В моде только «автоматы»
Коробки передач для коммерческого транспорта
Критерии выбора лесных машин
Рентабельность капитальных вложений в линии BRT
 1
Мониторинг российских производителей тракторов для села в 2010 г.
 4
Новая технология экономии дизельного топлива
Дизель-газовая система от британской компании GSPK Multifuel Technology
Дорожная карта
Техника для ямочного ремонта
Не страшна нам зима!
Советы опытного автомобилиста по запуску двигателя в мороз
Карбюраторы среднетоннажных грузовиков
Схемы, регулировочные параметры и рекомендации по обслуживанию
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
 1
В борьбе за кубовидность
Дробилки для производства высококачественного щебня
КМУ: новинки, тенденции рынка, рекомендации покупателям
Круглый стол лидеров рынка
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 1)
Зимние заботы экскаваторщика (Часть 2)

Подготовка, эксплуатация и хранение экскаватора зимой

И вот наступили зимние холода, но думать, что техника подготовлена к зиме и можно расслабиться, не стоит – в зимний период экскаватор нуждается в повышенном внимании оператора ежедневно и ежеминутно.

Зимняя эксплуатация

Визуальный осмотр. Перед началом каждой смены следует проводить визуальный осмотр машины. Еженедельно или чаще осматривайте все резиновые детали экскаватора, особенно РВД гидросистемы, которые наиболее чувствительны к негативным погодным воздействиям зимой. Срок службы гидравлических РВД обычно составляет 7000–9000 моточасов, но под влиянием низких температур резина досрочно может стать жесткой и хрупкой. Следует немедленно заменить РВД, в которых обнаружатся трещины или потертости, так как они могут лопнуть в ближайшее время, не выдержав давления горячей гидравлической жидкости. Если рукав лопнет, сотни литров гидравлической жидкости вытекут на землю в течение нескольких секунд. Придется потратиться не только на ремонт и очистку земли от пролитой жидкости, но и, возможно, заплатить штраф за загрязнение окружающей среды.

Штоки гидроцилиндров – это еще одни компоненты машины, на которые необходимо обращать повышенное внимание. Частые воздействия снега, льда и соляного раствора могут со временем вызвать коррозию хромового покрытия. Рекомендуется полностью втягивать штоки в гидроцилиндры при каждой возможности, это поможет уменьшить вероятность их повреждения. Регулярная мойка и очистка экскаватора водой под давлением и паром помогают удалять вредные отложения соли.

Перед началом работы следует удалять снег и лед, скопившиеся в полостях машины, так как они могут затруднять движения стрелы и рукояти. Известны случаи поломки гидроцилиндра из-за того, что полость в стреле была заполнена снегом. Оператор не удалил снег из полости и стал двигать стрелу экскаватора. Гидроцилиндр начал давить на снег, в какой-то момент снег перестал сжиматься, и гидроцилиндр сломался. Снег, с виду такой пушистый и мягкий, может сломать мощные стальные детали, если его сильно сжать.

Ступени лестницы в кабину, пороги и поручни в морозы обычно покрываются снегом и льдом, их следует очищать, чтобы оператор мог безопасно входить в кабину и покидать ее.

Начало работы. Прежде чем начать работу, оцените погодные условия и возможности машины. Есть ли смысл разрабатывать очень мерзлый грунт? Затратите время, топливо и усилия, а результат будет минимальным.

Перед тем как начать работу на новом месте, стоит проверить площадку, особенно если она покрыта снегом, нет ли под снегом ям, конструкций, предметов или коммуникаций, которые могут повредить машину или машина может повредить их.

Если место работы экскаватора находится далеко от населенных пунктов, следует позаботиться, чтобы на непредвиденный случай оператор имел надежную связь с базой.

Пуск машины. Когда машина зимой не работает несколько часов, двигатель охлаждается до температуры окружающего воздуха.

Один из лучших способов поберечь силовой агрегат машины – не оставлять двигатель экскаватора в сильные холода непрерывно, месяцами работать на холостом ходу. Современные экскаваторы рассчитаны на нормальную работу даже в неблагоприятных условиях без применения таких варварских методов.

Если заряда холодного аккумулятора не хватает для запуска холодного двигателя, некоторые операторы по старой привычке пытаются запускать дорогую импортную строительную технику с помощью «прикуривания». Однако у современных экскаваторов при неправильном подключении проводов в процессе «прикуривания» может выйти из строя электронное оборудование. В такой ситуации лучше согреть и зарядить аккумулятор в теплом помещении.

Аккумуляторная батарея. Рекомендуется постоянно поддерживать заряд аккумуляторной батареи на уровне, близком к 100%, использовать специальный тестер для проверки величины заряда и обращать внимание на такие признаки разряженности аккумулятора, как слабое вращение двигателя стартером.

Зимняя эксплуатация АКБ характеризуется следующими факторами: запуск холодного двигателя требует большей мощности и энергии от АКБ за счет увеличения значений разрядного тока и более продолжительной работы стартера. Это приводит к более глубокому разряду АКБ, снижению ее заряженности; увеличивается число включенных в работу потребителей электроэнергии, которые питаются от генератора, как для создания комфортных условий в кабине, так и для безопасной работы, а если мощности генератора оказывается недостаточно (например, на режиме холостого хода двигателя) – от АКБ; сокращается продолжительность светового дня, дольше работают приборы освещения и снижаются возможности генератора для подзарядки аккумуляторной батареи.

Для устранения негативного влияния зимних условий на уровень заряженности АКБ полезно также контролировать натяжение ремня привода генератора; не допускать длительного включения потребителей на экскаваторе при неработающем двигателе; периодически контролировать отсутствие «утечки» тока из АКБ на компоненты электрооборудования, а также уровень и плотность электролита (при наличии пробок на крышке АКБ), а при отсутствии такой возможности – измерять напряжение на полюсных клеммах батареи через 8–10 часов после остановки двигателя. Если значение напряжения разомкнутой цепи (НРЦ) будет менее величины, указанной в инструкции по эксплуатации, то аккумуляторную батарею целесообразно подзарядить.

Прогрев. В холодную погоду перед началом работы двигатель и гидросистема экскаватора должны предварительно прогреваться.

Часто причиной отказа работы гидросистемы экскаватора при низких температурах является загустение жидкости и несрабатывание предохранительных клапанов. Особенно это касается крупной дорожно-строительной техники, у которой РВД имеют большую поверхность. В таких шлангах масло остывает очень быстро. После нескольких попыток заставить гидросистему работать холодной на полную мощность могут появиться трещины и разрывы в РВД и уплотнениях.

Поэтому, после того, как двигатель немного прогреется на холостом ходу, оператор должен начинать потихоньку двигать рабочим оборудованием экскаватора, чтобы прогреть гидросистему. Когда указатели температуры на панели приборов в кабине покажут, что системы прогрелись до нормальных значений, можно начинать работать на полной мощности.

Приемы работы. При работе гусеничного экскаватора на обледенелых поверхностях следует проявлять особую осторожность. Стальные гусеницы на льду ведут себя, как коньки, и машина при работе может сильно скользить.

Сталь, из которой изготовлены детали экскаватора, при низких температурах может стать хрупкой. Поэтому, если машина эксплуатируется при экстремально низких температурах, работать следует с повышенной осторожностью, чтобы в важных компонентах конструкции не появились трещины.

При проведении землеройных работ в зимний период рекомендуется не долбить ковшом замерзший грунт, а подрезать его пластами. Это сбережет рабочий орган машины и увеличит производительность.

При работе с такими грунтами, как намывной песок, зимой лучше дополнительно использовать бульдозер-рыхлитель, который подготовит грунт для дальнейшей перегрузки экскаватором.

Регулярно проверяйте воздушный фильтр, особенно если машина работает при снежном покрове. Снег, находящийся в воздухе, может попадать в воздушный фильтр и блокировать его. Запрещается вынимать элемент воздушного фильтра, когда снег засоряет систему впуска воздуха.

Завершение работы. Перед выключением рекомендуется дать двигателю экскаватора поработать на холостом ходу около 90 с, чтобы он остыл, и только потом выключать его.

В конце каждого рабочего дня следует доливать топливо, доверху заполняя бак. Это предотвратит конденсацию влаги на стенках топливного бака и попадание воды в топливопровод – проблему, которая может вызвать серьезное повреждение двигателя.

Во время работы топливо возвращается по сливной линии в топливный бак теплым. Когда уровень топлива в баке понижается, атмосферная влага начинает конденсироваться на стенках бака и попадает в топливо. По­этому необходимо регулярно сливать конденсат из бака, а когда оператор забывает это делать, конденсат замерзает в топливном баке. При этом замерзает сливной кран бака. Запрещается отогревать сливной кран с помощью открытого пламени, так как велик риск возгорания машины. Имеется такая простая рекомендация: сливной кран топливного бака не закрывают, а надевают на него шланг с пробкой-заглушкой на конце. В таком случае вода-конденсат скапливается не в кране, а в шланге, и удалить лед из шланга намного легче, чем из сливного крана.

Ходовая часть строительной и дорожной техники также страдает от низких температур. Замерзшая грязь, лед и снег препятствуют вращению компонентов ходовой (а также движению рабочих органов), что приводит к их перегреванию, выходу из строя уплотнителей. Поэтому после окончания работы следует покатать ходовую, чтобы с нее стекла вода и грязь, и по возможности тщательно промыть и очистить машину от отложений грязи, снега и льда, которые могут замерзнуть за время стоянки. Для стоянки машины при низких температурах следует выбирать самое сухое место. Чтобы колеса или гусеницы не примерзли к грунту, а затем при попытке сдвинуться с места не повредились, рекомендуется подстелить под колеса и гусеницы картон, доски, старые покрышки и т. п. Погода может резко меняться, снег и лед неожиданно превращаются в кашу из грязи и воды. Поэтому не следует оставлять машину в поле среди сугробов – при оттепели она может оказаться в болоте. 

Зимнее хранение

В некоторых случаях эксплуатация экскаватора зимой может просто не иметь смысла, поэтому следует произвести расчет, чтобы узнать, окупится работа экскаватора в зимнее время или выгоднее поставить его на хранение.

Неправильное хранение экскаватора зимой может создать больше сложностей с эксплуатационными жидкостями и системами, в которых они работают, чем каждодневная эксплуатация. Чтобы подготовить экскаватор к зимнему хранению и быть уверенным, что он весной заведется и будет в работоспособном состоянии, рекомендуется выполнить следующее (заметим, что при постановке экскаватора на зимнее хранение выполняются те же многие работы, что и при подготовке машины к зимней эксплуатации, которые уже описаны выше, поэтому мы лишь вкратце упомянем их здесь): очистить экскаватор снаружи от грязи; хранить машину по возможности в закрытом охраняемом безопасном помещении, чтобы уберечь от неблагоприятного воздействия снега, льда, соляного раствора, а также от хищения и вандалов.

Топливо. Перед постановкой экскаватора на зимнее хранение следует слить конденсат из бака и из фильтра-отстойника, чтобы предотвратить повреждение этих компонентов в случае замерзания воды. После того как вода из системы питания двигателя будет слита, обязательно заполните бак доверху свежим топливом (которое не хранилось перед тем долгое время), смешанным с антигелевой присадкой, потому что даже свежее топливо может загустевать и терять текучесть (парафинизироваться) при низких температурах. Это поможет предотвратить коррозию стенок бака под действием конденсирующейся влаги. Депрессорная присадка предотвращает выпадение парафина в топливе и сэкономит время и деньги при первом пуске машины весной. Но только заполнить бак недостаточно. Следует завести двигатель и дать ему поработать какое-то время, чтобы свежее топливо с присадкой заполнило всю систему питания и фильтры и защитило компоненты системы от воздействия низких температур на топливо.

Моторное масло. Со временем моторное масло загрязняется, абсорбируя загрязняющие вещества (продукты сгорания, нагар и т. д.), вступает с ними в реакцию (окисляется) и, таким образом, «стареет». Старое, содержащее загрязняющие вещества масло, находящееся в двигателе длительное время, может способствовать возникновению неисправностей компонентов двигателя и сократить срок его службы перед постановкой машины на хранение. Следует обязательно заменить моторное масло и все масляные фильтры на «зимнее» того сорта, который рекомендует производитель двигателя.

Гидросистема. Необходимо втянуть штоки в гидроцилиндры. Гидравлическая жидкость имеет намного больший срок службы, чем моторное масло, и поэтому для того, чтобы подготовить жидкость в гидросистеме к зимнему хранению, достаточно всего лишь долить ее до максимального уровня.

Аккумуляторная батарея наиболее подвержена влиянию экстремально низких температур. При хранении в течение длительного времени без работы она может разрядиться. Поэтому, если позволяют условия хранения экскаватора, рекомендуется снять аккумуляторную батарею с экскаватора. Это не только поможет сохранить ее ресурс, но и предотвратит несанкционированное использование и хищение машины. В идеале аккумуляторы следует хранить в специальных условиях в помещении, чтобы к весне они гарантированно сохранили работоспособность.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, СЕРВИС СТРОИТЕЛЬСТВО Экскаватор
Игорь Павлов Основные Средства 01'2017 6 января 2017

Комментарии (0)