1
Нормы Евросоюза по токсичности отработавших газов легких грузовиков
Как избежать проблем при эксплуатации гидромолота
Рекомендации по работе с гидромолотом
 3
Господа, читайте инструкцию!
Эксплуатация и обслуживание кранов-манипуляторов
BRT
Выделенные полосы для общественного транспорта
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.2)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 2)
Рациональное применение
 1
Получение кубовидного щебня на отечественном оборудовании
Обзор дробилок отечественного производства
 6
Калильное зажигание и самовоспламенение
Причины, признаки и выбор свечей
Покупаем предприятие
Оценка технического состояния машин и оборудования на предприятии
Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)
 3
На летнем топливе – зимой
Способы борьбы с замерзанием топлива

Малыш-Карлсон (JCB JZ-70)

В. Шаршавенков (тест-оператор), А. Виноградов (текст), фото автора и Т. Лысова

В сказке Астрид Линдгрен Малыш и Карлсон – совершенно разные герои, но стоило нам только увидеть экскаватор JCB JZ-70, как их черты слились вместе. И нам захотелось пощупать столь непривычную машину самим. Ну посудите сами, семь тонн, да на гусеничном ходу, да еще и с отвалом... Ни дать ни взять – малыш, но при том мужчина в полном расцвете сил и в меру упитанный, да еще и снабженный, правда, не пропеллером, а отвалом.

Не сказать про поколение молодое, но те, кому ныне «за тридцать», росли в условиях «развитого социализма» и с молоком матери впитали столь характерные для системы категории мышления. Страна – самая большая, заводы – гиганты, производство – поточное... В общем, если где есть что-то самое большое и масштабное – это наше. Понятно, что на стройках работали «обычные», а не большие экскаваторы, а грунт и прочее вывозили дорожные, но не карьерные самосвалы. Но нас это нисколько не смущало: не нарезаем же мы мечом батон на кусочки. Впрочем, представление об «обычном» экскаваторе у нас оказалось несколько завышенным: «машинка» шириной не менее 3 м и весом тонн двадцать пять или больше, которую везут в специальном автопоезде после согласования сей простейшей процедуры с кучей инстанций. Теперь понимаете, чем потрясло сочетание семи тонн массы с гусеничным ходом? Компания ЛонМАДИ пошла нам навстречу, и вот мы уже непосредственно знакомимся с героем повествования.

Внешность у JCB JZ-70 запоминается сразу. Небольшой, пухленький, весь такой округлый. В памяти сразу всплывают «Малыш» и «Карлсон». При этом «семидесятый» – это не «мини», а самый настоящий экскаватор. Даже не маленький, а скорее небольшой, т.е. он не карлик – просто роста небольшого. И эта машина демонстрирует чисто человеческую особенность, когда малый рост с лихвой компенсируется незаурядным темпераментом.

Гидравлика отвала проста и надежна

С технической точки зрения в JZ-70 нет никаких принципиальных отличий от многотонных машин. Рядный четырехцилиндровый дизель расположен продольно справа от кабины. Кабина выглядит в точности такой, как на больших моделях. Ходовая тележка имеет Х-образную раму. Впрочем, одно отличие есть – отвал, его на большие машины не ставят. И если что и производит сильное впечатление, так это то, как все эти «большие решения» вписаны в габаритную ширину 2,3 м, благодаря чему экскаватор можно перевозить в кузове любого полноразмерного грузовика без всяких согласований.

При ближайшем рассмотрении выясняется, что кабинка у «семидесятого» поменьше, чем у прочих экскаваторов JCB. Правда, про нее нельзя сказать «маленькая» или «тесная» – это будет неправдой. Скорее подойдет эпитет «более уютная». В ней все как у старших (по размерам, а не возрасту) братьев. Кресло с пневмоподвеской, педальное управление ходом, продублированное рычагами, и два джойстика для управления рабочим оборудованием. Имеется даже «музыка» (магнитола Grundig) с колонками.

Кресло имеет всего две регулировки. Одна из них – перемещение вперед-назад, вторая – бесступенчатое изменение наклона спинки. Впрочем, специфика органов управления такова, что искать человека, под которого не удастся настроить рабочее место с их помощью, придется очень долго. Переднее стекло кабины составное. Его верхняя часть не откидывается вперед на петлях, а с помощью специального рычажного механизма въезжает под потолок. При этом поводок и щетка стеклоочистителя повисают на специальном крючке, приваренном к стойке кабины.

Замок двери работает мягко; не Daimler конечно, и даже не Mercedes – до уровня «мягко чмокнула и присосалась» этой двери далеко, но заметно мягче, чем у Case, а уж тем более, не сравнить с российскими экскаваторами. Фиксация двери в открытом положении обеспечивается отдельным замком, установленным в стенке кабины. Джойстики снабжены кнопками. На каждом их по три, одна из которых задействована (на правом переводит двигатель на холостой ход для кратковременной беседы с начальством и обратно – в рабочий режим, на левом – звуковой сигнал), а по две – резерв для управления активным навесным оборудованием.

Переднее стекло сдвигается под потолок

В сравнении с российскими экскаваторами глазу не хватает «кругляшков» контрольных приборов, но после включения электросистемы вся нужная информация появляется на ЖК-дисплее. Более того, на нем появляется надпись, настоятельно рекомендующая заправить машину. Приятно решено управление оборотами двигателя: они задаются с помощью круглой поворотной ручки, в точности такой, какие служат для настройки отопителя в легковом автомобиле.

Ходовые режимы переключаются кнопкой на полу и отображаются на дисплее фигурками зайца или черепахи. Здесь их всего два, тогда как на больших машинах три. Действие рычага безопасности, отключающего гидравлику, дублируется кнопками. С их помощью можно заблокировать работу рабочего оборудования или хода по отдельности или вместе.

Мнение

А.В. Курицын, технический директор ФПК «САТОРИ».

Наша фирма специализируется на сносах, земляных работах и благоустройстве территорий. Парк техники большой: самосвалы, экскаваторы, бульдозеры. Чаще покупаем импортную технику: она надежна, служит долго, красива и удобна. Первый экскаватор JCB такого размера (JS-70 – ред.) мы приобрели в 1998 г. Машина очень хорошая. Мы благодарны коммерческому директору ЛонМАДИ Сергею Петровичу Масленникову, который сумел показать нам преимущества этой техники, и его рекомендации полностью оправдались. Машина отлично вписалась в наш парк.

Учитывая опыт эксплуатации первой машины, в июне прошлого года мы взяли второй экскаватор. Если сравнивать машины этого класса, то JCB работают в 2 раза дольше, чем аналоги других марок.

Дизайн для нас является одним из ключевых моментов при формировании парка строительной техники. Мы к этому относимся очень серьезно. Яркие, современные машины украшают строительство. И как маленькие яркие цветочки мать-и-мачехи пробиваются весной на голой, еще черной земле, так и экскаваторы JCB радуют глаз и вселяют уверенность, что из хаоса стройки постепенно вырастет гармония порядка и красоты.

Машина конструктивно выполнена очень оригинально, может не касаться бортами стен, работая в узких местах. Кабина удобная, работать машинисту комфортно. Хотя иногда лучшее – враг хорошего. Дизайнеры так «зализали» все острые углы, что даже некуда поместить лопату для очистки ковша и гусениц.

Нужен небольшой ящик для хранения дополнительного оборудования: инструментов, запасных деталей, смазки. Очевидно, что машина рассчитывалась на работу в городе. Для полевых условий необходимы дополнительные отсеки.

Еще один мелкий недостаток: ручки из пластмассы часто выходят из строя.

Николай Ширманов, оператор экскаватора, ФПК «САТОРИ».

JCB JZ-70 – машина очень удобная. Она входит в размер гусениц. Если гусеницы прошли, то я уже знаю, что впишусь в любой поворот. В принципе она работает как вспомогательная техника и добирает то, что не захватил большой экскаватор. Мы в «САТОРИ» используем эту машину на всю катушку: и как бульдозер, и как кран, и как экскаватор, и как планировщик. Хотелось бы, чтобы режущий нож отвала был изготовлен из более прочного металла, тогда машину можно будет эффективно использовать как бульдозер.

Кабина комфортная. Но негде хранить инструмент на машине. В результате экскаватор может обслуживаться только механиками. А в наших российских, иногда военно-полевых, условиях машинисту порой проще выполнить сервисные операции самому.

Вся информация – на дисплее

На экскаваторе JCB JZ-70 я работаю уже второй год. За это время была одна небольшая поломка. А в целом машина надежная.

В целом кабина оставила приятное впечатление. В ней можно, даже с завязанными глазами, безошибочно определить, работает ли двигатель, однако при этом вибрации и шум «не давят», а просто информируют о факте. Что же до оснащения, то оно позволяет «работать со вкусом», получая от своего труда удовольствие.

Опробовав машину, мы убедились, что она дружелюбна и «прикладиста». Совмещение операций – полное. Сколько сумеешь задать органами управления, столько разом и выполнит. На практике это означает пять-шесть действий, на большее у оператора не хватает конечностей. Управление рабочим оборудованием – пропорциональное, действует очень мягко и точно.

И магнитола есть

Больше всего впечатлений осталось от возможностей экскаватора. А они определяются в первую очередь размером. Геометрия всех частей экскаватора такова, что он может работать в непосредственной близости от строений. Пытаемся выяснить, насколько близко можно прижать машину к вертикальной поверхности, и убеждаемся, что практически вплотную. Впрочем, жизнь – это не тестовая программа, и некоторый разумный промежуток лучше все-таки оставить. На случай житейских сюрпризов.

В работе гусеничный ход становится большим достоинством. Ведь для перемещения JZ-70 не требуется убирать выносные опоры, а затем снова на них вставать, просто он передвигается куда нужно между делом. При этом экскаватор ухитряется забраться едва ли не в любую щель. Разумеется, возможности мини-экскаваторов по части «пронырливости» существенно больше, но и производительность у них намного меньше. Не уступает «семидесятка» мини-экскаваторам и в том, что может делать зачистку. Между прочим, ни очень близкий по всем параметрам Case, ни Caterpillar, который на тонну тяжелее, отвалами не комплектуются.

Джойстик в руке- как влитой

В заключение тестовой программы инструктор ЛонМАДИ Виктор Шаршавенков заставляет машину проделать акробатический этюд, демонстрируя ее предельные возможности и позволяя нам отснять экскаватор в необычных ракурсах. Примечательно, что хотя бортовая электроника и требовала немедленной дозаправки, топлива оказалось достаточно, чтобы заборная трубка в баке не обнажилась и в систему топливоподачи не попал воздух. Наконец, «семидесятка» отсалютовав поднятыми в предельное положение стрелой и рукоятью, замирает и смолкает. В том, что они могут оставаться в таком положении несколько дней, мы успели убедиться раньше, на выставках.

Сказать, что машина понравилась, значит не сказать ничего. Она произвела впечатление. Во всяком случае, после близкого, хотя и не продолжительного знакомства, мы поняли, почему такая техника настолько популярна в Европе. Следовало бы отметить какие-нибудь недостатки, но машина оказалась достаточно хорошо сделана, чтобы не показать их за первые несколько часов. Впрочем, мы решили опубликовать мнение людей, для которых на JZ-70 не товар, и не объект описания, а средство работы.

Экскаватор предоставлен компанией ЛонМАДИ.
Тел.: (095) 536-34-17.


В. Шаршавенков (тест-оператор), А. Виноградов (текст), фото автора и Т. Лысова Основные Средства 09'2002 11 января 2005

Комментарии (0)