Машины из Могилева

В. Мамедов

Продукция МоАЗ в недавнем прошлом практически не встречались в транспортном потоке российских магистралей. Тем не менее марка была хорошо известна. Ведь именно могилевские самосвалы и скреперы вывозили на себе основной объем земляныхработ любого мало-мальски крупного строительства.

Тягач МоАЗ-546 со скрепером Д-567 в течение долгих лет был основной продукцией завода, без которой не обходилась ни одна крупная стройка

История Могилевского автозавода началась в 1935 году, когда на живописном берегу Днепра на восточной окраине областного центра было пущено предприятие по ремонту автомобилей. В 40-х годах на месте авторемонтного был построен завод авиационных двигателей, который впоследствии переориентировался на выпуск локомобилей, электрических мостовых кранов, маслозаправщиков и другой техники, необходимой для послевоенного восстановления народного хозяйства.

К 60-м Могилевский автозавод (МоАЗ) стал крупнейшим в Европе предприятием, выпускающим землеройно-транспортную технику. Известность марке принесли самоходные скреперы, без которых не обходилась ни одна крупная стройка. Солидная конструкция машин и невысокая их цена позволили завоевать им рынки Азии и Африки, приобрести известность в Центральной Америке.

Расширяя гамму выпускаемой продукции, заводские конструкторы разработали целое семейство унифицированных строительных машин, организация производства которых не потребовала значительных инвестиций. На базе основных узлов получилась палитра, в которую, кроме самоходного скрепера, вошли полноприводные автомобили-самосвалы для работы на бездорожье, специальные фронтальные пневмоколесные погрузчики для горных работ и строительства, автопоезда для подземных рудников и тоннелей, тягачи для буксировки тяжелых самолетов, автобетоносмесители и другие машины.

Самосвал МоАЗ-75051 грузоподъемностью 23 т

В период, когда заводы кроме основной продукции директивно были обязаны выпускать широкий спектр товаров народного потребления, МоАЗ наладил производство гоночных автомобилей "карт-кросс" для молодежи, предназначенных для участия в соревнованиях на закрытых трассах без искусственного покрытия и оснащенных мотоциклетными двигателями ММВ3 или ИЖ. Сегодня перечень подобных товаров дополнен строительным инструментом, замками и автомобильными запчастями.

Работа в рыночных экономических условиях заставила повышать качество продукции. Несмотря на резкое снижение выпуска машин, связанное с уменьшением объема строительных работ в странах СНГ, их конструкция постоянно совершенствуется. На тягачи и скреперы могут устанавливаться силовые агрегаты зарубежных фирм, больше внимания уделяется выполнению требований конкретного заказчика. Быстро реагируя на результаты маркетинговых исследований, завод выпускает на рынок новые изделия, спрос на которые в данное время не удовлетворен. Так появилось на МоАЗе производство электрокаров ЭК-1.00 грузоподъемностью 2 т, мусоровозов и автобетоносмесителей. На основной же продукции завода – машинах для строительства – остановимся подробнее.

Самосвальный автопоезд МоАЗ-7405-9586

Двухосный полноприводный самосвал МоАЗ-75051 создан для транспортировки грунта в тяжелых условиях, когда отсутствуют подготовленные дороги с твердым покрытием: при строительстве гидротехнических сооружений, автомобильных и железных дорог, вскрышных и рекультивационных работах в горно-рудной промышленности и производстве стройматериалов. Автомобиль имеет короткую колесную базу (3 550 мм), что делает его маневренным. Но главными особенностями машины являются привод на два моста с блокируемыми дифференциалами – межосевым и заднего моста, большой дорожный просвет (550 мм) и крупногабаритные шины размером 26.50-25. Все это в совокупности с оптимальной развесовкой, близкой в загруженном состоянии к 50 на 50%, сделали самосвал уникальным транспортным средством, давно ожидаемым на предприятиях горно-рудного комплекса и в строительстве. Как показали испытания, по проходимости и экономической эффективности в эксплуатации МоАЗ-75051 намного превосходит широко используемые ныне машины с колесной формулой 6 х 4 и 6 х 6.

Вместимость кузова самосвала составляет 15,5 м3, а грузоподъемность – 23 т при полной массе 42,6 т. Необходимые динамические качества автомобилю обеспечивает дизель ЯМЗ-238Б мощностью 300 л.с. или устанавливаемый по заказу Cummins ТА-10, развивающий 335 л.с. Гидроусилитель руля и гидромеханическая коробка передач облегчают управление тяжелым автомобилем с габаритами 7,5 х 3,6 х 3,4 м. Пневмогидравлическая подвеска мостов – на трех продольных и одном поперечном рычагах, в сочетании с низким давлением (3,9 кгс/см3) в шинах обеспечивают высокую плавность хода. Скорость движения самосвала по твердой горизонтальной поверхности достигает 50 км/ч.

Самоходный скрепер МоАЗ-6014

Еще одна особенность автомобиля – одноместная кабина с дополнительным местом для стажера. Она оборудована двумя жидкостными отопителями с подводом тепла от системы охлаждения дизеля.

Основное отличие МоАЗ-7506 – шарнирно-сочлененная рама, позволяющая существенно повысить маневренность машины. При больших габаритах (8,97 х 3,39 х 2,95 м) она перевозит на 9 т больше, чем МоАЗ-75051. Максимальная скорость выросла до 56 км/ч. Самосвал предлагают с дизелем ЯМЗ 8424.10 мощностью 312,5 л.с. С односкатными шинами размером 29,5 х 29 и всеми ведущими колесами он уверенно двигается на бездорожье даже в период осенней и весенней распутицы.

По заказу потенциальных покупателей заводское КБ разработало трехосный вариант сочлененного самосвала с не ведущей задней осью. Его грузоподъемность уже не 32, а 45 т. Сегодня этот автомобиль также освоен в производстве. МоАЗ-7503 – такое название получила эта машина – оснащается 600-сильным дизелем ЯМЗ-8401.10-01 и кузовом вместимостью 30 м3. Полная масса автомобиля составляет 78,0 т. Задние мосты имеют рессорно-балансирную подвеску. Габариты – 10,39 х 3,4 х 3,8 м. Максимальная скорость – до 50 км/ч.

Для работы в шахтах, тоннелях и других стесненных условиях завод предлагает специальный самосвальный автопоезд МоАЗ-7405-9586 с вместимостью кузова 12,5 м3. Наличие дублирующих органов управления сзади обеспечивает автопоезду работу по "челночной" схеме, то есть езду вперед-назад без разворотов.

Автобетосмеситель на шасси грузовиков Минского автозавода

В связи со специфическими условиями работы эти машины во многом уникальны по конструкции и не имеют аналогов в мире. Гидромеханическая коробка передач, гидравлический руль и гидропривод рабочих органов облегчают управление автомобилем. Автопоезд укомплектован двухступенчатой системой нейтрализации отработавших газов, действие которой основано на принципе беспламенного каталитического окисления продуктов неполного сгорания топлива. Одновременно она же служит для глушения шума выпуска. С 22 т груза МоАЗ-7405-9586 может двигаться со скоростью до 40 км/ч.

Для работы в холодном климате автопоезд дополняют специальной утепленной кабиной, обеспечивающей нормальные условия труда оператора при температуре до – 40С. Некоторые дополнительные меры позволяют понизить температурную границу до – 600С. Сегодня автопоезда МоАЗ в "северном" исполнении широко используются для добычи золота и других драгоценных металлов, а также алмазов.

Эффективность самосвалов зависит не только от их технических возможностей, но и от скорости загрузки. Именно поэтому солидные изготовители техники стараются предлагать своим заказчикам транспортные и погрузочные машины в комплекте. Пошел по этому пути и МоАЗ, и в производственной гамме появился фронтальный погрузчик МоАЗ-4048 – мощная устойчивая машина с шарнирно-сочлененной рамой и двумя ведущими мостами. Она предназначена для погрузки взорванных или разрыхленных полускальных и скальных, а также легких и рыхлых пород, выбираемых из карьеров. Погрузчик снабжен гидромеханической коробкой передач и выпускается как с рессорной (МоАЗ-4048), так и с гидропневматической (МоАЗ-40484) подвеской. Универсальность машины достигается использованием ковшей с различными вариантами режущих кромок и полезного объема.

Самосвальный автопоезд МоАЗ-74051-9586 для работы при температуре воздуха от + 40 до – 40°С

Погрузчик имеет грузоподъемность 7,5 т при снаряженной массе 29,5 т. Вместимость ковша в базовом исполнении – 3,7 м3. По заказу устанавливаются ковши 5,0 и 6,5 м3. На нем применяют мотор ЯМЗ-238Б мощностью 350 л.с. Габаритный радиус поворота погрузчика не превышает 8,0 м.

Последняя разработка завода – короткобазный стреловой кран МоАЗ ККС-55. Для него было сконструировано специальное полноприводное полноуправляемое шасси МоАЗ-8004. Оно обеспечивает крану высокую проходимость в стесненных условиях строительства и возможность выполнять свои функции на бездорожье. При необходимости машина может двигаться "крабом" или "колея в колею", осуществляя поворот практически на одном месте.

Кран может работать с основным и вспомогательным крюками на стреле длиной от 10,7 до 34,7 м и вспомогательным крюком при установленной длине стрелы 34,7 м. Максимальный грузовой момент крана равен 165 тм. Максимальная грузоподъемность основного механизма подъема – 55 т, вспомогательного – 2,5 т. Выдвижение и втягивание всех секций стрелы производится крановщиком из кабины. Управление краном возможно как с передней, так и с задней кабины.

Погрузчик МоАЗ-4048

С передней обеспечивается шесть передач переднего и одна заднего хода, с задней – по одной передаче переднего и заднего хода. Гидронасосы крановой установки могут получать питание как от двигателя шасси через коробку отбора мощности, так и от электродвигателя, подключенного к внешней сети переменного тока 380 В х 50 Гц.

В заключение обзора мы вернемся к машинам, которые всегда были "визитной" карточкой завода. Речь идет о самоходных скреперах, сочлененных машинах для послойной обработки грунтов 1 – 2 категорий и разрыхленных грунтов 3 – 4 категорий, их транспортировки и отсыпки слоя заданной толщины. Сегодня МоАЗ выпускает один тип скрепера модели 6014. По сравнению с зарубежными аналогами он в 3 – 4 раза дешевле; более прост в обслуживании; может загружаться экскаватором или погрузчиком.

МоАЗ-6014 имеет грузоподъемность 16 т при массе в снаряженном состоянии 20 т, вместимость его ковша составляет 8,3 м3. Максимальную скорость в 25 км/ч обеспечивает 225-сильный дизель ЯМЗ-238АМ2. Остальные технические данные наши читатели легко найдут во всех соответствующих справочниках.

В. Мамедов Основные Средства 11'1999 30 сентября 2005

Комментарии (2)

admin
Спасибо, исправлено.
3 июля 2015 – 13:27 Ответить
геннадий
Спасибо с интересом почитал, исправить только надо 400 на 40 )))
2 июля 2015 – 23:30 Ответить