Новый Unimog

В. Мамедов

Спустя почти 50 лет после начала выпуска первого универсального автомобиля-трактора UNIMOG более 320 тыс. машин, построенных согласно этой концепции, нашли своих поклонников. В 2000 г. DaimlerChrysler представил миру новый UNIMOG, поразивший специалистов своим дизайном и ставший еще более удобным для тех, кому придется на нем работать.

Семейство UNIMOG было решено обновлять постоянно. В апреле 2000 г. начался выпуск первых двух серий новой гаммы – U300 и U400. Они по допустимой полной массе относятся к средним в семействе и заменяют на конвейере старые модели серий U1100 и U1650. Затем настал черед серии U500. В 2001 г. она начала вытеснять из производственной программы завода тяжелые версии U2100 и U2450. В 2002 г. ожидается появление новых легких представителей семейства.

Все версии автомобилей собираются только в соответствии со спецификацией, выбранной конкретным покупателем для решения определенных задач. Дилер компании обязан помочь выбрать нужную комплектацию по дополнительному навесному оборудованию, организовать обучение машинистов-операторов коммунальных и строительных машин, разработать программу технического обслуживания, соответствующую условиям работы конкретной машины.

Что же кардинально нового появилось в семействе UNIMOG XXI века? Сохранив основные конструктивные особенности, присущие машинам прежних лет, новое семейство отличает применение более современной кабины, дизелей, отвечающих требованиям Euro-3, электроники в приводе переключения передач (система Telligent), постоянного привода на все колеса с центральным блокируемым дифференциалом, уникального нового управления VarioPilot, способного обеспечить работу водителя, как сидящего слева от центральной консоли, так и переместившегося на традиционное место переднего пассажира.

Специальное исполнение для коммунальных служб, кроме того, оснащают гидросистемой VarioPower для привода многочисленного навесного оборудования, поставляемого доброй сотней специализированных фирм.

Вышеперечисленное ясно указывает на глубину модернизации, проведенной специалистами компании. При этом в ряде случаев решения, которые были воплощены в жизнь, отличает оригинальность и нетрадиционность для изделий концерна.

Несмотря на мощные собственные силы дизайнеров и конструкторов, специализирующихся на разработке кабин грузовиков, к формированию внешнего облика и салона нового UNIMOG была привлечена компания Dornier, обладающая богатым опытом в производстве летательных аппаратов. Видимо, слишком сложными и непривычными для автомобильных дизайнеров оказались требования, выдвинутые потенциальными покупателями, дилерами и непосредственно водителями UNIMOG.

Обвешанный рабочими органами «универсальный агрегат» подчас должен очень точно следовать оптимальной траектории, а для этого у водителя должна быть ясность, что творится у него справа и слева от машины, спереди и сзади; и все это – на расстоянии метров от колес, рамы, водительского кресла. Согласитесь, разве это не похоже на требования к обзорности военного летчика, ожидающего в кабине вертолета возможной атаки из любой точки воздушного пространства? Видимо, поэтому и были задействованы компьютерные программы авиационных компоновщиков, позволившие лучшим образом определить оптимальный наклон стекол кабины, конфигурацию боковых дверных окон, сделать максимально удобной посадку на водительском (точнее, операторском) кресле, продумать расположение приборов и органов управления в кабине.

Исходя из того, что срок службы автомобилей UNIMOG очень велик (нередко он превышает 20 лет) особые пожелания высказывались в отношении коррозионной стойкости кабины и сохранения высокой прочности в течение длительного периода времени.

Проанализировав разные варианты, конструкторы приняли радикальное решение: отказаться от листовой стали и изготавливать кабину из композитного синтетического материала, сочетающего малый удельный вес, высочайшую долговечность и высокую прочность. Этот материал также был взят из арсенала авиастроителей.

Еще одно любопытное решение относится к органам управления. На UNIMOG водитель в случае необходимости легко может «перебросить» из левого угла кабины в правый все главные органы управления и контроля за машиной – рулевое колесо, педали, щиток приборов. Как показал опыт применения подобной системы (VarioPilot) на небольших мусороуборочных машинах Mercedes-Benz UXI, выпускающихся на том же заводе в Гаггенау, где делают универсальные машины UNIMOG, она ощутимо облегчает работу оператора в стесненных условиях, а гидравлика позволяет реализовать ее без каких-либо особых сложностей.

Новое семейство UNIMOG – машины, обладающие достаточно высокой грузоподъемностью, компактные и мощные. Модели семейств U300 и U400 при одинаковой ширине, равной 2 150 мм, имеют колесную базу соответственно 3 080 и 3 600 мм, а представители группы моделей U500 выпускаются с базой 3 350 или 2 900 мм. Допустимая масса автомобилей UNIMOG U300 составляет от 7,5 до 10,2 т, UNIMOG U400 – от 11,99 до 12,5 т, UNIMOG U500 – 15,5 т. Грузоподъемность машин с индексами U300, U400 и U500 соответственно 4,5, 6,0 и 9,0 т.

На UNIMOG последнего поколения устанавливают модернизированные турбодизели, лучше приспособленные для работ, выполняемых этими машинами в сельском хозяйстве и строительстве, а также при эксплуатации на бездорожье благодаря высокому крутящему моменту на низких и средних оборотах, повышенной экономичности и увеличенному запасу мощности. Все моторы отвечают требованиям Euro-3.

Автомобили семейств U300 и U400 комплектуют четырехцилиндровым дизелем (4,25 л, 150 или 177 л.с. при 2 200 об/мин, 580 или 675 Нм при 1 200 – 1 600 об/мин). Шестицилиндровый турбодизель устанавливают как на семейство U400 , так и на U500. Его мощность в зависимости от исполнения составляет 230 или 280 л.с. при 2 200 об/мин, максимум крутящего момента – 810 или 1 100 Нм, приходится на 1 200 – 1 600 об/мин.

Автомобили UNIMOG новых серий оснащают 24-ступенчатой, полностью синхронизированной трансмиссией, управление которой значительно облегчилось. Электронная система Telligent, уже хорошо зарекомендовавшая себя на грузовиках Actros, теперь применяется и на вездеходах UNIMOG. Она управляет электропневматическим исполнительным механизмом, непосредственно воздействующим на шестерни в коробке.

Система Telligent связана с электронной системой управления дизелями. Вместо рычага переключения передач – джойстик. Само переключение предельно упрощено: покачивание джойстика вперед или назад приводит к выбору оптимальной передачи для данных условий движения. Компьютер в кабине через дисплей «подсказывает» водителю номер нужной передачи мигающим световым сигналом. На дисплее постоянно высвечивается номер включенной в данный момент передачи. Поскольку существует электронная связь, обеспечивающая синхронизацию чисел оборотов коленвала и валов коробки передач, они включаются четко и практически без износа синхронизаторов. В качестве опции предлагают дополнить механическую трансмиссию гидротрансформатором.

Привод на обе оси у новых автомобилей UNIMOG постоянный, с возможностью блокировки трех дифференциалов: двух межколесных и межосевого. Правда, механизм блокировки переднего моста не входит в стандартное оборудование. Ходовая часть новых машин не претерпела принципиальных изменений. Рама, обладающая способностью к кручению в ограниченных пределах, длинноходные пружинные подвески жестких мостов, колеса с шинами размером от 12,5 R20 до 455/70 R24, приводимые во вращение через колесные редукторы, – все это обеспечивает новинкам потрясающую проходимость.

В заключение стоит отметить, что обновленная гидравлическая система управления навесным оборудованием VarioPower также предъявляет к водителю меньше специальных требований. Она практически не утомляет его в работе и более надежна. Кстати, максимальная мощность, которую можно снять с переднего приводного вала, составляет 150 л.с.

А о возможных сферах применения новых моделей UNIMOG можно писать бесконечно.

В. Мамедов Основные Средства 11'2002 26 января 2005

Комментарии (0)