Зимняя эксплуатация гидромолотов
Факторы воздействия отрицательных температур на гидромолот
Техника для холодного ресайклинга
Обзор российского рынка
Техническое обслуживание отечественных экскаваторов
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
6х6
Шарнирно-сочлененные самосвалы
 1
Сочлененный самосвал – для опытного водителя
Рекомендации по приемам работы на сочлененном самосвале
Поговорим о ремонте шин
Местный ремонт сквозных повреждений бескамерных шин
 1
Под сильным давлением
Карьерные самосвалы БелАЗ
 1
Мониторинг российских производителей тракторов для села в 2010 г.
 2
Южный машиностроительный завод
Пасынок ракетного производства
 13
ГАЗ-560 – русский Steyr
Лицензионный дизель М1 компании Steyr для Газели

«Автоматы» из Казани

В. Мамедов

Еще в середине 90-х годов Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО) приобрело у немецкой компании Voith лицензию на выпуск гидромеханической трансмиссии для автобусов. Поначалу дела с освоением сложного аппарата шли медленно, да и заказов оказалось на него меньше, чем ожидалось. Судя по всему, в последние год-два наметился поворот к лучшему. Сейчас выпуск коробок составляет несколько сот в год и есть все основания планировать дальнейший рост производства.

Устройство коробок передач моделей D851.2 и D863.

Немецкий концерн Voith является машиностроительной компанией широкого профиля. В числе его продукции – гидротурбины, трансмиссии для автобусов, тепловозов, судов, холодильные установки, различное холодильное оборудование. Биография фирмы началась в 1867 г., и сейчас кроме основного предприятия в Хайденхайме она располагает филиалами в Австрии, Бразилии, Индии, Испании, Италии, Канаде, США и Китае, а численность работающих в компании превышает 15 тыс. человек.

С начала 50-х годов Voith – разработчик и изготовитель гидромеханических трансмиссий для городских автобусов, специально конструируемых для работы в тяжелых условиях, для которых характерно постоянное чередование таких режимов, как разгоны, торможения, остановки. К настоящему времени общий выпуск этих агрегатов достиг 100 тыс. шт., а об их популярности среди производителей свидетельствует тот факт, что около 50% всех европейских городских автобусов, оснащенных «автоматами», имеют трансмиссию именно этой фирмы.

Автоматические коробки передач семейства DIWA выпускаются в трех- и четырехступенчатом исполнении. Их масса варьируется от 295 до 335 кг

В нашей стране фирма из Хайденхайма работает с 1986 г. Инициатива по организации производства коробок передач в России исходит именно от нее. Много лет потребовалось, чтобы найти достойного партнера, обладающего опытом выпуска машиностроительной продукции высокой точности. В конце концов, в 1994 г. такой партнер был найден. Им оказалось Казанское моторостроительное объединение, один из крупнейших изготовителей авиадвигателей в России. У КМПО – мощный производственный потенциал, квалифицированные специалисты и высокая культура производства.

Руководство КМПО подошло к началу сотрудничества со всей серьезностью. Была закуплена лицензия, производственные «ноу-хау», специальное оборудование, выделен цех, где поначалу велась сборка коробок из немецких комплектующих. Объектом производства стала трансмиссия DIWA, как самая отработанная и надежная в эксплуатации. Первую партию трансмиссий собрали в 1995 г. и установили на городские автобусы ЛиАЗ-5256. Никаких замечаний в процессе длительных испытаний коробки со стороны эксплуатационников не имели. Постепенно, за последующие 6 лет в Казани было освоено производство почти всех деталей агрегата, за исключением блоков электронного управления, фрикционных дисков и некоторых других.

1 передача (Схема работы автоматической трехступенчатой коробки передач Voith-DIWA)

В 2001 г. производственные мощности КМПО по выпуску трансмиссий составляют 6 тыс. в год, что в будущем может полностью обеспечить автоматическими коробками всю ежегодную продукцию ЛиАЗа, ГолАЗа, КАвЗа и ТМЗ (Москва).

Автоматические коробки передач семейства DIWA представляют собой две модели трехступенчатых коробок (D851.2 и D863) и две – четырехступенчатых (D854.2 и D864). Трансмиссии D851.2 и D854.2 рассчитаны на передачу крутящего момента на входе в 500 – 1 000 Нм, оставшегося – 900 – 2 300 Нм.

Главная особенность конструкции коробок семейства DIWA – возможность передачи крутящего момента двумя потоками: через встроенный гидротрансформатор и три планетарных шестеренных ряда, на первом из которых происходит разделение потока крутящего момента, что позволяет на первой ступени использовать главным образом гидротрансформатор для плавного трогания с места и набора скорости до 40% от максимальной.

2 передача

На второй и третьей ступенях (коробки D851.2 и D863), а также на четвертой (коробки D854.2 и D864) передача крутящего момента идет без участия гидротрансформатора – через зубчатые планетарные ряды. Переключение ступеней происходит автоматически по командам интегрированного блока управления. Наличие «длинной» первой ступени, а также использование гидродинамического и механического способов передачи крутящего момента позволяют добиться минимальной частоты переключения ступеней и обеспечивают достаточно высокий КПД во время всего цикла движения городского автобуса.

Встроенный гидротрансформатор также используется как тормоз-замедлитель (ретардер). В результате значительно повышается безопасность движения и в 3 – 4 раза возрастает срок службы тормозных накладок. При этом гидродинамически, т.е. без использования тормозной системы, происходит более 80% всех торможений. Поскольку контур встроенного гидротрансформатора постоянно заполнен маслом, режим торможения начинается с очень малой задержкой (0,15 – 0,2 с) – гораздо меньшей, чем у отдельно смонтированных ретардеров. Как следствие, даже в трудных дорожных условиях (дождь, гололед, крутые спуски) трансмиссия DIWA обеспечивает плавное и надежное торможение автобуса.

3 передача

Существенное преимущество коробок передач DIWA перед другими трансмиссиями, применяемыми на автобусах, заключено в возможности демпфирования колебаний крутящего момента посредством встроенной в коробку пружинной муфты, через которую весь агрегат присоединяется к двигателю. Еще одно достоинство этих коробок – универсальность: их можно монтировать на автобусах любого типа и в комбинации практически с любым двигателем. Поэтому такие трансмиссии широко используются ведущими автобусостроителями, в частности, Mercedes-Benz, MAN, Volvo, Renault V.I, DAF, IVECO, Scania, Ikarus.

Коробки передач этого семейства очень надежны и долговечны. Их ресурс до первого капитального ремонта составляет около 400 тыс. км. Зафиксировано много случаев, когда они проходили даже свыше 1 000 000 км.

Простота обслуживания – еще одно достоинство трансмиссии. Требуется только своевременная замена масла (через каждые 30 тыс. км) и очистка фильтров. При необходимости разборка и сборка коробки могут быть выполнены в обычной механической мастерской, без применения каких-либо специальных инструментов.

Задний ход

Что касается экологичности, то DIWA обеспечивает работу двигателя автобуса в диапазоне благоприятных (с точки зрения минимальных выбросов) частот вращения коленвала. Коробки малошумные и создают известный комфорт вождения автобуса.

Техническое обслуживание трансмиссий КМПО осуществляется через существующую сеть по обслуживанию авиадвигателей. При этом следует учесть, что специалисты КМПО работают практически при каждом крупном аэропорте в городах России и СНГ. В Москве техобслуживанием трансмиссий Voith занимается также НАМИ.

Немецкая компания собирается в значительных количествах заказывать у КМПО целый ряд деталей для собственных нужд, что предполагает создание в Казани совместного предприятия «Voith-КМПО», которое же будет продавать и обслуживать трансмиссии.

В. Мамедов Основные Средства 02'2002 27 декабря 2004

Комментарии (0)