
Бульдозеры на российском рынке
Началось все с девальвации рубля (2014 г.), когда произошло двойное обесценивание национальной валюты. Затем в конце 2015 г. сроком на пять лет были введены антидемпинговые пошлины со ставками от 9,65 до 44,65% (в зависимости от бренда) на популярные китайские гусеничные бульдозеры мощностью до 250 л.с. Окончательно настроение покупателей бульдозеров, особенно небольшой мощности, было отравлено введением в 2016 г. утилизационного сбора на всю спецтехнику. Утилизационный сбор усилил давление на цены, которые возросли в диапазоне от 2% на тяжелые бульдозеры до 20% на бульдозеры мощностью менее 250 л.с.
И если для золотодобытчиков, продукция которых подорожала в рублевом исчислении пропорционально девальвации, последствия всех этих событий несколько сгладились, то для небольших компаний, работающих в других секторах экономики, наступили черные дни. Многие дилеры и потребители дорожно-строительного оборудования обанкротились. Кроме того, ситуация с санкциями США и Евросоюза, обрушившимися на Россию, не внушает особого оптимизма по поводу использования в конструкции российских бульдозеров узлов и агрегатов от ведущих мировых производителей. При этом установка импортных компонентов приводит к удорожанию изделий, что выводит российские машины за пределы конкурентоспособного ценового диапазона.

Бульдозеры при разработке россыпных месторождений в России продолжают оставаться основной производственной единицей, но произошедшие за последние три года неприятные для золотодобытчиков события вынудили их изменить структуру закупок этого оборудования. Стало невыгодно завозить машины старше трех лет. С одной стороны, это положительный момент, так как заказчики перестали импортировать старые и неэффективные машины, но некоторые небольшие и небогатые предприятия работали именно на таком оборудовании, они и пострадали в конечном итоге. Только в 2017 г. прекратили золотодобычу около 60 предприятий (почти 10% от общего числа).
Год | 2015 | 2016 | 2017 |
---|---|---|---|
Импорт в РФ | 814 | 765 | 1360 |
Производство в РФ | 535 | 476 | 602 |
Всего | 1349 | 1241 | 1962 |
Несмотря на сложную ситуацию в экономике, использование бульдозеров в России в 2017 г. выросло по сравнению с 2016 г. почти в 1,6 раза.
Далее рассмотрим изменения в парке бульдозеров мощностью свыше 160 л.с., предназначенных для работы в горнодобывающей промышленности и строительно-дорожной отрасли, а также более подробно остановимся на проблемах, связанных с введением утилизационного сбора и антидемпинговыми пошлинами на китайские бульдозеры мощностью менее 250 л.с.

Китайские бульдозеры
В развитии производства бульдозеров в КНР выделяются два периода: первый – от образования КНР в 1949 г. до 1978-го, года начала экономических реформ, и второй – от 1978 г. до настоящего времени.
В основу производства бульдозеров было положено широкое использование зарубежного опыта, которое проходит различные фазы: первая – привлечение ведущей зарубежной фирмы – выгодная покупка лицензии на модели предыдущего поколения, договор, ограничивающий сбыт внутренним рынком, хороший инвестиционный климат в стране. Затем, по мере освоения технологий, начинается замена иностранного своим, заканчиваются сроки договоров и лицензий, начинается конкуренция с недавним партнером. Китай сокращает количество совместных предприятий, предпочитая разрабатывать и выпускать новые модели собственными силами.
Производство гусеничных бульдозеров для горной промышленности началось в Китае с 1958 г. по лицензии челябинского тракторного завода (Т-100 – китайская копия Т-100М). В 1970-х гг. добавилась модель Т-120 мощностью 130 л.с., которая выпускалась несколькими заводами.
К середине 1960-х отношения СССР и КНР стали сворачиваться. Бульдозеры в те годы в Китае изготовлялись для небольшого внутреннего рынка, а конструкции уже не были прогрессивными. Количественный недостаток компенсировался импортом. В 1990-е гг. экспорт бульдозеров ЧТЗ в КНР измерялся тысячами штук в год. Низкие цены на российском рынке и значительно более высокие на китайском стимулировали этот процесс.

В 1978 г. благодаря инициативе Дэн Сяопина в КНР начинаются экономические реформы по переходу к рыночным отношениям. Постановлением Государственного Совета Китая от 1979 г. поручалось подготовить производство бульдозеров шести китайским заводам (приведены современные названия заводов, шестой завод уже не производит бульдозеры): HBXG (лицензии Caterpillar и Komatsu), Shantui, PengPu, HUANGGONG (Zoomlion) и Yishan (лицензия Komatsu).
В 1979 г. правительство КНР приобрело у компании Komatsu лицензию на производство бульдозеров D85 и D155, позднее соглашение распространилось на D65 и D355. К освоению лицензии подключили ряд предприятий. В 1980 г. был пущен Шандунский завод в г. Цзинин – Shantui для производства бульдозеров по технологиям Komatsu.
В 1986 г. китайское правительство покупает лицензию у Caterpillar на бульдозеры D6D и D7G. Заводы осваивают и их производство. Китайские бульдозеры начинают самостоятельный путь. Это уже не Caterpillar и не Komatsu, а Shantui, Shehwa, Zoomlion, Peng Pu, Liugong и др.
В 1992 г. китайцы купили у компании Liebherr лицензию на производство бульдозеров PR-732, PR-742, PR-751. Их выпустили ограниченной серией. В дальнейшем было освоено собственное серийное производство бульдозеров мощностью 160 и 220 л.с. с гидростатическим приводом с китайским двигателем.

При кажущемся сегодня обилии производителей промышленных китайских бульдозеров они делятся на три основные группы по взятому за основу конструкции условному прототипу: Caterpillar, Komatsu или Liebherr. В данном контексте под прототипом подразумевается сопоставимость геометрических размеров ходовой части, схемы применяемой трансмиссии. Силовые установки отличаются от прототипов в сторону большей мощности и крутящего момента (как это обычно принято в китайской конструкторской школе – повторить или превзойти учителя), соответственно раздаточные коробки отличаются посадочными размерами, передаточные отношения бортовых редукторов изменены. Бульдозеры некоторых производителей в экспортном исполнении имеют отличия от бульдозеров для внутреннего рынка Китая (например, бульдозер SD7 имеет мощность двигателя 251 л.с. против 220 л.с. у бульдозера SD7 для внутреннего рынка Китая). Впрочем, нельзя считать, что бульдозеры одного типового проекта идентичны у различных производителей. Отличия – в технологии производства бульдозеров, в незначительных изменениях конструкции, в качестве комплектующих, и что немаловажно, в культуре производства у разных производителей – дают разный результат на выходе.
Большинство китайских производителей взяли за основу лицензионные модели Komatsu (D65E, D85Е, D155A, D355A). Можно сказать, что эти машины являются достаточно работоспособными, но при этом имеются и некоторые недостатки, изначально присущие исходной конструкции: модели Komatsu, которые были скопированы, являлись переходными вариантами – эти разработки не были эффективными, полностью доработанными конечными моделями. Так, 410-сильный бульдозер D355A Komatsu не выпускает уже 20 лет (заменив его на D275A), хотя технические характеристики, гарантирующие его надежность, позволяют этой машине до сих пор оставаться популярной и одной из широко используемых. Эта модель не имеет электронных систем управления, которое осуществляется механическими и гидравлическими способами, что, в принципе, упрощает обслуживание бульдозера. На основе вышеуказанных прототипов в 1980-х гг. была разработана базовая серия бульдозеров типовых проектов TY160, TY220, TY230, TY320.

Каждый из китайских производителей изменил типовые проекты бульдозеров согласно принятой у себя технологии производства и вводит собственную маркировку моделей: например, типовой проект китайского бульдозера тип TY160 у Shantui называется SD16, у Peng Pu – PD165, у Zoomlion – ZD160, у YTO (Sinomach) – YD-160. Компании XCMG и YISHAN оставили линейки производимых ими машин под обозначением TY. Фактически китайские бульдозеры типов TY160 (160 л.с.), TY220, TY230 (220 и 230 л.с.), TY320 (320 л.с.), TY410 – это одни и те же базовые конструкции с некоторыми техническими различиями, внесенными заводами в типовой проект за годы выпуска, отличающиеся качеством комплектующих, технологией производства, организацией и оснащенностью конкретного производства.
Компания-производитель | Мощность, л.с. | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
160–165 | 180 | 220–230 | 320 | 410–420 | 533 | 963 | |
Shantui | SD16 | DH17 | SD22 | SD32 | SD42 | SD52 | SD90 |
Shehwa (HBXG) | TY-165-3 | SD7 | SD8R | SD9 | |||
Zoomlion (HUANGGONG) | ZD160-3 | ZD220-3 | ZD320-3 | ||||
LiuGong | CLGB160 | CLGB230 | CLGB320 | ||||
Shanghai Peng Pu | PD165Y | PD220Y | PD320Y | PD410Y | |||
SEM Caterpillar (Qingzhou) Ltd | SEM816 160 л.с. 17 т | SEM822 220 л.с. 26т | |||||
XGMA | XC4161L | XC4181L | XC4221L | XC4321L | |||
XCMG | TY-160 | TY-180 | TY-230 | TY-320 | TY-410 | ||
SINOMACH (YTO) «Синомач группа Йота» | YD160 | YD230 | YD320 | ||||
YISHAN | TY160 | TY180 | TY230 | TY320 | |||
DaDi Engineering Machinery Co. (корпорация Inner Mongolia First Machinery Co.) | Max Power MD16 | Max Power MD23 | Max Power MD32 |
Ко второй группе бульдозеров относится линейка бульдозеров TY165-3, SD6G, SD7, SD8B, SD9, разработанная в период с конца 1980-х и до 2000-х гг., прототипом которых являются бульдозеры Caterpillar соответствующих размерностей D6D, D6G, D7H, D8R, D9. Конструктивно эти модели более современные, чем модели Komatsu – прототипы первой группы. Единственный производитель, выпускающий данную линейку бульдозеров под брендом Shehwa, – завод HBXG. Производившиеся ранее модели TY230 (SD7P) и TY320 по технологиям Komatsu с производства сняты. С 2010 г. завод полностью сосредоточился на выпуске более производительных и наиболее современных китайских бульдозеров SD7, SD7D, SD8R, SD9, оснащенных делителем крутящего момента в трансмиссии, ходовой частью треугольной формы с поднятым ведущим колесом, бортовым редуктором планетарного типа (остальные китайские бульдозеры 15–25 тягового класса не имеют планетарных бортовых редукторов). Внешне бульдозеры HBXG напоминают бульдозеры лидера тракторостроения Caterpillar. Пользователи отмечают эффективность более высокого качества сборки тяжелых бульдозеров Shehwa в сравнении с Shantui – ведь Shehwa являются копиями более современных машин.
В третьей, пока немногочисленной группе, бульдозеры с китайским дизелем Weichai и гидростатической трансмиссией, в основу которых положены принципы, разработанные компанией Liebherr. Китайская компания Caterpillar (Qingzhou) Ltd, принадлежащая американскому концерну Caterpillar, в 2012 г. наладила на специально построенном заводе производство гусеничных бульдозеров классов 10 и 15 т под торговой маркой SEM. Компания Shantui приступила к выпуску бульдозера DH17.
Можно упомянуть четвертую группу бульдозеров – это бульдозеры, прототипом которых послужила техника СССР (ДТ-75, Т-100 и пр.) с теми или иными конструктивными изменениями. Линейка этих бульдозеров либо не поставляется в Россию, либо ее выпуск практически прекращен.

Заводов – производителей качественных бульдозеров в Китае всего пять-шесть (Shantui, Shehwa, Peng Pu, XCMG, LiuGong), а предложений на рынке не менее двенадцати. Поэтому надежнее всего приобретать технику только у прямых представителей крупных заводов, тем более что в КНР огромное количество заводиков, собирающих бульдозеры из некачественных комплектующих, что позволяет им предлагать низкие цены. Основное снижение цены достигается за счет снижения качества изготовления и материалов, использования устаревших технологий, комплектации агрегатами с более низкими характеристиками.
Сегодня преимущества китайских производителей – в поддержке государства, в серьезных инвестициях в собственное развитие, в стоимости рабочей силы, в нацеленности на ценовую конкуренцию. На первых порах у китайцев не было сколько-нибудь вразумительной политики технической поддержки, они не утруждали себя вопросами формирования цивилизованной системы продаж и обслуживания. Как следствие – неразбериха или полное отсутствие запасных частей, технической документации и т. д. Сейчас, по прошествии ряда лет, можно сказать, что положение выправилось, да и качество китайских бульдозеров повышается, хотя они еще значительно уступают западным аналогам. Что касается перспектив дальнейшего улучшения качества, то в процессе совершенствования китайская техника неизбежно будет дорожать, следовательно, становиться менее привлекательной. А те, кто привык считать деньги и работать на надежных машинах с хорошей историей применения на горных предприятиях Крайнего Севера, будут продолжать использовать современную технику ведущих производителей – японскую, американскую и западноевропейскую.
Но при сравнении китайской и российской техники мощностью до 250 л.с. потребители зачастую отдают предпочтение китайским, а не российским машинам. Как это ни печально, китайское качество оказывается выше нашего: машины ломаются реже, служат при нормальном техническом обслуживании дольше, и что немаловажно, они более комфортны для оператора. Кроме того, в 2016 г. стоимость китайских бульдозеров в долларовом эквиваленте существенно снизилась по причине девальвации юаня – в среднем на величину от $5000 до 15 000.
Название завода | Местонахождение | Год основания | Год начала выпуска бульдозеров | Бренд |
---|---|---|---|---|
Главный Шаньдунский бульдозерный завод | г. Цзинин, провинция Шаньдун | 1980 | 1982 | Shantui |
Завод инженерных машин HBXG | Провинция Хэбэй | 1956 | 1966 | Shehwa |
ООО «Компания инженерных машин LiuGong» | г. Лучжоу, провинция Гуанси | 1958 | 1960 | LiuGong |
Машиностроительный завод Peng Pu | г. Шанхай, провинция Цзянсу | 1959 | 1966 | Peng Pu |
Первая Тракторная Корпорация (Sinomach YTO) | г. Лоян, провинция Хэнань | 1955 | 1958 | YD |
Цинхайский машиностроительный завод | г. Хинг, провинция Цинхай | – | 1975 | QT D7G (на внутреннем рынке – QT200T) |
Тяньцзиньский завод строительных машин | г. Тяньцзинь | 1956 | 1958 | T |
Сучжойский завод погрузчиков XCMG | г. Сюйчжоу, провинция Цзянсу | 1943 | 1997 | TY |
Аньшанский тракторный завод | г. Аньшань, провинция Ляонин | 1948 | 1956 | T |
Caterpillar (Qingzhou) Ltd (Shandong Engineering Machinery) | г. Цинчжо́у, провинция Шаньдун | 1953 | 2014 | SEM |
DaDi Engineering Machinery Co. (корпорация Inner Mongolia First Machinery Co.) | г. Баодин, провинция Хэбэй | 1956 | 2008 | DaDi |

Антидемпинговые пошлины спасают российских производителей
В период с 2009 по 2014 гг. на рынке бульдозеров ситуация складывалась в пользу техники импортного производства. Наиболее доступными по цене были китайские бренды, в основном Shantui, а также Shehwa, Zoomlion, Peng Pu и ряд других. Эта достаточно надежная и простая в эксплуатации техника мощностью до 250 л.с. хорошо зарекомендовала себя на многих видах работ, за исключением наиболее тяжелых условий эксплуатации. Более мощные китайские бульдозеры в связи с их невысоким качеством широкого распространения в России не получили.
Для компаний, привыкших к более надежной технике, была возможность приобретения техники премиум-класса Caterpillar, Komatsu, Liebherr, имеющих высокие эксплуатационные показатели, но требующих применения только фирменных запчастей и смазочных материалов и более дорогих в ремонте и обслуживании.
В июле 2014 г. по заявлению челябинского «ЧТЗ-Уралтрак» (входит в НПК «Уралвагонзавод») началось антидемпинговое расследование в отношении китайских бульдозеров небольшой мощности. Заявление «ЧТЗ-Уралтрак» поддержали крупнейшие российские производители бульдозеров – «Промтрактор» (входит в концерн «Тракторные заводы»), «Дормаш», «Дормаш-ЧТЗ». Доля этих четырех производителей в общем объеме выпуска бульдозеров в 2011–2014 гг. в странах ЕАЭС составляла в среднем 84%.
По итогам расследования в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) пришли к выводу, что в 2011–2013 гг. доля импорта бульдозеров из КНР в общем объеме поставок этой техники из третьих стран выросла с 46 до 63,3%. При этом цена на китайскую продукцию была существенно ниже стоимости импортных конкурентов (основные бренды – американский Caterpillar и японский Komatsu).

Под давлением демпинга предприятия стран ЕАЭС не могли продавать бульдозеры по ценам, покрывающим их затраты: за 2011–2013 гг. рентабельность продаж снизилась на четверть и с 2012 г. была отрицательной. При этом производство в странах ЕАЭС сократилось на 24%. В 2014 г. доля импорта бульдозеров из Китая продолжала увеличиваться и достигла 66%. При этом стоимость китайской продукции практически не изменилась, а цена бульдозеров из других стран выросла в среднем на 7%. Занижая цены, китайские компании в большей степени отнимали рыночную долю именно отечественных игроков, с которыми в отличие от западных или японских импортеров могли конкурировать по цене.
В конце 2015 г. коллегия ЕЭК ввела антидемпинговые пошлины сроком на пять лет на китайские гусеничные бульдозеры мощностью до 250 л.с. Для большинства импортеров пошлина составляет 44,65% от таможенной стоимости, хотя для некоторых компаний она будет меньше. Например, для бульдозеров Shantui ставка составит 11,31%, для Shaanxi Zoomlion Heavy Industry – 13,8%, а для Xuanhua Construction Machinery (Shehwa) – 9,65%. Китайцы имели возможность обойти защитные меры, создав сборочные производства в странах ЕАЭС, поскольку машинокомплекты не подпадают под антидемпинговые пошлины, но они не воспользовались ситуацией.
В ноябре 2017 г. Департамент защиты внутреннего рынка ЕЭК возобновил антидемпинговое расследование по инициативе китайского производителя спецтехники Caterpillar (Qingzhou) Ltd, дочерней структуры американской Caterpillar, наладившей на специально построенном заводе производство гусеничных бульдозеров 10-го и 15-го классов под торговой маркой SEM. Опасение россиян вызывает тот факт, что мощности китайского предприятия рассчитаны на производство 4,5 тыс. бульдозеров в год. Из них до 2,5 тыс. – машины для продажи в КНР, а около тысячи предназначены для реализации в странах ЕАЭС. При этом в 2017 г. на всех российских заводах было выпущено в общей сложности 602 гусеничных бульдозера.

Пока экспансию на российский рынок сдерживает высокая антидемпинговая пошлина: в результате введения в конце 2015 г. антидемпинговой пошлины в размере 44,65% на китайские гусеничные бульдозеры мощностью до 250 л. с. поставки бульдозеров SEM в страны ЕАЭС сократились в десять раз! Отмена пошлины на китайские бульдозеры, учитывая скорость и объемы производства, их технологический уровень и относительно низкие цены, может привести к закрытию российских производств, поскольку у предприятий из КНР больше возможностей для демпинга. Благодаря государственным программам поддержки и льготным кредитам, которые есть в Китае, китайские компании могут позволить себе несколько лет работать в убыток, чтобы отобрать рынок у местных производителей.
Даже сейчас, когда российские производители защищены импортными пошлинами, они контролируют меньшую долю внутреннего рынка: импорт в Россию товаров из группы «гусеничные бульдозеры» за 2017 г. составил 1360 шт. (69,3%). В условиях высокой конкуренции наши заводы остаются экономически неэффективными. На протяжении последних 3–5 лет ЧТЗ и Чебоксарский тракторный завод остаются убыточными.