33 совета по уходу за двухголовой лошадкой (Часть 1)

Рекомендации специалистов по профилактическому техобслуживанию экскаваторов-погрузчиков

Часть 1     Часть 2
Экскаваторы-погрузчики можно с полным правом назвать «рабочими лошадками» многих отраслей промышленности – от строительства до прокладки и ремонта дорог, от коммунальных работ до озеленения и так далее, практически во всех сферах экономики. Особые качества и универсальность этим машинам придает наличие рабочего оборудования сразу с двух сторон, благодаря чему они могут одновременно выполнять функции и погрузчика, и экскаватора. Можно сказать, что у этой «рабочей лошадки» две головы.

Благодаря возможности установки с обеих сторон многочисленного навесного оборудования экскаватор-погрузчик способен выполнять массу самых разных работ. При таком активном использовании, естественно, что эти машины подвержены и более интенсивному износу по сравнению с другой техникой. А интенсивный износ увеличивает потребность техники в профилактическом техническом обслуживании.

Экскаватор-погрузчик – достаточно дорогая техника, вложения в которую должны окупаться. А первым шагом к получению хорошей отдачи от инвестиций является сведение к минимуму времени простоя машины и предотвращение излишних эксплуатационных затрат.

Важное значение графика ТО

Чтобы поддерживать экскаватор-погрузчик (как и любую другую технику!) хорошем техническом состоянии, исключительно важно регулярно проводить профилактическое техобслуживание по твердому графику. Профилактическое техническое обслуживание – это плановое обслуживание машин, выполняемое «для поддержания их надежной работы и предотвращения дорогостоящих незапланированных простоев». При регулярной проверке узлов и деталей машины можно свое­временно выявить неисправности и запланировать их устранение до того, как они приведут к неожиданному отказу машины, простою и ремонту, то есть к незапланированным затратам.

Периодичность профилактического техобслуживания. График и периодичность профилактического техобслуживания экскаватора-погрузчика может основываться на различных параметрах: просто на календарном времени, на наработке в моточасах, а также на результатах диагностики, то есть на реальном техническом состоянии данного узла или системы. Диагностика технического состояния машины производится по результатам анализов проб масла, регулярно отбираемых из наиболее важных агрегатов: двигателя, компонентов трансмиссии и из всех контуров гидравлической системы. Если количество металлических частиц в масле из какого-то компонента резко возрастает, это может указывать на интенсивный износ деталей данного компонента.

Рекомендации производителя машины. Производители всегда указывают в руководствах по эксплуатации рекомендуемую периодичность проведения технического обслуживания. Чтобы избежать поломки компонентов экскаватора-погрузчика, следует строго выполнять эти рекомендации производителя.

Иногда опытные практики думают, что они и сами знают, когда лучше проводить обслуживание машины и можно не выполнять рекомендации производителя. Находятся и «экономные» владельцы, которые считают, что от пропуска одного планового ТО ничего плохого машине не будет, а «экономия» на маслах, фильтрах, прочих расходниках, а также оплате сервисных работ будет солидной. Некоторые пропускают ТО «не со зла», а потому, что горят сроки выполнения заказа. Отдельные «экономисты» выполняют ТО самостоятельно, неквалифицированно, не в полном объеме, зато «дешево».

Излишне говорить, что вся эта экономия оборачивается гораздо более серьезными затратами, когда агрегаты экскаватора-погрузчика начинают ломаться один за другим, машина простаивает, сроки выполнения проекта срываются и т.д. Поэтому технически грамотные специалисты настаивают на выполнении рекомендаций производителей техники. Один из опрошенных нами экспертов выразился очень метко: «Машина и в момент прохождения планового технического обслуживания продолжает вам приносить прибыль».

Соблюдение графика технического обслуживания, рекомендованного производителем экскаватора-погрузчика, позволяет владельцам более точно прогнозировать затраты на владение техникой. И наоборот: игнорирование рекомендованного регламента ТО машины приведет к увеличению эксплуатационных расходов. Ведущие производители тяжелого оборудования размещают график регулярного технического обслуживания прямо в кабине. Так оператору удобнее изучать регламент, чтобы ничего не забыть при выполнении ТО.

Телематика в помощь ТО. Современные технологии телематики позволяют владельцу экскаватора-погрузчика отслеживать в режиме реального времени (а также в форме сводных отчетов) через мобильные устройства и компьютеры подробную информацию о наработке машины в моточасах и производительности, режимах работы и возникающих неисправностях. Телематическая система предупреждает владельца техники о сроках проведения очередного планового технического обслуживания, а это означает, что машины всегда могут поддерживаться в наилучшем техническом состоянии.

Ведение документации, учет

Важными аспектами ТО экскаваторов-погрузчиков являются хорошо организованный учет моточасов наработки машины, количества заправленного в нее топлива, сроков и объ­ема выполненных работ по техническому обслуживанию, использованных расходных материалов. Подобные записи помогут оценить эффективность процесса техобслуживания и выявить слабые места, которые можно улучшить. Ведение учета и документации обеспечивают своевременное проведение профилактического обслуживания наиболее важных агрегатов и систем экскаватора-погрузчика: двигателя, трансмиссии и гидросистемы, а также помогает заранее прогнозировать и предотвращать возникновение неисправностей в машине.

К тому же ведение подробной документации может помочь в оформлении гарантийного ремонта техники и оказывается очень полезным, когда приходит время продавать машину, поскольку является объективным свидетельством технического состояния экскаватора-погрузчика и тем самым повышает его стоимость на вторичном рынке.

Читайте руководство по эксплуатации и таблички

Всем, что работает с экскаватором-погрузчиком: оператору, механикам, занимающимся их сервисом, настоятельно рекомендуется постоянно обращаться к руководству по эксплуатации экскаватора-погрузчика, чтобы изучать все рекомендованные производителем работы по техническому обслуживанию и их периодичность: «Вся информация для правильного проведения технического обслуживания содержится в руководстве», – говорят специалисты, «чем проще выполнить техническое обслуживание, тем больше вероятность того, что оно будет выполнено должным образом». Чтобы упростить работу и выполнение ТО экскаватора-погрузчика, производители помещают на различных частях машины таблички с инструкциями, поясняющими и предупреждающими надписями, таблицами технических характеристик, спецификациями эксплуатационных жидкостей, перечнем точек смазки и другой важной информацией. Кроме того, производители техники выкладывают в интернете множество учебных видеороликов с еще более подробными инструкциями.

Обучение оператора и остальных работников

Оператор экскаватора-погрузчика должен быть хорошо обучен приемам работы на машине, знать, как ее обслуживать, чтобы продлить срок службы оборудования, какие компоненты и узлы в ней нужно проверять, и уметь заблаговременно различать признаки неисправностей. Без надлежащей подготовки операторы могут повредить оборудование или даже травмировать себя и других людей. Вот почему обучение работе с экскаватором-погрузчиком необходимо для каждого оператора, механика или техника, участвующего в его эксплуатации или техническом обслуживании. Дилерские центры лучших брендов оборудования обычно предлагают обучение для всех, кто занимается эксплуатацией или техническим обслуживанием их экскаваторов-погрузчиков.

Подготовка экскаватора-погрузчика к сервисному обслуживанию

Прежде чем начать сервисное обслуживание экскаватора-погрузчика, его необходимо правильно подготовить, чтобы обеспечить безопасность окружающих людей и самой машины.

Остановите экскаватор-погрузчик на ровной горизонтальной площадке. По обе стороны каждого колеса установите противооткатные башмаки, чтобы исключить возможность самопроизвольного движения машины. Максимально втяните телескопические секции стрелы и полностью опустите стрелу, чтобы при обслуживании она не могла резко опуститься и ранить находящихся под ней людей. Выключите двигатель, извлеките ключ из замка зажигания. Отключите аккумуляторную батарею, если не планируется включать электрооборудование машины. В кабине у органов управления установите предупреждающую табличку «Не включать!».

Если при техобслуживании стрела должна быть поднята, следует установить под нее прочные и устойчивые упоры, чтобы исключить возможность внезапного резкого опускания стрелы. Когда стрела находится в поднятом положении, во время технического обслуживания людям запрещается находиться и проходить под ней даже при установленных упорах. После окончания техобслуживания следует запустить двигатель, приподнять стрелу и извлечь упоры.

Ежедневные осмотры машины

Все производители подчеркивают, насколько важно проводить ежедневные осмотры и профилактическое техобслуживание экскаватора-погрузчика. Так вы сможете избежать внеплановых поломок и простоев машины Подробные инструкции о том, как должны выполняться эти работы, содержатся в руководстве по эксплуатации.

Проведение ежедневного осмотра экскаватора-погрузчика входит в обязанности оператора. На экскаваторах-погрузчиках некоторых марок даже размещаются таблички со списком ежедневных работ. «Мне нужно, чтобы мой экскаватор-погрузчик работал весь день; я не могу тратить часы на техническое обслуживание», – рассуждают некоторые операторы и владельцы машин. Им не стоит волноваться. Качественный профилактический ежедневный осмотр машины занимает всего около 15 минут. Но эти несколько минут принесут большую пользу: помогут своевременно выявлять потенциальные неисправности, за счет чего обеспечат минимальное время простоев экскаватора-погрузчика, его постоянную высокую производительность и надежность.

Типовой список ежедневных работ. Эксперты отрасли рекомендуют обслуживать машину утром, перед началом рабочего дня, и по окончании работы. Мы не будем повторять названия одних и тех же работ в описаниях утреннего и вечернего осмотров, однако следует учесть: перечисленные работы необходимо обязательно выполнять либо утром, либо вечером.

Следует обойти машину кругом и последовательно проверить:

  • состояние фильтра системы вентиляции кабины и воздушного фильтра двигателя (по показаниям на мониторе панели приборов или датчика загрязнения на корпусе фильтра); если датчика загрязнения у фильтра нет, необходимо раз в неделю извлекать фильтрующий элемент и проверять его;
  • состояние приводного ремня (ремней) двигателя;
  • состояние радиатора системы охлаждения двигателя, при возможности быстрого доступа – радиатора отопителя и других радиаторов, если имеются, не засорена ли сердцевина мусором;
  • не забывайте сливать конденсат из топливного бака, так как вода в топливе может повредить двигатель;
  • состояние РВД, шлангов, трубопроводов (нет ли подтекания, потертостей) и электрических проводов (нет ли повреждений изоляции, переломов, ослабевших контактов и т.п.);
  • исправность двери кабины и ремней безопасности;
  • работоспособность систем безопасности машины.

Любая неисправность, даже кажущаяся незначительной, должна устраняться немедленно. Это не только предотвратит превращение незначительных неполадок в серьезные, но и будет лучшим способом избежать потенциальных – и дорогостоящих – простоев машины в будущем.

Оператор должен начинать ежедневный осмотр каждый раз с одного и того же места и завершать проверку, обойдя машину кругом, в том же месте, с которого начал, рекомендуют специалисты. При таком порядке проведения осмотра проще заметить какие-то отклонения от нормы и признаки неисправностей, так больше вероятности, что ни одна мелочь не ускользнет от внимания. Основные точки осмотра будут различаться в зависимости от марки и модели экскаватора-погрузчика, но принцип выполнения остается одним и тем же.

По окончании рабочего дня. Почему так важно проводить ежедневный осмотр машины после окончания рабочего дня? Потому что в случае обнаружения какой-либо неисправности можно будет устранить ее до начала следующей рабочей смены и избежать дорогостоящего простоя техники.

Прежде всего по окончании работы оператор должен помыть машину и очистить ее от отложений грязи (а также снега и льда в зимнее время), чтобы можно было увидеть какие-либо неисправности (трещины, вмятины) на деталях. Очень важно очистить машину до того, как грязь на ней засохнет и затвердеет. Чем чище будет экскаватор-погрузчик, тем лучше он будет работать. Затем оператор должен произвести общий осмотр экскаватора-погрузчика, поскольку состояние машины после работы обычно отличается от состояния, в котором она была перед работой. Возможно, в течение рабочего дня машина получила повреждение, изменились уровни некоторых эксплуатационных жидкостей, какие-то детали или узлы машины получили чрезмерный износ или возникло усталостное разрушение. В конце рабочего дня следует проверить состояние рабочего оборудования: например, убедиться, что зубья ковша и режущая кромка надежно закреплены, не поломались и не затупились. Изношенные и вышедшие из строя детали следует заменить.

Обязательно осмотрите ответственные (несущие, подвергающиеся наибольшим нагрузкам) детали конструкции: стрелу и рукоять экскаватора, рычаги стрелы погрузчика. Если вы заметите трещину в краске, это может означать трещину в конструкции или разрушение сварного шва, и это необходимо дополнительно проверить, прежде чем снова использовать оборудование. Убедитесь, что нет чрезмерно изношенных деталей и узлов.

Необходимо проверять давление в шинах и их состояние перед началом рабочего дня и после его окончания. Мусор, такой как мелкий гравий или другие загрязнения, может застрять в протекторе шины и повлиять на ее рабочие характеристики (сцепление, надежность). Правильное давление в шинах способствует снижению износа шин и повышает устойчивость экскаватора-погрузчика; это также снижает утомление оператора при управлении экскаватором. Необходимо проверить, нет ли порезов, и при необходимости заменить шину, для этого всегда нужно иметь шины в запасе.

Проверка состояния и герметичности шлангов, РВД и соединений гидролиний навесного оборудования перед началом рабочего дня и по окончании также очень важна. Как правило, гидравлические РВД рвутся из-за того, что операторы не закрепляют их, оставляя свободно висеть, или прокладывают не так, как было выполнено на заводе. Необходимо прокладывать РВД и закреплять на стрелах экскаватора и погрузчика точно так же, как они были проложены на предприятии-изготовителе. Еще следует убедиться, что все резьбовые соединения целы и надежно затянуты.

Нужно проверить состояние и уровни всех эксплуатационных жидкостей (и долить по мере необходимости): масла в двигателе, гидравлического масла в гидробаке, топлива в баке, охлаждающей жидкости, реагента (DEF) для системы нейтрализации отработавших газов дизельного двигателя и пр. Если обнаружится, что какая-либо эксплуатационная жидкость загрязнена или еще как-то испорчена, ее следует заменить. Необходимо слить воду из топливного фильтра-сепаратора.

Проверить состояние подшипников ступиц колес, шаровых опор, крестовин кардана и поворотных шкворней и при необходимости смазать. Многие операторы вносят смазку перед началом работы, а на самом деле рекомендуется выполнять смазку в конце рабочего дня. Пластичная смазка лучше растекается по узлу, когда машина еще теплая после работы, по сравнению с холодной перед началом смены. Однако, когда бы ни вносился смазочный материал в важные точки экскаватора-погрузчика, главное, чтобы смазка производилась регулярно.

Плановое техническое обслуживание

Как уже было сказано выше, регулярное техническое обслуживание, которое выполняется через определенные интервалы, жизненно необходимо экскаватору-погрузчику (как и практически любой другой технике).

Системный подход. Сначала поговорим не о конкретных работах, а об общих принципах выполнения технического обслуживания. Специалисты рекомендуют применять к обслуживанию системный (или «целенаправленный») подход: при осмотре машины прежде всего следует проверить каждую систему (электрическую, гидравлическую и т.д.) в целом. Затем, если обнаружится система, у которой, по-видимому, имеются неисправности в работе, необходимо последовательно исследовать отдельные компоненты, входящие в состав этой «подозрительной» системы. Используйте этот метод вместо того, чтобы искать неисправность, беспорядочно проверяя компонент за компонентом всех систем машины. Системный подход сэкономит вам время на поиск и устранение неисправности.

Поясним эту мысль на наглядном примере. Многие модели экскаваторов-погрузчиков комплектуются аккумуляторными батареями, «не требующими технического обслуживания». Однако аккумулятор является частью электрической системы экскаватора-погрузчика, и его работа, уровень заряда зависят от технического состояния генератора, электрических проводов, соединенных с аккумулятором, и приводного ремня навесных агрегатов двигателя. Поэтому при ежедневных проверках и проведении планового техобслуживания машины необходимо проверять всю систему электрооборудования в комплексе и ее компоненты.

Теперь рассмотрим по­дробнее, как специалисты рекомендуют выполнять отдельные работы по техобслуживанию экскаватора-погрузчика.

Топливная система. Техническое обслуживание топливной системы двигателя является одной из важнейших составляющих регламентных работ. К сожалению, по мере того, как двигатели совершенствуются, топливные системы становятся всё более чувствительными к воздействию воды и других загрязнений. Топливный фильтр двигателя должен обязательно заменяться через установленные интервалы.

Чтобы предотвратить попадание загрязнений в топливную систему, прежде чем снимать крышку горловины топливного бака, обязательно проверяйте, нет ли грязи на горловине и вокруг нее. Затем наполняйте бак и надежно закрывайте крышку каждый вечер, чтобы предотвратить образование водяного конденсата из воздуха в баке. В случае попадания загрязнений в топливную систему оператор должен слить топливо из топливного бака, промыть топливопроводы, а затем заправить в машину свежее топливо.

В соответствии с регламентными сроками должно измеряться давление топлива в топливной системе, проводиться проверка форсунок и топливных насосов.

Пластичная (консистентная) смазка. Экскаваторы-погрузчики – это машины с большим количеством шарнирных соединений, подвергающихся высоким нагрузкам. У некоторых моделей экскаваторов-погрузчиков может быть более 50 шарниров и других точек смазки, в которые необходимо вводить пластичную смазку. Регулярная (с интервалами, предписанными производителем машины) смазка подшипников, штифтов, пальцев и втулок – первый шаг к обеспечению их долговечности.

Если вы слышите необычный шум, исходящий от какого-либо узла машины, например, от пальцев и втулок шарниров или от подшипников, необходимо срочно проверить люфт в этих узлах, и если величина люфта находится в допустимых пределах, ввести в узел достаточное количество пластичной смазки. В руководстве по эксплуатации машины указывается тип пластичной смазки, которую следует использовать. Обязательно используйте высококачественную смазку, соответствующую диапазону температур, при которых работает машина. Дилер компании-производителя может подсказать, какой сорт смазки лучше выбрать. Не наносите излишнее количество пластичной смазки. Пыль и грязь прилипают к выступающей из шарнира или узла избыточной смазке, и эти твердые частицы могут попасть в шарнир, увеличивая износ трущихся поверхностей. Вышедшие из строя уплотнения, защищающие узлы и системы машины от попадания грязи извне, необходимо заменять немедленно.

Гидравлические, топливные и прочие трубопроводы, шланги и РВД, а также электрические провода должны быть аккуратно проложены и надежно закреплены (на рукояти и стреле экскаватора и погрузчика и т.д.) так, как это было заложено разработчиками экскаватора-погрузчика и сделано на заводе-изготовителе. Особенно надежно защищены провода и трубки у тех моделей экскаваторов-погрузчиков, у которых они проложены внутри профиля стрел. Провода и трубки, как правило, повреждаются из-за того, что операторы прокладывают их не так, как это было сделано на заводе, или вообще не закрепляют, оставляя свободно висеть. Электрические провода и трубопроводы в экскаваторе-погрузчике должны быть защищены от неблагоприятных внешних воздействий кожухами, накладками или панелями. Следует регулярно проверять состояние и герметичность РВД и шлангов, поскольку их разрывы являются одной из наиболее распространенных причин простоя гидравлических строительных машин.

В указанные в регламенте техобслуживания сроки необходимо проверить и убедиться, что давление и расход потока в гидроконтурах сменного навесного рабочего оборудования настроены правильно, чтобы избежать повреждения навесного орудия или всей машины. С установленной периодичностью должны заменяться фильтры гидросистемы, системы вентиляции, регулярно очищаться сапуны и пр.

Приводной ремень двигателя. Как известно, приводной ремень передает крутящий момент от двигателя на навесные агрегаты. От него зависит работа таких компонентов, как генератор (а с ним и аккумуляторная батарея), гидроусилитель руля (а с ним и система рулевого управления машины), система охлаждения двигателя и отопления кабины, система кондиционирования кабины (если установлена).

Долговечность приводного ремня зависит от многих факторов. Важно при подборе ремня не ошибиться с его длиной: короткий или не натянется на шкивы, или быстро выйдет из строя из-за чрезмерного натяжения, чрезмерно длинный будет проскальзывать и также скоро выйдет из строя из-за истирания. Кроме того, при чрезмерно сильном натяжении ремня будут интенсивно изнашиваться и перегреваться подшипники роликов и шкивов, а при слабом натяжении будут недостаточно производительно работать навесные агрегаты: генератор будет вырабатывать меньше тока (и недостаточно заряжать аккумулятор), насос системы охлаждения будет перекачивать меньше охлаждающей жидкости, вентилятор системы охлаждения будет гнать меньше воздуха через радиатор, и в результате двигатель может перегреться, компрессор кондиционера будет создавать меньше давления в системе и т.д.

Даже если длина приводного ремня соответствует спецификации производителя техники, его еще нужно правильно натянуть. Одна из самых распространенных ошибок в эксплуатации – ремень натягивают либо слишком сильно, либо слабо, с провисанием. В процессе эксплуатации ремень растягивается и истирается, его натяжение слабеет. Силу натяжения приводного ремня следует регулярно проверять и корректировать. Все шкивы и ролики, на которые натягивается приводной ремень, должны быть исправными (вращаться без заедания и люфта) и быть в одной плоскости. Перекос шкива или ролика приводит к интенсивному и неравномерному износу ремня.

Кроме того, срок службы приводного ремня элементарно зависит качества материалов, из которых ремень выполнен, и качества изготовления. По­этому специалисты рекомендуют покупать ремни не самые дешевые и у проверенных поставщиков. Учтите: специалисты утверждают, что любой приводной ремень «высыхает» через три года хранения и не прослужит долго. Нужно использовать ремни только со «свежим» сроком изготовления.

Оператор при каждом техническом обслуживании должен проверять состояние приводного ремня: слышны ли необычные звуки при работе (обычно это периодический резкий свист), нет ли на нем поперечных трещин (даже небольшой глубины), расслоения и выкрашивания мелких частиц материала, обнажившихся ниток корда, следов неравномерного (одностороннего) износа, разбухания ремня и следов масла на поверхности. В случае обнаружения признаков неисправности необходимо сразу же заменить приводной ремень, чтобы он не порвался в самый неподходящий момент во время срочной работы.

Взаиморасположение, центровка деталей и узлов, компонентов. Экскаваторы-погрузчики часто работают на пересеченной местности. В определенных ситуациях это может привести к перекосу и смещению одних деталей конструкции относительно других. Хотя в структуре экскаваторов-погрузчиков закладывается необходимая прочность, позволяющая им выдерживать тяжелые нагрузки и неблагоприятные внешние воздействия, исключительно важно следить и регулярно корректировать взаимное расположение и центровку деталей и узлов машины.

Воздушный фильтр следует регулярно (не реже одного раза в неделю) проверять и чистить от пыли и грязи или заменять по мере необходимости. Если экскаватор-погрузчик работает в условиях высокой запыленности или в засушливом климате, обслуживать воздушный фильтр требуется чаще обычного. Если фильтрующий элемент поврежден или загрязнен настолько, что не подлежит очистке, его следует сразу же заменить. В остальных случаях заменять фильтрующий элемент нужно по регламенту.

Прочие работы. Необходимо убедиться в том, что все приборы, системы и функции безопасности машины исправно работают. Специалисты рекомендуют еженедельно проверять работу гидравлического привода телескопической рукояти ковша, состояние вкладышей и осей шарниров, при необходимости устранить чрезмерный люфт между телескопическими секциями; проверить работу системы выравнивания ковша и функции возврата к положению копания.

компании по теме статьи
компании по теме статьи