Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.2)
Карбюраторы среднетоннажных грузовиков
Схемы, регулировочные параметры и рекомендации по обслуживанию
 1
Дизельное топливо и сера: проблемы и решения
Ковши «обратная лопата»
Сменное рабочее оборудование гидравлических экскаваторов
Броня крепка и шины наши быстры
Специальные защитные цепи
Воров просят не беспокоиться (ч .1)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Антифриз (ч.2)
Техническое обслуживание систем охлаждения тяжелой техники
Преимущества горизонтально направленного бурения
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 1)
Критерии работы фильтров
Лизинговый договор: статья за статьей
Содержание лизингового договора
Тенденции развития мирового лесозаготовительного машиностроения

Большегрузные автомобили из Минска

Л. Суворова

Минский автомобильный завод награжден Орденом Ленина (дважды) и Орденом Октябрьской Революции «за большие заслуги в создании, испытании и организации производства грузовых автомобилей». История, события, люди, а что теперь? Как и раньше, завод разрабатывает, испытывает и производит грузовые автомобили в Белорусии, в основном, для российского рынка.

Распад Советского Союза и последовавший за ним экономический кризис, падение платежеспособности, привели к резкому сокращению объемов производства. Возникли сложности в производстве и реализации продукции МАЗа. В течение нескольких лет завод нес огромные убытки. Смена руководства в начале 1996 года, жесткая экономия и установление строгой дисциплины позволили к концу 1996 года возместить убытки прошлых лет. Возросли собственные оборотные средства, были свернуты непродуманные инвестиционные программы, контроль над бартерными операциями позволил снизить стоимость покупных материалов и комплектующих изделий.

Была проведена реорганизация дилерской сети, с помощью государства было введено лицензирование продаж грузовых автомобилей. Из более 100 фирм, занимавшихся продажами в Белорусии, в этот период осталось 10 дилеров, что позволило взять рынок под контроль, вести постоянное отслеживание цен. Дилеры участвуют в достаточно сложных схемах расчетов с поставщиками, но что наиболее важно: была сохранена сеть фирм, с единым названием «МАЗ-сервис». В этот же период увеличилась доля продаж на российском рынке, достаточно продуманная политика сбыта позволила заводу не только не снизить, но и увеличить количество продаваемой техники. Интересным, на наш взгляд, является опыт Московского представительства.

ОАО «МосМАЗсервис» было создано более пяти лет тому назад и является официальным представителем Минского автозавода в Московском регионе. Главной задачей «МосМАЗсервис» является продажа автотехники и запасных частей к ней, узлов и агрегатов, а также сервисное обслуживание и ремонт. Торговые центры оборудованы специальными смотровыми площадками, на которых покупатель может ознакомиться и опробовать автомобили, прицепы, полуприцепы и другую автомобильную технику. Приобрести автотехнику можно также и по каталогу. Временно отсутствующие модели доставляются с завода в кратчайшие сроки. В сервисном центре выполняются все виды ремонта и обслуживания автомобильной техники. При покупке автомобилей МАЗ покупателям предоставляются льготы на его обслуживание. Широкий ассортимент хранимых на складе запасных частей, узлов и агрегатов позволяет быстро и качественно обслуживать клиентов. Как правило, крупные дилеры участвуют в проведении маркетинговых исследований, позволяющих заводу и самому дилеру прогнозировать спрос на ту или иную автомобильную технику.

В последние годы особое внимание завод уделял освоению новых базовых моделей седельных тягачей. Среди них МАЗ-54321 (двухосный, полной массой 18000 кг, нагрузка на седло 10600 кгс, полная масса автопоезда составляет 40000-44000 кг, двигатель ТМЗ (360 л.с.) или ЯМЗ (330 л.с.), задняя подвеска рессорная пневматическая; МАЗ-64221 (трехосный, полной массой 25000 кг, нагрузка на седло 15600 кгс, полная масса автопоезда 44000-50000 кг, двигатель ТМЗ (360 л.с.), задняя подвеска рессорная.

Острой проблемой стали двигатели. Бортовые магистральные и полноприводные автомобили, лесовозные тягачи, самосвалы и самосвальные автопоезда, полной массой от 18 до 55 тонн оснащаются не только двигателями Ярославского, Тутаевского заводов и германской фирмы MAN мощностью от 180 до 425 л.с., но и двигателями других зарубежных фирм.

Начат выпуск машин нового поколения, полностью удовлетворяющих европейским нормам качества – МАЗ-5440 (двухосный седельный тягач с колесной формулой 4х2, полной массой 18000 кг, нагрузка на седло – 10300 кгс, полная масса автопоезда – 40000-44000кг, двигатели MAN мощностью 400-460 л.с., Рerkins (410 л.с.), Cummins (475, 525 и 425 л.с.), Detroit-Diesel (400-450 л.с.), ЯМЗ (420 л.с.), ТМЗ (430-525 л.с.), задняя подвеска пневматическая) и МАЗ-6430 (трехосный седельный тягач с колесной формулой 6х4, полная масса составляет 26000 кг, нагрузка на седло – 16000 кгс, полная масса автопоезда – 44000-55000 кг, на машину устанавливаются те же двигатели, что и на МАЗ-5440, задняя подвеска пневматическая). В новых машинах, по расчетам конструкторов, пробег составит около 1 миллиона км. Увеличение размеров кабины позволило повысить комфортность работы водителя.

Внедрены в производство автопоезда в составе двухосных седельных тягачей МАЗ-54326 и МАЗ-54327 и трехосного полуприцепа МАЗ-9758 с объемом кузова 82 м3. Машины комплектуются двигателем MAN мощностью 370-400 л.с., задняя подвеска – пневматическая с электронной системой управления. Эти автопоезда отвечают европейским требованиям и нормам безопасности, оборудованы антиблокировочной и пробуксовочной тормозными системами, системой ограничения максимальной скорости, современными светотехническими приборами. Перспективным представляется трехосный бортовой автомобиль МАЗ-6301 грузоподъемностью 14 тонн. Машина оснащена двигателем ТМЗ мощностью 360 л.с., возможна установка двигателя фирмы MAN мощностью 370 л.с.

Специализированные автомобили пополнились тремя новыми моделями самосвалов: трехосный МАЗ-5516 с колесной формулой 6х4 и двигателем ЯМЗ мощностью 300-330 л.с. и на его базе полноприводной МАЗ-55165 (6х6) грузоподъемностью 16-20 тонн, а также самосвальный автопоезд МАЗ-64228-9506 грузоподьемностью 26-29 тонн.

Освоено производство бортового полноприводного автомобиля МАЗ-6317 (6х6) грузоподъемностью 11 тонн с двигателем ТМЗ (425 л.с.) и на его базе седельного тягача МАЗ-6425, предназначенного для перевозки грузов по бездорожью в условиях Крайнего Севера и Сибири, а также коммерческая модификация автомобиля МАЗ-63171 (6х6) с двухскатной ошиновкой и тентовой бортовой платформой.

Как заводу удается в это трудное время вести разработки и внедрять в производство новые модели на вообщем-то далеко не новом оборудовании?

Станочный парк завода насчитывает более 5 тыс.единиц оборудования, большое количество которого имеет солидный возраст. Перед заводом стоит задача обновления станочного парка. Предприятие стремится иметь как можо больше гибкого оборудования, позволяющего быстро переналадить его для выпуска новых моделей автомобильной техники.

Изготовление деталей автомобилей производится, в основном, на комплексных автоматических и поточных технологических линиях, специализированных участках с применением станков с ЧПУ, обрабатывающих центров, автоматов и полуавтоматов. На финишных операциях используются средства активного автоматического контроля.

В результате падения объемов производства выпускаемой продукции была проведена реструктуризация сборочного производства. На двух конвейерах собиралось такое количество машин, какое в настоящее время собирается на одном. В результате всех проведенных мероприятий не только увеличилось количество собранных машин, но и произошло увеличение количества модификаций. Сборка автомобилей ведется на новом главном конвейере, оснащенным современны высокопроизводительным сборочным инструментом. Модернизация главного конвейера продолжается и в настоящее время.

Минский атозавод собирается и в дальнейшем участвовать в альянсах с иностранными компаниями по выпуску грузовиков с целью повышения конкурентоспособности автомобилей МАЗ.

Помимо сборки автомобилей в Беларусии, МАЗ организовал сборочное производство Польше, что дает возможность заводу продвинуть свою продукцию на рынок Западной Европы. Пока грузовики собираются под конкретные заказы. При организации этого предприятия ориентир был взят на модели МАЗ-53371 (бортовой грузовик) и МАЗ-5551 (самосвал). Машины комплектуются двигателями ЯМЗ-236 и MAN, отвечающими требованиям Евро-2. По желанию заказчика возможна установка польского двигателя, выпускаемого по лицензии. Сборочные комплекты доставляются из Минска автотранспортом, в дальнейшем завод должен перейти, в основном, на комплектующие польского производства.

В 1996 году в связи со значительным спадом выпуска литья МАЗ был вынужден перейти на другие формы организации производства, чтобы с наименьшими затратами обеспечивать литьем механические цеха завода. С этой целью было принято решение объединить литейные цехи серого и ковкого чугуна в один цех – чугунолитейный. Литейное производство на МАЗе дает не только сталь, но и стальное, чугунное и цветное литье в виде отливок от 10 граммов до 500 кг. В литейном производстве, как и во всех подразделениях завода, внедряются мероприятия, направленные на экономию.

На головном предприятии объединения в настоящее время окрашивается около 17 млн.кв.м. поверхности узлов и деталей автомобильной техники. Окраска основных узлов выполняется на механизированных линиях, включающих в себя автоматические агрегаты подготовки поверхности под окраску и окрасочно-сушильное оборудование.

Все больше деталей из полимерных материалов находят широкое применение при производстве автомобилей. Современное производство деталей из пластмасс создано на Осиповичском заводе автомобильных агрегатов, входящем в ПО «БелавтоМАЗ». Производство некоторых узлов и деталей, которые раньше МАЗ получал по межзаводской кооперации, теперь организовано на кузнечном заводе тяжелых штамповок в г.Жодино.

Продукция Минского автомобильного завода импортируется более чем в 70 стран мира. Достаточно крупные поставки автомобилей МАЗ были осуществлены в Китай (более 400 самосвалов МАЗ-5551 и бортовых автомобилей МАЗ-53371) в период 1993–1994 годов. Около 80 машин закупил в этот же период Вьетнам (седельные тягачи, самосвалы, бортовые автомобили и шасси). Большую партию магистральный трехосных тягачей МАЗ-64229 закупили Филиппины. Судан в 1995 году закупил партию МАЗ-64229, а Иордания – в 1996 году, в начале 1997 года в Иорданию были поставлены тягачи МАЗ-64226 (двигателем MAN) и полуприцепы к ним. В период с 1992 по 1995 годы производились поставки в Аргентину (500 машин) и Чили (200 машин). Сегодня своим потребителям завода предлагается новое семейство МАЗов – МАЗ-64221, седельные и бортовые магистральные и внедорожные тягачи, самосвалы и самосвальные автопоезда, а также МАЗ-5440.

Достаточно высокое качество выпускаемой техники Минского автомобильного завода, привлекает многие фирмы для ее использования как в междугородних, так и международных автоперевозках. За последнее время на заводе увеличился выпуск автопоездов. По прогнозам заводских специалистов, такая тенденция сохранится и в будущем.

Минский атомобильный завод сотрудничает со многими предприятиями, расположенными как в республике, так и за ее пределами (Иваново, Смоленск, Могилев, Каменск-Шахтинск, Толчилино и другие города), и, выпускающими спецтехнику. При этом особым спросом пользуются шасси, применяемые при производстве автокранов, бензозаправщиков, бетоносмесителей, пожарных машин, автомобилей для коммунально-бытовых служб.

Изучение спроса и, как следствие, выпуск автомобилей высокой проходимости – МАЗ-6317, позволило Минскому автозаводу занять еще одну нишу: машина разработана для нефтяников Сибири.

Увеличение поставок в Россию и СНГ накладывает определенные обязательства на Минский автозавод, это и конкурентоспособность выпускаемой техники, и быстрое внедрение в производство новых моделей, исходя из требований рынка.

Л. Суворова Основные Средства 07'1998 27 октября 2005

Комментарии (0)