Все составляющие успеха

Завод «ДСТ-УРАЛ»

A. Платонов, фото «ДСТ-УРАЛ»
В начале 2000-х годов в России имелся огромный парк тракторов производства Челябинского тракторного завода, требующих восстановления, ремонта и модернизации – именно из этого вида бизнеса в Челябинске выросло ООО «ДСТ-УРАЛ».

При восстановлении техники модернизация заключалась в устранении огрехов сборки и мелких недоработок в конструкции тракторов Т170 и Б10. При совершенствовании уже устаревшей конструкции стало ясно, что без комплексного подхода и замены некоторых узлов на более современные или разработанные с учетом новых технологий и способов проектирования невозможно значительно улучшить качество и технические характеристики машины. А данные работы по разработке новых конструкций и техпроцессов невозможны без грамотного коллектива конструкторов и технологов.

Эта идея стала основополагающей в дальнейшем развитии завода, что позволило вырасти до сегодняшних размеров и уровня технических решений. С этого момента начинает развиваться конструкторско-технологический отдел завода «ДСТ-УРАЛ».

Один из первых бульдозеров «ДСТ-УРАЛ»

В связи с отсутствием собственной развитой производственной базы первые машины выпускались с использованием комплектующих от тракторов ЧТЗ. Это позволило улучшить конструкцию без существенных затрат на производство, но в то же время сохранялись недостатки, присущие технике того времени – устаревшая механическая трансмиссия и двигатель, некачественные комплектующие, неудобные органы управления и др.

Поэтому после того, как был получен достаточный опыт, в 2003 году устаревший двигатель Д-180 был заменен на более современный, надежный и хорошо зарекомендовавший себя ЯМЗ-238. Собственными силами разработана новая шестигранная кабина и облицовка. В 2009 году управление навесным оборудованием и движением переведено на гидравлические джойстики. Далее, впервые для техники такого класса была разработана усовершенствованная ходовая часть с опорными катками, установленными на каретках качания, что значительно повысило плавность хода трактора. Это сразу же оценили операторы, условия их нелегкой работы стали более комфортными.

Следующая модернизация заключалась в отказе от механической трансмиссии и полном переходе на гидростатическую передачу и планетарный бортовой редуктор. Это позволило значительно улучшить управляемость, увеличить надежность и повысить тяговые характеристики машины.

Кроме совершенствования трактора завод занимался изготовлением навесного оборудования – создавались различные модификации отвалов, рыхлителей, лебедок, корчевателей и др. Благодаря гибкой структуре производства и постоянно развивающемуся конструкторскому отделу у предприятия есть возможность разрабатывать навесное оборудование даже по индивидуальным заказам конкретных потребителей, и делается это довольно часто.

Напомним, что специфика производства тракторов и бульдозеров в СССР и первые годы в России заключалась в изготовлении машин в строго определенных комплектациях и со стандартным набором оборудования. Пожелания заказчика попросту игнорировались, и ему предлагалось выбирать только из определенного, разработанного ранее (преимущественно еще в Советском Союзе) ассортимента оборудования и простейших опций. Отчасти это было связано с потерей квалифицированных кадров, способных создавать новые конструкции, отчасти с косностью руководства компаний, не желающих вкладывать деньги в развитие конструкторских отделов, модернизацию тракторов и обновление производственной базы, а также с сохранившимся со времен плановой экономики без конкуренции пренебрежительным отношением к покупателю: «возьмут то, что предложим».

Поэтому существующие с советских времен крупные заводы промышленных тракторов не могли в полной мере удовлетворить спрос потребителей, которых не устраивала стандартная техника. Зарубежным производителям, выпускающим трактора крупными сериями, также были не выгодны индивидуальные разработки техники под нужды конкретного заказчика, а если фирма и бралась за такую работу, то цена была запредельной. Поэтому организации, нуждающиеся в специальной технике на базе промышленного трактора, обращались не на крупные заводы, а на завод «ДСТ-УРАЛ», где их внимательно выслушивали и брались за выполнение заказа за вполне доступные деньги. На счету заводских конструкторов уже немало по-настоящему уникальных проектов. Например, разработаны, изготовлены и отправлены потребителям «подводный трактор», партия из десяти кабеле­укладчиков, тягач с двумя кабинами, базовая машина для прицепного крана КП-25, базовая машина для буровой установки, а также крупная серия трубо­укладчиков грузоподъемностью 12 и 20 т.

Параллельно развивалась производственная база завода «ДСТ-УРАЛ» – существенно вырос станочный парк, в его составе появились обрабатывающие центры, современные сварочные роботизированные комплексы и многое другое уникальное оборудование. Благодаря постоянным инвестициям в НИОКР и технологическое оснащение в настоящий момент завод «ДСТ-УРАЛ» получил технические компетенции во всех сферах организации промышленного производства гусеничных машин, узлов и агрегатов. Ведется постоянная работа с ведущими техническими университетами города, обучаются студенты, пишутся статьи, методички и пособия по различным системам дорожно-строительной техники, включая гидравлику, электрику и электронику, ДВС и его системы, ходовую часть, различное навесное оборудование, описание принципов работы гусеничной техники на уровне математических моделей. В настоящее время «ДСТ-УРАЛ» – это завод-производитель бульдозеров пяти тяговых классов (9, 10, 12, 15, 10), четырех моделей трубоукладчиков (грузоподъемностью 12, 20, 30 и 50 т), кабелеукладчиков и различной техники на базе гусеничного трактора.

 

Хочется закончить наш краткий рассказ такими словами: руководителям «ДСТ-УРАЛ» удалось собрать воедино все составляющие: многофункциональную производственную базу, высококвалифицированные конструкторские и производственные кадры, подчинить их одним законам производства и направить к единой цели – созданию успешного современного машиностроительного предприятия, востребованного у потребителей.