Пылесосы больших дорог

Обзор вакуумных подметально-уборочных машин

С приходом летнего сезона ощутимо прибавилось работы для техники по уборке улиц. На рынке началось традиционное оживление, оно и понятно: видеть улицы чистыми – мечта как городских жителей, так и коммунальных служб. Последним, учитывая, что содержать в порядке надо большие площади, требуется эффективная спецтехника. Нанимать огромный штат обслуживающего персонала экономически невыгодно, а обычные машины, оснащенные простейшим щеточным и поливочно-моечным оборудованием, не могут обеспечить надлежащей чистоты городских проспектов. На помощь приходит более современная техника, и на сегодняшний день лучшим решением для поддержания улиц в чистоте являются вакуумные подметально-уборочные машины.

По своей сути вакуумные машины – это огромные пылесосы, смонтированные на автомобильном шасси. С ростом территории городов, расширением сетей городских дорог с асфальтобетонным покрытием еще в начале прошлого века выросли и объемы работ по их содержанию, следствием этого стало бурное развитие производства необходимой для этого техники. Первые появившиеся подметальные машины просто сметали или сдували пыль и мусор, и было так до тех пор, пока в 1901 г. английский инженер Хьюберт Бут не изобрел вакуумный пылесос. Названный «Пыхтящий Билли» пылесос оснащался двигателем внутреннего сгорания и работал на бензине. Воздух всасывался через фильтр из ткани с помощью поршневой помпы. В конструкции полностью отсутствовали щетки, вся очистка проводилась за счет всасывания мусора через длинные трубки. Изначально вакуумный пылесос Бута использовался для чистки жилых домов, но позже именно его идея была использована при создании вакуумных подметально-уборочных машин.

Одна из первых европейских вакуумно-подметальных машин. Вена, 1917 г.

С годами их конструкция совершенствовалась, и в наши дни машины с вакуумной загрузкой не только удаляют с дорожной поверхности пыль и мусор, но собирают и транспортируют его к месту выгрузки. Внутри кузова машины установлен специальный контейнер, куда попадает собранный мусор, его подача осуществляется за счет разреженного воздуха, создаваемого работой центробежного вентилятора. Наполненный бункер разгружается самосвальным способом. Стандартный уборочный механизм обычно состоит из цилиндрической щетки, одной или двух лотковых щеток и всасывающих шахт, к которым подается сметенный мусор. Часто в комплектации можно встретить дополнительный вакуумный подборщик мусора в виде гофрированного рукава для уборки в труднодоступных местах, таких как колодцы или урны. При работе машины пыль не доставляет неудобств из-за специальной водяной системы пылеподавления.

Инженер Бут и его «вакуумный пылесос» на конной тяге и на автомобилеИнженер Бут и его «вакуумный пылесос» на конной тяге и на автомобиле

Модельный ряд современных вакуумно-уборочных машин весьма разнообразен, но основа конструкции остается практически неизменной. В России в отличие от Европы, где больше популярны небольшие машины для работы на узких улицах, в пешеходных зонах и на тротуарах, предпочтение отдается крупногабаритным вакуумным подметально-уборочным машинам, основное предназначение которых уборка городских улиц, магистралей и аэропортов.

Из более чем двадцати мировых производителей вакуумных уборочных машин можно выделить несколько основных заводов, продукция которых является ярким представителем машиностроения в своей отдельно взятой стране, не только давно завоевавших там свое место под солнцем, но и уже долгие годы поставляемых в Россию.

ПУМ Koluman

Холдинг Koluman является лидером турецкого рынка коммунальной техники. Компания предлагает свои модели вакуумно-подметальных машин, адаптированные под российские климатические особенности и хорошо зарекомендовавшие себя на российском рынке. Учитывая все пожелания потенциальных клиентов, Koluman производит технику с параметрами так называемой «золотой середины» в основных характеристиках пылесоса. Так, мод. Koluman KRS 60 имеет привычный для Европы объем 6 м3, бак для воды также традиционно на 1500 л. Пылесос устанавливается на любое шасси, но на российском рынке наиболее популярны Mercedes-Benz и КАМАЗ. При изготовлении водяного бака, а также дна бункера используется нержавеющая сталь, при желании заказчика из него же может быть сделан и сам бункер. В базовую комплектацию входит задний всасывающий рукав, длина которого 3500 мм, а диаметр – 150 мм. Он дает возможность эффективно собирать мусор в труднодоступных местах.

Управление щетками осуществляется из кабины, причем по отдельности можно регулировать скорость их вращения в диапазоне от 0 до 150 об/мин, а сами щетки являются быстрозаменяемыми. Диаметр лотковых щеток равен 700 мм, центральная щетка длиной 1500 мм и диаметром 400 мм. Водяной насос работает с производительностью до 30 л/мин. Бункер при разгрузке наклоняется на угол 50 °С, при этом предусмотрено пневматическое включение предохранительного упора, который страхует от самопроизвольного опускания поднятого бункера. Безопасность повышают и проблесковые маячки, установленные на кабине спереди и на кузове сзади.

ПУМ Koluman
ПУМ Koluman

Как опция возможна установка более мощного водяного насоса, также предлагается установка двойного вентилятора для увеличения разрежения при всасывании мусора. Для сбора металлических предметов с проезжей части при уборке возможна установка магнита. Для контроля работы лотковых щеток и наблюдения за зоной позади машины предлагаются дополнительные задние и боковые видеокамеры, выводящие информацию на 8-дюймовый экран. Для мойки машины и бункера после работы можно использовать шланг с ручным распылителем. Для проверки внутреннего состояния бункера и контроля его наполнения в боковой стенке бункера может быть оборудован смотровой лючок. На заднюю поверхность машины возможна установка светодиодного знака в виде стрелки для объезда пылесоса во время работы. Для заказа доступна и малошумная версия модели Koluman KRS 60 с индексом H, который обозначает, что машина при работе на превышает уровень шума в 94 дБ.

Задний всасывающий рукав на вакуумно-подметальной машине

Одна из популярных машин у отечественных коммунальных и дорожных служб – Bucher мод. CityFant 6000. Типичная представительница европейской школы машиностроения, собираемая в Швейцарии, эта техника может использоваться в весенне-летний период для удаления пыли и смета с проезжей части и прилотковой зоны. Габаритные размеры позволяют легко заезжать в карманы остановок, убирать мусор на съездах и дорогах с круговым движением. Бак для воды объемом 1900 л дает возможность автономной работы около двух часов без дозаправки. Система пылеподавления представлена многочисленными форсунками, установленными под передним бампером, на центральной и лотковых щетках, а также во всасывающей шахте. В базовой комплектации два подметально-всасывающих узла, второй, расположенный слева, дает возможность смета с разделительной полосы без необходимости обратного движения навстречу. Всасывающие шахты имеют износостойкие поворотные опорные колеса, за счет большой степени свободы они копируют профиль дорожного покрытия. Наличие заднего всасывающего рукава, выполненного из износостойкой резины, помогает очищать урны, дотягиваться до мусора на газонах и убирать его из неглубоких ливневых стоков. Бункер, изготовленный из нержавеющей стали, объемом от 6 м3обеспечивает непрерывную работу в течение 2–3 часов.

Швейцарский Bucher CityFant 6000

Для облегчения работы оператора машина оснащена выносным пультом управления для контроля за поднятием или опусканием задней крышки и самого бункера, дополнительный пульт имеется в кабине, с его помощью происходит управление основными функциями пылесоса. Следуя популярным тенденциям, можно заказать модификации уборочной машины Bucher CityFant 6000 с двигателями, использующими метан в виде топлива. Применение более дешевого природного газа, а также отсутствие двигателя для привода оборудования позволяет существенно снизить эксплуатационные расходы и уменьшить объем вредных выбросов в окружающую среду. Обычно монтаж пылесоса предполагает его установку на шасси Mercedes-Benz или MAN, но также возможно использование шасси IVECO и КАМАЗ.

Немецкая вакуумно-подметально-уборочная машина FAUN мод. VIAJET 6 – одна из самых распространенных установок, которую можно встретить в работе не только на каждой улице в Германии, но и на проспектах Москвы. Двухшахтный пылесос имеет мусоросборник объемом 6 м3, выполненный из высокосортной стали толщиной 4 мм, с откидной крышкой сбоку для загрузки крупногабаритного мусора. Позади всасывающей шахты установлена дополнительная выдувная шахта для усиления эффекта пылесоса, ее заслонка приподнимается пневматически для пропуска крупногабаритного смета, а внутренние поверхности шахты покрыты абразивно-устойчивым материалом. Бак вмещает 1900 л чистой воды. Он изготовлен из пластмассы и намного легче аналогичных по размеру баков из металла, применяемых в машинах конкурентов.

Немецкий FAUN VIAJET 6

Качество уборки повышается за счет наличия фирменной системы рециркуляции воздуха для усиления эффекта пылесоса, когда до 70% воздуха выводится вытяжным вентилятором через гибкий шланг к всасывающей шахте, тем самым обеспечивая более эффективное поднятие мусора. Такая система гарантирует минимальный выброс пыли при выходе воздуха из бункера, а за счет того, что воздух при рециркуляции постоянно движется и нагревается, подметально-уборочная машина может использоваться для работы при температурах ниже нуля. Выгрузка бункера осуществляется с помощью телескопического цилиндра двойного действия, при этом угол наклона составляет рекордные 60°. Отдельно стоит отметить возможность демонтажа пылесоса на FAUN VIAJET 6 для использования шасси в зимний период времени с межосевой щеткой, солеразбрасывателем и снежным отвалом.

Чешская группа компаний KOBIT является авторитетным производителем коммунальной техники. Мод. KOBIT K7 – еще один представитель европейской школы. Надстройка выполнена полностью из нержавеющей стали, из нее же изготовлен и бак для воды емкостью 1700 л. Устройство форсунок распыления обеспечивает работу почти без пыли, создавая занавес воды на широкой площади перед подметальным блоком и гарантируя эффективное пылеподавление. Водяной насос мембранного типа имеет защиту от сухого хода и обеспечивает подачу до 40 л/мин. Дополнительно установлен индикатор для контроля уровня воды. Стальной накопительный бункер для смета имеет емкость 6,5 м3, пол бункера выполнен из нержавеющей стали.

Чешский KOBIT K7

Как опция предлагается система видеонаблюдения, состоящая из антивандальных камер, работающих в режиме день-ночь, и LCD-монитора с функцией вывода трех цветных изображений на экран или выбора изображения с одной из камер. Такая система позволяет оператору визуально контролировать рабочие зоны подметально-всасывающих агрегатов при уборке мест с плохим или сложным подъездом. Передняя монтажная плита предназначена для установки фронтальной щетки или щетки для мойки барьерных ограждений, а также отвала. Задняя щетка крепится на заднюю плиту. Производителем предусмотрена возможность установки как летних, так и зимних навесных агрегатов. Всасывающий узел, расположенный слева и справа, одновременно работает с двумя шахтами. Блок управления оборудованием расположен в кабине. В базовой комплектации представлен задний шланг для уборки урн или обочин. Шум от работы уменьшает шумоизоляция моторного отсека кузова.

Johnston V651 – пример того, как отличается вакуумная подметальная машина английского производства от традиционных европейских моделей. Конструкторы из Великобритании сделали акцент на увеличении емкости бункера для смета, повысив его минимальную вместимость до 6,5 м3. Аналогичным образом они поступили и с топливным баком, увеличив его емкость до 190 л, что на сегодняшний день является рекордным показателем и превышает емкость баков на технике конкурентов на 26–40%. Правда, для этого пришлось существенно уменьшить объем бака для воды, в Johnston V651 он всего лишь чуть больше 1500 л, что, в свою очередь, меньше характеристик машин других производителей на 15–22%. Всасывающий узел конструктивно состоит из меньшего числа деталей, что снижает расходы на техническое обслуживание.

Английский Johnston V651

Отдельно стоит упомянуть, что при изготовлении бункера используется 4-миллиметровая нержавеющая сталь 4003, а все металлические части кузова, рамы и подрамника предварительно загрунтованы и окрашиваются электростатическим методом с применением полимерной порошковой краски. Все это увеличило устойчивость конструкций к перепадам температур и сделало их полностью нечувствительными к влаге и появлению коррозии, что гарантирует более длительный срок службы.

Система управления по шине CAN контролирует работу машины, проводя ежедневные проверки. Информация для оператора выводится на большой дисплей, причем кроме визуального есть и звуковая система предупреждения, например, при минимуме топлива или воды. Специальная система продувки воды позволяет в ожидании морозов быстро и легко слить воду из подметально-уборочной машины, включив ее простым выключателем в кабине. Сопла в системе пылеподавления являются самоочищающимися, что продлевает срок службы компонентов. Johnston V651 обеспечивает идеальный баланс между производительностью, воздействием на окружающую среду и низкой стоимостью владения машины.

Лотковая щетка на подметальной машине

Среди российских производителей популярную в нашей стране мод. КО-326-10 выпускает ОАО «Мценский завод «Коммаш». Кузов машины выполнен из нержавеющей стали со звукоизолирующим покрытием. Бункер изготовлен из металлических листов со специальным антиадгезивным покрытием, имеет объем 6 м3 и встроенный грязеотбойник. Лотковые щетки диаметром 700 мм установлены на U-образном рычаге. Они автоматически фиксируются в поднятом положении справа с возможностью регулирования из кабины водителя степени прижатия к дорожному полотну. Система подачи воды имеет резервуар на 1200 л. Всасывающее устройство состоит из управляемого сопла диаметром 650 мм. Машина снабжена системой автоматического подъема всасывающего сопла при движении задним ходом. В задней крышке установлен шланг для очистки урн и сливных стоков с гидроцилиндром для подъема и опускания, а также с клавишами управления на рукояти.

Российский КО-326-10

Привод рабочих органов КО-326-10 пневмогидравлический, обеспечивающий более высокое качество уборки улиц, способный собирать даже мелкую пыль. Разгрузка бункера-мусоросборника самосвальная. Задняя крышка бункера фиксируется замками с помощью гидроцилиндра. Стоит отметить возможность стационарной уборки мусора из куч и тихую работу машины за счет применения вентилятора с шумоглушителем; в водяной системе, изготовленной из устойчивых к коррозии материалов, исключается образование ржавчины и засорение форсунок.

 

Все мы понимаем, что инфраструктура современного города – хозяйство сложное и многоплановое, от чистоты улиц зависит комфорт горожан, санитарная обстановка и даже престиж всего населенного пункта. Вакуумные подметально-уборочные машины – главные помощники городских коммунальных служб, без них поддержание надлежащего состояния дворов и улиц просто невозможно. Как видим, несмотря на различные подходы к производству техники, вакуумные машины для уборки от производителей из разных стран практически не отличаются друг от друга. Все различия сводятся только к разнице в объемах мусоросборника и водяного бака. Незначительно отличаются и материалы, применяемые при производстве техники. В любом случае, выбирая современную вакуумную уборочную машину российского или зарубежного производства, можно быть уверенным, что основа конструкции пылесоса остается неизменной, заказчику нужно только выбрать машину в зависимости от своих потребностей в емкости бункера или бака для воды.

Система пылеподавления на вакуумно-подметальной машине