«Русь» и «Оптима». Общие задачи, похожие решения

Л. Кузнецов, фото автора

Новая модель троллейбуса появляется на российском рынке каждые полгода. Причем принципиально новые конструкции рождаются не часто – большинство новинок являют собой вариации на тему серийной модели. Изменения касаются в основном типа электрооборудования и вариантов его размещения в кузове, а также небольшого «фейслифтинга». В этой статье представлены два новых троллейбуса, премьерные показы которых прошли с интервалом полгода.

«Тролза Оптима 5275-05» впервые была показана на Московском автосалоне в августе 2003 года. Машина представляет собой дальнейшее развитие модели 5275. Внешне она отличается более строгим дизайном «мордочки». На троллейбусе установлен электродвигатель постоянного тока с реостатно-контакторной системой управления, электрооборудование размещено в задней части кузова.

Премьерный показ МТРЗ 5279.1-0000010 «Русь» с асинхронным двигателем, созданного по заказу компании «Русские автобусы», состоялся в феврале 2004 года на выставке «Пассажир-2004». Машина представляет собой опять-таки дальнейшее развитие модели 5279 и отличается установкой асинхронного двигателя. Модельный ряд 5279 включает в себя теперь троллейбусы всех типов: с двигателем постоянного тока и системами управления реостатно-контакторной, тиристорно-импульсной и на IGBT транзисторах, и с асинхронным двигателем переменного тока. Внешне новый троллейбус, который представляет собой ЛиАЗ-5256 с измененной планировкой задней части салона, отличается новыми масками передней и задней части кузова. Электрооборудование размещено на крыше троллейбуса, и необходимость в отдельном отсеке для двигателя отпала.

Задняя дверь

В обоих троллейбусах по три двустворчатых поворотных двери. На створках дверей «Руси» смонтированы три наклонных прямых поручня, на «Тролза» – один Г-образный поручень. Учитывая то, что для входа в салон надо подняться на две ступени (на «Тролза» – на одну в передней и средней дверях), поручни на дверях «Руси» делают посадку более комфортной: человек любого роста найдет поручень на «своем» уровне. Больное место многих современных троллейбусов – передняя дверь. На «Тролза» ее передняя створка отведена для входа в кабину водителя, на «Руси» водитель не имеет привилегий перед пассажирами: попасть на рабочее место он может только из салона.

В последнее время многие отечественные производители, подтягивая свою продукцию к уровню мировых стандартов, часто забывают о том, что на мировой рынок их машины никто пускать не собирается и работать им придется на улицах российских городов. То есть передвигаться с салоном, заполненным пассажирами не на максимум 60 процентов, как в Европе, а не менее чем на 80 процентов (максимум – на 120). Не станем рассуждать о том, каково трудиться водителю, запертому в маленькой кабинке, пусть даже с кондиционером. Лучше представим такую картину: в час пик у троллейбуса слетает с провода штанга, и он останавливается в плотном потоке машин. За то время, которое понадобится водителю для того, чтобы расчистить себе проход к двери, выйти из машины, вернуть токоприемник на место, снова, распихивая пассажиров, вернуться на место и возобновить движение, пробка на дороге растянется километра на полтора и рассосется не ранее чем через полчаса. Кто попадал в городские пробки, по достоинству оценит реверанс изготовителя в сторону «европейских стандартов», а о том, что пассажиры с передней площадки вынуждены будут выйти на забитую транспортом проезжую часть, чтобы выпустить водителя, лучше и не вспоминать.

Сиденья и горизонтальный захват

Накопительная площадка перед средней дверью на обеих машинах обнесена П-образным поясным поручнем. Высота его расположения более оптимальна на «Руси»: можно и держаться, и облокотиться. За поручень «Оптимы» комфортно держаться может только человек роста выше среднего. А вот защитных экранов на накопительной площадке, предохраняющих колени сидящих пассажиров от контактов с ногами и сумками пассажиров стоящих, нет ни на «Оптиме», ни на «Руси», как нет в дверных проемах и верхних экранов с лицевой стороны сидений. Хорошо хоть нижние экраны поставили, и на том спасибо.

Пол в салоне «Руси» ровный по всей длине машины. В «Оптиме» уровень пола в передней и средней частях салона понижен. За счет этого сиденья в задней части машины установлены на невысоких подиумах, а пол в проходе между ними выполнен наклонным. Чтобы зрительно скрыть перепад уровня пола, сиденья в задней части «Оптимы» выполнены двойными по обеим сторонам. Решение очень правильное: пусть лучше один человек удобно сидит, чем трое на одной ноге стоят.

Верхний поручень

В «Руси» двойные сиденья установлены только над кожухами колесных ниш. Отрадно, что МТРЗ убрал «лиазовскую» «ступеньку» с сиденьями из задней части кузова. В автобусе под этой «ступенькой» находится двигатель, и она необходима. А в «Руси», у которой электрооборудование на крыше, а моторчик размещен под полом, «ступенька» выглядела бы по меньшей мере странно. Решение задней площадки «Руси» очень удачно: при потере двух сидячих «автобусных» мест человек пять смогут комфортно ехать стоя, особенно в «карманчике» за задней дверью. Задний свес «Оптимы» отведен под отсек для электрооборудования, поэтому свободного места для стоящих пассажиров здесь гораздо меньше. Фактически полезная длина салона в «Оптиме» заканчивается сразу за задней дверью.

Верхний поручень на «Руси» немного ниже и удобнее, чем на «Оптиме». Высота расположения верхнего поручня на обеих машинах позволила конструкторам отказаться от дополнительных кожаных ручек-петель. На «Оптиме» установлены стандартные «тролзовские» сиденья с обивкой из кожзаменителя. На рассматриваемом экземпляре «Руси» установлены, пока в качестве эксперимента, сиденья с тканевой обивкой турецкой фирмы Pilot. По удобству посадки сиденья обоих троллейбусов практически одинаковы. Что касается практичности тканевой обивки в российских условиях, это вопрос спорный. Поручни на сиденьях обоих типов обеспечивают одинаково комфортные захваты как сидящего пассажира (горизонтальный), так и стоящего (вертикальный). На «Оптиме» нет потолочных вентиляционных люков из-за размещенного на крыше электрооборудования, на «Руси» по той же причине остались только задний и центральный люки.

Хорошая конструкция форточек в боковых окнах. На обеих моделях они широкие сдвижные. Увлекаясь узкими откидными форточками, сделанными по европейскому стандарту, российские производители почему-то забывают включить в список стандартного оборудования кондиционер. Летом в машине с европейской вентиляцией на русский лад жарко и душно, как в парилке.

В заключение хотелось бы отметить «изю-минку» в салоне «Оптимы» – места для инвалидов. Кнопки связи с водителем у этих сидений есть на обеих машинах, а на «Оптиме» одно из сидений для инвалидов оборудовано дополнительным боковым поручнем-подлокотником. Казалось бы мелочь, но ведь вспомнили о людях...