На страже чистоты

Е. Соболева

XXI век стремительно ворвался в жизнь человечества вместе с техническим прогрессом и множеством созданных им экологических проблем. Уже в конце века прошлого население земного шара начало особенно остро ощущать проблему вывоза и захоронения производственных и бытовых отходов. В небе над крупными городами появились удушливые облака (смог), образующиеся вследствие роста промышленного производства, увеличения числа автомобилей на дорогах, сжигания бытового мусора и отходов производственной деятельности на близлежащих городских свалках. Жители начали задыхаться, и руководство крупных городов стало переносить действующие свалки подальше от жилых зон.

В соответствии с этим поэтапно увеличивается парк спецтехники для вывоза строительного и бытового мусора. Однако число таких автомобилей не может расти бесконечно, и потому предприятия коммунального и дорожного машиностроения изготавливают новые большегрузные спецавтомобили (мусоровозы, бункеровозы), объемы перевозимого мусора увеличиваются со стандартных 5 м3 до 30. Однако контейнер (бункер) такого размера, да и сами базовые шасси ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ не всегда могут использоваться в центральных районах городов, зачастую тесно застроенных старыми зданиями.

В последние годы при реконструкции исторических центров городов, а также строительстве новых объектов широко применяются бункеровозы контейнерного типа с бункером 8 м3. С увеличением объемов строительства увеличивается и количество таких автомобилей, способных за одну рабочую смену вывезти всего 1-2 бункера до ближайшей свалки. Стоимость услуг по вывозке этого мусора постоянно растет, особенно это ощущается в таких крупных городах, как Москва, Самара, Санкт-Петербург, Екатеринбург.

Многие предприятия коммунального машиностроения, как известно, традиционно изготавливали бункеровозы на шасси автомобиля ЗИЛ-433362 с карбюраторным двигателем. Большинство из них работает и по сей день, значительно осложняя экологическую обстановку в городах. Позже стали появляться более современные бункеровозы на шасси дизельных автомобилей МАЗ и КамАЗ. Однако, как и их предшественники, они способны вывозить лишь один бункер с мусором.

Производственно-коммерческая фирма «Берц» (Рязань), специализирующаяся на выпуске спецтехники для коммунального, дорожного и сельского хозяйства, разработала машину, способную единовременно вывозить несколько бункеров с мусором. Она стала дальнейшим расширением модельного ряда. Предприятием серийно изготавливаются: подметально-уборочные машины (ПУМ-1, ПУМ-99, ПУМ-2, ПУМ-3), мусоровозы (КО-33МД, КО-50МЗ), бункеровозы (БСУ-8), пескоразбрасыватели (ПР-4, ПР-6), передние скоростные отвалы (ПСО-04, ПСО-05), загрузчики сухих кормов (ЗАСК-10Б, ЗАСК-15Б, ПЗК-10) и т.д. Теперь к этому перечню добавился еще и бункеровоз БСУ-15.

БСУ-15 – это принципиально новая машина, созданная на базе конструкторского бюро завода в 2001 г. Ее серийное производство уже подготовлено. Машина изготавливается на базе ЗИЛ-133Г42 с двигателем КамАЗ. Грузоподъемность машины и наличие у нее удлиненной рамы позволяют перевозить одновременно два бункера вместимостью 8 м3. БСУ-15 обслуживается одним водителем, весь процесс погрузки и разгрузки обеспечивается гидравлическим оборудованием.

Гидравлическая схема БСУ-15 выглядит следующим образом: с помощью коробки отбора мощности приводится в действие насос НШ-50 и через гидрораспределитель РМ-12 происходит регулирование потоков гидравлического масла (ИГП-30), которые по шлангам РВД поступают к гидроцилиндрам (их используется 5 шт. трех типоразмеров) привода подвижных частей. В схему включены специальные перепускные клапаны, исключающие аварийные ситуации при погрузке и разгрузке. Все узлы отечественные, что позволяет упростить ремонт и обслуживание бункеровозного парка спецавтобаз и специализированных управлений.
Загрузка машины происходит так. Бункеровоз подъезжает к бункерам, для повышения устойчивости встает на «лапы» аутригеров, имеющих гидропривод. Далее с помощью портала первый бункер устанавливается на платформу, способную передвигаться вдоль рамы автомобиля. Мощный цилиндр перемещает платформу с загруженным бункером вперед до упора, где она фиксируется страховочным устройством. Затем портал захватывает второй бункер и устанавливает его уже на раму автомобиля, где он также фиксируется. После поднятия аутригеров автомобиль с погруженными бункерами готов к транспортировке. Однако в некоторых случаях из-за удлиненной платформы маневренность машины может быть ограничена, могут возникнуть затруднения и при подъездах для разгрузки на неровной поверхности городских свалок.

Новый бункеровоз БСУ-15 имеет ряд достоинств:

– дизель автомобиля ЗИЛ-133Г42 экологически более чистый, чем карбюраторный, к тому же потребляет значительно меньше топлива;

– одновременная транспортировка двух бункеров значительно уменьшает стоимость вывоза мусора;

– использование стандартных бункеров типа БСУ-8 позволяет перемещать их с любого места без возврата на одни и те же объекты;

– обслуживание и ремонт автомобиля БСУ-15 упрощены, благодаря использованию стандартных комплектующих;

– стоимость одного спецавтомобиля ниже, чем стоимость двух стандартных бункеровозов.

В настоящее время бункеровозы этого типа начинают работать на строительных объектах Москвы, Рязани, Санкт-Петербурга.

В перспективе производственно-коммерческая фирма «Берц» планирует производство бункеровозов нового семейства, способных перевозить два или три бункера на прицепе автомобиля.

Е. Соболева Основные Средства 12'2002 26 января 2005

Комментарии (0)