Британский единорог

Л. Малютин

Если напрячь воображение, нетрудно найти общие черты у геральдического символа и телескопического погрузчика: полный привод и выступающий вперед рабочий инструмент. С одним из таких «британских единорогов» – JCB 535-125 Loadall мы познакомились на полигоне МАДИ.

Представитель многочисленного семейства «телескопов» JCB – модель 535-125 в полной мере получила фамильные черты техники фирмы. Издалека узнаваемы плавные, элегантные обводы и яркая, радующая глаз фирменная желтая окраска машины. Стильный внешний дизайн кабины гармонично сочетается с дизайном других элементов конструкции. Пожалуй, самое сильное первое впечатление мы получили от дизайна кабины, особенно внутри: такое, скорее, ожидаешь увидеть в тюнингованной легковушке, чем в утилитарном погрузчике. Кабина декорирована темно- и светло-серым пластиком, приборные панели из пластика под алюминий, никелированные ободки приборов и рычагов. Дополнительно оживляют интерьер фигурная регулируемая рулевая колонка из пластика стального оттенка, выполненные из похожего материала ободки диффузоров, а также педальный блок – педаль «газа» и сдвоенная рифленая педаль тормоза. Кресло на пневмоподвеске обшито приятным на ощупь, гладким материалом трех оттенков серого цвета, в тон остальным деталям интерьера. Во все это великолепие с четырех сторон и сверху сквозь тонированные стекла проникает естественный свет. Кабина закреплена на четырех резиновых подушках довольно высоко от земли – без подножки не обойтись. Дверь распахивается только на 90° и при работе должна быть закрыта, полностью откидывается и защелкивается сзади только верхняя ее створка.

Не в каждой легковушке такой салон

Предоставленная нам машина укомплектована рычажной системой управления рабочим оборудованием, под заказ поставляют машины с джойстиком. Стрела и механизм опрокидывания управляются двумя рычагами, третий рычаг – для гидрофицированного навесного оборудования. Секции трехсекционной стрелы коробчатого сечения выдвигаются длинными гидроцилиндрами. У такого решения ряд достоинств, хотя по сравнению с цепной системой оно несколько удорожает конструкцию. Гидроцилиндры, по мнению компании, более надежны и вдобавок не нуждаются в периодической регулировке. Третья секция стрелы плавно переходит в оголовок, внутри которого скрыт гидроцилиндр опрокидывания рабочего органа. Отсутствие сварного шва на этом нагруженном участке повышает надежность конструкции. Механизм опрокидывания представляет собой предельно простую и надежную треугольную схему, в которой реализуется мощное усилие отрыва, однако она, как и Z-образная схема, не может самостоятельно поддерживать горизонт ковша. Эта функция возложена на электронику и включается выключателем на панели управления. В обслуживание стрелы входит обработка внутренних опор, по которым скользят выдвижные секции, и поверхностей секций спреем Waxoyl, который помимо смазывающих свойств обладает еще и антикоррозионными. В его состав входит аналог скипидара, что требует соблюдения мер пожарной безопасности. Механизм быстрой смены на оголовке стрелы позволяет использовать и широкую гамму навесного оборудования, разработанную для телескопических погрузчиков, и совместимый инструмент фронтальных погрузчиков и экскаваторов-погрузчиков.

Моторный отсек. Пока с двигателем Perkins

Максимальная высота подъема погрузчика 12,3 м. Согласитесь, при такой высоте безопасней будет работать на аутригерах. В любом случае о начале отрыва заднего моста от опорной поверхности сигнализирует система безопасности. С помощью цветового указателя грузоподъемности на правой передней стойке кабины оператор может постоянно контролировать безопасный вылет стрелы. По заказу устанавливают систему выравнивания рамы Sway, куда входит и гидроцилиндр справа на переднем мосту. Она позволяет выравнивать машину на уклонах до 9°. Чтобы не заниматься этим на глазок, над ветровым стеклом помещен уровень. Другая опционная система сдвига рамы – sideshift представляет собой параллелограммный механизм с диагональным гидроцилиндром, монтируемый между передним мостом и несущей рамой. Если оператор подал машину не совсем точно, то sideshift позволяет сдвинуть раму относительно моста влево или вправо, а на высоте 12 м этот небольшой сдвиг рамы уже дает значительное отклонение стрелы.

Под рычагом стояночного тормоза ручка замка, потянув за которую, открываем крышку для доступа к бачку омывателя

Характерные особенности «телескопов» JCB проявляются и в органах управления. Справа под рулевой колонкой обнаруживаем подрулевой переключатель трансмиссии с четырьмя делениями – на машине механическая трансмиссия с полуавтоматической КП powershift и трехпозиционный переключатель режимов рулевого управления. По мнению компании, механическая трансмиссия хорошо отработана, доведена практически до совершенства и, кроме того, более доступна по цене, чем гидрообъемная трансмиссия, тогда как последняя предлагает бесступенчатое изменение скорости и функцию inching: очень медленное движение шасси на высоких оборотах двигателя, обеспечивающих подачу мощности к рабочему оборудованию.

К достоинствам трансмиссии JCB можно отнести и возможность переключения режимов рулевого управления: поворот передних колес, согласованный поворот всех колес и «крабовый ход» из любого положения и на ходу. Переключение происходит не моментально, а при последующем выворачивании колес; при маневрировании на площадке, конечно, лучше сначала остановиться. Переход на управление только передними колесами происходит автоматически при движении по прямой на высших передачах. Рабочие саморегулирующиеся дисковые тормоза в масляной ванне на обоих мостах приводятся в действие отдельным гидравлическим контуром, который заправлен тормозной жидкостью. Ручной стояночный тормоз сухого трения установлен на выходном валу КП.

Жесткость конструкции погрузчика обеспечивает несущая рама – две мощные плиты из толстой стали, скрепленные поперечными элементами, которые в задней части образуют бак для гидравлической жидкости. Двигатель расположен поперек и закреплен снаружи рамы между правыми колесами. На данной модели используется атмосферный либо турбированный дизель Perkins рабочим объемом 4,4 л, а в обозримом будущем возможна поставка с дизелями JCB, производство которых компания начала в этом году и пока устанавливает на экскаваторы-погрузчики.

Механизм быстрой смены подготовлен к снятию ковша

Крутящий момент от двигателя передается на КП и насосный блок (два шестеренных насоса – рулевого управления и рабочей гидросистемы). Клапан на входной магистрали обеспечивает приоритет подачи жидкости к насосу рулевого управления.

Помимо моторного масла, охлаждающей жидкости и набора фильтров для двигателя, гидравлического масла и фильтра при обслуживании машины необходимо иметь под рукой два сорта трансмиссионных масел – для мостов и КП, тормозную жидкость, консистентную смазку JCB HP Grease и вышеупомянутый спрей Waxoyl. Ряд точек смазки выведен в более доступные места, за исключением шарниров карданных передач, о которых тоже не следует забывать.

Конструкторы при проектировании принимали компромиссные решения между ценой, надежностью и функциональностью погрузчика, явно отдавая предпочтение последним. Трансмиссия, рабочая гидросистема и тормозная система изолированы друг от друга. С одной стороны, изолированные системы повышают живучесть машины: при выходе из строя одной системы остальные продолжают функционировать, а с другой – этот подход увеличивает номенклатуру эксплуатационных материалов и увеличивает объем работ по обслуживанию.

Редакция благодарит ЗАО «ЛОНМАДИ» за предоставленную возможность ознакомиться с погрузчиком



«ОДНОКЛАССНИКИ»

Педальный блок

На заводе во Франции компания Bobcat выпускает для европейского рынка, в том числе российского, 12-метровые «телескопы» T35120SL с механизмом выравнивания рамы с аутригерами и T35120L без них. Положение рамы выравнивается гидроцилиндром справа на переднем мосту. Секции стрелы пропорционально выдвигаются оригинальным механизмом телескопирования с одним гидроцилиндром и двумя системами цепей и блоков. Гидромеханическая трансмиссия c приводом на все колеса: дизель агрегатирован с насосным блоком, гидромотор и раздаточная коробка агрегатированы вместе с передним мостом в единый блок, к заднему мосту крутящий момент подается через карданную передачу.

Корпорация Caterpillar, как и JCB, использует в своих «телескопах» механическую трансмиссию. На ТН360В продольно расположенный дизель Caterpillar 3054T агрегатирован с четырехскоростной полуавтоматической КП powershift.

В механизме телескопирования использована система цепей и блоков, рабочее оборудование управляется джойстиком. Под заказ устанавливают механизм выравнивания рамы; механизм сдвига рамы не предусмотрен. Набор сменного навесного оборудования для этой модели насчитывает до 20 наименований.

Итальянский 12-метровый «телескоп» Merlo 35.12К с трехсекционной стрелой оснащен гидромеханической трансмиссией с приводом на все колеса, механизмами выравнивания (±10°) и сдвига рамы (±330 мм по концу выдвинутой стрелы). Рабочее оборудование управляется джойстиком. Гидромотор агрегатирован с двухскоростной КП, транспортная скорость – до 25 км/ч. Атмосферный дизель размещен продольно в моторном отсеке между правыми колесами. Машины с турбонаддувным дизелем (транспортная скорость до 40 км/ч), блокируемым дифференциалом заднего моста и кондиционером поставляют под заказ.