Тяжелый отечественный полноприводный самосвал для работы в условиях Крайнего Севера
Завод возник из предприятия, много лет занимавшегося продажей и эксплуатацией тяжелых машин в Ханты-Мансийском АО – колесной спецтехники для нефте- и газодобычи. Специалисты компании отлично представляют себе, какой должна быть техника для работы в этих суровых местах. Высококлассная импортная техника дорожает. Из-за политических коллизий перспективы ее получения и снабжения запчастями ненадежны. Предложить нефтегазовым компаниям более дешевую альтернативу, достаточно надежную и долговечную – такую задачу взялось решать ООО «ЗТМ», которое начало свою деятельность 1 апреля 2015 г. На заводе имеется собственное конструкторское бюро и сборочное производство.
Начали с производства на заказ небольших партий нефтегазовой спецтехники на базе автомобиля «Урал» и на собственном шасси ХАНТ. К нынешнему году предприятие «доросло» уже до выпуска серийной продукции – самосвала ХАНТ-8051S5 с колесной формулой 8х8.
Разработка самосвала ХАНТ 8051S5 началась в апреле 2017 г. Ряд опытных образцов проходили эксплуатационные испытания на нефтяных месторождениях в районе Сургута. Автомобиль показал хорошую управляемость и проходимость. В период распутицы самосвал уверенно перестраивался из сформированной колеи и маневрировал. Машина продемонстрировала большой запас прочности и мощности – даже при превышении массы максимального расчетного груза двигатель справлялся с нагрузкой и проходимость не ухудшалась. При этом эксплуатационный расход топлива оказался сравнительно невысоким: в межсезонье при движении по песчаной колее двигатель потреблял 68 л/100 км.
В 2017 г. доработанные с учетом результатов этих испытаний образцы были направлены на сертификационные испытания, которые успешно завершились: в марте 2018 г. самосвал получил Одобрение типа транспортного средства.
Технические особенности
ХАНТ 8051S5 предназначен для работы в суровых северных условиях, и все основные узлы и агрегаты его конструкции либо собственной разработки ЗТМ, либо надежные, хорошо зарекомендовавшие себя китайские аналоги европейских комплектующих.
В основе автомобиля бескапотного типа лежит рама собственной разработки с лонжеронами швеллерного сечения из стали с пределом текучести 590 МПа. Кабина цельнометаллическая, утепленная, позаимствована у грузовиков МАЗ-МАН. ХАНТ оснащен 12-ступенчатой китайской, происходящей от коробок передач ZF трансмиссией Fast Gear 12JSD220TA с демультипликатором и раздаточной коробкой ZQC 2000-52Y. Кабина 2-местная, без спального места («дневная»), с пластиковыми крыльями и передней облицовкой оригинального собственного дизайна.
Двигатель – китайский турбодизель Weichai WP12 Euro 5 (аналог немецкого Deutz) мощностью 430 л.с., с крутящим моментом 2060 Н·м в диапазоне 1000–1400 об/мин. Эти двигатели хорошо себя зарекомендовали в работе «на северах». У автомобиля «внедорожная» компоновка: воздушный фильтр расположен высоко за кабиной, вертикальная выхлопная труба также введена выше кабины, фильтры закреплены высоко на раме. С завода ХАНТ проходит подготовку к эксплуатации в условиях низких температур – отопители и подогреватели, обогревы ГСМ и защитные кожухи.
В конструкции ходовой части используются также отлично зарекомендовавшие себя при работе в тяжелых условиях компоненты. Мосты – продукция китайского военного завода Shaanxi HanDe, два передних грузоподъемностью по 9 т и два задних – по 16 т, с бортовыми редукторами. Передняя подвеска рессорная с телескопическими амортизаторами, задняя – рессорно-балансирная. А стабилизаторами поперечной устойчивости оснащены все четыре оси.
Применена пневматическая двухконтурная тормозная система с раздельным приводом на каждую ось, с барабанными механизмами и разжимными кулаками, антиблокировочной (ABS) и антипробуксовочной (ASR) системами. Из всех испытанных марок шин лучше всех на северном бездорожье показали себя шины Michelin 16.00R20 XZL, которые применили на самосвале.
Оптимальным оказался самосвальный кузов собственного производства объемом 19 м3 с защитным козырьком, лестницей, стабилизатором, страховочным упором и фиксатором в опущенном положении. Дно выполнено из стали 09Г2С толщиной 8 мм, а борта – из стали толщиной 5 мм. Предусмотрена система обогрева выхлопными газами днища, нижней четверти переднего и боковых бортов. Дополнительно снизу по всей поверхности установлен теплоизолирующий экран днища. На бортах имеются крючки для крепления тента. Угол подъема кузова 50°. Оборудование подъема кузова – Penta или Hyva. Кузов предназначен для перевозки различных сыпучих строительных и промышленных грузов.
Полная масса самосвала – 48 т, грузоподъемность – 30 т. Он способен развивать скорость до 90 км/ч, может передвигаться по дорогам любого типа и бездорожью при температуре воздуха от –45 до +45 °С. Габаритные размеры ХАНТ-8051S5 – 9320х2550х3500 мм.
ЗТМ – молодое перспективное предприятие. Работники завода полны энтузиазма. Генеральный директор ООО «ЗТМ» Юрий Антипов оценивает ежегодную потребность рынка в подобных полноприводных самосвалах примерно в 200 автомобилей. «Есть предпосылки для роста», – оптимистично отмечает он.
В ближайших планах ЗТМ предложить потребителям шасси грузоподъемностью 80 т как более доступную альтернативу машинам «Минского завода колесных тягачей». Ведутся переговоры с производителями автомобильных кранов для создания мобильных грузоподъемных машин высокой проходимости. В будущем предприятие намерено выпускать весь спектр тяжелых шасси грузоподъемностью вплоть до 200 т. Основной целевой группой потребителей останутся нефтяники и газовики, но не исключается применение подобной техники и в других отраслях экономики, а также в армии.
Недавно завод получил участок земли площадью около 5 га, где уже построен и сдан в эксплуатацию новый административно-бытовой корпус, также построен и подготавливается к запуску производственный цех общей площадью 1200 м2 для организации сборки новых модификаций автомобилей семейства ХАНТ. И продолжается возведение производственного корпуса площадью более 5 тыс. м2. Данные производственные мощности позволят организовать более 100 рабочих мест различной квалификации, от слесарей МСР до операторов станков с ЧПУ.