Нет худа без добра

Презентации новинок и планов развития «Машино­строительного завода ТОНАР»

«Нет худа без добра!» – такими словами народной пословицы выразился основатель и технический директор Машиностроительного завода «ТОНАР» Юрий Павлович Вайнштейн, рассказывая о новинках продукции, планах и перспективах развития производства предприятия, открывшихся в результате ухода с отечественного рынка западных фирм.

Машиностроительный завод «ТОНАР» (г. Орехово-Зуево Московской обл.) – известное по всей России предприятие, специализирующееся на разработке и производстве прицепной техники, а также технологических самосвалов и автопоездов повышенной грузоподъемности.

20 и 27 мая на территории завода прошли масштабные презентации продукции ТОНАР. Особое внимание было уделено новинкам производственной линейки.

Сельскохозяйственная, самосвальная и специальная прицепная техника

После ухода с российского рынка иностранцев единственным крупным производителем прицепов для перевозки скота остался ТОНАР. Новинка предприятия: полуприцеп ТОНАР-9827 с кузовом новой конструкции, включающей в себя три стационарных яруса для перевозки свиней. Задний гидролифт, работающий от установленной на полуприцепе автономной гидростанции, позволяет удобно и быстро загружать и выгружать животных. Благодаря откидным элементам в конструкции полов загонщики могут свободно проходить при загрузке-выгрузке животных и без затруднений убирать и мыть полуприцеп. Полуприцеп оснащен системами вентиляции, освещения и поения животных. ТОНАР планирует заполнить оте­чественный рынок прицепов-свиновозов на 80–85%.

Упомянем еще 4-осный алюминиевый полуприцеп-зерновоз ТОНАР-9599 с кузовом прямоугольного профиля емкостью 50 м3 и дополнительной боковой разгрузкой. Полуприцеп может перевозить до 30 т груза без превышения весовых норм. По прицепам для перевозки птицы у ТОНАРа порядка 98% отечественного рынка, также освободилась рыночная ниша бункеров–перегрузчиков зерна, занять которую ТОНАР планирует уже в 2022 г.

В ассортименте специальной прицепной техники прежде всего назовем ТОНАР-9984 – полуприцеп-транспортер шин сверхвысокого диаметра для технологических самосвалов. Он рассчитан на 4 шины размерностью 40 R57 или 6 шин 33 R51. Достоинством полуприцепа является то, что вертикально закрепленные шины укладываются в допустимый для дорог общего пользования габарит. Раньше таких полуприцепов в России не изготавливали.

Также отметим модернизированный самосвальный полуприцеп-асфальтовоз ТОНАР-95892 под асфальтоукладчик, способный перевозить до 28,5 т асфальтобетона, и новый самосвальный 4-осный прицеп с задней разгрузкой ТОНАР-9595 для транспортировки до 28 т угля и других нерудных материалов, который пока не выпускается серийно.

Подчеркнем, что на всех самосвальных прицепах ТОНАР оси официально имеют предельную нагрузку 9 т, но рассчитаны на повышенные нагрузки 13 т, т.е. могут выдерживать перегруз.

Хорошее партнерство налажено у ТОНАРа с алмазодобывающей компанией АЛРОСА. В 2023–2025 гг. у компании плановая замена автопарка, перевозящего алмазоносную руду на севере Якутии. Иностранные фирмы, ранее поставлявшие автотехнику, прекратили сотрудничество. Поэтому АЛРОСА заключила договор с ТОНАРом на поставку на первом этапе 28 автопоездов ТОНАР-7502 (тягач и два прицепа, везущие 115 т груза и названные «Три медведя»), а в будущем предполагается поставка еще 40 автопоездов. Недавно автопоезд доработан с учетом опыта эксплуатации первых образцов: тягач получил новые двигатель (Yuchai, 19 л) и коробку передач, добавлена раздаточная коробка, за счет чего машина стала полноприводной, применена отечественная гидравлика и т.д.

На ТОНАРе созданы шарнирно-сочлененные самосвалы (ШАС) Т35 и Т45 грузоподъемностью 35 и 45 т соответственно. Машины комплектуются двигателями Weichai и коробками передач Fast gear (аналог Allison, Китай). Машины созданы в расчете на большой проект – строительство второй нитки железной дороги БАМ, которое уже началось. Для него уже сейчас требуется 240 ШАС. На ШАС ТОНАР 7507 (Т35) уже есть договор на поставку 10 ед. к декабрю с.г. Затем ожидается заключение еще одного договора на 30 таких автомобилей. В линейке ШАС ТОНАР имеется и 60-тонная модель. Недавно такая машина была отгружена в Кемерово на угольный карьер.

Планируется еще разработать шарнирно-сочлененные самосвалы для подземных работ, т.к. есть запросы от клиентов.

Техника магистрального направления

За последнее время разработана и внедрена подъемная крыша на шторном магистральном прицепе ТОНАР Т3-13, которая позволяет заполнять внутреннее пространство высотой в 2,7 м полезным грузом до самых поперечных балок крыши.

В конструкцию всей линейки шторно-бортовых полуприцепов внедрен Г-образный профиль TIR. Благодаря этому универсальные полуприцепы ТОНАР могут использоваться как для внутренних, так и международных перевозок.

В линейке изотермических прицепов ТОНАР теперь имеются модели всех разрешенных значений длины – начиная от 12 м, 13,6 и до 16,5 м. Пол полуприцепов и весь каркас – из алюминия отечественного производства. Качество механической очистки алюминиевого пола повышено. Французский поставщик холодильного оборудования Carrier пока сотрудничество не прекратил. Но с целью подстраховки пока намечено взять на испытания китайскую холодильную машину.

На прицепы-лесовозы ТОНАР сегодня существует стабильный спрос. Ряд деталей конструкции этих прицепов, в частности коники, переводятся на сварку роботизированными комплексами, и после внедрения в производство еще одного роботизированного сварочного комплекса завод сможет выпускать до трех таких прицепов в день.

Сейчас инженеры ТОНАРа разрабатывают прицеп для перевозки стекла, технику очень специфической конструкции, которую раньше получали из-за границы. Ожидается, что в июле будет изготовлен первый такой прицеп и передан на испытания клиенту. Если испытания завершатся успешно, будет запущено серийное производство стекловозов.

Компоненты и материалы

На пресс-конференции Ю.П. Вайн­штейн заверил собравшихся, что ТОНАР в настоящий момент не испытывает проблем с комплектующими. Дальновидная политика руководства завода – освоение собственного производства осей прицепов позволила перейти на импортозамещение раньше, чем это стало условием выживания некоторых отечественных предприятий. Применяют подшипники ступиц китайского, индийского производства и «Волжского подшипникового завода».

Итальянский поставщик компонентов гидросистем Penta (Interpump) вынужденно прекратил сотрудничество, но ТОНАР сейчас работает с заводом «Гидроагрегат» из г. Павлово-на-Оке Нижегородской обл. Ведется совместная доводка производства предприятия до уровня качества, необходимого ТОНАРу. Также заказана опытная партия гидроцилиндров в Китае. По результатам ее испытаний будет принято окончательное решение о возможности сотрудничества с китайской фирмой.

Уже третий год кузова самосвальных прицепов изготавливаются из российских высокопрочных сталей (аналогов шведских Hardox и Domex), выпуск которых освоил завод «Северсталь». Проблемы с толщиной листа решены – «Северсталь» теперь производит листы от 4 мм, что вполне устраивает ТОНАР.

Развитие производства

У руководства ТОНАР обширные планы по расширению и совершенствованию производства. Большая часть сварочных работ теперь выполняется 44 роботами. Будут еще заказываться роботы, но уже не у японской FANUC, а у китайской фирмы или у ООО «Роботех» (г. Пермь). На покраске также применяются роботы, что дает большую экономию краски. Также в планах строительство завода по производству автомобильной техники площадью 20 000 м2, расширение складов и многое другое.