Выбор гусеничного бульдозера
Чтобы предупредить «забегание» гусениц (неравномерное движение правой и левой гусеничной ленты), через каждые 1000–2000 моточасов производится настройка гидросистемы хода для компенсации неравномерного износа гидронасосов и гидромоторов хода. Электронное управление системы хода компенсирует неравномерность вращения гусениц только в пределах около 10%.
Необходимо регулярно проверять и подтягивать гайки крепления ведущего колеса (звездочки), в противном случае в результате люфта будут «разбиваться» отверстия под шпильки, происходить постоянный обрыв шпилек и в итоге придется менять звездочку.
Перед тем как что-то переделать в ходовой части, рекомендуется проконсультироваться у производителя бульдозера или у официального дилера. Например, при замене металлических гусениц на резиновые может значительно улучшиться контакт с поверхностью, прекратится пробуксовка и, следовательно, резко увеличится нагрузка на трансмиссию, сцепление и бортовые редукторы машины. Были случаи, что при этом сцепление или редукторы выходили из строя. К тому же резиновые гусеницы, предназначенные для экскаваторов, не рассчитаны на интенсивное движение и нагрузки бульдозеров и скорее всего будут быстро изнашиваться.
Иногда для компенсации провисания изношенной гусеничной ленты ее укорачивают на одно или даже два звена. Делать этого категорически не рекомендуется – начинается очень быстрый износ звездочки.
Компания Komatsu предлагает линейку бульдозеров эксплуатационной массой от 7,89 до 102,5 т. Кабина шестиугольная, просторная, герметичная, с избыточным давлением воздуха внутри, на демпфпирующих опорах с силиконом, шумоизолированная, с защитой ROPS/FOPS, смещена вперед. Управление осуществляется джойстиками. Установлен монитор электронной системы управления, на котором оператор может видеть все важные параметры работы машины и сообщения системы бортовой диагностики. Устанавливается телематическая аппаратура. Сиденье на подвеске, может наклоняться, что облегчает управление при движении вниз по склону. Для улучшения обзора при движении задним ходом оператор может поворачивать сиденье вправо на 15°. Органы управления перемещаются вместе с сиденьем. Передний капот бульдозера выполнен с увеличенным скосом. Это конструктивное решение обеспечивает отличный обзор отвала.
Машины оборудуются экономичными двигателями с электронным управлением. Радиатор системы охлаждения установлен сзади. Электронная система управляет частотой и направлением вращения вентилятора с приводом через гидромуфту. Гидросистема с закрытым центром с регулированием производительности в зависимости от нагрузки. Трансмиссия гидрообъемная с электронным управлением. У бульдозеров тяжелого класса трансмиссия гидромеханическая с блокируемым гидротрансформатором.
Ходовая часть с К-образными каретками, качающимися на двух осях, обеспечивает надежное сцепление с грунтом. Подвеска жесткая. Рама гусеничной тележки имеет жесткую и прочную конструкцию коробчатого профиля типа «монокок». По заказу бульдозеры могут комплектоваться гусеничными лентами с герметизированными шарнирами со смазкой, заложенной на весь срок службы. По заказу устанавливается система, предотвращающая проскальзывание гусениц. Бульдозеры оснащаются прямыми (или «узкими») отвалами с гидравлическими механизмами поворота и перекоса, а также отвалами полусферического и сферического типа.
Стремясь улучшить проходимость бульдозера, некоторые владельцы устанавливают на него гусеничные ленты увеличенной ширины, не предусмотренные техдокументацией завода-изготовителя. Конечно, такое увеличение нагрузки приводит к быстрому износу и выходу из строя узлов ходовой части.
Чтобы не спадали гусеничные ленты, иногда наплавляют на несколько миллиметров вершины зубьев звездочки, а также реборды ленивцев. В этом случае также желательно предварительно проконсультироваться с представителем завода – изготовителя бульдозера.
Довольно широко применяется наплавка/ наварка грунтозацепов на башмаки гусеничных лент. Некоторые заводы-изготовители выпускают специальные ремонтные детали для наварки, но в практике часто используют просто проволоку или арматуру. При использовании наплавки и наварки рекомендуется проконсультироваться у специализированных компаний, выпускающих сварочную аппаратуру и материалы.
Сегодня китайский производитель SEM принадлежит корпорации Caterpillar, в конструкции и процессах производства техники SEM широко используются технологии Caterpillar. Российскому потребителю SEM предлагает две модели гусеничных бульдозеров эксплуатационной массой приблизительно от 16,9 до 23,7 т.
Машины оборудуются двигателями Weichai. Новая усовершенствованная cистема охлаждения позволяет эксплуатировать бульдозеры при температурах окружающей среды от –40 до +50 °C.
Трансмиссия гидростатическая с электронным управлением, с бесступенчатым изменением скорости движения в диапазоне от 0 до 10 км/ч. Возможно выполнение «силовых поворотов» и разворота на 180° противовращением гусениц. Бортовая передача состоит из зубчатой и планетарной передачи. Приводной насос и движитель от Rexroth. В конструкции ходовой части используются поперечная балансирная балка и поворотный шкворень. Бульдозеры SEM комплектуются полусферическим отвалом SU.
Кабина просторная, с шумоизоляцией, сиденье регулируемое. По заказу предлагается кондиционер. Управление осуществляется многофункциональным джойстиком, установлена педаль замедлителя/ тормоза.
Смазочные материалы. Уровни всех эксплуатационных жидкостей должны проверяться во время ежедневного осмотра. Если уровень ниже нормы, следует проверить, нет ли утечки жидкости, и устранить ее. Смотровые лючки и открывающиеся панели расположены в местах наиболее вероятных утечек, поэтому следует проверить все эти места без исключения.
Российские владельцы бульдозеров традиционно не желают заменять масло по сезонам – летнее и зимнее, поэтому поставщики обычно заправляют машины всесезонными маслами с широким температурным диапазоном работы. При последующих заменах масла владельцам бульдозеров категорически не рекомендуется использовать неоригинальные масла и фильтры.
Модельный ряд бульдозеров Dressta (из 5 моделей и множества модификаций) представлен тяжелыми, средними и компактными гусеничными бульдозерами эксплуатационной массой от 15,5 до 67,7 т.
Кабина шумоизолированная с защитой ROPS/ FOPS, кондиционером, обогревателем, системой рециркуляции воздуха. Сиденье регулируемое, повышенной комфортности, с пневмоподвеской, поворачивается вправо для улучшения обзора рыхлителя. Управление осуществляется джойстиками, а параметры работы бульдозера представляются на ЖК-дисплее. В качестве опции машины оборудуются системами автоматического нивелирования (управления отвалом при выравнивании поверхности) – Trimble Ready и Trimble 3D или телематической системой управления парком техники со связью и навигацией через GPS/ ГЛОНАСС. Кабины комплектуются отопителем и кондиционером. По заказу возможно «арктическое исполнение», с которым бульдозер может работать при температуре окружающего воздуха от –50 до +50 °C.
Бульдозеры оснащаются двигателями Cummins, тяжелые модели еще и двигателями Perkins. В блок теплообменников входят охладитель наддуваемого воздуха, масла трансмиссии и рабочей гидросистемы. Привод вентилятора системы охлаждения гидравлический.
Трансмиссия гидромеханическая: коробка передач с переключением передач под нагрузкой и гидротрансформатор.
В конструкции ходовой части цельная рама, которая может выдерживать большие пиковые нагрузки и усилия на изгиб, прочные гусеничные цепи со смазываемыми шарнирами или со смазкой на весь срок службы, катки герметичные, заправлены смазкой на весь период эксплуатации. Балансирные балки без штифтов на концах. Благодаря этому они не требуют технического обслуживания и ремонта в течение всего срока эксплуатации машины. Качающиеся рамы гусеницы снижают ударную нагрузку, обеспечивают долговечность, плавный ход и улучшенную способность преодолевать подъемы. Двухступенчатые бортовые редукторы с планетарной передачей, смонтированные независимо от рам гусеницы и толкающих брусьев бульдозера для защиты от ударных нагрузок.
Бульдозеры комплектуются отвалами: полусферическим, сферическим, угольным (с гидравлическим перекосом и наклоном), угловым.
Уровень масла в гидробаке необходимо проверять ежедневно перед началом работы. Визуальные указатели уровня позволяют проверять не только уровень, но и состояние масла и вовремя заметить, если оно перегревалось или выработало свой ресурс. Если в гидросистеме имеется сапун, следует убедиться, что он не засорен. В противном случае грязь может попасть через сапун в гидросистему. Также рекомендуется ежедневно проверять грязесъемные манжеты на всех гидроцилиндрах. Через поврежденную манжету в гидросистему могут попасть загрязнения. И наконец, проверьте состояние гидравлических рукавов.
Лабораторные анализы – очень важный инструмент, позволяющий оптимизировать затраты на техобслуживание машины. Рекомендуется делать анализы проб жидкостей из каждой системы бульдозера через 500 моточасов. Если анализ показывает признаки отклонения от нормальной работы в какой-либо системе, следует чаще отбирать пробы жидкости в этой системе. При использовании высококачественных фирменных масел и программы планового анализа проб масла S•O•S на бульдозерах премиум-класса можно увеличить интервалы замены гидравлических масел до 6000–8000 моточасов. Интервалы замены моторных масел также можно увеличить. Регулярные анализы жидкостей позволят точнее контролировать состояние компонентов машины, увеличить долю рабочего времени и уменьшить производственные расходы.
В настоящее время компания John Deere предлагает на российском рынке усовершенствованные бульдозеры серии J-II эксплуатационной массой от 12,3 до 43,1 т.
Кабина просторная, с сиденьем класса люкс с подвеской и высокой спинкой, с системой кондиционирования воздуха. Переднее расположение обеспечивает уменьшение колебаний при движении и отличную обзорность. Управление осуществляется джойстиком. Система кондиционирования воздуха входит в стандартную комплектацию. Кабина откидывается на 70°, открывая доступ к трансмиссии. Усовершенствованный бортовой монитор позволяет осуществлять постоянный контроль за важнейшими функциями машины и выполнять диагностику. Телематическая система JDLink Ultimate передает в реальном времени текущие показатели машины.
В электронной системе управления есть режим экономичной работы Eco, обеспечивающий экономию топлива до 20%. Надежная система охлаждения двигателя и трансмиссии укомплектована втягивающим вентилятором с изменяемой скоростью вращения (за счет гидромуфты), который работает только при необходимости. Опционно доступен вентилятор с функцией автоматического реверса.
Трансмиссия гидростатическая с электронным управлением. Система TMC (Total Machine Control) позволяет оператору настраивать деселератор. Достаточно установить желаемую максимальную скорость, и система управления нагрузкой будет автоматически поддерживать пиковые обороты двигателя и оптимальную мощность без риска, что двигатель заглохнет, или необходимости переключения передач. Двухступенчатые усиленные планетарные конечные передачи изолированы от гусеничных рам и эффективно защищены от ударных нагрузок. Независимые приводы гусениц позволяют совершать плавные повороты без потери мощности.
Гусеницы с увеличенным сроком эксплуатации оснащаются втулками с удвоенным ресурсом. Предлагаются конфигурации ходовой части: стандартная, с удлиненными, сверхдлинными, широкими удлиненными гусеницами или с низким давлением на грунт.
Машины комплектуются отвалами: прямым механизированным поворотным (РАТ), полусферическим OSD, сферическим. Отвалы PAT теперь стандартно оснащаются ограждениями от просыпания материала.
Состояние отвала. Следует проверять состояние отвала ежедневно: нет ли трещин, пробоин и глубоких следов от ударов. Тщательно осматривайте режущую кромку и угловые ножи отвала, не следует ли их заменить, не ослабли ли детали крепления. Проверяйте, равномерно ли изнашиваются правая и левая части режущей кромки и угловые ножи отвала. Если износ неравномерный и имеет односторонний характер, это сокращает срок службы не только отвала, но и всей ходовой части и шарниров рычагов отвала.
Следует регулярно и своевременно переворачивать и заменять режущую кромку и угловые ножи отвала. Затупившаяся или изношенная режущая кромка уменьшит производительность бульдозера и точность его работы. Если режущие ножи будут изношены сверх допустимого предела, их нельзя будет перевернуть и придется устанавливать новый комплект режущих кромок и накладок, а это существенные дополнительные расходы. Некоторые специалисты рекомендуют использовать для изготовления сменных ножей на отвал рессоры от грузовика.
Обращайте внимание на то, закреплены ли шланги гидропривода и нет ли опасности, что при выполнении работ они будут повреждены. В некоторых моделях отвалов для повышения надежности даже используются стальные трубки вместо резиновых РВД. Проверяйте состояние рукавов гидросистемы и электрических проводов. Камни, комья грунта и тому подобное, пересыпающиеся через верх отвала или отскакивающие от него, могут иногда повредить рукава и провода. И наконец, подбирая отвал, обращайте внимание, обеспечен ли простой доступ к пресс-масленкам. Все смазываемые шарниры должны быть заполнены консистентной смазкой.
Компания Shantui выпускает обширный ассортимент гусеничных бульдозеров по технологии компании Komatsu. Во-первых, линейка бульдозеров нового поколения DH17 с электронным управлением эксплуатационной массой от 7,9 до 23,5 т, оснащенных двигателями Weichai, с гидростатической трансмиссией с бесступенчатым изменением скорости. Кабина просторная, герметичная, шестигранная, на амортизаторах, с защитой ROPS/ FOPS, звукоизолированная. Сиденье регулируемое, комфортное. Управление осуществляется джойстиками. Система электронного управления представляет оператору на дисплее все важные характеристики работы машины. Бульдозеры комплектуются прямым поворотным, полусферическим отвалами, прямым поворотным для ТБО.
Линейка бульдозеров SD более раннего поколения включает в себя множество серий, моделей и модификаций массой от 13,7 до 67,5 т, предназначенных для работы в лесу, на болотах, мусорных полигонах и строительных площадках.
Бульдозеры комплектуются двигателями с электронным управлением Shangchai, Cummins, Weichai. В трансмиссии с переключаем под нагрузкой используется блокируемый гидротрансформатор. В конструкции ходовой части используется подвеска с балансирным брусом. Ходовая часть предлагается со стандартными и болотоходными гусеницами. Опорные катки гусениц соединяются с рамой через эластичные буферы. Оснащается системой автоматического натяжения гусениц и системой автоматической централизованной смазки. Предлагаются отвалы: прямой поворотный, сферический, угловой. В системе управления отвалом используется автоматизированная система нивелирования со спутниковой навигацией GPS/ ГЛОНАСС.
Угол резания (наклон) отвала. От того, насколько правильно выбран угол наклона отвала для данного вида работ и перемещаемого материала, в очень большой степени зависит производительность бульдозера. Если на вашем бульдозере регулируется угол наклона отвала, следует проверять работоспособность системы регулирования наклона. Некий средний угол наклона отвала подходит для большинства самых распространенных видов работ, выполняемых бульдозером, однако отклонение верхней части отвала вперед или назад от этого положения может значительно изменить производительность машины. Следует выполнять рекомендации по регулированию угла наклона отвала, изложенные в «Инструкции по эксплуатации».
Компания ZOOMLION предлагает в России небольшую линейку из трех моделей бульдозеров серии ZD эксплуатационной массой от 16,4 до 37,4 т в различных модификациях и исполнениях: болотоход, для лесозаготовительных работ, для мусорных полигонов. Заявляется, что бульдозеры ZOOMLION являются аналогом машин Shantui и производятся с использованием технологий Komatsu. Большинство деталей бульдозеров Komatsu и Shantui подходят к машинам ZOOMLION.
Кабина шестигранная, звукоизолированная, с защитой ROPS/ FOPS, для России устанавливается усиленное утепление, по заказу предлагается кондиционер. Система управления бульдозера электронная. Сиденье комфортное, подрессоренное, регулируемое. Бульдозеры ZOOMLION в основном комплектуются двигателями Cummins 3-го поколения, лишь на некоторых моделях и модификациях устанавливаются двигатели Stire и Weichai. Трансмиссия гидромеханическая с трехэлементным однофазным гидротрансформатором и планетарной коробкой передач с переключением под нагрузкой. Ходовая часть имеет классическую компоновку с полужесткой подвеской с балансирным брусом. Оборудуется автоматическими натяжителями гусеничных лент и автоматической централизованной системой смазки. Машины оснащаются различными отвалами: прямыми, угольными, сферическими. На всех моделях бульдозеров можно изменять углы наклона отвала в вертикальной плоскости (гидроперекос).