Manitex 50110S

Совершенство даже в мелочах

Леонид Малютин
С выходом на российский рынок американская марка Manitex, откровенно говоря, припозднилась. Вот если бы пару лет или хотя бы год назад... В России уважительно относятся к автокранам, особенно таким, какие предлагает Manitex.
Красавец Kenworth в транспортном положении
Блок включения пульта дистанционного управления
Замок зажигания доступен с земли
Левая консоль управления, в том числе переключатель скоростного спуска-подъема крюка
Caterpillar C12
Топливный фильтр с водоотделителем
 
Гидрораспределитель управления опорами
Рабочее место водителя
Блок управления подъемной осью
Кран укомплектован двумя лебедками и небольшим штатным противовесом
Снятие передней опоры
Оголовок стрелы
Средняя педаль – тормоз поворота
Рабочее место крановщика
Прибор безопасности Hirschmann
Применение домкрата при монтаже удлинителя
Подъем в кабину крановщика не затрудняет
С полностью выдвинутой стрелой

Шасси крана 50110S – четырехосный с колоссальным ресурсом Kenworth Т800. Брутальности у автомобиля с белой кабиной и оперением предостаточно. Умышленно увеличенные по сравнению с кабиной пропорции капота и решетки радиатора должны подчеркивать мужественность покорителя прерий. Впрочем, это смягченный, цивилизованный вариант классического американского грузовика. В линейке магистральных тягачей Kenworth есть выполненные в истинно американском духе – с прямым капотом, могучей радиаторной решеткой, заводскими трубами, sleep cab, блистающие хромом и лампочками, как новогодняя елка, с аэродинамикой не лучше, чем у закрытых ворот. «Наш» Т800 был и видом поскромнее, и с европейской оптикой, глушителем, спрятанным под рамой, и выхлопной трубой, направленной вниз.

Содержимое моторного отсека не противоречит внешности – наддувный 6-цилиндровый рядный Caterpillar C12 объемом 12 л и мощностью 430 л.с. Такой мощи достаточно для передвижения небольшого танкера с приличной скоростью, а не только автокрана, весящего меньше 30 т. Согласно планам корпорации Caterpillar уже в 2010 г. она выйдет из автомобильного бизнеса как независимый поставщик двигателей и соответственно место С12 займет Cummins.

За двигателем следует сцепление Eaton Fuller с керамическими накладками и полуавтоматическая пятиступенчатая двухдиапазонная коробка передач также Eaton Fuller. На полу кабины, как в обычном грузовике, три педали – сцепление, тормоз, газ. Передачи переключают как вручную с применением педали сцепления и рычага КП, так и путем перегазовки и полувыжимом педали сцепления. Чтобы на длинных дистанциях водителю не приходилось постоянно давить на педаль акселератора, в комплектацию включен круиз-контроль.

Колесная формула автомобиля 8х4х2, второй мост подвесной. Тормоза барабанные с АБС, в том числе на подвесном мосту, который необходим для выполнения требований по нагрузке на ось. Ведущие мосты снабжены блокировками дифференциалов, причем с раздельным включением блокировок дифференциалов каждого моста и межосевого. Переключатели находятся на панели управления в кабине. Подвеска рессорная, за исключением второго моста – он на пневмобаллонах. Управление подвесным мостом намеренно выведено наружу, за кабину, чтобы водитель на ходу не опускал его перед постом ДПС, а затем снова не поднимал. По инструкции перед развертыванием крана в рабочее положении подвесной мост необходимо поднять.

Теперь о главном – о крановой установке. Фирма Manitex базируется в Джорджтауне (штат Техас) и специализируется на разработке и производстве телескопических кранов и рабочих платформ на автомобильных шасси, а так же вилочных погрузчиков. Для российского рынка представляют интерес автокраны серий 30, 40 и 50, грузоподъемностью 27,2; 36,3 и 45,4 т. Резон отбора простой – их приборы безопасности соответствуют российским требованиям.

На шасси смонтирована нижняя, обвязочная платформа. Ее поверхность покрыта оцинкованным профилированным листом, что в сочетании с отсутствием на ней ящиков, баков и агрегатов, за исключением поворотной платформы, придает автокрану аккуратный, солидный вид. Гидравлический бак закреплен на раме шасси между кабиной и платформой и не нарушает гармонии. С обоих бортов платформа снабжена лесенками, убирающимися в нишу. В транспортном положении стрела опирается на стойку (о необходимости стойки будет сказано ниже).

Кран работает на полном опорном контуре, на выдвинутых наполовину балках опор, на полностью сложенных балках и без опор. В последнем случае допустимо поднимать небольшой груз на минимальном вылете по оси машины в задней рабочей зоне. Круговая рабочая зона достигается при выставлении крана на пять опор, пятая опора находится на бампере. При ближайшем рассмотрении конструкции и комплектации крана странные на первый взгляд решения становятся очевидными и необходимыми. Так, крюковые подвески фиксируются в транспортном положении ремнями, а не чалками, как принято в российской практике. При попытке поднять капот – а он откидывается вперед вместе с радиаторной решеткой и крыльями – становится понятно,
зачем здесь ремни. Передняя опора мешает поднять капот, поэтому сначала надо запустить двигатель, включить КОМ, ослабить тросы, снять с крюков ремни, вынуть палец из опоры и опустить ее, и лишь тогда можно поднять капот. А если двигатель не завелся, как тогда получить к нему доступ? Очень просто – разрезать ремни ножом.

Основные четыре опоры – на двухсекционных балках, которые выдвигаются поперек оси шасси. Для половинного контура на балках переставляют пальцы. Перед выставлением крана на опоры в кабине включают коробку отбора мощности, которая сигнализирует о себе знакомым гудением. На левом борту платформы есть специальный блок, на котором ключиком включают пульт дистанционного управления. Ключик поворачиваем в нужное положение и берем пульт в руки. Удобная штука. Ладная, компактная, задняя поверхность магнитная – можно прилепить к любой железке. Но все равно придется идти к корме, поскольку жидкостный уровень и гидрораспределитель находятся в заднем свесе шасси. Так что утрата пульта не станет фатальной. После презентации Manitex в октябре 2008 г. в Мытищах представители поставщика обещали закрыть гидрораспределитель пластиковым кожухом, а то он слишком доступен для дорожной грязи.

Первыми выдвигают передние опоры и выравнивают кран в поперечной плоскости, затем задними опорами выравнивают кран в продольной и, наконец, выставляют переднюю опору. Здесь нас ждет очередная особенность крана Manitex: передняя опора выдвигается до достижения в гидравлическом контуре давления определенного уровня. Тем самым сохраняется равновесие, достигнутое на основных опорах.

Обозначение крана 50110S означает грузоподъемность 50 американских тонн и длину 110  футов, что в переводе в систему СИ означает 45,4 т и 33,5 м. Секции стрелы выдвигаются синхронно односекционным гидроцилиндром и системой полиспастов. Четырехсекционная стрела коробчатого сечения сварена из стали Weldox, благодаря чему, а также механизму выдвижения она получилась легкой, но прочной. Барабан датчика длины и тросик спрятаны внутри стрелы и не отягощают ее внешнего вида. «Наш» кран нес две лебедки и две крюковые подвески – основную грузоподъемностью 32 т и дополнительную на 4,5 т. На практике необходимость в подвеске максимальной грузоподъемности возникает очень редко.

К особенностям крана также относится небольшой штатный противовес массой 800 кг; никаких дополнительных противовесов не предусмотрено, их функцию выполняет само шасси.

К оголовку стрелы приварен кронштейн штатной обоймы с четырьмя шкивами. Кронштейн со шкивом для троса дополнительной лебедки закреплен на оголовке пальцевыми соединениями. В кране Manitex вообще много пальцевых соединений. Пальцы качественно выполнены и фиксируются пружинными шплинтами; при некотором навыке их можно выдергивать рукой. Основная крюковая подвеска также с четырьмя шкивами, что позволяет делать 8-кратную запасовку. Инструкцией предусмотрена 10-кратная запасовка, но для нее на оголовок дополнительно навешивается, опять же на пальцевых соединениях, обойма с пятью шкивами. Перепасовка – операция несложная, поскольку конструкция тщательно продумана и все соединения легкоразъемные.

Грузоподъемность, кг
45 400
Вылет стрелы/ с удлинителем, м
30,5/ 45,7
Высота подъема крюка на основной стреле/
с удлинителем, м
35,7/ 50
Длина основной стрелы/ с удлинителем, м
33,5/ 48,4
Габаритные размеры, мм
12 409х2500х3999
Масса, кг
28,5

Подъем на платформу и вход в кабину крановщика через сдвижную дверь не представляют затруднений. Снаружи кабина несколько старомодна, но это компенсируется ее удобством и оснащением, в том числе кондиционером. Регулируемые мягкие сиденье и спинка позволяют с комфортом устроиться и откинуться назад при подъеме груза, механизма наклона нет, кабина жестко зафиксирована на поворотной платформе. Кран оснащен прибором безопасности фирмы Hirschmann (эти приборы также использует, к примеру, Sennebogen). Управление крановыми операциями разделено на четыре джойстика и педали. На педалях, пожалуй, остановимся подробнее. Их три – телескопирования, тормоза поворота платформы и газа. В кранах Manitex реализована концепция free swing (свободный поворот). Это означает, что тормоз механизма поворота постоянно разомкнут. Замыкается он двумя способами – для длительной фиксации тумблером под правым подлокотником и во время работы педалью. За счет свободного вращения кран самостоятельно центрируется при подъеме груза, что исключает продольное перемещение груза при отрыве от земли. За поперечными перемещениями придется следить стропальщикам. Следует упомянуть и такую особенность, как скоростной спуск-подъем крюка дополнительной лебедки: его скорость достигает 138 м/мин! Без груза, разумеется.

В базовую комплектацию входит прямой двухсекционный удлинитель стрелы. Для его установки под углом 15 и 30° на удлинителе опять же переставляют пальцы. В рабочее положение удлинитель коробчатого сечения разворачивают, как на любом кране, и раздвигают вручную на 14,9 м, что на кране Manitex не представляет сложности. Дело в том, что стрела может опускаться на –5°. По этой причине и нужна на нижней платформе стойка, поддерживающая стрелу в транспортном положении и ограничивающая действия крановщика, иначе можно помять красивую кабину шасси.

Экспериментально доказано, что развернуть удлинитель можно силами одного крановщика. Крановщик снимает с оголовка и тросов лишние детали – шкив дополнительного троса, ограничитель подъема крюка, удлинитель отделяет от стрелы, веревочкой вытягивает вперед и... на этом сходство с другими кранами заканчивается. Пальцы, соединяющие оголовок и удлинитель, ставятся внатяг для придания конструкции жесткости. Для этого удлинитель надо приподнимать относительно стрелы, ловить момент и забивать палец. Чтобы крановщик не прибегал к подручным средствам типа полена, конструкторы Manitex предусмотрели на оголовке маленький гидравлический домкрат – с его помощью удлинитель отжимают до совпадения проушин. Все сделано аккуратно, рукоять домкрата крепится здесь же, на удлинителе. Главное – не забыть потом сбросить давление в домкрате. При сворачивании удлинителя все операции выполняют в обратном порядке.

В заключение надо сказать, что кран Manitex 50110S представляет собой интересную альтернативу отечественным автокранам, предлагая качественное исполнение крановой установки, привлекательные грузовысотные характеристики и мощное шасси. Такого внимания к мелочам на отечественных автокранах не встретишь, а ведь из них складываются повседневная работа и жизнь водителя-крановщика.

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО Автокран
Леонид Малютин Основные Средства 04'2009 21 июня 2010

Комментарии (0)