КрАЗ бросает вызов «Дакару»

Николай Протасов

Наш журнал регулярно сообщает о всех новых достижениях одного из лидеров украинской экономики Холдинговой компании «АвтоКрАЗ». Холдинг, объединив 13 украинских предприятий, производит железнодорожные вагоны, морские и речные суда, буровые платформы для добычи нефти и газа, оборудование для предприятий нефтегазовой отрасли, разнообразную машиностроительную продукцию, но главным направлением работы Холдинга были и остаются проверенные годами, сибирской стужей и среднеазиатской жарой, пыльными бурями и снежными заносами тяжелые грузовики.

В модельном ряду автомобилей марки КрАЗ 28 базовых моделей и более 260 модификаций. Такие разработки, как самосвал «Прораб» КрАЗ-65055-064-02 с колесной формулой 6х4, грузоподъемностью (г/п) 20 т, самосвал КрАЗ-7133С4 «Бригадир» г/п 22 т с плавным и мягким ходом благодаря колесной формуле 8х4, лесовоз «Лесник» КрАЗ-64372-050-02, способный буксировать прицеп-роспуск с грузом 33,5 т, автобетоносмесители моделей КрАЗ-6133Р4 и КрАЗ-6233Р4 г/ п 12,8 и 17,1 т соответственно, с объемом смесительного барабана 7 и 9 м3 знакомы российскому потребителю. В общем объеме поставляемых на российский рынок автомобилей на долю самосвалов КрАЗ приходится более 50%. АвтоКрАЗ не стоит на месте: буквально за считанные месяцы разрабатываются и внедряются в производство новые модели. 28 июня в Кременчуге на традиционном ежегодном Автошоу «КрАЗ-2007» это можно было наблюдать воочию.

Одно из новых направлений конструирования – автомобили с колесной формулой 8х6. На Автошоу это направление представляли шасси КрАЗ-7140Н6 г/п 25,3 т с дизельным двигателем с турбонаддувом ЯМЗ-7511.10 мощностью 400 л.с. и другими не менее мощными деталями конструкции, а также самосвал КрАЗ-7140С6 г/п 25 т с платформой вместимостью 18 м3 (двигатель – ЯМЗ-7511, 400 л.с.).

Хорошо зарекомендовал себя новый самосвал КрАЗ-6230С4 (6х4) полной массой 30 т при конструктивно допустимой г/п 17 т, оборудованный платформой вместимостью 20 м3. Дизель с турбонаддувом ЯМЗ-238ДЕ2 мощностью 330 л.с. позволяет развить скорость до 90 км/ч, расход топлива при полной загрузке не более 35 л/ 100 км.

Ремонтно-эвакуационный автомобиль КрАЗ-6322-056 «Мастер» (6х6) был разработан под иракский контракт, по которому более 2000 автомобилей КрАЗ были поставлены в Ирак в рамках послевоенного восстановления страны. Испытания в Ираке доказали, что КрАЗу не страшны перепады температур: двигатель нагревался на солнце до 95 °С и работал без устали, а ночью температура понижалась до 10...15 °С. «Мастер» г/п 6,9 т способен буксировать в условиях бездорожья прицеп полной массой 10 т, а на дорогах с твердым покрытием – до 30 т. Дизель мощностью 330 л.с. с турбонаддувом позволяет идти со скоростью 85 км/ч. «Мастер» оснащен краном-гидроманипулятором ИМ-150 с грузовым моментом 12,1 тс·м, стрелой с вылетом 8,6 м и г/п при полном вылете 1,3 т (при сложенной стреле – 4 т), дизель-генератором, воздушным компрессором, слесарным верстаком, комплектом гаечных ключей и слесарного инструмента, ацетиленовыми баллонами и оборудованием для резки металла.

Спецавтомобиль КрАЗ-65053-407-02 (6х4) г/п 14 т с мультилифтовым оборудованием отлично справляется с перевозкой универсальных сменных кузовов.

КрАЗ-63221 «Аварийная» незаменим, если нужен серьезный ремонт в полевых условиях. Колесная формула 6х6 в сочетании с дизелем ЯМЗ-238Д мощностью 330 л.с. обеспечивает высочайшую проходимость. Дизель-генератор мощностью 4 кВт вырабатывает ток напряжением 230 В. КрАЗ «Аварийная» укомплектован агрегатом сварочным АДД 2х250/4 с номинальным током на пост 230 А, установкой для резки металла, лебедкой, комплектом слесарного инструмента. Автомобиль предназначен для российских нефтяников и газовиков.

Гостям Автошоу представили машину ДН-008 для поверхностной обработки автодорог в составе тягача КрАЗ-64431-02 (6х4) и распределителя вяжущих материалов производства николаевского завода «ДорМаш».

Новинка – пожарная автоцистерна АЦ-40(5233Н2)-268.01 (4х2) на базе шасси КрАЗ-5233Н2, созданная совместно с украинским КБ «Пожспецмаш». Важное преимущество машины перед аналогами – большой запас воды: 5 м3 и 0,4 м3 в пенообразователе, что почти вдвое больше, чем на ЗИЛах. В сочетании с хорошей проходимостью автомобиля большой запас воды позволяет эффективно тушить пожары в труднодоступных местах, лесах, сельской местности, где нет водоемов и водопровода. Поскольку двигатель мощный – 330 л.с., а трансмиссия надежная, автомобиль можно доукомплектовать дополнительными емкостями для воды. В комплектацию входит водяной насос ПН-40УВ с подачей 40 л/с и напором 100 м3. Длина напорных рукавов – 340 м. Скорость – до 90 км/ч.

Испытательный полигон

Работники КрАЗа по праву гордятся построенным на территории предприятия в прошлом году испытательным полигоном площадью 10 600 м2, единственным в Украине, а на территории СНГ его можно сравнить разве что с испытательными полигонами в Дмитрове, Нижнем Тагиле или в Бронницах. На полигоне воссоздан рельеф почти всех экстремальных дорог. Каждое препятствие – своего рода локальный испытательный стенд максимальной загрузки элементов конструкции – позволяет выявить ее слабые места и довести конструкцию до совершенства.

КрАЗ преодолевает препятствие «Бассейн», которое предназначено для испытаний автомобилей на преодоление брода глубиной 1,2 м. Конструкция бассейна позволяет проводить испытания автомобилей на преодоление брода глубиной до 1,75 м.

На участке «Завал из параллельных балок» с бетонными балками высотой и шириной 0,4 м в 2 ряда по 15 шт. в каждом с расстоянием между балками 0,6 м проверяют геометрическую проходимость автомобиля, испытывают рулевое управление, раму, подвеску и мосты в условиях циклических нагрузок.

На ступенчатой симметричной бетонной горке, где нижние две ступени имеют высоту 0,2 м, верхняя ступень – 0,48 м, а высота всего препятствия – 0,8 м, проверяют геометрическую проходимость автомобиля, испытывают в условиях пиковых нагрузок раму, подвеску и мосты.

На горке высотой 1 м из бетонных труб диаметром 0,8 м проверяют и геометрическую проходимость, и подвеску, и раму, и мосты в условиях цикличных нагрузок. Испытатели продемонстрировали прохождение препятствия колесами одного борта.

«Холм высотой 10 м с уклоном 31°» позволяет проверить тормозные свойства автомобиля на уклонах и тяговые возможности при подъеме.

Препятствие «Косогор» с поперечным уклоном 20° и длиной 15 м создано для проверки на устойчивость к боковому опрокидыванию.

Ралли Дакар

Еще в 2002 г. на КрАЗе зародилась идея участия в престижнейшем мировом ралли Дакар. Генеральный директор ХК «АвтоКрАЗ» Сергей Васильевич Сазонов, выступая на пресс-конференции на Автошоу, сказал: «Наши представления о том, как решить эту задачу, были в то время несколько наивными. За прошедшие пять лет проделана огромная работа, и сегодня КрАЗ имеет разработанную конструкцию спортивного автомобиля, макетный образец которого мы планируем изготовить до конца текущего года».

Спортивный полноприводный автомобиль КрАЗ-5173РЕ представляет собой автомобиль пятого поколения с колесной формулой 4х4 на независимой подвеске всех колес. Два топливных бака по 450 л каждый обеспечивают запас хода в экстремальных условиях не менее 850 км. Автомобиль полной массой 16 т и г/ п 6 т преодолевает перевалы до 5 тыс. м над уровнем моря и форсирует брод глубиной до 1,5 м. На его раме расположены не соединенные между собой четыре верхние надстройки – моторный отсек, кабина, системный отсек и фургон. Оригинален доступ к моторному отсеку – капот вместе с крыльями передних колес и защитными передними трубами откидывается вперед, открывая полный доступ ко всем системам двигателя.

У двигателя две системы охлаждения – жидкостный радиатор, стоящий впереди двигателя, и два охладителя наддувочного воздуха, расположенные над двигателем. Четырехтактный 8-цилиндровый V-образный двигатель ВМF 1015 CP мощностью 740 л.с. – фирмы Deutz (Германия). Эти двигатели уже 5 лет устанавливаются на автомобили, участвующие в этом соревновании. Кабина расположена за двигателем внутри колесной базы, что имеет свои преимущества: во-первых, снижается вибрация на рабочем месте водителя; во-вторых, повышается безопасность находящихся в кабине – расстояние от переднего бампера до ветрового стекла не менее 1,8 м. В кабине три кресла с приборными досками для водителя, штурмана и механика. За кабиной – системный отсек, где установлены два мощных глушителя с двумя выхлопными трубами и два воздушных фильтра с вертикальными трубами забора воздуха через циклоны.

Четвертая секция – это алюминиевый фургон, в котором находятся запчасти, инструмент, вода, масло и два запасных колеса. Учитывая специфику условий гонки, используются шины Michelin, а под них разработаны специальные кованые колесные диски, применяемые на спортивных автомобилях КамАЗ-4911 Extrim.

С двигателем агрегатирована механическая 13-ступенчатая коробка передач Eton RTLO 20913A (Англия) с передаточным отношением по ступеням от 12,3 до 0,73. Двухступенчатая раздаточная коробка – фирмы Steyr Daimler Puch AG (Австрия). Благодаря уменьшенному передаточному числу высшей передачи 0,89 автомобиль развивает скорость до 165 км/ ч, а при включении низшей передачи 1,536 автомобиль преодолевает крайне тяжелые участки. Главная передача ведущих мостов – разнесенная. Это главный редуктор с передаточным числом 1,06 и планетарные редукторы с передаточным числом 2,356, установленные в ступицах колес.

Подвеска – независимая на поперечных рычагах с торсионами и амортизаторами. Конструктивно блок подвески мостов встроен в раму шасси автомобиля и объединяет редуктор главной передачи, рычаги подвески и амортизаторы.

Планируется, что автомобиль примет участие уже в Дакаре-2009.

Основатель марафона французский мотогонщик Тьери Сабин формулировал девиз соревнований так: «До Розового озера в столице Сенегала может доехать только тот, кто не проиграет самому себе. И кто сумеет это сделать, тот исполнит свою мечту». Будем надеяться, что и «кразовцы» исполнят свою мечту. Удачи тебе, КрАЗ!