Гидравлические грейферы на базе буровых машин
Год 2017-й ознаменовался поставкой на российский рынок пяти грейферов XCMG. Оборудование для технологии «стена в грунте» достаточно специфичное, сложное, дорогое, и продажа одной установки уже событие, а тут целых пять, да еще новых. «Эту поставку мы считаем наиболее важным своим достижением, – комментирует Александр Чирков, коммерческий директор ООО «ИксСиЭмДжи Ру», официального дистрибьютора XCMG в России. – Мы обошли европейских конкурентов прежде всего по цене и, что я считаю даже более важным, по удобству для нашего заказчика».
Грейферы закупили компании ООО «СиАрСиСи Рус» (представительство компании CRCC в России), ООО «ПК ИнжСтрой» и ООО «Регион-Подряд», которые выиграли подряд на строительство станции «Аминьевское шоссе» Московского метрополитена, перегонных тоннелей с притоннельными сооружениями и тупиками за ней, станций «Мичуринский проспект» и «Проспект Вернадского». Контракт между заказчиком АО «Мосинжпроект» и исполнителем ООО «СиАрСиСи Рус» на выполнение комплекса строительно-монтажных работ подписан в начале 2017 г. Сумма контракта – 22,98 млрд руб., строительство всех объектов должно быть завершено в декабре 2019 г.
China Railway Construction Corporation Limited (CRCC) – вторая крупнейшая государственная строительная компания Китая после China Railway Engineering Corporation. Она занимается строительством железнодорожной инфраструктуры, тоннелей, мостов, скоростных шоссе, аэропортов, портов и др. Китайские специалисты участвовали в проектировании южного сектора третьего пересадочного контура метро, а теперь выступают в качестве подрядчиков.
Все пять поставленных XCMG грейферов одной модели XG480D. Эта машина массой 105 т на гусеничном шасси способна разрабатывать траншею шириной 300–1500 мм глубиной до 75 м, то есть она относится к мощным гидравлическим грейферам с канатным подвесом, обладающим большими возможностями в проходке глубоких траншей. Базовая гусеничная машина оснащена двигателем Cummins QSM11-C400 мощностью 298 кВт производства Xi’an Cummins. Двигатель агрегатирован с гидронасосом Rexroth немецкого производства, остальные агрегаты гидропривода, лебедка, редукторы, РВД, управляющая аппаратура китайского, немецкого, итальянского, турецкого, американского производства. Со временем китайских комплектующих становится все больше, вот пришел черед и тяжелых дизелей.
Кроме XG480D компания выпускает модель XG600Dс еще большими возможностями: ширина траншеи 600–1500 мм, глубина до 105 м. Машина больше по габаритам, но оснащена таким же двигателем и насосным агрегатом.
XCMG занялась буровыми машинами и грейферами на их базе сравнительно недавно, в 2010 г. Как это свойственно крупным китайским производственным компаниям, подошла к этому вопросу с чувством, с толком, с расстановкой, «взяв себе всю сумму человеческих знаний». «Первое поколение буровых машин XCMG, по мнению специалистов, похоже на Soilmec и Bauer. В них видны заимствования, – поясняет А. Чирков. – Но с 2016 г. XCMG поставляет на рынок третье поколение машин, и его можно смело называть собственной разработкой. Наверное, в том и преимущество XCMG, что они сумели преодолеть многие «детские болезни», которые десятилетиями преследуют старые бренды. Грейферы, как любая сложная техника, страдают «болячками», из которых некоторые неизлечимы, хотя компания может производить грейферы долгое время. Опыт эксплуатации показал, что у новых машин XCMG «детских болезней» на порядок меньше».
Конечно, XCMG – машина не идеальная, с ней тоже случаются неприятности. «Мы, в общем, столкнулись с одной проблемой, и она оказалась связана с не очень качественным изготовлением смежником самого рабочего органа – грейфера, – рассказывает А. Чирков. – Нас подвела рама грейфера. Но после того, как мы ее усилили, оказалось, что больше проблем нет». Поскольку установки работают не просто в Москве, а вблизи базы «ИксСиЭмДжи Ру», то все вопросы с обслуживанием и ремонтом решаются с максимально возможной скоростью.
Кстати, в течение 2017 г. XCMG также поставила в Россию почти два десятка буровых установок, то есть сильный китайский производитель нарушил устоявшееся положение на рынке, прервал многолетнюю традицию доминирования Евросоюза. В свете устремлений наших китайских партнеров это не случайный всплеск активности, не стечение обстоятельств, а планомерное наступление по всем направлениям.
Третий пересадочный контур (ТПК) – самая протяженная линия Московского метрополитена, более 67 км. ТПК объединит существующие радиальные и перспективные хордовые ветки на расстоянии до 10 км и ближе от действующей Кольцевой линии. На ТПК разместится 31 станция, из них 17 – на пересечениях с действующими линиями метро, 7 – с радиальными направлениями железных дорог и 2 – с Московским центральным кольцом. По прогнозам, ТПК будут пользоваться до 380 млн пассажиров в год.
Российский рынок машин для технологии «стена в грунте» представлен продукцией европейских производителей, причем преимущественно бывшей в эксплуатации. В основном это техника итальянских и немецких марок Casagrande, Bauer, Soilmec, Mait, Enteco и ряда других.
Такой гранд рынка техники для фундаментных работ, как итальянская компания Casagrande S.p.A., начал выпуск оборудования для устройства «стены в грунте» в 1963 г. Сегодня компания поставляет исчерпывающую линейку гидравлических грейферов серии К с напорной штангой, гидравлических грейферов серии G с механическим (телескопическим или канатным) подвесом и серию РМ механических (канатных) грейферов. С их помощью можно разрабатывать траншеи шириной от 400 до 1500 мм и глубиной до 46 м. Базой для рабочего оборудования служат гусеничные машины В125ХР, В175ХР, В200ХР, В250ХР, В300ХР, В360ХР, С400ХР, которые являются основой для многих машин Casagrande – буровых, сваебойных, грейферов, фрез, кранов. Каждая линейка грейферов состоит из моделей с различной вместимостью челюстей и соответственно массой при полной загрузке. Линейки рабочего оборудования формируются так, чтобы их масса и потребляемая мощность оптимальным образом соответствовали базовым машинам.
Другой известный производитель техники для фундаментных работ – немецкая компания Bauer AG, основанная более 200 лет назад, предлагает рабочее оборудование – грейфер DHG V в различных исполнениях для разработки траншей шириной от 600 до 1500 мм. Это гидравлический грейфер на канатном подвесе со смыканием челюстей гидроцилиндром. Варианты исполнений включают гидроцилиндры с усилием от 1200 до 1800 кН, челюсти различной ширины, зубья для различных грунтов, дополнительные грузы, внутренние рыхлители или выталкиватели для очистки грейферного ковша. Исполнение грейфера для системы B-Tronic включает набор датчиков для контроля геометрических параметров траншеи (креномер). Датчики соединяются с машиной кабелем на отдельной катушке с гидравлическим управлением. Информация выводится на 10-дюймовый монитор в кабине оператора. Конструкция грейфера также включает гидравлический механизм поворота, который упрощает работу на углах, а также помогает при разработке плотных грунтов в сочетании с асимметричной конфигурацией зубьев. Разворачивая грейфер на 180°, оператор «откусывает» плотный грунт по кусочку.
Грейфер может быть использован с различными гусеничными носителями, в том числе буровых машин Bauer BG и кранов Bauer MC. Для достижения максимальной производительности Bauer предлагает специализированные полнокомплектные машины GB40, GB50 и GB60 с грейферами DHG V. Возможностей машины GB40, оснащенной двигателем Cummins мощностью 213 кВт, достаточно для разработки траншей глубиной до 60 м. Машина GB50 мощностью 261 кВт разрабатывает траншеи глубиной 80 м, а машина GB60 мощностью 266 кВт – траншеи глубиной 80 м. Кроме того, машина GB60 может быть поставлена со специальной укороченной стрелой для работы в ограниченных по высоте условиях, до 6 м. При необходимости машины GB могут быть переоборудованы в буровые.
Компания Soilmec S.p.A., основанная в 1969 г. в северной Италии, поставляет гамму грейферов. Грейферы серий BH/BHR и GH/GHR – гидравлические на канатном подвесе. Их максимальная глубина выработки – 75 м. Может быть использован как свободный канатный подвес, так и канатный подвес внутри ограждающей телескопической конструкции с барабанами для гидрорукавов, а также канатный подвес с двухсекционной ограждающей конструкцией Rotograb. Конструкция Rotograb отображается в наименовании модели литерой R. Нижняя секция Rotograb входит в верхнюю, когда грейфер поднимается из траншеи, вращатель обеспечивает поворот грейфера на 360° для удобства при выгрузке в самосвал, для работы на углах, для заглубления с асимметричными зубьями. Грейферы серии GC – полностью механические на двухканатном подвесе, их глубина выработки зависит только от длины канатов. Грейферы могут оснащаться креномером, который по шине CAN соединяется с электронной системой управления на базовой машине. Soilmec разработала собственную систему контроля геометрических параметров траншеи DMS – Drilling Mate System в версиях для оператора машины, для ПК – DMS PC и для сервера – DMS Manager.
Грейферы могут успешно навешиваться как на гусеничные краны Soilmec, так и на краны других производителей. Так, «младшая» модель BH-8/8R может использоваться со всей линейкой кранов Soilmec г/п от 40 до 120 т. Для моделей BH-12/12R и GH-12/12R, а также GC-11 нужен кран грузоподъемностью 65 т и выше. Для GH-15/15R и GC-16 нужен уже 100–120-тонный кран. Число в индексе модели указывает на массу грейфера вместе с рамой в тоннах.
Итальянская компания Mait S.p.A. поставляет гусеничные краны грузоподъемностью от 9 до 90 м и на их базе гамму техники для фундаментных работ, включая грейферы. Рабочее оборудование включает мачту с телескопической напорной штангой, гидравлический рычажный механизм с параллелограммной кинематикой, грейферное оборудование с гидроприводом, гидроцилиндр либо лебедку подъема-опускания штанги плюс дополнительную лебедку для сервисной стрелы. Грейферы оснащают креномером, глубину проходки и профиль стен можно контролировать с помощью электронной системы. Штанги поворачиваются вращателем. С помощью грейферов Mait можно проходить траншеи глубиной 25–50 м при использовании напорной штанги и до 60 м при использовании канатного подвеса. Максимальная ширина траншеи – 1200 мм.
Компания Enteco S.R.L. из Италии предлагает модельный ряд гусеничных кранов грузоподъемностью от 18 до 200 т и широкую гамму техники для фундаментных работ на их базе. Грейферы представлены несколькими моделями с рабочим оборудованием с моноблочной или телескопической напорной штангой фрикционного или блокирующего действия с задавливанием гидродомкратом или лебедкой. Младшие модели Е6040 и Е6050 обеспечивают проходку траншеи шириной 300–1200 мм и глубиной 22 м с моноблочной штангой и 30 м с 3-секционной штангой. Для обоих исполнений предусмотрены гидравлический домкрат для задавливания-извлечения штанги и механизм поворота штанги на ±45°, который дает возможность разрабатывать траншею длиной 2–2,5 м без перестановки машины.
Тяжелые машины Е7080, Е9070 и Е9080 могут разрабатывать не только вертикальную, но и наклонную траншею. За счет большого опорного контура и дополнительных гидравлических опор штанга может отклоняться назад на угол до 15° от вертикали и на угол до 5° вправо и влево. При оснащении поворотной платформы выдвижным противовесом мачта может отклоняться и вперед на такой же угол – 15°. Машины обеспечивают проходку траншеи шириной 500–1500 мм глубиной 32 м с 3-секционной штангой с секциями по 12 м, глубиной 41 м с секциями по 15 м и глубиной 50 м с секциями по 18 м. Механизм вращения обеспечивает поворот штанги на 270°.