Dulevo International S.p.A.

От щетки до ковра

Сравниваем машины разных типов для подметания аэропортов

Повреждения воздушных судов посторонними предметами – это серьезная проблема. Небольшие осколки аэродромного покрытия, песок, металлические болты и фурнитура от багажа пассажиров и даже сплющенные алюминиевые банки из-под напитков могут стать причиной опасных неисправностей. В статье мы рассмотрим различные типы подметально-уборочных машин для весенне-летней уборки аэропортов, их преимущества и недостатки.

По оценкам специалистов, аварии, связанные со столкновениями с посторонними предметами и попаданием их в турбины воздушных судов (ВС), ежегодно приносят мировой авиационной отрасли более $2 млрд прямых убытков и примерно в 10 больше косвенных. Поэтому в аэропортах постоянно производится уборка посторонних предметов и мусора с взлетно-посадочных полос (ВПП), рулежных дорожек, мест стоянки самолетов и прочих площадей, по которым проезжают самолеты.

Scarab Sweepers

Анализ условий работы

Чтобы выполнять очистку покрытий эффективно, необходимо проанализировать условия работы и задачи, характерные для конкретного аэропорта, и подобрать наиболее подходящую уборочную технику. Как известно, универсальной техники, подходящей для любых условий и задач, не существует. Попутно заметим, что обычные подметальные машины для уборки дорог не подходят для аэродромов по причине их невысокой производительности. Итак, какие же вопросы следует рассмотреть, принимая решение о покупке подметальной машины для аэропорта?

  • Какие наиболее опасные, многочисленные и какого размера посторонние предметы могут находиться на поверхностях, которые предстоит убирать?
  • Какого рода посторонние предметы попадают на аэродромные покрытия из окружающей среды: пыль, грязь, листья растений?
  • Подметаемые поверхности гладкие и ровные или шероховатые, неровные, с трещинами и впадинами в местах стыков полос покрытия?
  • Каким бюджетом вы располагаете для закупки и содержания подметальной техники?
  • Какое количество работников вы можете использовать для уборки аэродромных покрытий?
  • Какое топливо для подметально-уборочных автомобилей будет самым экономичным и доступным: дизельное или газ?

Следует также принять во внимание, что подметальной машине, возможно, придется выполнять и другие задачи, помимо уборки посторонних предметов с ВПП, эти обстоятельства тоже будут влиять на выбор.

Компания Scarab Sweepers (Великобритания, входит в FAYAT Group) выпускает уборочное оборудование, которое может монтироваться как на самоходное шасси собственного изготовления SCARAB MINOR, так и на серийные шасси других производителей. Вакуумная подметально-уборочная машина M6 (МКУ-7802) на шасси КАМАЗ оснащена бункером емкостью 6,35 м3. Ширина полосы подметания – 740–3200 мм. Масса загружаемого смета – 7000 кг. Рабочая скорость развивается до 20 км/ч. По заказу на машине могут быть дополнительно установлены боковые всасывающие шахты с лотковыми щетками и центральная поворотная цилиндрическая щетка.
Scarab Sweepers

Щеточно-продувочные машины

Прежде всего для высокоскоростной круглогодичной уборки аэродромных покрытий применяются специальные щеточно-продувочные машины.

Принцип работы. При помощи широкой вращающейся щетки и мощного вентилятора, размещенного за щеткой, аэродромные покрытия очищаются от песка, гравия, снега, льда и металлических предметов.

Преимущества данного оборудования:

  • возможность работы с седельными тягачами, грузовыми автомобилями, тракторами;
  • надежный и производительный вентилятор обеспечивает качественную продувку щеточного вала от грязи;
  • высокая производительность: рабочая скорость составляет до 60 км/ч;
  • некоторые модели оснащаются автономным двигателем, снимающим нагрузку с двигателя шасси.

На рынке представлен широчайший ассортимент техники этого типа, прицепных и самоходных моделей, в комплектациях с различным оборудованием, обеспечивающим широкую функциональность (например, не только очистку аэродромных покрытий, но и нанесение противогололедных реагентов) и возможность индивидуального подбора в зависимости от конкретных условий и задач.

ООО «Евромаш»
ООО «Евромаш» (г. Минск, Беларусь) выпускает линейку щеточно-продувочных машин из четырех моделей для круглогодичной уборки аэродромов. Машины прицепные, на многоцелевых полноприводных шасси 4х4 с управляемыми мостами. Оснащаются вентилятором с гидроприводом и плавной регулировкой оборотов, отвалом, аэродромной кассетной щеткой с металлическим или пропиленовым ворсом, вакуумной системой сбора смета. Возможна установка магнитного сепаратора с гидроприводом подъема/ опускания, оборудования для распределения противогололедных реагентов.

Шасси оборудовано интеллектуальной системой управления с функцией бортовой диагностики и телематическим оборудованием, связанным с системой навигации GPS/ ГЛОНАСС. Система осуществляет непрерывный сферический видеообзор и запись в память.

Уборочно-подметальные машины с механическим рабочим оборудованием

Эти машины рекомендуется использовать для уборки мусора и посторонних предметов, находящихся как на поверхности аэродромных покрытий, так и в углублениях (трещинах, в местах стыков полос покрытия).

Принцип работы. Вращающиеся дорожные щетки собирают мусор в бункер для смета. Некоторые модели машин оснащаются дополнительными боковыми (лотковыми) щетками, которые сметают мусор под основную щетку.

Преимущества данного оборудования:

  • способно извлекать мусор из трещин и стыков покрытия, особенно если оператор может регулировать положение ворса щеток относительно поверхности покрытия;
  • позволяет собирать сравнительно тяжелые и крупные посторонние предметы и мусор, даже бетонный гранулят после работы дорожной фрезы и другие тяжелые материалы;
  • в дождливую погоду и при влажном покрытии эффективность подметания увеличивается;
  • техника давно известна, широко представлена на рынке и доступна.
Dulevo International S.p.A.
Итальянская компания Dulevo International S.p.A. недавно выпустила новинку: уборочно-подметальную машину мод. Dulevo D6, которая позиционируется как универсальная и пригодная в том числе для уборки аэропортов. Боковые щетки сметают мусор к середине машины, далее смет подается цилиндрической щеткой на вертикальный конвейер и в бункер для смета емкостью 6,2 м3.

Запатентованный вакуумно-конвейерный принцип уборки позволяет отказаться от использования воды, следовательно, можно производить полноценную уборку при отрицательных температурах без снижения фильтрующей способности 99% РМ10.

Компанией Dulevo разработана специальная модификация машин для работы в аэропортах: с мягкими полипропиленовыми щетками, исключающими искрообразование, с магнитной балкой для сбора металлических предметов и УКВ-радиостанцией, работающей на частоте аэропорта.

Недостатки:

  • машины с механическим рабочим оборудованием самые мелкие частицы мусора собрать не могут, и они поднимаются в воздух в виде пыли (за исключением вакуумно-механических машин Dulevo);
  • ворсинки щеток могут обламываться, и сами становятся посторонними предметами, засоряющими аэродромные покрытия;
  • подметальные машины нуждаются в регулярном техобслуживании, а щетки приходится регулярно заменять;
  • у машин данного типа имеется большое количество движущихся деталей, поэтому они нуждаются в довольно значительном объеме обслуживания.

Вакуумно-подметальные машины

Эти машины рекомендуются для уборки неровных поверхностей от листьев, песка, мелкого мусора, щебня, особенно если вероятно образование большого количества пыли.

Принцип работы. Подобно обычному пылесосу, при помощи разрежения машина собирает с аэродромных покрытий мусор и посторонние предметы в сопло-подборщик и далее – в бункер для смета. Также может всасывать влагу и антиобледенительную жидкость для обработки воздушных судов, подсушивая аэродромное покрытие. Все модели машин оснащаются небольшими боковыми (лотковыми) щетками различных типов, которые помогают извлекать мусор и загрязнения разного рода из глубоких трещин и сметают мусор под сопло-подборщик.

ООО «Тверькоммаш»
ООО «Тверькоммаш» («Тверской завод коммунального машиностроения», г. Тверь) выпускает линейку аэродромных вакуумных подметально-уборочных машин ТКМ на различных шасси. Рабочее оборудование Erdemli Makina (Турция) с автономным двигателем мощностью 100–110 л.с. Позволяет очищать аэродромные покрытия от пыли, песка, щебня, листвы и прочего мусора с увлажнением подметаемой поверхности. Ширина убираемой полосы – до 3500 мм. Эффективность уборки не менее 95%. Рабочая скорость – от 3 до 12 км/ч.

Машины оснащаются видео­системами, всасывающими шахтами, 1–2 продувочными соплами, фронтальной кассетной, задней и одной или двумя лотковыми щетками. На машине может быть установлено различное дополнительное оборудование: магнитный подборщик шириной 2400 мм, передний отвал.

ООО «Тверькоммаш»

Преимущества данного оборудования:

  • позволяет собирать мусор и посторонние предметы с неровных поверхностей и из достаточно глубоких впадин на покрытии;
  • при работе всасывает пыль, и ее образуется намного меньше по сравнению с работой механических подметальных машин;
  • в конструкции меньше движущихся деталей, чем у механических подметальных машин;
  • машины способны самостоятельно выполнять весь комплекс работ, начиная от уборки и заканчивая выгрузкой мусора в местах его утилизации;
  • использование вакуумных подметально-уборочных машин значительно повышает эффективность работы обслуживающего персонала и сокращает издержки и затраты времени на уборку покрытий аэродрома.
ОАО «КОРМЗ»
ОАО «КОРМЗ» («Кемеровский опытный ремонтно-механический завод», г. Кемерово) выпускает единственную вакуумную подметально-уборочную машину для аэропортов на шасси КАМАЗ-53605 с рабочим оборудованием BUCHER с автономным двигателем. Машина укомплектована поворотной цилиндрической межосевой щеткой, двумя шахтами с двумя лотковыми щетками, расположенными по бокам машины. Бункер для смета емкостью 7 м3 оборудован циклонной системой обеспыливания. Вентилятор производительностью 15 000 м3/ч самоочищающийся, не требует обслуживания. Ширина убираемой полосы – 2350 мм. Благодаря мощной силе всасывания уборка может выполняться на скорости до 20 км/ч.
ОАО «КОРМЗ»

Недостатки:

  • это тяжелые машины, они могут повредить не рассчитанные на такую тяжесть покрытия, например пешеходные;
  • вакуумная система потребляет довольно большую мощность, что отражается на расходе топлива автомобилем;
  • рабочая скорость этих машин, при которой эффективность уборки максимальная, невелика;
  • возможности вакуумно-подметальной машины собирать крупные посторонние предметы могут быть ограничены размерами проходного сечения всасывающего сопла-подборщика;
  • у машин, не имеющих системы рециркуляции воздуха, вместе с воздухом, выходящим из бункера для смета, могут выбрасываться в окружающую среду мельчайшие частицы мусора;
  • в дождь вакуумно-подметальные машины обычно не работают, т.к. в бункер набирается много воды;
  • боковые щетки могут заметать мусор в трещины и в места стыков полос покрытия, оказывающиеся вне зоны действия сопла-подборщика;
  • на влажных поверхностях работа этих машин неэффективна;
  • машины имеют довольно сложную конструкцию, состоят из ряда агрегатов и систем (гидравлическая, пневматическая, механическая и т.д.) и поэтому нуждаются в регулярном объемном обслуживании.
Aebi Schmidt Holding AG
Aebi Schmidt Holding AG (Германия) разрабатывает и производит широкий ряд техники для уборки аэропортов.

Мощная и высокопроизводительная вакуумная подметальная машина Schmidt AS 660 специально разработана для уборки аэропортов, удаляет с покрытий мусор, посторонние предметы, листву, грязь, гликоль и воду. Благодаря системе рециркуляции воды машина может дольше работать не заправляясь. Усилие прижатия к поверхности и скорость вращения щеток регулируются.

Вакуумная подметальная машина мод. AS 990 развивает производительность до 140 000 м2/ч при рабочей скорости до 40 км/ч. Ширина убираемой полосы – до 2300 мм.

Aebi Schmidt Holding AG

Вакуумно-подметальные машины с регенерацией воздуха

Работа эти машин особенно эффективна в случаях, когда при выполнении уборки предъявляются повышенные требования к отсутствию вредных выбросов (пыли) в окружающую среду.

Принцип работы. В отличие от обычных вакуумно-уборочных машин (без регенерации воздуха), в машинах с регенерацией воздух движется по замкнутому маршруту и не выбрасывается в атмосферу, а используется многократно (рециркулируется). Вместо боковых щеток используются струи воздуха, выходящие из воздуходувов под давлением. Струи воздуха сметают мусор с поверхности аэродромного покрытия и под действием разрежения засасываются вместе с мусором в сопло-подборщик, далее подаются в бункер для смета.

АО «Кургандормаш»
АО «Кургандормаш» (КЗДМ, «Курганский завод дорожных машин») выпускает одну вакуумную подметально-уборочную машину с регенерацией воздуха мод. КО-318T для круглогодичной уборки аэропортов с асфальтовым и цементобетонным покрытием.

Рабочее оборудование: Faun Terrajet (Германия). Благодаря системе рециркуляции воздух нагревается, предотвращая замерзание воды во всасывающей шахте и резервуарах.

Всасывающее сопло имеет рабочую ширину 2100 мм. С обеих сторон машины между осями расположены продувочные сопла, поворачивающиеся на 270°. Скорость воздуха на выходе из сопла составляет 150 м/с, что позволяет осуществлять эффективную продувку покрытий. Также имеются цилиндрическая щетка шириной 2100 мм и две тарельчатые щетки, которые увеличивают ширину убираемой полосы до 3,4 м. По заказу возможна установка магнита шириной 2400 мм.

АО «Кургандормаш»

Преимущества данного оборудования:

  • машины с регенерацией воздуха потребляют меньше энергии: им нужно всего 100 кВт, чтобы выполнить такой же объем работы, какой выполняет обычная вакуумно-подметальная машина, затрачивая 200 кВт. В результате расход топлива у машин с регенерацией меньше, им нужно меньше воды для увлажнения пыли в бункере для смета. Пыль из всасываемого воздуха отделяется эффективнее, потому что воздух проходит через бункер много раз;
  • ширина убираемой полосы у них больше, чем у обычных вакуумно-уборочных машин;
  • данная технология уборки экологична, машина собирает мельчайшие частицы мусора и почти не выбрасывает в воздух частицы пыли.

Недостатки:

  • сопло-подборщик у данных машин шире, поэтому мощность всасывания меньше, с меньшей эффективностью засасывает более тяжелые посторонние предметы и мусор из трещин и впадин;
  • эти машины неэффективны при уборке неровных поверхностей, плохо извлекают мусор из углублений, впадин.

Магнитные подборщики (свиперы)

Машины с магнитным устройством для очистки аэродромного покрытия от железных предметов рекомендуется использовать на тех участках, где среди мусора часто встречаются металлические предметы и где они представляют опасность для ВС.

Магнитами могут оснащаться автомобили, погрузчики, тракторы и т.д. В качестве дополнительного оборудования магниты могут устанавливаться на подметально-уборочные машины других типов.

«ПМТиК»
ООО «Перспективные магнитные технологии и консультации» («ПМТиК», г. Москва) выпускает автомобильные магнитные подборщики – свиперы. Магнитная система подборщиков построена на высокоэнергетичных постоянных магнитах последнего поколения (ниодим-железо-бор), не требующих автономного электропитания. Физические свойства и специальное покрытие применяемых магнитов позволяют компании давать гарантийный срок на работу магнитной системы не менее 15 лет при температурах от –50 до +80 °С и при любой влажности.
«ПМТиК»

Принцип работы. Эти специализированные уборочные машины оснащаются промышленными магнитами, не требующими автономного электропитания и заключенными в защитный металлический кожух.

Магнит представляет собой плиту шириной 2–3 м, снабженную откидным поддоном для сбора стального мусора и системой крепления для подвески подборщика на машине-носителе. При помощи крюков или захватов магнитное устройство закрепляется под рамой или днищем машины либо буксируется машиной в виде тележки. Когда машина движется по аэродромному покрытию со скоростью 5–15 км/ч, магнит «плывет» над поверхностью покрытия на высоте 50–100 мм, к нему «прилипают» гайки, болты, железная стружка и другие металлические предметы. Магниты могут быть обычными – ферритовыми или неодимовыми. Неодимовые магниты дороже, но они мощнее и не могут размагнититься с течением времени (7–10 лет) в отличие от ферритовых. Однако феррит можно использовать при температуре от –30 до +300 °С, а неодим теряет магнитную мощность при температуре выше +80 °С.

ООО «МАГСИ»
ООО «МАГСИ» (г. Оренбург), дочерняя фирма MAGSY, S. R. O. (Чехия) производит серию магнитных подборщиков для больших площадей и взлетно-посадочных полос. Подборщик оснащается неодимовыми или ферритовыми магнитами и представляет собой одноосный прицеп шириной 3000. Можно соединить вместе три подборщика – тогда ширина убираемой полосы составит 9000 мм. Также предлагаются подборщики шириной 1000 мм и др.

Преимущества данного оборудования:

  • мощные магниты очень эффективно, быстро и с высокой производительностью собирают металлические предметы с аэродромных покрытий;
  • для работы с магнитом работнику не требуется высокой квалификации;
  • после выполнения этой работы магнит может быть демонтирован, и машина будет выполнять другие функции;
  • магнитное устройство не имеет подвижных деталей, не потребляет топливо и почти не нуждается в каком-либо обслуживании. Очищается очень просто – при помощи рычажного механизма.
Производственная компания «ОлМаг» (Москва) предлагает линейку магнитных подборщиков-свиперов СМД для очистки аэродромных покрытий. Возможные места установки: колесное шасси, буксирное сцепное устройство, бампер уборочной техники.

Подборщики комплектуются ферритовыми или неодимовыми магнитами. Ширина очищаемой полосы – до 3000 мм, скорость очистки – до 55 км/ч.

Недостатки:

  • не может собирать предметы из цветных металлов и неметаллический мусор;
  • магнитное устройство могут не принять для перевозки самолетом, т.к. в некоторых странах это запрещено;
  • магнитное устройство может быть повреждено при сильном ударе о какие-либо препятствия, встретившиеся на аэродромном покрытии. Некоторые магнитные устройства оснащаются корпусом, защищающим от повреждений.

Уборка фрикционными ковриками (матами)

Недавно на Западе появилась инновационная технология уборки так называемыми фрикционными матами (ковриками).

Матами – это не то, что вы подумали. Этот способ уборки, и это оборудование рекомендуется использовать для уборки мелкого мусора и посторонних предметов с поверхностей (на поверхностях допускаются мелкие канавки и стыки), особенно на таких участках, где предъявляются повышенные требования к безопасности, или на участках, расположенных поодаль от основного комплекса аэропорта.

Принцип работы. Большой, покрытый ворсом мат (или несколько матов) из капрона, нейлона или полипропилена буксируется за автомобилем и собирает мусор с аэродромного покрытия, который затем попадает в специальные сборочные ковши из твердого пластика и впоследствии утилизируется. Маты оснащаются специальными лезвиями, подбирающими мусор, и бортиками, не дающими собранному мусору смещаться в боковые стороны из-под мата. Буксирующий автомобиль может быть оснащен несколькими дорожными щетками, которые сметают мусор к фрикционному мату.

Фрикционные маты легко прикрепляются

Преимущества данного оборудования:

  • маты можно буксировать практически любым транспортным средством, от гольф-кара до пикапа и грузовика;
  • мелкий мусор (песок, грязь, мелкие частицы разрушившегося покрытия, металлические предметы и пр.) собирается более эффективно, чем другими способами;
  • маты хорошо работают на влажных покрытиях и других сложных для уборки поверхностях;
  • скорость уборки ВПП и рулёжных дорожек больше (эффективно работают при скоростях до 40 км/ч, ширина полосы уборки до 7,3 м), а качество лучше, чем при использовании оборудования других типов. Производительность типичной вакуумно-уборочной машины составляет примерно 36 000 м2/ч, а одним фрикционным матом можно очистить 60 000 м2/ч аэродромных покрытий, двойным матом – 120 000  м2/ч, тройным матом – до 175 000 м2/ч;
  • фрикционные маты легко подготовить к работе и использовать;
  • для использования фрикционных матов от работников не требуется специальной квалификации и лицензии;
  • легкие, компактные подметальные маты просто и удобно перевозить любым транспортом, от пикапа до вертолета. Они могут быть оперативно доставлены на участок, где срочно требуется уборка;
  • маты долговечны (до 7000 км пробега), почти не нуждаются в обслуживании, потому что у них нет ни подвижных деталей, ни двигателей, ни вакуумных систем. Это недорогое и эффективное уборочное оборудование.

Недостатки:

  • плохо собираются мусор и посторонние предметы, находящиеся ниже уровня подметаемой поверхности, например в трещинах;
  • невозможно собирать крупные предметы, такие как банки из-под напитков;
  •  
Фрикционные маты
 

В заключение, перефразируя поэта, скажем: «Все машины хороши – выбирай на вкус!» Действительно, рынок предлагает отечественному потребителю много техники, остается лишь выбрать в соответствии с задачами и бюджетом.

компании по теме статьи
компании по теме статьи