Моторные масла, отечественные и импортные

Программы повышения эффективности применения моторных масел
На рынке моторных масел действует острая конкуренция, причем, разработав состав, подобрав присадки необходимого качества, ювелирно высчитав соотношение компонентов, ведущие производители вынуждены организовывать мероприятия по повышению эффективности эксплуатации предлагаемых продуктов. Но и это оказывается недостаточным, чтобы уверенно чувствовать себя на рынке. Создав отличные масла, необходимо постоянно следить за ситуацией с подделками и ставить барьеры от проникновения некондиционной продукции под известными брендами.

Shell

Современные, создающиеся по новейшим технологиям моторные масла занимают все большую часть российского рынка. Причем доля синтетических масел в общем объеме увеличивается со скоростью до 3% ежегодно. Ярким примером может служить линейка моторных масел для тяжелонагруженных двигателей Shell Rimula концерна «Шелл». Она представлена:

  • пятью синтетическими продуктами Shell Rimula R6 с наиболее высокими эксплуатационными свойствами, позволяющими обеспечить надежную защиту современного дизельного двигателя от окисления, коррозии, износа и образования отложений при самых разных условиях эксплуатации;
  • четырьмя полусинтетическими продуктами Shell Rimula R5, обеспечивающими защиту дизельных двигателей в широком диапазоне температур и при различных нагрузках;
  • а также четырьмя универсальными видами минеральных масел Shell Rimula R4 и R3.

Качество масла, безусловно, имеет важнейшее значение для эффективной и безопасной эксплуатации спецтехники, увеличения периодов между его заменами.

В «Шелл» разработали систему управления производством с использованием инновационных технологий. Так, на всех этапах выпуска масел в резервуарах берутся пробы, в том числе и при выполнении операций компаундирования. Независимо от местонахождения предприятия «Шелл» производимые смазочные материалы отвечают стандартным спецификациям компании, поэтому и на заводе в Торжке контроль готовой продукции осуществляется лабораторией, оснащенной самым современным оборудованием.

Надо отметить, что в концерне уделяют внимание не только соответствию смазочных материалов международным стандартам ASTM, ISO, API, DIN и внутренним стандартам «Шелл», но и тщательно контролируют процесс упаковки и качество произведенной продукции.

Для оценки работоспособности смазочных материалов «Шелл» по итогам эксплуатации инженеры компании создали систему Shell LubeAnalyst, которая позволяет благодаря лабораторным анализам проб работавшего масла, взятых непосредственно из используемого оборудования, заблаговременно идентифицировать и устранять возможные неполадки техники, экономя тем самым на техническом обслуживании.

Результаты диагностики проб масла компания оперативно высылает электронной почтой заказчику, благодаря чему, например, в компании ООО «Рефтрансавто» из Екатеринбурга, занимающейся грузоперевозками на большие расстояния, были предотвращены три случая выхода двигателей из строя. У работающих в «Рефтрансавто» грузовых автомобилей Scania в пробах моторного масла, взятых из нескольких грузовиков и исследованных в лабораториях «Шелл», было обнаружено попадание топлива. Этот факт помог своевременно выявить и устранить неисправности в системах впрыска топлива. Экономическая эффективность от использования сервиса Shell LubeAnalyst, по подсчетам специалистов «Рефтрансавто», позволила компании за короткий период сэкономить 1,6 млн. руб.

Еще одним наглядным примером является использование системы Shell LubeAnalyst в дочерней компании ПАО «КАМАЗ» – ООО «ИнтерТранс-КАМАЗ». Пробы масла, взятые в двигателе автомобиля КАМАЗ-5460, позволили специалистам «Шелл» сделать вывод о необходимости срочной замены вкладышей коленчатого вала в автомобиле. Удалось избежать крупной поломки, а на предприятии оценили полученную экономическую прибыль в 50 тыс. руб.

Надо отметить, что значительную часть своей деятельности специалисты концерна вынуждены посвящать защите своей оригинальной продукции. Так, в 2016 г. на канистры и 209-литровые бочки на конвейере стали наносить защитные 2-слойные стикеры, обеспечивающие многоуровневую защиту упаковки. В первый слой внедрен 4-значный код, а цветовой элемент в нижней части стикера меняет цветовой оттенок при меняющемся угле обзора. В верхней части стикера расположена голограмма, представляющая собой анимацию из четырех изображений, меняющих друг друга. Под верхним стикером имеется нижний, который хранит 16-значный цифровой код, по которому на специальном сайте www.ac.shell.com легко можно проверить, оригинальный или нет предлагается товар.

ExxonMobil

Моторные масла Mobil Delvac были разработаны для эксплуатации в коммерческом транспорте малой и большой грузоподъемности. В разработках ExonnMobil, так же как и в компании Shell, наблюдается тенденция более широкого использования синтетических масел. В линейке из 12 марок моторных масел Mobil Delvac с высочайшими эксплуатационными характеристиками, рассчитанными на обеспечение смазки дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях эксплуатации, половина видов – полностью синтетические масла, сочетающие в себе мощную защиту двигателя современных грузовиков с низкой токсичностью выхлопа и значительным потенциалом экономии топлива.

Синтетические смазочные материалы демонстрируют исключительную стабильность при высоких температурах. Это означает, что они более устойчивы к термической деструкции, которая может вызвать образование шлама и отложений. А учитывая огромную температурную и окислительную стабильность синтетических смазок Mobil Delvac, можно говорить о том, что они защищены от загущения и образования отложений. Все эти и другие положительные факторы гарантируют, что техника, «заправленная» Mobil Delvac, будет простаивать минимум времени, а замену масла придется выполнять нечасто, что в конечном итоге сэкономит время и деньги.

Для эффективного использования масел при работе техники компания ExxonMobil предлагает всем покупателям своих масел воспользоваться программой Mobil Servsm Lubricant Analysis. Объем исследований, предоставленных потребителем образцов, включает в себя анализ текущей плотности масла, его кинематическую вязкость при температурах 40 и 100 °С, проверку индекса вязкости, определение способности масла к деэмульгированию (водоотделению), определение температуры вспышки, кислотного числа, вычисление содержания в масле воды, уровень антикоррозионных характеристик и противоизносных свойств, а также оценку склонности масла к вспениванию и образованию стабильной пены.

В компании ExxonMobil приводят пример с Техасской компанией по переработке глинозема. Там тратили в общей сложности более суток в месяц для сбора 150 проб масла, используемого в двигателях многочисленной техники. Когда же компания подключилась к системе Mobil Servsm, то время сбора проб сократилось на 66%, что выразилось в экономии 16 рабочих часов в месяц или 192 часов в год, в денежном же выражении экономия компании составила $9600!

К сожалению, руководство компании ExonnMobil также вынуждено вкладывать немалые средства, чтобы защитить от подделок свою продукцию. В основном борьба ведется путем разработки тары, в частности канистр, которые имеют целый ряд специальных признаков, начиная от формы емкости и заканчивая надписями и рисунками на этикетке.

Petro-Canada

Среди предлагаемых к применению горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в узлах и агрегатах автомобилей КАМАЗ специалисты Камского гиганта неизменно рекомендуют использовать моторные масла Petro-Canada Duron, Duron XL и Duron Synthetic для смазки двигателей Cummins. Линейка масел Petro-Canada Duron – это моторные масла, рассчитанные на эксплуатацию в моторах, работающих в особо тяжелых условиях и использующих в качестве топлива не только дизтопливо или бензин, но и пропан, и сжатый природный газ. Половина марок масел в линейке Petro-Canada Duron, а именно 7 из 14, относится к синтетическим маслам.

Масло Duron отлично зарекомендовало себя при работе дорожной и внедорожной техники в области коммерческих перевозок, а также при работе оборудования на предприятиях горнодобывающей промышленности, в строительстве, на лесозаготовительных объектах и в сельском хозяйстве. Руководство Petro-Canada утверждает, что масла компании, полученные по технологии жесткого гидрокрекинга, покидают производственные цеха со степенью очистки 99,9%. В производстве масел Duron используются только базовые масла II и III группы, тогда как многие, в том числле и известные производители масел, используют базовые масла I группы, в которых, как правило, содержатся вредные примеси, снижающие эксплуатационные характеристики смазочных материалов.

Развернутая по всей стране программа лабораторного исследования проб масел Petrolube Test нашла применение на предприятиях, занимающихся перевозкой пассажиров и доставкой различных грузов. Пробы масла сегодня поступают в лаборатории Petro-Canada с предприятий горнодобывающего комплекса, сельскохозяйственных и лесозаготовительных организаций, со строительных объектов и др.

Исследования проб масла по программе Petrolube Test дают возможность узнать техническое состояние машины, помогают оператору контролировать сроки эксплуатации и замены масла, позволяют оперативно контролировать степень износа основных узлов и т. д.

Существует мнение, что подделывают главным образом продукцию «раскрученных» маслопроизводителей, поскольку преступникам такую «продукцию» легче и быстрее сбыть. Это подтверждают и данные МВД: 90% жалоб на поддельные моторные масла связаны с приобретением «продукции» компаний Mobil, Shell, особенно Castrol. Тем не менее, несмотря на то, что моторные масла Petro-Canada пришли на наш рынок относительно недавно, в 2002 г., риск приобретения подделки велик, ведь российский рынок масел ими просто перенасыщен.

Но хитроумных «ловушек» в виде специальных примет на таре и т. д., которыми защищают свою продукцию обычно маслопроизводители, в Petro-Canada почти не используют. Российская компания «Петро-Люб» – крупнейший поставщик премиальных смазочных материалов на территории РФ, предлагает просто приобретать масла Petro-Canada у дилеров, обеспеченных сертификатами компании. А при возникновении у покупателя любых сомнений нужно просто обращаться в офисы «Петро-Люб», где подтвердят либо опровергнут статус продавца.

«Газпромнефть»

Успехи наших производителей масел очевидны. Если еще 15 лет назад в России синтетические масла вообще не производились, то сегодня на рынке предлагается большой выбор российских масел премиум-класса, а полусинтетические масла отечественного производства вообще вышли на лидирующие позиции в своей группе.

Ассортимент моторных масел, предлагаемый компанией «Роснефть», состоит из девяти сотен наименований, а российский «Лукойл», разработавший линейку масел «Авангард Профессионал» для дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях и требующих увеличенных интервалов замены масел, значительную долю в производственной программе уделил производству синтетических видов масел.

Большая часть синтетических масел российского производства начала производиться не более 13–14 лет назад, а один из ведущих российских производителей с долей не менее 15% на рынке – предприятие ОАО «Газпромнефть» освоило производство синтетических масел около семи лет назад. Сегодня же покупателям предлагается 350 наименований синтетических продуктов.

Необходимо отметить, что над чистотой продукции «Газпромнефти» еще нужно поработать, также следует добавлять в базовое масло больший объем присадок, причем более качественных, чем сейчас.

Однако, учитывая, что «Газпромнефть» – лидер в стране по объемам инвестирования в нефтепереработку, модернизацию и создание новых видов продукции, а предприятием вкладываются очень большие средства (чего стоит только приобретение завода в итальянском Бари!), можно не сомневаться, что вопросы качества масел постепенно будут сняты с повестки дня. Ведь вместе с производственными мощностями Chevron продал нашему предприятию и лицензии на выпуск масел европейского качества.

Именно «Газпромнефть» первой внедрила на своих предприятиях стандарты ISO и OHSAS, а сегодня они действуют на всех НПЗ в стране. Это значит, что производимая продукция все больше соответствует международным требованиям к качеству. К 2020 г. на Омском заводе смазочных материалов компания планирует запустить производство базовых масел группы III, поскольку эти масла ранее в России не производились.

К сожалению, сегодня «Газпромнефть» еще не обеспечивает своих клиентов возможностью проведения анализов проб масел в процессе эксплуатации, хотя можно быть вполне уверенным, что создание сети лабораторий и организация приема проб масел у клиентов – это вопрос если не сегодняшнего, то точно завтрашнего дня.

А вот с подделками в «Газпромнефти» решили бороться введением уникальных кодов, наносимых на каждую канистру объемом 4–5 л. Код можно увидеть, только стерев защитный слой на этикетке. Затем покупателю следует отправить СМС с кодом на короткий номер, указанный тут же, на этикетке, либо ввести этот код на специальном сайте, адрес которого также указан на этикетке. В ответ он получит сообщение, в котором будет указано, есть ли данный код в базе предприятия, не был ли он когда-либо использован прежде и т. д. В случае негативного результата покупателю предлагается связаться с компанией для получения дальнейших инструкций. Система год тестировалась, а с 2016 г. успешно действует и демонстрирует высокую степень защиты продукции от контрафакта.

 

Надежность работы двигателей, их экономичность и моторесурс в значительной мере зависят от свойств смазочных материалов, применяемых при эксплуатации. Требования к показателям качества моторных масел обусловлены высокими механическими и тепловыми нагрузками узлов трения. Для создания высокотехнологичного отечественного производства масел, а процесс продолжается около 10–12 лет, этого срока явно недостаточно. И тем не менее видно стремление тройки наших лидеров – «Лукойл», «Роснефть» и «Газпромнефть» – встать в один ряд с Shell и ExxonMobil. Получится? Вполне возможно.