Косилки-роботы на дорожных работах

Каких-то 5–7 лет назад водители останавливались на обочине федеральных трасс в пределах Московской области, чтобы понаблюдать за тем, как приземистые аппараты на гусенице карабкаются по склонам, выкашивая траву. Сегодня же косилки-роботы стали обычным явлением на трассах от Ленинградской области до Алтая, и кроме выкашивания травы, они, снаряженные навесным оборудованием широкого спектра, могут измельчать древесно-кустарниковую растительность, заниматься гидропосевными работами, очищать пешеходные и инфраструктурные зоны от снега и т. д.

Почему роботы?

Не только технологический прогресс подталкивает рынок к использованию роботизированной техники, но и такие факторы, как снижение травмоопасности работ, оптимизация затрат на энергоресурсы и привлекаемую рабочую силу.

 

Где может работать робот?

В первую очередь косилка-робот ценится дорожниками за свои высокие показатели проходимости. Ведь требования пожарной безопасности и обеспечения нормативной видимости элементов дорожной инфраструктуры на трассах должны выполняться на всех, даже самых сложных рельефах. Косилки-роботы при грамотном пропорциональном распределении своей сухой массы обеспечивают давление на грунт не более 0,05 кг/cм2, что позволяет работать на переувлажненных и заболоченных участках. Управление роботами происходит с пультов ДУ. Производитель профессиональных косилок-роботов и радиоуправляемых спецшасси из Дании Lynex A.p.S. оснащает свои машины аппаратурой, работающей на частоте 2,4 ГГц, обеспечивающей бесперебойную связь между роботом и оператором на дистанции до 800 м.

 

Быстрее робот или человек?

Помимо всего прочего, косилки-роботы имеют увеличенную производительность по сравнению с бригадой рабочих с триммерами. Преимущество робота по сравнению с рабочим оценили дорожники на трассе М10 «Россия», которые в конце прошлого лета приобрели две радиоуправляемые косилки RoboGreen.

Производительность одного робота достигает 5000 м2/ч, это позволяет заменить одним роботом бригаду из десяти человек.

 

Как робот держится в горах?

Еще одним фактором, осложняющим работу человеку, является крутизна склонов. Зачастую отводы обочин достигают 50–70°, и для рабочего с бензокосой, особенно в ранние часы, когда выпадает роса, работа становится настоящим испытанием. Роботы помогают человеку не рисковать. Оператор стоит на обочине, а робот ездит по склону с высоким уровнем сцепления благодаря эффективным тракам из вулканизированной резины с металлическими пластинами, в которые обуто подавляющее большинство всех роботов. Технические характеристики позволяют эксплуатировать роботов на склонах с крутизной от 30 до 75°. Максимальный показатель в 75° продемонстрировала на склонах трассы М52 «Чуйский тракт» машина серии SX1000 от Lynex, работающая в Новоалтайском ДСУ № 7.

Что еще может робот, кроме кошения травы?

Может быть, 10–15 лет назад в коммунальных хозяйствах Европы робот, действительно, в основном только косил траву. Сегодня же эти устройства поставляются и используются с большим количеством навесного оборудования. Так, в начале этого года итальянская компания FERRI презентовала лесной мульчер для своего робота ICut 4, который позволяет измельчать древесину с диаметром ствола до 15 см.

 

Не утопия ли это в текущей экономической обстановке?

Основная задача роботов – снижение себестоимости работ. Каждое технологическое внедрение в привычный рабочий процесс нацелено на то, чтобы помимо высвобождения рабочей силы человека получить и лишние денежные средства. Как же на это смотрят дорожники, привлекающие к таким работам неквалифицированную рабочую силу?

Как показала практика зимы 2014–2015 гг., относятся позитивно. Сложная экономическая обстановка в России и обвал национальной валюты спровоцировали отток иностранной рабочей силы и образование коллапса в зимнем содержании дорог. Взаимосвязь этих процессов проста: иностранные рабочие отправляют на родину (а именно для этого они сюда приезжают) деньги в долларах США. С обвалом рубля на треть эта процедура становится нерентабельной. Рабочие возвращаются домой, а агентства, устраивающие их за границей на работу, смотрят в перспективе на Турцию, где оплачивать рабочую силу местные власти позволяют в долларах США.

Вопрос назревает другой, с тем же курсом рубля к бивалютной корзине: что стало с ценой на инновации? Безусловно, как и все импортное, роботы подорожали, так как цены установлены в валюте того государства, где они произведены. Но здесь стоит обратить внимание на затраты, которые обычно появляются после приобретения оборудования. Это и ГСМ – у роботов в среднем расход топлива 3–5 л/ч соответственно на 5000 м2, а у триммеров на ту же площадь в 2–3 раза выше. Заточка ножей у робота требуется один раз в 600–800 моточасов, на триммере лезвия и леска – ежедневный расходный материал.

Отсюда и появляется экономическое обоснование целесообразности внедрения роботизированных косилок будущего, которое уже наступило, хоть и в нелегкое для экономики страны время.