Презентация грузовиков нового поколения строительного назначения Scania XT
4 сентября 2017 г в г. Сёдертелье (Швеция) в штаб-квартире компании Scania Truck состоялась презентация грузовиков нового поколения Scania New Generation строительного назначения. Буквально на следующий день, 5 сентября, представители ряда специализированных СМИ и в том числе журнала «Основные Средства», были приглашены на тест-драйв этих автомобилей.
Самый масштабный за всю историю Scania выпуск на европейские рынки продуктов нового поколения проходит в три этапа - по трем сегментам, на которые компания делит рынок коммерческих автомобилей: техника для магистральных перевозок, грузовики для строительной отрасли и автомобили для городских перевозок и работ. Первый этап — презентация магистральных транспортных средств новейшего поколения, прошел в конце лета 2016 г. в Париже. Второй этап, на котором представили продукты и сервисные услуги, предназначенные специально для строительного сегмента европейского рынка, состоялся 4 сентября.
Конечно, мероприятие на ограничилось только «покатушками» на новых грузовиках. Хозяева приложили все усилия, чтобы журналисты узнали как можно больше о новом, таком важном для компании продукте.
Модульный принцип конструкции
Благодаря модульному принципу конструкции Scania может создавать из ограниченного количества компонентов широкий ассортимент продуктов, обеспечиваются большие возможности для формирования комплектаций по индивидуальным требованиям и условиям каждого клиента. Scania предоставляет клиентам возможность самим определять, какое оборудование должно быть на автомобиле. Эту мысль очень точно сформулировал Андерс Лампинен, директор Scania Trucks по строительной продукции: «Главное — то, что нужно и удобно приобрести заказчику, а не то, что удобно и выгодно продать компании Scania».
Scania сейчас вводит опции, разработанные специально для строительных автомобилей, такие, как вертикальные воздухозаборники предназначенные для работы в запыленном воздухе, в двух версиях, одна из которых специально предназначена для работ с высокими нагрузками.
Автомобили Scania версии HD (для высоких нагрузок) оснащаются двумя воздушными фильтрами и могут задерживать до 40 кг пыли прежде чем им понадобится обслуживание. Благодаря этому время эксплуатации увеличивается вчетверо по сравнению с автомобилями предыдущих выпусков.
Также предлагается опция - вертикальная выхлопная труба в двух положениях позади кабины, упрощающее установку некоторых надстроек на шасси.
Для строительных автомобилей подвеска кабины имеет особенно важное значение и с точки зрения комфорта для водителя, и в плане повышения эксплуатационной надежности самой кабины и ее оборудования. Теперь Scania предлагает механическую 4-точечную подвеску в двух версиях. Вариант для тяжелых условий работы дает возможность кабине больше перемещаться, чтобы избежать ударов при движении по сильно пересеченной поверхности.
Компании, специализирующиеся на перевозках в строительной сфере, оценят опцию, позволяющую выбирать высоту положения крыльев колес и брызговиков в зависимости от варианта подвески и размерности шин. Регулирующиеся крылья удобны также при использовании цепей противоскольжения. Крепление крыльев продуманное и удобное: с одной стороны они крепятся просто на застежке, с другой — болтами, скрытыми от грязи в замкнутой полости. Scania также разработала регулируемые грязезащитные брызговики для колес второй оси автомобилей с двумя передними осями. Независимо от выбора шин и шасси положение грязезащитных брызговиков легко регулируется по высоте.
Кабины
Используя модульный принцип Scania может создавать кабины, совершенно разные по внешнему виду и по сфере применения, но, в то же время, состоящие в основном из унифицированных компонентов.
В настоящее время Scania быстро расширяет линейку кабин, предлагаемых для грузовиков нового поколения. Когда в прошлом 2016 году Scania выпустила кабины серий R и S, потребители и специалисты горячо одобрили их харизматичный современный внешний вид, в котором однако явно просматривается происхождение от Scania, лучшая в своем классе аэродинамика и обустройство внутреннего пространства, направленное на создание комфорта для водителя, атмосферы качества и простора, а также возможности добавлять к комплектации кабин различные опции по желанию водителя.
Выпущены уже несколько кабин серии G, сейчас к ним добавляются кабины серии Р. У всех кабин имеется по несколько вариантов значений высоты крыши, варианты «короткие» и со спальными местами. Автомобили серии Scania ХТ могут комплектоваться кабинами всех типов: R, S, G, и P независимо от выбранной модели двигателя.
Все кабины Scania нового поколения несколько длиннее кабин предыдущего поколения, поэтому у новых кабин длина внутреннего пространства больше, к тому же компоновка внутреннего оборудования стала более оптимальной.
Бампер и защита. Автомобили Scania XT могут оснащаться мощным бампером, выступающим на 150 мм перед кабиной. Это придает автомобилю характерный вид прочности и надежности. Бампер обеспечивает автомобилю угол въезда около 25º в зависимости от конфигурации шасси и выбранной размерности шин. В сочетании с нижней пластиной и решетками фар бампер обеспечивает автомобилям серии ХТ надежную защиту передней части. В середине бампера имеется буксирный палец с номинальной допустимой нагрузкой 40 т, он выручит, если нужно вытянуть застрявший в грязи полностью груженый автомобиль. Разгружать его не потребуется.
Пакеты дополнительного оборудования. Покупатели Scania XT могут выбирать различные варианты внешнего и внутреннего оборудования кабин, улучшающие рабочие характеристики автомобиля и усиливающие его образ непобедимой силы и мощи. Два уникальных, имеющихся только у серии XT пакета наружного и внутреннего оборудования кабины могут быть добавлены к базовой комплектации грузовиков (для разных рынков эти пакеты могут отличаться). В пакет наружного оборудования входят упрочненные зеркала заднего вида, наружный солнцезащитный козырек и дополнительные фонари на крыше кабины. В пакет внутреннего оборудования входят, например, сиденья специальной версии ХТ, резиновые коврики с высокими бортами, места для хранения вещей и модуль, при помощи которого можно увеличить панель приборов и разместить на нем органы управления дополнительным спецоборудованием.
Кабины G и Р. Кабины серии G, первая из которых была выпущена в июне, а сейчас к ней добавилось еще несколько вариантов, и кабины серии Р, выведенные на рынок недавно, созданы на основе тех же принципов и решений, что и большие «спальные» кабины — фактически, они созданы из тех же компонентов.
Для многих транспортных компаний в строительной отрасли кабины серии G очевидно станут основным выбором. Не занимая пространство, предназначенное для кузовной надстройки, она тем не менее предоставляет много места для водителя. Плюс к этому лестница с удобными ступенями, прекрасный обзор с места водителя, одно спальное место для отдыха. Кабины серии G предлагаются в пяти базовых конфигурациях: от CG14L с низкой крышей до CG20H в версии Highline. С «нормальной» крышей высота от пола до потолка кабины на целых 100 мм больше, чем у кабин предыдущего поколения. По сравнению с соответствующей кабиной серии R первая ступенька лестницы располагается ближе к земле, но моторный туннель выше на 160 мм и не дает такой свободы перемещения по кабине.
Кабины серии Р предназначены для строительных и региональных развозных грузовиков Scania нового поколения, которым часто приходится ездить по городу и редко приходится ночевать в кабинах, но зато часто приходится покидать их и вновь залезать в кабины, из этой кабины, расположенной несколько ниже кабин предыдущего поколения, удобнее осматривать окружающее пространство именно в условиях города. На первом этапе предлагается шесть вариантов кабин серии Р в «короткой» и «длинной» версиях с тремя значениями высоты крыши: от CP14L с «низкой» крышей, особенно удобной для установки различных надстроек, частично расположенных над кабиной, и до CP20H, в которой обустроено комфортное внутреннее пространство, уменьшена масса и уменьшено количество ступеней на входе, кабина располагается ближе к земле, однако это является и причиной недостатка — более высокого моторного туннеля. Но у кабин CP17N и CP20N высота внутреннего пространства на 100 мм выше, чем у кабин предыдущего поколения. Когда серия будет введена полностью, в ней будет восемь конфигураций.
Двигатели
Выбор комплектаций не ограничивается только ассортиментом кабин и конфигурациями шасси. Линейка двигателей тоже очень велика.
13 двигателей трех семейств экологического класса Евро 6 и мощностью от 280 до 730 л. с. уже с июня 2017 г. устанавливаются на грузовики Scania нового поколения. Автомобили серии ХТ комплектуются недавно выпущенными двигателями новых поколений из семейств V8 и 9-литровых, а также из семейства экономичных 13-литровых двигателей, премьера которых прошла осенью 2016 г., эти двигатели имеют три модификации по мощности. 13-литровое семейство в начале лета 2017 г. было дополнено версией мощностью 370 л.с. с кулачковым валом Миллера.
Все двигатели грузовиков Scania нового поколения (за исключением двигателя DC16 730) оснащаются только турбонагнетателями постоянной геометрии FGT и системами селективной каталитической нейтрализации SCR для снижения уровня вредных выбросов. За счет этого двигатели получаются легче и надежнее.
Двигатели семейства V8. В июне 2017 г. Scania продемонстрировала новое поколение 16-литровых двигателей V8, у которых расходы топлива снижены на 7-10% по сравнению с предшественниками. Усовершенствования в двигателях V8 в основном аналогичны тем, что впервые внедрены Scania в конструкцию популярных 13-литровых двигателей.
9-литровые. Семейство 5-цилиндровых двигателей DC09 приходится «родственником» по конструкции и технологиям двигателям семейства DC13. За счет использования балансирных валов и асимметричного шага кривошипов коленвала уравновешиваются гармоники вибраций, присущие неуравновешенному 5-цилиндровому двигателю, благодаря этому двигатель теперь работает так же мягко, плавно и тихо, как и уравновешенный 6-цилиндровый.
Эти надежные 5-цилиндровые двигатели были представлены потребителям в начале лета 2017 г. Они прекрасно работают в тысячах тяжело нагруженных развозных автомобилей и строительных грузовиков, полная масса которых с прицепами доходит до 30 т. Конструкция двигателей этого семейства также подверглась капитальной модернизации. Они имеют три варианта по мощности, также разработано две версии, которые могут работать на 100% биодизельном топливе. По сравнению с агрегатами предыдущего поколения их топливная экономичность улучшена примерно на 3%.
Двигатели получили новое программное обеспечение электронного управления и новую форму камеры сгорания. В контуре охлаждения масла теперь установлен термостат, это обеспечивает экономию топлива в 1% за счет того, что масло теперь не переохлаждается, его температура теперь поддерживается на рабочем уровне. Вентилятор охлаждения установлен непосредственно на коленчатый вал, никакие дополнительные потребляющие энергию приводы не используются. Среди других модификаций, помогающих сократить расход топлива, увеличение степени сжатия с 18 до 19, максимальное рабочее давление в цилиндрах увеличено до 190 бар (у версии мощностью 280 л.с. давление 180 бар) и обеспечивающая более эффективный процесс новая камера сгорания.
Потребителями 5-цилиндровых двигателей являются те перевозчики, которым нужны мощные, надежные и экономичные 6-цилиндровые двигатели, но из-за ограничений по массе они не могут себе их позволить.
Шасси и подвеска
Работоспособность грузовиков строительного назначения сильно зависит от того, насколько конструкция и характеристики шасси соответствуют условиям работы автомобиля. К настоящему времени уже выпущено большинство конфигураций осей и коробок передач, необходимых для комплектации различных строительных автомобилей, автомобилей для лесозаготовительных предприятий и большегрузных тягачей, где основное внимание уделяется как прочности и надежности, так и производительности автомобилей. Продавцы-консультанты могут порекомендовать клиенту наиболее подходящую для его условий эксплуатации и задач комплектацию автомобиля, предусмотрев даже такие детали, о которых сам клиент никогда бы и не подумал — например, выбор передаточного отношения главной передачи, что в долговременной перспективе может значительно повлиять на топливную экономичность и величину эксплуатационных затрат на данный грузовик.
Scania вводит опцию: подвеска 9-тонной передней оси на параболических рессорах из двух листов толщиной по 33 мм. В результате получается сбалансированный компромисс между комфортностью езды, хорошими характеристиками движения по пересеченной местности и хорошей курсовой устойчивостью при движении по дороге. Новый специально разработанный стабилизатор поперечной устойчивости для подвески второй оси помогает «держать дорогу» автомобилям с двумя передними осями. Он улучшает курсовую устойчивость автомобиля на дорогах общего пользования, при движении по пересеченной местности (особенно если центр тяжести расположен высоко) и особенно при поднимании кузова для выгрузки на неровной площадке.
Также Scania выпускает для грузовиков нового поколения ряд новых разработок, специально предназначенных для использования в строительных автомобилях. Электронная тормозная система EBS в 3-осных автомобилях сочетается с барабанными тормозными механизмами. Появилась возможность комбинировать дисковые тормоза с 26-тонной осевой тележкой RBP735, оснащенной колесными редукторами. Scania также перешла на использование косозубых шестерен в планетарных колесных редукторах, что способствует и уменьшению шума, и увеличению срока их службы.
Электрический стояночный тормоз. Scania также впервые вводит такую опцию. Его ручка располагается на панели приборов в том же месте, что у обычного тормоза. Тормоз срабатывает постепенно наращивая усилие в зависимости от силы, с которой на него надавливают. Он автоматически включается, если на низкой скорости движения водитель отцепит ремень безопасности или откроет дверь. Когда водитель включает электрический стояночный тормоз, он удерживает автомобиль без ограничения по времени при помощи пружинного привода тормозов. Но если автомобиль медленно движется в транспортной пробке, автоматически включается функция Auto Hold (на дисплее загорается зеленый символ стояночного тормоза), которая включает рабочие тормоза при остановке машины и выключает при нажатии на педаль акселератора. Если грузовик простоит немного дольше, управление стояночным тормозом автоматически переключается с режима Auto Hold на режим включения стояночного тормоза (на дисплее высвечивается красный символ стояночного тормоза).
Какую бы комплектацию новой силовой передачи Scania вы не выбрали, она будет обеспечивать уменьшение расхода топлива по сравнению с грузовиками предыдущего поколения, тем самым помогая клиентам увеличить прибыльность их бизнеса.
Сервисы Scania
Автомобили Scania нового поколения - это не только совершенная и надежная конструкция, но и комплекс предлагаемых компанией-производителем функций и услуг по обслуживанию и ремонту техники, а также информированию и обучению водителей. Основу предложения составляют такие услуги, как сервисные контракты на техобслуживание и ремонт, а также телематические системы управления автопарком Fleet Management Services, однако весь ассортимент предложений Scania гораздо шире.
Scania One — созданный в начале 2017 г. канал для электронно-цифровых сервисов. Через Scania One клиенты получают доступ к сервисам Scania, используя гаджеты на платформе Android. Scania One упрощает процесс взаимодействия в электронно-цифровой форме клиента с компанией Scania, в результате эффективность капиталовложений клиентов в покупку автомобилей Scania и услуг повышается и создаются условия для стабильной доходности бизнеса клиентов. В составе Scania One содержится Scania Fleet Management — система мониторинга и анализа в режиме реального времени, которая помогает транспортным компаниям планировать работу автопарка и техобслуживание техники. Еще в мобильном приложении имеются функции: Guide me — цифровая версия руководства по эксплуатации автомобиля, которая методом дополненной реальности помогает водителю быстро получать доступ к информации об устройстве автомобиля; и Check before drive — цифровая система бортовой диагностики.
Scania Trailer Control. Система управления автопарком Scania Fleet Management в настоящее время дополнена функцией мониторинга прицепов:Scania Trailer Control. Она позволяет транспортным компаниям прямо на портале Scania Fleet Management получать инфомацию о расположении и температуре груза, это очень важно для перевозки охлажденных и замороженных продуктов. Уже готовы к запуску и другие функции: информация о нагрузке на оси, давлении в шинах и состоянии тормозных механизмов. Функция Scania Trailer Control в настоящее время может собирать и обрабатывать данные от прицепов 35 разных производителей, оборудованных телематической аппаратурой.
Scania Fleet Care. Этот сервис, направленный на организацию техобслуживания автомобилей, Scania недавно ввела и внедряет на европейских рынках. Услугой предусматривается, что Scania берет на себя полную ответственность за планирование всех работ по техобслуживанию и ремонту автомобилей. Целью является уменьшение общего времени простоев автомобилей в автопарке клиента и улучшение контроля за величиной эксплуатационных расходов. Специалисты компании Scania обладают большим опытом в долгосрочном планировании техобслуживания и превентивной замены износившихся компонентов автомобилей Scania и если они возьмут эту работу на себя, транспортная компания может сосредоточиться на своих непосредственных задачах.
Обучение водителей. Процесс вождения строительного автомобиля во многих отношениях сложнее, чем вождение на дальние расстояния. Строительным автомобилям приходится работать в разных условиях — то ездить по дорогам разного типа и качества, то преодолевать бездорожье. К тому же, они то встают под загрузку, то разгружаются, должны везти груз так, чтобы он не рассыпался и не поломался по пути и т. д. Все эти разнообразные задачи водитель должен выполнить.
В ассортименте услуг Scania для водителей Scania Driver Services появилась инновация, которую компания начала предлагать в 2017 г. на многих рынках — это специально разработанный курс обучения водителей строительных автомобилей. Новый курс состоит из отдельных модулей: «Производительность», «Безопасность движения и защита от угона» и «Экологичная работа». Из модулей могут составляться курсы обучения в зависимости о местных условий.
Каждый водитель автомобиля Scania получает от компании помощь в виде информации и рекомендаций через подключенные через телематику сервисы. — либо напрямую от, либо Кроме того, водителю помогает обратная связь — информация, поступающая от бортовых штатных систем грузовика, насколько своевременно он разгоняет автомобиль, тормозит и т. д. Водители могут также получать советы через мобильное приложение Scania Fleet app (если транспортная компания подписана на услуги Scania Fleet Management Services), как можно улучшить приемы вождения, либо водитель может пройти курс обучения Scania. В наиболее усовершенствованной форме услуга называется Coaching («тренировка») и представляет собой сопровождение сертифицированного Scania водителя-инструктора («тренера»), который следит за работой водителя через телематическую аппаратуру и периодически выходит с ним на связь, давая рекомендации, как можно улучшить манеру вождения.
Страхование и финансирование покупок. Вопрос, который часто остается без внимания, по крайней мере поначалу, когда выбирается грузовой автомобиль — как финансировать его приобретение и страховать. Покупатель все внимание обращает на мощность двигателя, грузоподъемность и цвет, в то время как важные экономические вопросы очень часто отходят на задний план.
Экономика — один из сложнейших вопросов, с которым приходится иметь дело транспортным компаниям в строительной отрасли. Приходится справляться с такими трудностями, как ускоренный износ оборудования, при том, что задачи и условия работы очень разнообразны, а доходы в течение года поступают неравномерно. Если приобретение грузовика финансируется через Scania Finance, компания может предложить клиенту разные, удобные для него варианты распределения выплат. В то же время транспортной компании всегда гарантируется быстрый и полный ремонт, потому что компания Scania естественно заинтересована, чтобы автомобили транспортной компании работали как можно лучше и зарабатывали средства, на выплату взносов.
Техобслуживание
Строительные автомобили эксплуатируются в тяжелых условиях, например, в щебеночных карьерах и на строительных площадках, где оборудование интенсивно изнашивается. Поэтому к ним предъявляются особые требования не только по конфигурациям и характеристикам движения, но и по организации послепродажной техподдержки: техобслуживания и ремонта.
Flexible Plans. Клиентам рекомендуется инновационный комплексный сервисный контракт Scania, включающий в себя услуги по ремонту и регулярному техобслуживанию, так называемое «гибкое обслуживание» (Flexible Plans), т. е. обслуживание не по пробегу или проработанному времени, а по необходимости, причем для проведения ТО выбирается наиболее удобное время после выполнения автомобилем работ.
Монтаж спецнадстроек
Упрощение монтажа спецоборудования на шасси и развитие партнерских отношений с установщиками надстроек — постоянная стратегическая линия компании Scania. Для того, чтобы упростить установку спецнадстроек, в верхней части лонжеронов рамы автомобилей нового поколения Scania XT появился ряд отверстий для крепления. Чашки задних амортизаторов и компоненты двух передних осей не выступают над рамой, а электрический привод заднего подкатного моста, который был введен в конструкцию осенью 2016 г., позволил отказаться от громоздких гидравлических рукавов, выступавших над рамой. На шасси грузовиков Scania также имеются крепления для прокладки дополнительной электропроводки и трубок пневмосистемы, которые могут понадобится при установке спецнадстроек, таким образом исключается произвольная (и не всегда удачная) прокладка этих коммуникаций самими надстройщиками.
Scania также значительное внимание уделяет информированию и обучению надстройщиков. Например, создан новый вэб-сайт, на котором публикуется полезная информация и чертежи, а также организуются различные очные и заочные (через интернет) курсы обучения для установщиков спецнадстроек.
Тест-драйв
А теперь собственно о самом тест-драйве. Всего для испытаний было предоставлено 24 разных автомобиля — от мощнейшего лесовоза с прицепом, доверху загруженным бревнами и общей массой 104 т, и тягача, везущего тяжелый экскаватор на полуприцепе, и до самосвала с колесной формулой 4х2 и крюкового погрузчика массой 26 т. Целый день мы попеременно то слушали доклады специалистов об особенностях конструкции и комплектаций новых грузовиков, то садились за руль очередного приглянувшегося автомобиля. Поездить пришлось и по узким лесным дорогам с крутыми подъемами, спусками и поворотами, и по городу, и по трассе испытательного полигона. Почти все автомобили были оснащены автоматическими транчсмиссиями. Ездить на таком транспортном средстве пожалуй даже проще, чем на легковом авто с «механикой», нужно только немного привыкнуть к его габаритам, чтобы вписываться в повороты, хотя и с этим у меня не было никаких трудностей — управляемость у всех новых Scania отличная, прицеп четко следует за тягачом. Мощные двигатели с турбонаддувом позволяли легко брать подъемы, функция «Помощь на подъеме» делала трогание тяжелого автопоезда с места после остановки на горке буквально «детской задачей для начинающих», но самым моим любимым агрегатом является тормоз-замедлитель: ретардер, интардер или «горный». Включаешь подрулевым рычагом, когда нужно придержать разогнавшийся автомобиль на спуске или повороте — и машина без малейших рывков, очень плавно замедляет ход. Приятно, что при этом еще и «экономятся» тормозные колодки, т. к. рабочие тормоза не включаются. В общем, впечатления от поездок на грузовиках нового поколения самые положительные. Теперь будем ждать отзывов от профессионалов-водителей, строителей и лесозаготовителей, которым эта техника и предназначена.