Автоматические системы управления на линиях BRT
Как правильно смонтировать гидромолот на экскаватор
Подвеска (адаптер) гидромолота
Большие возможности маленьких КМУ
Краноманипуляторные установки в строительстве
 1
Дизельное топливо и сера: проблемы и решения
 2
Поиск и устранение неисправностей гидропривода
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 3)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Мультилифты
Новинки на рынке
Колесные шарнирно-сочлененные самосвалы
Земные спасатели космонавтов (ч.3)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 5)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси
Гусеничные краны-трубоукладчики
Обзор российского рынка

Выбор и замена моторных масел в тяжелой технике

Первое, о чем стоит упомянуть в разговоре о моторных маслах, это их состав. Каждое масло состоит из смеси базового масла (около 80%) с модификаторами вязкости (~10%) и различными пакетами присадок (~10%). При определении принадлежности продукта к тому или иному классу учитывается происхождение базового масла, которое, в свою очередь, может быть синтетическим, минеральным или частично синтетическим.
 
 
 
 
 
 
 

Синтетические масла имеют более широкий температурный диапазон, они стабильнее при нагреве и лучше работают при низких температурах. Кроме того, они дольше сохраняют свои эксплуатационные свойства, поэтому их особенно рекомендуют в случаях увеличения межсервисных интервалов. Основу синтетической базы обычно составляют полиальфаолефины (ПАО), эстеры или их смесь. Если не углубляться в детали, то ПАО получают из бутилена и этилена путем со­единения коротких углеводородных цепочек в более длинные. Эстеры же представляют собой сложные эфиры и производятся как методом искуственного синтеза из спиртов и кислот, так и из натуральных растительных компонентов. Сложные эфиры обладают целым рядом преимуществ: их молекулы полярны, а значит, легче «прилипают» к металлу, также такие масла легко утилизируются после использования, что делает их более экологически чистыми. Однако кроме плюсов есть и оборотная сторона: базовое масло на основе сложных эфиров в 5–10 раз дороже минерального и по сравнению с ПАО, гидрокрекинговыми и минеральными маслами менее устойчиво к воздействию воды.

Присадки, хоть и составляют лишь десятую часть моторного масла, в значительной степени влияют на его свойства. Каждый пакет присадок содержит тщательно подобранные сочетания элементов, каждый из которых направлен на придание маслу особых свойств. В последние годы большое распространение получили пакеты присадок, которые продаются отдельно и якобы существенно улучшают работу мотора. Производители категорически не рекомендуют добавлять какие бы то ни было присадки в купленное моторное масло самостоятельно, потому что любой посторонний компонент может нарушить формулу, разработанную специалистами, и не только не улучшить характеристики масла, но и значительно снизить его качество.

Рекомендации по выбору

Главное, на что стоит обращать внимание при выборе моторного масла, – это допуски производителя, отраженные в инструкции по эксплуатации автомобиля. По сути, допуск – это обозначение программы испытаний, которые масло должно успешно пройти, чтобы его можно было применять в том или ином двигателе. Отсутствие в документах на масло или на этикетке емкости с маслом допуска, указываемого производителем техники в качестве обязательного условия, однозначный аргумент, чтобы отказаться от его применения. Использование недопущенного масла освобождает производителя от любых гарантийных обязательств, а кроме того, вполне может повлечь за собой повышенный износ двигателя и резкое сокращение его ресурса.

Разница между маслами для легковых и грузовых автомобилей довольно существенна, и это не удивительно, учитывая различия в условиях работы их двигателей. Однако универсальное правило подбора масла распространяется и на те и на другие: параметры используемого масла должны соответствовать конструкции и характеристикам мотора. Для того чтобы узнать, подходит тот или иной продукт для данного транспортного средства, достаточно изучить допуски в инструкции. Их два вида: допустимые классы вязкости по SAE и эксплуатационная спецификация.

Вязкость определяет несущую способность масла в парах трения, и если она недостаточна, то в тяжелых режимах эксплуатации возможны разрыв пленки и соприкосновение металлических деталей. С другой стороны, если вязкость масла выше, чем оговорено в инструкции к автомобилю, возрастают потери энергии на прокачку по системе смазки. Использование масла неподходящей вязкости может привести не только к повышенному износу, но в сложных случаях и к отказу мотора.

Стандарт SAE вводит понятие классов вязкости, которые могут быть условно разделены на «зимние» и «летние». Первые имеют обозначения 0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W и формулируют требования к пусковым свойствам масла в холодное время года. Конструируя мотор, инженеры при расчете его параметров ориентируются на низкотемпературные характеристики выпускаемых промышленностью масел. Также SAE устанавливает требования к вязкости масла при рабочей температуре. Понятие так называемых «летних» классов, обозначаемых числами 20, 30, 40, 50 и 60, задает интервал допустимых значений вязкости масла при температуре, равной 100 °С.

Говоря о «зимних» и «летних» классах, стоит упомянуть такой распространенный вопрос, как сезонность применения моторных масел. На данный момент все масла, которые выпускаются лидерами отрасли для применения в двигателях большегрузных автомобилей, эксплуатируемых в климатических зонах, подобных России, всесезонные. То есть все они одновременно соответствуют требованиям и «зимних» классов, и «летних»: имеют хорошие пусковые свойства в холодное время и обеспечивают заданные несущие свойства масла в парах трения двигателя при рабочей температуре. Соответственно для их обозначения используют всем известные комбинированные надписи типа 5W-30, 10W-40 и т. п. Сами названия классов идут с тех времен, когда еще были в ходу сезонные масла и надо было раздельно определять свойства тех, что применялись зимой, и тех, что использовались летом, когда проблемы холодного пуска не было. В грузовом транспорте наиболее распространены классы вязкости SAE 10W-40 и SAE 15W-40, однако производители современных грузовиков все чаще предписывают применение масел класса 5W-30, что раньше было характерно исключительно для легковых автомобилей.

Однако вернемся к эксплуатационным спецификациям. В европейской системе АСЕА для описания параметров масел для грузовых дизельных моторов существует отдельная группа Е (Е4, Е6, Е7, Е9), в то время как масла для легковой техники относят к группам А, В и С. Разумеется, за этими обозначениями стоит не одна серия исследований и измерений, которые существенно различаются на стадии моторных испытаний. Так, в группе Е есть испытания, которым легковые масла вообще не подвергаются: это тесты на диспергирующую способность масла в отношении сажи с использованием двигателей Mack T-8E и Mack T-11 и на износ деталей двигателя из-за накопления сажи в моторе Cummins. Кроме того, ведущие производители грузовых автомобилей разрабатывают собственные спецификации, т. е. программы испытаний моторных масел, ориентированные на создаваемые ими двигатели.

Спецификация API выглядит иначе: в ней нет отдельных требований по типу автомобиля, в котором установлен двигатель. Но пока соотношение бензиновых и дизельных моторов в американских легковых автомобилях отнюдь не в пользу дизелей. Не случайно первая буква «С» в обозначениях категорий качества масел для дизельных двигателей внутри спецификации API имеет две трактовки: compression (воспламенение от сжатия) и commercial (коммерческая техника).

Что касается экологических нормативов, то большинство современных двигателей создаются в соответствии с Euro 5, а значит, для них подходят моторные масла Low SAPS – смазочные материалы, композиция которых содержит меньшее по сравнению с обычными маслами количество сульфатной золы, фосфора и серы. Они также подходят для транспорта с экологическими нормами по токсичности выхлопа Euro 4 и ниже.

Владельцы коммерческого транспорта нередко интересуются, есть ли зависимость между грузоподъемностью автомобиля и характеристиками моторного масла. Автопроизводители оснащают грузовики разной грузоподъемности различными по мощности моторами, однако все двигатели модельного ряда спроектированы таким образом, чтобы к ним подходили масла, вписывающиеся в систему требований SAE (по вязкости) и имеющие эксплуатационные характеристики в соответствии с промышленными стандартами (АСЕА, группа Е; API, группа С) либо имеющие допуски самих автопроизводителей.

Замена масла

Производить полную замену масла стоит по пробегу, причем нужно учитывать условия эксплуатации мотора. Если предстоит долгая поездка, но уровень масла достаточен, можно просто взять с собой запасную канистру и долить его в случае необходимости. Однако если с прошлой замены масла прошло уже достаточно долгое время, лучше подстраховаться, чтобы избежать незапланированных остановок посреди трассы.

В случае, если один и тот же двигатель устанавливается на автомобили с различной полной массой, с увеличением массы сокращаются интервалы смены масла.

В экстренных случаях, например, если уровень масла упал до критического значения, можно долить любое моторное масло, однако тогда нужно будет полностью сменить его при первой же возможности, и желательно, если это произойдет не более чем через 300–500 км. Дело в том, что масла от разных производителей, даже те, которые имеют одинаковые допуски, различаются по составу присадок. Так что предсказать нельзя, как два разных моторных масла будут взаимодействовать друг с другом.

Редакция благодарит экспертов компании Castrol за помощь при подготовке материала

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ГСМ Castrol
Основные Средства 04'2013 10 апреля 2013

Комментарии (0)