аварийно-эвакуационным автомобилем.

Полевой погрузчик GMG 2/70, вид сзади
Полевой погрузчик GMG 2/70, вид спереди

В начале 1960-х гг. в армию бывшей ГДР поступали полевые погрузчики GMG 2/70. Полевые погрузчики повышенной проходимости с приводом на все колеса были предназначены для погрузки и разгрузки транспортных средств всех видов, использованных в вооруженных силах, в стационарных и полевых условиях. Во время боевых действий полевые погрузчики GMG 2/70 могли применяться как транспортные и подъемные машины при выполнении ремонта техники и перегрузки боеприпасов. Если позволяли условия, полевые погрузчики могли буксировать одноосный прицеп со вспомогательным оборудованием для совместной работы: экскаваторной установкой, крановой стрелой с грузовым крюком и различным навесным оборудованием, например, захватом для бочек, рабочей платформой. Также погрузчики могли оснащаться бульдозерным отвалом, удлинителем вил и выдвижной мачтой. Помимо этих вспомогательных устройств полевой погрузчик имел канатную лебедку для спасения транспортных средств в аварийных случаях.

В принципе, конструкция полевого погрузчика представляет собой фронтальную мачту обыкновенного вилочного погрузчика грузоподъемностью 2,0 т и с высотой подъема 3,3 м, расположенную на укороченной базе полноприводного грузовика с полезной нагрузкой 2,5 т. Полевой погрузчик GMG 2/70 развивал скорость на дорогах общего пользования до 50 км/ч и в погрузочном режиме 25 км/ч. Грузоподъемность вилочного устройства составляла 2,0 т.

Вид сзади полевого погрузчика GMG 2,5

С течением лет полевой погрузчик GMG 2/70 технически устарел и уже не мог спрaвляться с новыми задачами, возникшими в вооруженных силах. Пришло время заменить его в военных структурах более современным погрузчиком с расширенными способностями. Основанием для разработки новой модели послужило техническое задание во­оруженных сил. В 1986 г. начался ее серийный выпуск. Полевой погрузчик GMG 2,5, так же как его предшественник, был полностью подготовлен к службе в военных структурах. Большинство его узлов было унифицировано с грузовиками, которые использовались в вооруженных силах. Его также можно былo применять в качестве тягача. Вместо подъемной мачты GMG 2,5 оснащался стреловым механизмом, напоминающим стрелу экскаватора. Такая стрела с вылетом до 2370 мм позволяла выполнять разгрузку грузовиков с одной стороны и железнодорожных вагонов, к которым невозможно близко подъехать из-за насыпи под рельсами. Помимо полного привода на все колеса, GMG 2,5 имел рулевое управление всеми колесами.

Грузоподъемность при полном вылете 2,37 м – 1,2 т

По дорогам полевой погрузчик двигался со скоростью всей колесной техники в колонне – 80 км/ч. Мог буксировать прицеп массой до 8 т. На прицепе, как и у его предшественника, можно было перевозить вспомогательное оборудование: экскаваторную установку с ковшом емкостью 1,2 м3, крановую стрелу с грузовым крюком и различным навесным оборудованием, например, захватом для бочек, рабочей платформой. Также погрузчики могли оснащаться бульдозерным отвалом, удлинителем вил и выдвижной мачтой. Помимо этих вспомогательных устройств полевой погрузчик имел канатную лебедку для спасения транспортных средств в аварийных случаях.

С целью обеспечения пригодности для вооруженных сил полевой погрузчик подвергся множеству проверок и испытаний. Он прошел полный объем полевых испытаний, которые были обязательны для всей колесной техники, которая применяется в военном ведомстве.

Полевой погрузчик GMG 2,5 при разгрузке ящиков с боеприпасами

При езде по дорогам со скоростью до 80 км/ч у GMG 2,5 работал привод на все колеса с помощью пятиступенчатой коробки передач, как у обычного полноприводного пятитонного грузовика. В качестве передней и задней осей погрузчика применялась передняя ось той же пятитонки. Это позволяет реализовать рулевое управление всеми колесами. Во время работы в полевых условиях используется гидростатический привод с помощью гидронасосов с регулируемой производительностью. В этом случае дополнительно блокируется пружинная подвеска передней оси. После переключения на гидропривод и блокирования подвески передней оси машина готова к работе в погрузочном режиме. Максимальная скорость в этом режиме составляет до 25 км/ч.

Канатная лебедка

На трассе испытаний на жесткость на кручение (рис. 1) рама машины подвергается изгибающим и скручивающим деформациям, а также проверяется, насколько устойчиво передвигается машина, когда одно из колес начинает приподниматься над дорогой. Здесь GMG 2,5 продемонстрировал большую жесткость конструкции и устойчивость движения.

Рис. 1. Трасса испытаний на жесткость на кручение рамы

Военная колесная техника должна обладать выдающимися способностями преодолевать подъемы. Способность преодолевать подъемы на высокой скорости проверялась на крутом скате с сыпучим щебеночным покрытием (рис. 2). GMG 2,5 был в состоянии преодолевать 55%-ный уклон. С такими подъемами справляются даже не все виды военной колесной техники.

Грузоподъемность погрузчика достигала 2,5 т при минимальном вылете вил. При максимальном вылете 2,37 м он был еще в состоянии поднимать 1,2 т. Высота подъема 3,3 м (рис.  3 ) соответствовала стандартной величине подъема для автопогрузчиков.

Рис. 2. Щебеночная трасса – очень крутой скат с щебеночным покрытием
Высота подъема при полной грузоподъемности – 3,3 м

Конструкция вилочного захвата позволяла наклонять вилы не только вперед и назад, как у обычного погрузчика, но и вправо/ влево (рис. 4). Такая функция позволяла удерживать груз на вилах в горизонтальном положении или беспрепятственно подводить вилы под груз независимо от того, с каким наклоном стоит погрузчик относительно грузовика или железнодорожного вагона. Вилы, используемые на GMG 2,5, складные (рис. 5). Их можно складывать в вертикальное положение при езде на дорогах, а в погрузочном режиме просто опускать. В задней части машины установлена канатная лебедка для буксировки аварийных автомобилей.

Рис. 4. Грузовые вилы наклоняются вверх/ вниз и вправо/ влево
Рис. 5. Складные вилы

Полевой погрузчик GMG 2,5 выпускался с 1986 по 1988 гг. Первоначально он был предназначен для всех вооруженных сил бывшего Варшавского Договора. В 1988 г. была проведена модернизация, при которой 3-цилиндровый дизельный двигатель был заменен на 4-цилиндровый. Мощность повысилась до 90 кВт. Четырехцилиндровые погрузчики использовались в лесной и строительной отраслях.

В военном деле этот погрузчик существенно повысил уровень службы тыла и снабжения. В значительной степени сократились сроки подготовки подразделений к боевым действиям, а также повысилась надежность снабжения боеприпасами и выполнения вспомогательных работ в тылу. В данный момент ни в одной армии мира машины такого рода, как GMG 2,5, не эксплуатируются.

 

В заключение следует подчеркнуть: автор лично руководил разработкой этого погрузчика.