Башенные краны: раздвигая границы возможного (Часть 1)

Тенденции в развитии башенных кранов

В данной статье мы коснемся лишь некоторых тенденций в мировой и российской отрасли производства башенных кранов, не претендуя на полный охват этой обширной и многогранной темы.

Безоголовочные башенные краны

Краны безоголовочной конструкции появились позже своих классических собратьев с оголовком. С развитием технологий у краностроителей появились возможности более эффективно реализовать преимущества этой концепции и свести к минимуму ее недостатки. 1990-е годы даже назвали «эпохой безоголовочных кранов».

Безоголовочные башенные краны: популярность растет

Если на строительной площадке планируется эксплуатировать два или более башенных кранов, зоны работы которых накладываются друг на друга, безоголовочная конструкция позволит установить их с минимальной разницей по высоте, уменьшив тем самым общую высоту башен каждого крана. Соответственно стоимость возведения фундаментов для кранов также уменьшится.

Potain MCH 125

Конструктор Франк Йост (Franc Jost) еще в 1998 г. открыл возможности для радикальных изменений в конструкции безоголовочных башенных кранов. В его уникальной конструкции безоголовочного крана Potain MDT412 с грузовым моментом 400 тм высота поперечного сечения балочной стрелы составляла 3,1 м. Сейчас стрелы с такой высотой поперечного сечения используются в безоголовочных башенных кранах с грузовым моментом 800 тм. Так далеко с тех пор ушло развитие конструкций безоголовочных башенных кранов.

В 2016 г. компания Potain впервые представила первую модель безоголовочного башенного крана с гидравлической системой подъема стрелы. За счет новой уникальной технологии гидросистемы существенно упрощается процесс монтажа крана даже в условиях тесноты. Potain MCH 125 имеет грузоподъемность (г/п) 8 т, предлагается пять конфигураций стрелы длиной от 30 до 50 м с пятиметровым шагом, на стреле используются две грузовые тележки для перемещения груза.

Potain MCH 125

При одинаковой максимальной высоте подъема крюка безоголовочному крану требуется меньше пространства сверху по высоте, чем оголовочному. Это позволяет двум башенным кранам совместно выполнять подъем тяжелых конструкций. Если у крана меньше компонентов, например, отсутствуют стреловые полиспасты и оголовок башни крана, а стрелу можно монтировать, подавая по одной секции непосредственно с платформы грузовика, значит, кран можно быстрее собрать, установить и подготовить к работе. Горизонтальная траектория действия нагрузок и отсутствие лебедки подъема стрелы являются экономическими преимуществами безоголовочных кранов по сравнению с кранами с подъемной стрелой. С безоголовочными кранами проще использовать специальные укороченные стрелы.

Следует, однако, заметить, что вес компонентов, особенно опорно-поворотного механизма, у безоголовочных кранов, как правило, выше, чем у обычных моделей с оголовком. Тем не менее, когда потребители убедились в немалых и разнообразных преимуществах безоголовочных кранов, краны этого типа перестали быть нишевым продуктом. Сегодня они все шире применяются в строительстве.

Rocra

Холдинг Rokra Peiner System (Италия), известный в Европе и мире производитель грузоподъемных кранов, локализовал в 2016 г. производство башенных кранов Peiner System в России на базе ПО «Сыктывкарский металлообрабатывающий завод». В частности, налажен серийный выпуск безоголовочных башенных кранов серии РКБ и РК г/п 8–20 т, высота свободного стояния 76 м, длина стрелы от 63 до 80 м.

Наличие собственного производства в России позволило удешевить продукт для заказчиков при одновременном улучшении потребительских качеств крана и значительно улучшить сервисное обслуживание поставленной техники. На площадке ПО «СМЗ» ведется не только сборка кранов, но и сварка, механическая обработка, монтаж электрооборудования, покраска. 85% комплектующих кранов производится в России, но наиболее ответственные узлы – поворотные кольца, двигатели, редукторы, электроника – поставляются напрямую из Европы. Завод располагает собственным проектно-конструкторским бюро, состоящим из специалистов завода из Неаполя и Сыктывкара, способных по специальному заказу создать исполнение и комплектацию крана, оптимально подходящую для условий работы и задач конкретного клиента. При этом за небольшой срок новому заводу холдинга в РФ удалось достичь высочайшего качества выпускаемой продукции, на уровне завода холдинга в Неаполе.

Rocra

Краны Rokra Peiner System могут иметь опорную раму, рельсовый ход или анкерное основание, в том числе инвентарное – анкерные опоры (для использования с J-болт креплениями). Секции башни разборные, что удобно для перевозки. Сталь, используемая в производстве, соответствует стандартам для эксплуатации крана в особо жестких климатических условиях от –40 до +50 °C. Краны комплектуются комфортабельной, современной кабиной, оснащенной эргономичным сиденьем, кондиционером и отопителем, сенсорным экраном управления и регистратором параметров Schneider Electric.

Wilbert WT 205L e.tronic

Немецкая компания Wilbert недавно была приобретена транснациональной китайской компанией Zoomlion. Тем не менее недавно Wilbert создала новое поколение безоголовочных башенных кранов с системой электронного управления e.tronic. Новая линейка начинается с 8-тонной мод. WT 180 e.tronic и заканчивается 32-тонной мод. WT 720 e.tronic.

Грузоподъемность мод. WT 205L e.tronic составляет 8 т. Высота под крюком – 23 м. В конструкции крана используются компоненты серийного производства известных мировых производителей. Возможно конфигурирование крана в зависимости от конкретных задач и условий работы. Актуальные параметры конфигурации крана вносятся в программу управления e.tronic. Все характеристики работы и данные о неисправностях можно получить через персональный компьютер, оснащенный модемом и соответствующим программным обеспечением. В комфортабельной кабине сенсорная панель отображает наиболее важные параметры работы крана в виде диаграмм или текстовых сообщений. Меню управления русифицировано. Благодаря уникальной модульной системе путем комбинирования пяти различных компонентов стрелы можно варьировать длину стрелы от 5 до 60 м с шагом 2,5 м.

WT 205L e.tronic можно компактно хранить в виде двух транспортных единиц. Загрузка одной транспортной единицы осуществляется за один подъем.

Wilbert WT 205L e.tronic

Модульные безоголовочные башенные краны

Модульные башенные краны, как видно из их названия, собирают из унифицированных элементов – модулей: ходовой части, опорно-поворотного устройства, башни, стрелы и др. Изменяя количество и виды модулей при сборке, краностроительный завод может выпускать несколько исполнений кранов в зависимости от запросов и условий работы конкретных заказчиков. Исполнения могут отличаться грузоподъемностью, высотой подъема крана, вылетом и типом стрелы (например, балочная и подъемная) и другими параметрами. К тому же унификация удешевляет производство и уменьшает затраты на ремонт кранов.

Comansa серии LC2100

Испанская компания Comansa первой в 1977 г. разработала модульный башенный кран без оголовка. Уникальная запатентованная конструкция этих кранов вызвала интерес специалистов во всем мире. Она позволяет производить монтаж стрелы крана секциями и существенно экономит свободное пространство на стройплощадке, а при монтаже на одном участке нескольких кранов за счет модульной без­оголовочной конструкции уменьшается необходимое минимальное расстояние между ними, значительно сокращается время монтажа. Высота свободного стояния кранов Comansa достигала 139 м, они были способны поднимать груз в 16,7 т на вылете 46 м и 50 т при вылете 17,6 м. Прошли десятки лет, прежде чем грузоподъемность этих кранов смогли превзойти современные усовершенствованные безоголовочные краны.

Новая серия Comansa LC2100 – это краны с конструкцией Flat-Top г/п от 12 до 48 т. Эта серия включает 5 моделей и предназначена для работы в горнодобывающей промышленности, промышленном и гражданском строительстве. Модульная конструкция позволяет использовать большую часть элементов башни и стрелы на любых кранах этой серии, а также в моделях других серий.

Comansa 21LC1050

При всех этих преимуществах, в нашей стране модульные башенные краны начали осваивать лишь недавно.

В 2018 г. на российском рынке появились модульные безоголовочные башенные краны одной из крупнейших турецких краностроительных компаний TGM KULE VINC, официальным дилером и представителем которой стало ООО «КранКомпани» из Санкт-Петербурга. Прежде чем приступить к рекламе и активным продажам, «КранКомпани» решила проверить башенные краны турецких производителей в деле: согласитесь, это серьезный подход по нынешним временам. Компания из Санкт-Петербурга в 2018–2019 гг. завезла в Россию 5 башенных кранов. Первый кран отработал уже больше года, он отстроил один объект и сразу был переставлен на другую стройку.

Краны эксплуатируются в суровых климатических условиях в Петрозаводске, Мурманске, Санкт-Петербурге, Ярославле. Турецкие краны выдержали экзамен с честью – ни одного отказа! Как говорит генеральный директор ООО «КранКомпани» Геннадий Викторович Буржинский: «Строители довольны, а значит, довольны и мы. По результатам этого смелого эксперимента принято решение закупить в 2019–2020 гг. еще 10 кранов в свой арендный парк. Надо заметить, что мы очень вдумчиво подошли к партнерству с турецкой стороной, предварительно мы объехали и посмотрели более 20 строительных объектов в самой Турции, везде поговорили с машинистами, со строителями, не поленились – залезли на краны. Потом мы буквально перевернули вверх дном завод, еще мы отправляли в Турцию наших электриков для ревизии и изучения элементной базы, а затем была полная всесторонняя сертификация для стран Таможенного союза. В общем, проделана огромная работа, и мы очень довольны результатами».

TGM

На сегодняшний день по соотношению цена/ качество /надежность TGM, наверное, лучший производитель в мире. Руководство «КранКомпани» очень довольно сотрудничеством с турецкими партнерами, недаром турки считаются одними из лучших строителей, в строительной технике они тоже знают толк.

Отрадно, что турецкие партнеры помимо производства башенных кранов имеют свой огромный арендный парк башенных кранов – 1000 ед.! Компания знает все нюансы «работы в поле» не понаслышке.

Интересно то, что турецкие краны успешно эксплуатируются в Сирии, Марокко, Ливане, Ливии, Азербайджане, Узбекистане, Беларуси, Украине, Грузии, Румынии, Кувейте и ОАЭ, а теперь вот и в России.

TGM

Грузоподъемность кранов линейки TGM достигает 16 т. Разработали эти краны итальянские инженеры. Все механизмы кранов поступают от известных европейских фирм: LeroySomer, Schneider Electric, Telemecanica, Itowa, Autec, Hetronic, Ikusi, Besozzi и др.

Кабина крана оснащена программируемым кондиционером, управление производится двумя джойстиками, есть экран, на котором крановщик видит все, что происходит внизу под краном. Кран оборудован системой безопасности, предупреждающей о силе ветра. Башня крана имеет модульную конструкцию, секции квадратного сечения взаимозаменяемые: совместимость стандартных секций значительно снижает затраты и обеспечивает максимальную рентабельность. Монтаж крана выполняется просто, быстро и дешево, верхнюю часть крана можно собрать и демонтировать по секциям.

Старшая в линейке мод. TGM GRT 7527 имеет максимальную г/п 16 т, высота подъема груза свободностоящим краном – 60 м, длина стрелы – 75 м, запасовка грузового каната 2/4-кратная.

Завершая тему модульных башенных кранов, заметим, что также выпускаются модульные башенные краны с оголовком.

«УРАЛКРАН»

Входящее в состав ГК «УРАЛКРАН» ООО «Луховицкий крановый завод» (г. Луховицы Московской обл.) выпускает модульные башенные краны с оголовком мод. WTH-200 и WTH-160 максимальной г/п 10 и 8 т соответственно.

WTH-160 – кран с балочной стрелой и неповоротной башней. Для увеличения высоты подъема используется крепление к зданию с помощью пристёжек: максимальная высота подъема равна 196,6 м. За счет модульной конструкции возможно самоходное исполнение на рельсовом ходу с колеей 4,5 или 6 м и стационарное с анкерным основанием или на опорной раме. В разных исполнениях используются различные типы башен, отличающиеся сечением от 1,7 до 2,1 м и различными усилениями.

«УРАЛКРАН»