Подобные, но разные

Два подкласса моторных масел нового класса уже на рынке

С 1 декабря 2016 г. API начал официальную регистрацию масел нового класса, и эти продукты от разных производителей могут поступать в продажу. Уже была опубликована статья «Единый в двух лицах» о новом классе (по классификации API и унифицированных с ней систем SAE, ASTM и ACEA) моторных масел для тяжелонагруженных четырехтактных дизельных двигателей. Об изменениях, уточнениях и дополнениях в положении об этом классе масел, произошедших к настоящему времени, мы расскажем в данной статье.

Причиной разработки нового класса масел API PC-11 стали изменения в конструкциях двигателей, связанные со стремлением производителей повысить их топливную экономичность и уменьшить содержание вредных выбросов в отработавших газах без снижения ресурса двигателя. Напомним, что предыдущий класс моторных масел CJ-4 был введен в октябре 2006 г. и к настоящему времени уже не может отражать те требования к моторным маслам, которые предъявляют самые современные конструкции двигателей.

Впервые в практике системы классификации API новый класс масел PC-11 решено было разделить на два подкласса: CK-4 и FA-4, чтобы выделить отдельный класс моторных масел, позволяющий соответствовать самым жестким экологическим требованиям путем снижения потребления топлива.

Эмблема масел подкласса FA-4
Эмблема масел подкласса СК-4

Категория масел API CK-4 имеет так называемую «обратную совместимость», то есть может служить заменой маслам предыдущего класса CJ-4 с индексом вязкости по SAE 5W-30, 10W-30, 5W-40, 10W-40 и 15W-40 и пригодна для использования в дизельных двигателях существующих и предыдущих поколений. В то же время масла подкласса CK-4 обладают повышенной (по сравнению с маслами предыдущего класса) устойчивостью к окислению при высоких температурах, повышенным сопротивлением вспениванию (аэрации), лучше обеспечивают защиту агрегатов систем нейтрализации вредных выбросов в выхлопных газах: катализаторов от «отравления» и сажевых фильтров от засорения, а также лучше защищают детали двигателя от износа благодаря лучшей устойчивости на сдвиг, от накопления высокотемпературных отложений, имеют более стабильные низко- и высокотемпературные характеристики. Таким образом, моторные масла, соответствующие API CK-4, имеют больший запас свойств, необходимый для надежной работы тяжелонагруженных дизельных двигателей. Эти масла разработаны для использования с дизельным топливом с содержанием серы до 500 ppm (0,05% по весу).

Масла подкласса API FA-4 предназначены для тяжелонагруженных четырехтактных дизелей нового поколения выпуска 2016–2017 гг. и позже. Такие масла разработаны для работы с дизельным топливом с содержанием серы до 15 ppm (0,0015% по массе), не рекомендованы для использования с топливом с содержанием серы выше 15 ppm и не имеют «обратной совместимости», то есть не могут заменить масла предыдущего класса CJ-4 и др., поскольку обладают более низкой вязкостью и за счет этого повышают топливную экономичность двигателей без снижения противоизносных свойств. Эти масла будут выпускаться в виде продуктов с индексами по SAE 0W-30, 5W-30, 10W-30 и не могут иметь маркировку, например 15W-40.

Подчеркнем, что, несмотря на одинаковую маркировку по кинематической вязкости классификации SAE, масла нового класса будут отличаться от масел предыдущих классов перечисленными выше преимуществами в свойствах, а также меньшей величиной т. н. динамической вязкости HTHS, то есть вязкостью при высокой температуре и скорости сдвига слоев масла. Эта характеристика определяет энергосберегающие свойства масел, важные для высоконагруженных двигателей, работающих значительную часть времени на высоких оборотах коленчатого вала и при повышенных температурах. По осторожным оценкам специалистов, новые масла будут обеспечивать увеличение топливной экономичности двигателей не менее чем на 1–1,5%.

Чтобы потребителям было проще узнать масла CK-4 и FA-4, API разработал для них специальные обозначения-символы круглой формы, причем в эмблеме масел FA-4 имеется затемненная секция, за счет которой она четко отличается от символа масел CK-4, который похож на символ масел предыдущего класса CJ-4. Каждый производитель может вводить дополнительные обозначения для упаковок с новыми маслами, по которым покупатели будут лучше различать продукты разных подклассов, так как одинаковую маркировку, например 10W-30, может иметь масло и подкласса CK-4, и FA-4. А ведь как уже было сказано выше, эти масла отличаются по свойствам и пригодны для использования в разных двигателях и с различным топливом. Подчеркнем, что при выборе масла нужно всегда следовать рекомендациям производителя двигателя.

Масла нового класса от некоторых производителей

Mobil Delvac™ Extreme. Состав синтетического масла премиум-класса для высокопроизводительных дизельных двигателей Mobil Delvac™ Extreme, ранее имевшего наименование Mobil Delvac™ Elite, теперь изменен так, что оно соответствует подклассу API CK-4, а также превосходит требования классов CJ-4, CI-4 PLUS, CI-4, CH-4 и соответствующих стандартов отдельных производителей техники. Масла Mobil Delvac™ Extreme вязкостью 10W-30 и 15W-40 способствуют увеличению срока службы двигателя и интервалов замены масла. Полностью «обратно совместимые» моторные масла Mobil Delvac Extreme обеспечивают высокую производительность новым и бывшим в эксплуатации высоконагруженным двигателям. Благодаря усовершенствованному составу они обеспечивают высокую устойчивость к окислению (по результатам теста Volvo T-13); превосходную защиту деталей двигателя от износа, уменьшение отложения сажи и стабильность вязкости, в том числе при высоких температурах.

Компания ExxonMobil рекомендует масла Mobil Delvac Extreme для использования в широком диапазоне сложных условий и высоких нагрузок, которые встречаются при эксплуатации: современных высокопроизводительных дизельных двигателей с технологией рециркуляции отработавших газов EGR, с системами нейтрализации отработавших газов в системе выпуска с сажевыми фильтрами DPF и дизельными каталитическими окислительными нейтрализаторами DOC; дизельных двигателей с турбонаддувом и без наддува; магистральных легких и тяжелых грузовиков, в том числе парков смешанного состава; внедорожной спецтехники, включая горнодобывающую, строительную и сельскохозяйственную.

Shell Rotella. Концерн «Шелл» обновил линейку моторных масел Shell Rotella для тяжелонагруженных дизельных двигателей. В настоящий момент моторные масла Shell Rotella T3 Fleet 15W-40, Shell Rotella T4 Triple Protection 15W-40 и 10W-30, а также Shell Rotella T5 10W-30 и 15W-40 соответствуют требованиям нового подкласса API CK-4. В свою очередь моторные масла Shell Rotella T5 Ultra 10W-30 и Shell Rotella T6 Ultra 5W-30 соответствуют последним требованиям подкласса API FA-4 – они обеспечивают не только надежную защиту самых современных дизельных двигателей в тяжелых условиях эксплуатации, но также увеличивают их экономичность.

При выборе смазочных материалов «Шелл» советует своим клиентам прежде всего следовать рекомендациям производителей техники. Подчеркнем, что если допускается использование масел подкласса FA-4, то правильным решением будет выбор одного из лучших на сегодня моторных масел для тяжелонагруженных дизельных двигателей Shell Rotella T6 Ultra 5W-30.

Концерн «Шелл» играет ведущую роль в процессе разработки и производства смазочных материалов и активно проводит испытания нового поколения энерго­сберегающих моторных масел, которые будут соответствовать новым стандартам API PC-11. При этом ключевые характеристики моторных масел «Шелл» – долгий срок службы масла и высокая степень защиты двигателя от износа – останутся неизменными.

Дэн Арси, глава департамента разработок новых категорий Американского института нефти и технический менеджер глобального подразделения OEM «Шелл», комментирует: «Специалисты «Шелл» активно вовлечены в процесс тестирования смазочных материалов по спецификации PC-11. Наш автопарк содержит более 200 различных единиц техники, для смазки которой мы используем прототипы энергосберегающих моторных масел, отвечающих будущей спецификации API PC-11. На сегодняшний момент суммарная наработка на всех маслах-прототипах уже составляет более 37 млн км, что подтверждает способность моторных масел «Шелл» надежно работать в жестких условиях эксплуатации. Соответственно разработки в этом направлении ведутся, но анонсировать какие-либо конкретные продукты мы пока не планируем».

Компания Chevron выпустила линейку моторных масел Delo 400 подклассов API CK-4 и FA-4 для высоконагруженных двигателей, созданных на базе фирменной рецептуры ISOSYN Advanced Technology. Как заявляет компания, масла этой линейки обеспечивают на 68% лучше защиту от износа, на 46% лучше защищают от образования отложений на поршнях и на 35% более устойчивы к окислению по сравнению с результатами испытаний масел предыдущего поколения. В течение четырех лет новые масла были испытаны на 950 двигателях магистральной и внедорожной техники, в том числе магистральных тягачей, автобетономешалок, легких грузовиков, фронтальных погрузчиков, гусеничных бульдозеров, экскаваторов и самосвалов.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ТЕХНОЛОГИИ ГСМ
Виталий Орлов Основные Средства 02'2017 24 февраля 2017

Комментарии (0)