На верном пути (часть 3)
Обзор новинок дорожной техники
Применение инноваций в дорожном хозяйстве является одним из важнейших условий развития дорожной отрасли. Это ключевой инструмент для снижения издержек и повышения качества автомобильных дорог. Новые технологии становятся сегодня ведущей темой отраслевых форумов и семинаров. Специалисты федеральных учреждений, научно-исследовательских, подрядных и производственных организаций обсуждают новейшие разработки и решения в области проектирования, строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.
Полноценное применение инновационных материалов в дорожном строительстве возможно только при условии использования современной дорожной техники, которая имеет рабочие характеристики, позволяющие выполнять работы с максимальным качеством. Очевидно, что без изучения передового зарубежного, и в частности европейского, опыта в данном вопросе не обойтись. Бытующее мнение о том, что дороги в Европе в большинстве своем давно построены, а новых трасс нужно минимум, не совсем соответствует действительности. После длительного этапа предварительных исследований, который близится к завершению, европейская строительная отрасль замерла в ожидании старта мегапроекта по строительству трансъевропейской транспортной сети (Ten-T), а также ряда масштабных проектов по реконструкции дорожной сети в Нидерландах, Великобритании, Польше и в других регионах.
В связи с этим заметно оживились подрядчики, занятые строительством дорог, и, конечно, производители строительной техники. С началом работ различным секторам отрасли потребуется широкий ассортимент машин. Согласно недавнему обзору Европейского комитета строительного оборудования, в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом объем реализации дорожно-строительной техники увеличился на 19%, в том числе продажи легкого оборудования для уплотнения выросли на 20%, дорожных катков – на 16%, асфальтоукладчиков – на 21%. Производители стремятся своевременно отреагировать на запросы рынка выпуском новых высокотехнологичных моделей. Большинство новинок в этом году уже успели побывать на крупнейших международных выставках и вскоре пополнят парки техники подрядчиков.
Укладчик Super 800-3i от компании Vögele, которая входит в группу Wirtgen, способен выполнить множество задач, несмотря на то, что относится к технике компактного класса. Ширина плиты может изменяться от 0,5 до 3,2 м. Укладчик подойдет для узких дорог на сельскохозяйственных предприятиях, второстепенных дорог, при выполнении работ вблизи стен и кромок на расстоянии до 5 см, а также внутри зданий и между трамвайными путями. Общая высота машины не превышает 2 м, поэтому она может работать под навесами, а ширина 1,4 м позволяет проходить через узкие двери или ворота. С размером колеи 1,14 м укладчик без проблем вписывается в рабочую зону небольшой дорожной фрезы, такой как Vögele W130. Укладчик оборудован 4-цилиндровым дизельным двигателем Deutz мощностью 55,4 кВт, что, по заявлению производителя, на 20% превышает характеристики предыдущей модели. Вентилятор с изменяемой скоростью вращения обеспечивает необходимое охлаждение, избавляя двигатель от излишней нагрузки. Литера i в наименовании модели свидетельствует о применении электронного контроля вредных выбросов двигателя и добавляется к обозначениям всех моделей Vögele, оборудованных двигателями последнего поколения. Укладчик с оригинальной конструкцией системы подачи материала, с закрытым контуром гидропривода хода и электронным управлением обеспечивает более точную обработку криволинейных участков и оборудован новой системой управления Ergo Basic, спроектированной специально для класса «мини».
Немецкая компания BOMAG GmbH (Fayat Group) представила в новом сезоне целый ряд новинок, в том числе трамбовки серии BOMAG G. Их отличительной особенностью является возможность работы на сжиженном газе. Следует отметить, что такие машины есть пока только у компании BOMAG. Преимущества использования газа особенно хорошо видны при работе в траншеях или в ограниченном пространстве. Газовый двигатель выделяет минимальное количество угарного газа, что положительно сказывается на здоровье оператора. Вредное воздействие на окружающую среду также очень незначительно. Серия представлена двумя машинами: BT 60 G и BT 65 G. Вибротрамбовки укомплектованы современными 4-тактными двигателями Honda, которые работают на обычном пропане. Два газовых баллона имеют защищенное исполнение и позволяют машине работать на протяжении 6 ч. Баллоны оборудованы удобными клапанами и могут быть заправлены непосредственно на объекте.
Газовые вибротрамбовки BOMAG серии G задают новый стандарт комфортности работы на строительной площадке. Любой подрядчик подтвердит, что уплотнение плитки или тротуарного камня – это очень энергоемкое и кропотливое дело. Новая линейка виброплит BOMAG оборудована специальной подошвой STONEGUARD из композитного пластика, которая предохраняет хрупкие поверхности от сколов и трещин. Устойчивый к истиранию материал, в отличие от синтетического мата, который обычно используется в таких случаях, плотно прилегает к самой плите и не «пружинит», что позволяет использовать мощность виброплиты полностью. Системой STONEGUARD комплектуются несколько моделей плит BOMAG с бензиновыми и дизельными двигателями массой от 170 до 480 кг, что позволяет любому клиенту подобрать наиболее подходящий для выполнения его задач вариант.
С 2015 г. компания BOMAG начинает поставки многофункциональных траншейных катков BMP 8500 с системой контроля степени уплотнения Economizer. Данная система уже успела хорошо зарекомендовать себя на отечественном рынке. На протяжении 5 лет ею оборудуется большинство тяжелых грунтовых катков BOMAG, а с прошлого года данная система появилась и на легких асфальтовых катках. Система Economizer позволяет контролировать степень уплотнения в реальном времени. Два ряда ярких светодиодных ламп, расположенных по бортам катка, быстро и точно транслируют показания системы Economizer. Таким образом, не только оптимальным образом достигается равномерное уплотнение на всей территории работ, но и экономится до 30% денежных средств и 40% времени за счет исключения лишних и «контрольных» проходов. Кроме того, эта система позволяет обнаружить скрытые в земле объекты, наличие которых в дальнейшем может отразиться на качестве работ (например, автомобильные покрышки, крупные камни и др.). Установка системы Economizer на траншейном катке BMP 8500 расширяет спектр его применения. Оператору не требуется подходить близко к работающей машине для получения показателей системы контроля уплотнения. Напомним, что траншейные катки BOMAG BMP 8500 оборудованы беспроводным пультом дистанционного управления, что особенно удобно в случае уплотнения дна глубокой траншеи или при работе в труднопроходимом замкнутом пространстве.
Еще одна новинка 2015 г. – асфальтовый каток BW 900-50 с бензиновым двигателем Honda GX 630. Данная модель удачно сочетает в себе все преимущества асфальтовых катков BOMAG с универсальностью и простотой бензинового двигателя Honda. Рабочий вес BW 900-50 составляет 1200 кг, что позволяет использовать его как при создании и реконструкции дорожного полотна, так и для ремонта асфальтового покрытия во дворах и замкнутых пространствах (парковки, гаражи и пр.). Небольшой собственный вес BW 900-50 облегчает транспортировку, при этом эффективность уплотнения вполне сопоставима с более тяжелыми моделями BOMAG, которые хорошо известны на отечественном рынке. Использование бензинового двигателя позволило снизить стоимость этой модели, что очень актуально в условиях сегодняшних реалий: компания BOMAG позиционирует BW 900-50 как «антикризисный» вариант для своих клиентов. Это недорогой, практичный, надежный и универсальный каток, способный выполнить любую задачу по уплотнению на средних и малых объектах. Более тяжелые модели катков тоже обновлены.
Новая, 50-я серия пришла на смену популярной 4-й серии катков BOMAG. В производственной гамме BOMAG появились катки 7–7,5 т, которых не было в 4-й серии. Двигатели Kubota и Deutz для данной серии соответствуют стандартам Tier 2 и Tier 3 и адаптированы к серосодержащему российскому топливу. Катки 50-й серии сконструированы так, что затраты на их эксплуатацию и обслуживание значительно снижены. Вслед за катками с хорошо зарекомендовавшей себя системой «Асфальт-Менеджер» появились катки с недорогой системой тангенциальной осцилляции «ТанГО», позволяющей укатывать швы прилегания к старому и холодному асфальту без разрушения и трещин, работать на мостах и вблизи жилых зданий.
Надо также отметить новые модели холодных фрез BOMAG с рабочей шириной от 1000 до 1300 мм. Это модели BM 1000/35, BM 1200/35 и BM 1300/35, которые производятся на головном заводе компании в г. Боппард (Германия). Эти машины являются самыми мощными в своем классе, оснащаются двигателем мощностью 350 л.с. и обеспечивают рекордную глубину фрезерования до 330 мм. Все фрезы BOMAG комплектуются новой штатной системой нивелирования производства MOBA с тросовыми и ультразвуковыми датчиками и возможностью установки системы MOBA Big-Sonic-Ski – нивелирной «лыжи» с тремя ультразвуковыми датчиками для высокоточного нивелирования.
Американский производитель GOMACO предлагает обновленные бетоноукладчики Commander III следующего поколения с набором новых возможностей, включая систему управления G+ Connect и систему нивелирования в 3D-формате. Скорость вращения вентилятора системы охлаждения с гидроприводом регулируется автоматически, в зависимости от условий на рабочей площадке. Производительность гидросистемы регулируется в зависимости от нагрузки, за счет чего экономится топливо. Двигатель расположен внутри рамы и не препятствует обзору оператора. Кроме того, из новшеств GOMACO стоит отметить усовершенствованную раму машины и новую панель приборов. За счет гидропривода гусеничных опор новой конструкции обновленный Commander III вписывается в заданный радиус поворота точнее своего предшественника.
Компания Caterpillar представила ресайклер RM500B, в котором сочетаются легкость в эксплуатации и высокие рабочие параметры. Область применения RM500B включает функции снятия и измельчения слоя старого асфальтового покрытия и стабилизации грунтов. Двигатель Cat с технологией ACERT соответствует требованиям стандартов Tier 4F/ Stage IV и обеспечивает полную мощность 546 л.с. Кабина с избыточным давлением и виброизолирующими опорами обеспечивает комфортную работу. Система гидростатического привода оснащена четырьмя насосами и четырьмя двигателями с электронным управлением, обеспечивающим оптимальное сцепление в экстремальных условиях. Функция автоматической регулировки рабочей глубины ротора служит для повышения качества работ и производительности. В RM500B предусмотрены четыре режима работы рулевого управления: передними, задними колесами, «крабовый ход» и четырьмя колесами последовательно. Три частоты вращения ротора обеспечивают максимальную производительность при работе с разными материалами и при различной глубине резания. Первая частота вращения используется главным образом для измельчения материала. Вторая и третья частоты могут применяться для подготовки и смешивания. Смесительная камера допускает независимое перемещение ротора. Такая опция обеспечивает увеличение объема камеры при выполнении более глубокого резания и улучшенное перемешивание материалов.
Компания Hamm расширила свою линейку пневмошинных катков за счет мод. GRW 180i. Размеры, примененные технологии и все возможности данной машины, за исключением двигателя, идентичны более тяжелой GRW 280i. Рабочий вес двух новых катков GRW 180i-10 (минимальный вес 10 т) и GRW 180i-12H (минимальный вес 12 т) с помощью балласта доводится до 18 т. Двигатель Deutz с турбонаддувом с системой DOC развивает мощность 55,5 кВт. Новая концепция системы управления Hamm Easy Drive включает панель управления, рулевое колесо и подлокотник с джойстиком и кнопками.
Компания Wirtgen представила небольшую дорожную фрезу W100 CFI, оснащенную экодвигателем, соответствующим стандартам Stage IV/ Tier 4F. По заявлению компании, процесс фрезерования на новой фрезе оптимизирован, обеспечена гибкость использования и значительно упрощена работа фрезы. Зауженное шасси W 100 CFI предоставляет оператору хороший обзор впереди. Кроме того, платформа оператора может быть смещена с помощью гидравлики на 200 мм за пределы основания, обеспечивая лучший обзор пространства перед фрезерным барабаном и передней правой гусеницей. Система видеонаблюдения предназначена для контроля левой кромки барабана и процесса выгрузки материала. Изображение выводится на дисплей с высоким разрешением. Точность фрезерования гарантируется новой системой нивелирования Pro Plus, разработанной Wirtgen и интегрированной в систему управления машиной. Заданная целевая глубина фрезерования регулируется с помощью датчиков смещения, расположенных на боковых пластинах гидроцилиндров. Wirtgen W100 CFi снабжена двигателем мощностью 257 кВт, который потребляет меньше топлива при более высокой производительности. По сравнению с предыдущей моделью, по заявлению Wirtgen, эффективность фрезерования W100 CFi выросла на 15%.
С вводом системы Dyn@Link компания Atlas Copco предоставляет клиентам инструмент для мониторинга, а также для эффективного и удобного управления парком их машин. Эта интеллектуальная система дистанционной обработки данных предлагает множество возможностей для оптимизации использования парка, снижения расходов на техническое обслуживание и сохранения времени и денег. Новая система Dyn@Link доступна в двух версиях: Dyn@Link и Dyn@Link Advanced. Обе версии включают в себя оборудование с картой SIM, доступ к веб-странице и 12-месячный пакет подключения к GSM, который продлевается каждый год. Машины могут быть отслежены в офисе, с доступом к информации из любой точки в любое время, заявляют специалисты Atlas Copco. С помощью Dyn@Link также можно создавать графики технического обслуживания.
Новая модификация укладчика непрерывного действия М1Е американского производителя Bergkamp позволяет выполнять укладку смеси сларри или микросюрфейсинг с использованием электронной системы управления и диагностики EMCAD. Подготовка машины к работе теперь требует вдвое меньше времени. Доставка отсева, битумной эмульсии и воды осуществляется специализированными вспомогательными машинами. Изменяемая высота подвески переднего моста с гидроприводом позволяет настраивать положение заборного бункера отсева, облегчает доступ к узлам снизу, обеспечивает высокую маневренность машины. М1Е имеет силовой агрегат мощностью 246 кВт, дисковые тормоза, гидростатический привод хода, два места водителя, с обеих сторон по ходу движения, заднюю площадку – рабочее место оператора укладки. Перила верхней палубы обеспечивают безопасность работ. Вода, цемент, битумная эмульсия и жидкие присадки дозируются до момента подачи в смеситель, отсев подается конвейером с встроенной цепью привода, что исключает проскальзывание и сбой в дозировке. Простая, интуитивно понятная панель управления позволяет оператору контролировать процесс и одновременно удерживать в зоне постоянной видимости короб-распределитель и зону укладки. Возможность выдвинуть смеситель облегчает его очистку после окончания работ.
Компания Сase Construction Equipment представила недавно свой первый европейский грейдер. Кроме того, появился новый ряд моделей фронтальных погрузчиков, расширены линейки погрузчиков с бортовым поворотом и мини-погрузчиков. Системы управления машиной SiteControl и дистанционного управления парком машин SiteWatch теперь объединены в один пакет Case SiteSolutions. Новая серия С грейдеров Case C позиционируется как кульминация 30-летнего опыта развития под брендами Frisch, Faun, O&K и сейчас Case. Грейдеры серии С, как утверждается, проще, чем подобные им машины конкурентов. Акцент сделан на надежности, долговечности и простоте обслуживания, низких эксплуатационных расходах, управляемости и гибкости применения. Диапазон серии C включает две модели с эксплуатационной массой 13 и 16 т. Они будут доступны в версиях 6x4 и 6x6 (полный привод). Чувствительная к нагрузке система компенсации давления в гидросистеме позволяет одновременно проводить несколько операций. Это ключевой фактор для улучшения управляемости грейдера. По заявлению Case, производительность машины повысилась на 15%. Грейдер поставляется готовым к работе с большинством известных систем нивелирования (Topcon, Trimble и Leica Geosystems).
Известно, что каждый рубль, инвестированный в дороги, превращается в 3–4 рубля вложений в экономику, поэтому даже в сложные для России времена финансирование данного направления сокращать не планируется. К важнейшим событиям, запланированным в текущем году в отечественной дорожной отрасли, можно отнести строительство моста через Керченский пролив и реконструкцию участков автодороги «Новороссийск – Керченский пролив» (на Симферополь). Кроме того, большой объем строительных и ремонтных работ намечен на федеральных дорогах Сибири, Дальнего Востока и Северного Кавказа. К приоритетным объектам также относится ряд дорог на Северо-Западе и дорог, соединяющих Москву с российскими регионами и соседними странами.
Учитывая, что большое количество техники было закуплено в последние годы для строительства объектов к саммиту АТЭС, Универсиаде в Казани и Олимпиаде в Сочи, с приобретением новых машин на фоне продолжающейся стагнации подрядчики не спешат. Это подтверждается и данными статистики. Они свидетельствуют о значительном падении поставок зарубежной техники за последние 6 месяцев. С октября 2014-го по март 2015 г. количество импортируемой в Россию дорожно-строительной техники уменьшилось в разы, в том числе легкого оборудования для уплотнения – на треть, асфальтоукладчиков – в 2,5 раза, а дорожных катков – почти в 10 раз. Часть потребителей переходит на отечественные машины, которые при существующей разнице в цене становятся вполне конкурентоспособными, другие – на импортные машины, бывшие в эксплуатации.
Несмотря на принятый курс на импортозамещение, не все наши производители дорожной техники смогли адаптироваться к сложной текущей ситуации. Среди лидеров сегодня можно выделить Завод «Дорожных Машин» (г. Рыбинск), который опирается на лучшие традиции отечественного машиностроения и с уверенностью смотрит в будущее. Основа стратегии завода – это поиск и изучение новых технологий, опираясь на которые, собственное конструкторское бюро ЗДМ самостоятельно разрабатывает новые образцы техники. В последние годы на предприятии помимо дорожных катков был налажен массовый выпуск лаповых снегопогрузчиков ДМ-09, многофункциональных погрузчиков ДМ-30 и автогрейдеров среднего класса ДМ-14, которые хорошо себя зарекомендовали и успешно эксплуатируются на дорогах страны. Из новинок можно отметить одновальцовый вибрационный каток для уплотнения грунта ДМ-614 массой 14 т и статический уплотнитель УМ-20. Благодаря развитой сети продаж машины с маркой «ДМ» работают на всей территории России и за рубежом. Присутствие на самых отдаленных территориях, от высокогорных районов Дагестана до Арктики, от Мурманска до Магадана, говорит о высоком качестве продукции компании. Для того чтобы повысить уровень сервисных услуг, в настоящее время формируется сеть дилерских центров. Дилеры имеют в своем штате квалифицированных специалистов и самостоятельно осуществляют послепродажное обслуживание техники ЗДМ на местах.