Подготовка, эксплуатация и хранение экскаватора зимой
Подготовка тяжелого строительного оборудования к зимней эксплуатации – это важный и всеобъемлющий процесс, включающий в себя подготовку машины к воздействию низких температур, к работе на снегу и в гололед. Процесс подготовки к зиме состоит из нескольких групп работ: те, что выполняются перед наступлением зимнего сезона, те, которые производятся непосредственно в зимний период, и подготовка машины к зимнему хранению.
Подготовка перед началом сезона
Эксплуатационные жидкости. Больше всего низкие температуры воздействуют на эксплуатационные жидкости, которые становятся более вязкими при низких температурах и могут создавать препятствия нормальной работе агрегатов и систем экскаватора и даже вызывать их неисправности. Следует обязательно выполнять рекомендации, содержащиеся в инструкции по эксплуатации и других технических документах машины, касающиеся применения эксплуатационных жидкостей в зимнее время. Рекомендуется не экономить на смазочных материалах и приобретать не самые дешевые, качественные современные продукты у проверенных поставщиков.
Моторное масло. Диапазон рабочих температур современных синтетических и всесезонных масел охватывает почти все температуры воздуха, которые могут быть в течение года. Однако для работы на севере России технику требуется готовить специально. Если предполагается эксплуатировать экскаватор при температуре ниже –40 °С, следует заправить машину арктическим моторным маслом. Учтите: арктическое масло можно применять только при очень низких температурах (указанных в спецификациях), использование таких материалов, имеющих пониженную вязкость, при температурах, близких к нулю, принесет технике вред.
Если использовать при низких температурах обычное «летнее» моторное масло с высокой вязкостью, оно будет плохо циркулировать по системе и смазка двигателя будет недостаточной, особенно в первые 5–10 с после пуска, пока масло будет доходить до самых дальних точек системы. У всесезонного масла вязкость изменяется незначительно в широком диапазоне температур окружающего воздуха. Поэтому после пуска двигателя система будет заполняться всесезонным маслом в течение 1–2 с. А если используется синтетическое масло, система смазки заполняется практически мгновенно.
Запрещается разбавлять масло дизтопливом. Кое-где еще применяют этот старый варварский метод, появившийся когда-то из-за отсутствия подходящих для зимней эксплуатации масел. Дизтопливо не испаряется из масла, уменьшает его вязкость и смазывающие свойства, вымывает полезные присадки.
Топливо. «Летнее» дизельное топливо при отрицательных температурах загустевает за счет образования в нем парафиновых хлопьев. Эти сгустки забивают топливный фильтр, и топливо перестает поступать к двигателю. Переход на зимний сорт топлива предотвратит эти проблемы. Широко рекламируются специальные депрессорные присадки, препятствующие образованию сгустков парафина. Эти присадки уже имеются в составе «зимних» сортов дизтоплива. Некоторые специалисты отрицательно относятся к идее самостоятельной добавки в топливо депрессорных присадок и антигелей. Они стоят недешево, работают при не очень низких температурах и в долгосрочной перспективе могут нарушить работу узлов двигателя. Так что данный метод можно рекомендовать как разовую акцию в экстремальной ситуации, а не постоянный способ.
И тем более недопустимо пытаться «улучшить» текучесть дизтоплива при низких температурах путем добавки в него бензина. Дизтопливо при этом теряет свои смазывающие свойства, и износ всех трущихся компонентов системы питания резко усиливается, что неизбежно приведет к выходу экскаватора из строя и дорогостоящему ремонту.
По поводу целесообразности добавления керосина в дизтопливо в Интернете можно найти сотни рекомендаций и «за», и «против», полностью взаимоисключающие рецепты, какой керосин лить и в какой пропорции. Двигатели современных и тем более иностранных экскаваторов, конечно же, рассчитаны на использование качественного дизтоплива без каких-либо посторонних добавок, поэтому применение керосина в данной ситуации – это большой риск с невысокими шансами на выигрыш. Двигателям отечественных машин с большим стажем работа на солярке с керосином, может быть, уже и не слишком повредит, опять же, если все сложится удачно для двигателя и его владельца. Дело в том, что керосин ухудшает смазывающие свойства дизтоплива, хоть и не в такой степени, как бензин. Следовательно, от добавки керосина ускоряется износ трущихся деталей, и в первую очередь топливной аппаратуры: топливного насоса и форсунок. В долгосрочной перспективе применение керосина наверняка приведет к ремонту двигателя.
Жидкость омывателя и стеклоочистители. Необходимо заменить жидкость омывателя стекол на антиобледенительный состав, а также проверить состояние стеклоочистителей, чтобы обеспечить зимой хороший обзор с места оператора.
Комментарий эксперта
Денис Тимофеев, менеджер по продукту JCB Russia: «При подготовке строительной техники к эксплуатации в зимнее время года нужно учитывать несколько факторов. В первую очередь необходимо помнить, что при низких температурах моторное масло становится вязким, что усложняет запуск холодного двигателя.
Чтобы избежать неприятностей, надо тщательно прогревать машину зимой. Это может занять некоторое время. Например, прогрев гидравлической системы, которая качает масло по замкнутому кругу без контакта с двигателем, занимает около часа.
Не стоит забывать и о проверке качества топлива. Мутное дизельное топливо – показатель того, что начался процесс выпадения парафинов. Значит, машина в скором времени может перестать работать, так как такое топливо забивает все фильтры. Машинисту придется какое-то время отогревать их в тепле (при отсутствии запасных), прежде чем парафины расплавятся.
Во время сильных морозов нужно особенно тщательно следить за тем, чтобы аккумулятор машины был исправен и заряжен. Если он все же разрядился, то лучше, конечно, найти другой рабочий заряженный аккумулятор. Это безопаснее, чем пытаться «прикурить» вышедшее из строя устройство от другой аккумуляторной батареи. Подобные меры могут только ухудшить ситуацию и привести к взрыву разряженного аккумулятора».
Охлаждающая жидкость экскаватора также должна подбираться в зависимости от температур, при которых предполагается эксплуатировать машину.
Аккумуляторная батарея. Подготовительный этап – самое подходящее время для проверки рабочего состояния аккумуляторных батарей экскаватора. При экстремально низких температурах понижается температура электролита батареи, возрастает его вязкость, снижается скорость диффузии в поры активного материала пластин, уменьшается электропроводность, и по этой причине снижается эффективность процесса заряда от генератора при тех же величинах зарядного напряжения. Поэтому емкость аккумулятора может уменьшиться до 50%. А если аккумулятор уже был не полностью заряжен? При длительном простое машины на холоде аккумулятор может полностью утратить заряд. Перед наступлением холодов нужно проверить степень заряженности батареи и при необходимости зарядить до 100%. Плотность электролита в батарее по окончании заряда и уровень зарядного напряжения должны соответствовать цифрам, указанным в инструкции по эксплуатации машины или аккумулятора.
К тому же генератор экскаватора по причине износа может не выдавать номинального тока нагрузки, и если оператор не проверяет реальной мощности отдачи генератора (что на практике случается довольно часто), АКБ недополучает заряда еще больше и в результате на морозе может оказаться неспособной запустить холодный двигатель. Перед началом зимнего сезона следует обязательно проверить состояние генератора и его способность заряжать АКБ. «Массовый» провод от аккумуляторной батареи полезно дополнительно подсоединить напрямую к двигателю с целью уменьшения потерь напряжения при пуске двигателя, поскольку дополнительные сопротивления в соединениях от клеммы на корпус и с корпуса на двигатель и стартер приводят к снижению пускового тока, то есть к потере мощности, потребляемой от АКБ.
Шины. Для работы в зимний период экскаватор необходимо адаптировать к условиям работы, в том числе установить зимние шины, если экскаватор колесный. Зимние шины предназначены для работы при низких температурах, в снег, гололед, при оттепелях в снежно-водяной каше. В этих условиях рисунок протектора зимних шин обеспечивает более надежное сцепление с поверхностью по сравнению с летними шинами. Для изготовления зимних шин используется резина специального состава, которая и в мороз сохраняет эластичность.
Быстродействующий адаптер. Очень удобно в холодную погоду использовать быстродействующий адаптер для автоматического присоединения зимнего навесного оборудования, рекомендуется позаботиться о его установке.
Ковш. Если предполагается разрабатывать мерзлый грунт, следует оснастить экскаватор ковшом, предназначенным специально для такой работы.
Подогреватели и отопители. Проблему холодного пуска двигателя экскаватора зимой помогает решить пусковой подогреватель, устанавливаемый на всех современных моделях спецтехники. Желательно, чтобы подогреватель обеспечивал подогрев моторного масла и жидкости в системе охлаждения, тогда насосы смогут быстро прокачать их по системам смазки и охлаждения, иначе при холодном пуске износ деталей двигателя будет идти ускоренными темпами. Категорически запрещается оставлять без присмотра включенный пусковой подогреватель. В случае неисправности подогреватель может вызвать пожар или даже взрыв.
Подогрев топлива. Чтобы решить проблему с запуском двигателя, требуется в первую очередь (но не только!) прогреть топливную систему. Самым уязвимым местом топливной магистрали является фильтр тонкой очистки, который при низких температурах может быть заблокирован выпавшими из топлива хлопьями парафина. Есть несколько способов решения этой проблемы.
Можно утеплить капот и моторный отсек экскаватора и установить под капот простой тепловой электрический фен, который всю ночь будет поддерживать плюсовую температуру в подкапотном пространстве. На рынке предлагается масса различных электрических подогревателей топлива: проточных, которые устанавливаются в разрез штатного топливопровода перед фильтрами тонкой очистки; устанавливающиеся на корпус фильтра тонкой очистки в виде диска; накладной обоймы – бандажа или гибкие ленточные – для фильтров и топливопроводов; стержневые – для фильтров-сепараторов различных систем; в форме подогреваемых насадок на штатные топливозаборники или просто подогреваемые топливозаборники.
Недостатком всех этих способов является обязательное условие – наличие электрической сети, либо приборы выполняют лишь функцию предпускового подогрева и питаются от аккумулятора машины, что тоже не очень удобно.
Если экскаватор планируется эксплуатировать при экстремально низких температурах, возможно, придется оснастить его автономными системами подогрева, работающими на топливе. Во время стоянки и работы машины подогреватели помогут поддерживать температуру охлаждающей жидкости, моторного масла и гидравлической жидкости на достаточно высоком уровне, чтобы предотвратить загустение этих жидкостей и обеспечить нормальную работу всех систем машины.
Отопление кабины. Система отопления кабины зимой должна работать безупречно. Штатная система отопления экскаватора может не обеспечивать прогрев кабины при низких температурах, которые нередки на севере. При неработающем двигателе кабина очень быстро выстуживается. Автономный отопитель кабины следует проверить и при необходимости отремонтировать заблаговременно, а не тогда, когда на улице уже будет минусовая температура.
Автономный воздушный отопитель позволит поддерживать в кабине при неработающем двигателе хотя бы минимально приемлемую температуру. Этот агрегат является малозатратным, к тому же он предотвращает замерзание стекол. Жидкостный отопитель стоит дороже, но зато сможет прогреть не только кабину, но и двигатель машины. Самым дешевым способом согревания оператора является установка подогрева водительского сиденья. На рынке имеются автономные электрические жидкостные системы климат-контроля, в которых не используются источники открытого пламени и тепло двигателя, а питание осуществляется от электросети машины. Такой автономный обогреватель способен при работающем на холостом ходу двигателе развивать большую теплотворную способность. Жидкость в системе климат-контроля нагревается до 96 °С.